Кое-что об опере. Советские времена

С легкой руки г-жи Черкесовой http://proza.ru/2020/09/03/185 нахлынули воспоминания о Рене Флеминг и других выдающихся певцах, которых довелось услышать.


В нашей семье любили музыку.Помню дубовый объемистый шкафчик забитый пластинками - и не какой-нибудь там винил, а тяжелый шеллак с записями Шаляпина, Вяльцевой, Кето Джапаридзе, даже Плевицкой. Шаляпин был кумиром моих родителей. Возможно, отчасти потому, что в раннем детстве папа дружил с его племянником Игорем, и даже катался верхом на великом артисте, которого он запомнил как веселого светловолосого гиганта с карманами полными пряников и конфет. У нас стоял бюст Шаляпина и в нем хранилась горстка земли с его могилы - моя учительница литературы была знакома с пра-правнуком Пушкина Г.М. Воронцовым-Вельяминовым и ездила к нему в гости в Париж, откуда и привезла драгоценный сувенир моим родителям. Часть земли мама отослала Иоле Игнатьевне Торнаги-Шаляпиной в Москву - они переписывались до самой смерти последней. Не знаю, почему И.И. попросила маму прислать ей эту землю - думается, что у нее должна была быть связь с Парижем. Впрочем, дело происходило в начале 60-х прошлого века - мало ли, что могло быть.  Все это к тому, что оперные арии я слушала с раннего детства.

А вот первый поход в Мариинку оказался крайне неудачным.  Меня повели на оперу Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", но когнитивный диссонанс при виде необъятной немолодой Февронии и коротенького, но не худенького княжича Всеволода оказался настолько велик, что я не только ничего не запомнила, но и на много лет отказалась от посещении оперы вообще. Вероятно, постановка 1958 г. была не слишком удачна, поскольку я ничего не смогла найти о ней в интернете. Впрочем, мое разочарование не помешала мне наслаждаться оперой - я слушала радио и пластинки. Дома была коллекция всех опер, которые выходили на фирме "Мелодия." Только в зрелом возрасте, когда я получила возможность купить абонемент в Метрополитен Оперу, а потом в Оперу Миннесоты я поняла, что никакая, даже самая лучшая запись, не сравнится с живым звуком.
;
Но до Мета надо было еще дожить. К счастью, стали ставить фильмы оперы. Первая опера на экране для меня была "Евгений Онегин", 1958 года. Онегина играл красавец Вадим Медведев, а пел Евгений Кибкало - уникальный по красоте баритон. К сожалению, красота Медведева довольно скоро поблекла - мы жили в одном дворе и через 10 лет после выхода фильма его трудно было узнать. Татьяну играли две потрясающие женщины - невероятная красавица Ариадна Шенгелая и настоящая дива русской оперы Галина Вишневская. Ну что сказать - только смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=odMoa7I_hnU.   

Очень запомнилась "Иоланта", 1963 года: дивное сопрано Олейниченко, бархатный бас Петрова(Краузе), драматический тенор Зураба Анджапаридзе и  все это на фоне прекрасных пейзажей и интерьеров. Краски немного выцвели , но все равно - масса удовольствия: https://www.youtube.com/watch?v=-3v6aTEWlkM.

Малоизвестная постановка "Демона" Рубинштейна  прошла по телевизору почти незамеченной, а между тем Отс(Демон), Ольга Кашеварова (Тамара) и Лемешев(Синодал) достойны внимания и воскхищения ценителей. https://www.youtube.com/watch?v=Vpn3E7pWEBA

Свой первый абонемент на  сезон  Метрополитене я купила в 1990 году за смешные деньги - $72. Конечно, это было место с ограниченной видимостью на галерке, но акустика там прекрасная и меня все устраивало - все равно, более дорогой абонемент я себе позволить не могла. Слышала Пласидо Доминго в "Девушке с Запада" - совершенно незнакомой мне опере. Это он в Ковент Гардене, но за 7 лет он не сильно изменился https://www.youtube.com/watch?v=2qewBuVvSRI. Вообще, этот певец был и остается одним из любимейших.  Запомнилась Дебора Войт в опере "Электра" в роли Хрисофемиды.  https://www.youtube.com/watch?v=-cgPaxBWZGE  Здесь она лет на 20 старше и фунтов на 100 толще, но как говорила одна моя знакомая, бывшая певица "драматическое сопрано и меццо хорошо звучат только в жирном теле". Видимо, Фредерика фон Штаде с этим  не согласна.  Ей было 45, когда я видела ее роли Керубино в "Женитьбе Фигаро
 
В том же году я впервые услышала лирического тенора Ричарда Лича - его прозрачный романтический звук в лучших традициях бельканто сделал меня  его поклонницей , несмотря на других великих теноров того времени https://www.youtube.com/watch?v=LXEkIGBVW5g. В 95 году Лич пел "Мадам Баттерфляй"  с Галиной Горчаковой и это было замечательно.

В сезоне 92-93 года почти все спектакли были хороши, но не могу сказать, что что-то особенно запало в душу. "Мадам Баттерфляй" с  Йоко Ватанабе несколько разочаровала, а может певица была не в голосе. Или  просто роль была для настолько привычна и "запета", что совершенно не тронула. https://www.youtube.com/watch?v=RP6vC83yADc. Конечно, Паваротти и Димитрова в "Тоске" были хороши, но лучше бы я их только слушала. https://www.youtube.com/watch?v=Rb-w06wLeU8. Открытием стала "Семирамида" Россини - в России я эту оперу не слышала. Очень приятное впечатление оставил Барсег Туманян - Ассур https://www.youtube.com/watch?v=s1iM5BsSgAY.

К сожалению, не попала на "Евгения Онегина" с Лейферкусом, Миреллой Френи и Гяуровым, но попала на "Лючию ди Ламмермур" в постановке Франчески Замбелло, которая была сочтена "худшей оперой сезона". Это действительно было ужасно - во-первых, попытка перенести действие оперы в наше время кажется мне совершенно абсурдной. Во-вторых, новомодная феминистская  концепция добровольного ухода в сумасшествие главной героини как способ борьбы с мужской тиранией мне  кажется притянутой за уши. Лючия в моем понимании прежде всего жертва интриг и сходит с ума именно потому, что у нее нет внутренних сил ни для принятия решения, ни для защиты от жестокого мира. Дзамбелло вполне прояснила свои намерения, сказав: «Хотя „Лючию“ принято воспринимать как семейную драму, события которой происходят в социально и политически нестабильный период в Шотландском высокогорье, в более общем смысле — это история психологического террора, эмоционального шантажа, сексуальной политики, происходящая в полускрытом царстве подсознательного».  Не за тем я в оперу хожу, чтобы разбираться в дилетантских потугах на психоанализ. Во-третьих, ужасно раздражали костюмы - все-таки речь идет об определенной эпохе и определенной культуре, а какие-то немыслимые лохматые шубы только отвлекали. И даже прелестное  сопрано Суми Чо не смогла исправить общего впечатления. https://www.youtube.com/watch?v=GPe7zbM-MxY. Публика свистела и шикала. В следующем сезоне оперу сняли после нескольких представлений.

Иллюстрация: Метрополитен опера, Нью Йорк

http://proza.ru/2020/09/08/419


Рецензии
Какой впечатляющий список прослушанных опер! А имена! Можно только позавидовать! Являюсь поклонником драматического театра - БДТ, а в опере давно не был.к сожалению. Буду исправляться. Спасибо за интересный рассказ!

Виктор Кутуркин   16.05.2021 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Тоже любила БДТ при Товстоногове, но в 2006приезжала в Питер, специально ходила в любимый театр и расстроилась - не то.

Елена Каллевиг   16.05.2021 11:24   Заявить о нарушении
Будет время, прочитайте у меня *100 лет БДТ-что дальше?*

Виктор Кутуркин   16.05.2021 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.