Такая нам досталась доля

               
               
               
                Стоит деревенька Монастырка вдалеке от больших дорог. Но, кто бывал в тех местах, не может проехать мимо неё равнодушно. Каждый позавидует привольному житью ее обитателей. Было здесь до войны дворов сто, а,  может, сто пятьдесят. Люди дружные, работящие, делились друг с другом последним. Все, как свои. Может, раздолье степное, шелест берез, плавное течение Енисея действовали на характер взаимоотношений монастырцев!? Плыли мимо теплоходы, тянули баржи, давали гудок капитаны:"Привет, деревушка, жива?!" Веселая была деревня, веселый жил в ней народ.               
               
               
                Родилась, крестилась и училась, жила не тужила там девочка Катюша, Екатерина Григорьевна Слюсарь.Все работы пришлось ей перебрать:боронила землю на лошадях, вручную сеяла ячмень, пшеницу.Поспевал урожай, садили их с Марусей Мининой на лобогрейку. Маруся была постарше Кати на тринадцать лет. Одна правит лошадьми,другая сбрасывает вилами ровные кучки в ряды, чтобы можно было вязать снопы. Гоны длинющие, по 1500-2000 метров. Проедут туда-обратно, поменяются местами.  Четыре зимы возили на быках корм с Терского лога, со шпиля. Кате тогда уже пятнадцать лет исполнилось, а её напарницам, трем девочкам, по тринадцать. Иногда прихватит буран, быки идут медленно, а то и вовсе остановятся. Хоть плачь! Или с пути собьются. Кругом такая круговерть, а помирать не хочется! Верховые в таких случаях ищут девчат. Волков в ту пору рыскало по степи много.Страшно, а работу кому-то делать надо...               
               
               
                Однажды отправил их председатель копать оросительный канал Райково-Ташеба-Шалгиново. Старшим назначил Ф.С.Карасева, он пришел с войны по ранению.Работали там целый месяц.Питание плохое. Выдавали по четыре килограмма в месяц овсянки. Тут и грех получился. Спёрли девчонки у парней кусок мяса, быстро сварили, съели и уснули, как убитые. Обессилили совсем. Решили сбежать. Босиком прошли больше ста километров, все ноженьки себе отбили. Мама пожалела, спрятала, наказала на улицу не показываться. Куда там! В четыре утра стук в окно. Рассыльный велел идти к председателю. Василий Степанович Головко пугает ребятишек, кричит на них, кулаком по столу бьет. С него ведь тоже спрос был. Делать нечего, утром уложили пожиточки, потянула их кляча, а они снова пешочком пошли.
               
               
                Победу ждали. Надеялись, что вернутся отцы и братья, и снова жизнь наладится. В тот весенний день все работали на пашне. Вдруг видят, верховой скачет, издалека машет, что-то кричит. Подьехал ближе:"Победа!Замирилася война!Мы немцев победили!" Сразу работу бросили, пошли, побежали домой. Смеялись и плакали. "Я все время думаю,-говорит Екатерина Григорьевна,-если бы дети в войну не работали, что бы было?Страну, армию, госпитали, кто бы кормил? Мы их кормили, хоть сами недоедали.Такая, видно, выпала нам судьба, дано нам это было испытать и пережить."               
               
               
                "После войны потихоньку стали вставать на ноги. В сорок девятом году получили  по тридцать три центнера пшеницы. Мать в ладошки захлопала!Хозяйство нас выручало:корова, теленок, свиньи, овечки. Курам и уткам у нас благодать! И жить бы да жить, умирает мама. Перед смертью просила меня:"Катя, не бросай ребятишек, помоги им подняться!" Свято выполнила она материнский наказ. Помогла всем. Делала свадьбы, давала, хоть небольшое, приданное-теленочка. коровку.               
               
               
                Сейчас из большой семьи живы только она да сестра Надя. "Жили мы в то время с верой в душе, что если будем трудиться, не покладая рук, с голоду не помрем. В шестьдесят пятом году стояло засушливое лето. Погнали  скот в Табат, в тайгу. Там  пасли, доили, а Миша Матвеенко на молоковозе отвозил молоко в Абакан. Мы все одного возраста, дома ребятишки остались, хоть горюй, хоть реви, а ехать надо. Соблюдали очередность:десять дней одни, десять другие. Уговорим Мишу, он нас на ягоду завезет. Наберём.Комаров там тьма-тьмущая.Гоним скот домой, дорогой такой обильный дождик пошел. После этого трава подниматься стала, коровы свою, степную траву, под корень выщипывали. Повеселели мы.В Монастырке была своя ферма. Четырнадцать лет доила я свою группу в 23-25 голов вручную, четыре года-аппаратом. Десять лет ездили в обед на пашню доить кормилиц.Вместе со мной работали Лиза Карасева, Нина, Катя и Мария Падалко, Нина Гуц, Нина Кравченко, Надя Кузьмина. А Катя Букова и Аня Возьмилова были мои задушевные подруги.
               
               
               
                Праздники справляли всем селом. Было у нас семнадцать гармонистов:Николай Никанорович и Сережа Дегтяревы, Сергей Филиппович Карасев, Иван Николаевич Кравченко, Владимир Иванович Попельницкий. Как заиграет гармошка, все запоют и запляшут!Хорошо нам жилось! Причаливала "Заря",куда хочешь-плыви! Любили навещать Каптыревские магазины за рекой, там всё было завалено, запружено товаром. Всем обновы справляли. Радость была. Твердо смотрели в будущее. Крепко работали и деньги хорошие получали. Был нам за труд почет и уважение. Она показала полную коробку медалей и стопку грамот за добросовестный и многолетний труд.Перед самой пенсией семь сезонов отработала на стрижке овец. Обрабатывала 1000-1100голов за сезон. Не отставали от нее Нина Падалко, Таня Галайко, Аля Пилипенко.

               
                У Екатерины Григорьевны есть доченька, она медик в Абакане. Двое внуков, старший-учитель иностранного языка, младший учится на агронома. Дочь зовет к себе, но к городу нужна привычка. А здесь свой дом, огород, сад. С 1983 года живет она в Очурах, но всегда тоскует душа по милой деревеньке Монастырке. Мало осталось в ней народу. "Жить сейчас можно. Чего не хватает?Одеты, обуты.В доме всё есть. Питаются люди хорошо. Иногда прочитаю в газете, что кто-то покончил с собой, думаю, может, трудностей боятся или нервы сейчас такие у людей?"-искренне недоумевает труженица. Ходит она в библиотеку, читает книги. Некогда скучать. Вот только бы здоровье не подводило. Помнит Екатерина Григорьевна всех своих односельчан и шлет им низкий поклон.      
               
                Статья вышла 23 марта 2000 года в газете "Сельская правда".


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Читала, вздыхала... Очень и очень хороший рассказ.
Всё в нём - трудности, беды, радость...

Спасибо. Счастья Вам и радости творчества желаю,

Дарья Михаиловна Майская   26.05.2022 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Дарья Михайловна. Это было поколение наших родителей.

Татьяна Евсюкова   28.05.2022 10:03   Заявить о нарушении