Людмиле Кардановой о Черкесском мире и Абхазии

Это моё открытое письмо - ответ тебе на твой отзыв 05.09.2020. Со всем сказанным тобой по поводу моей последней публикации - "Абхазия - окна возможностей и тупики"(http://proza.ru/2020/09/03/1554), трудно не согласиться. Это горькая правда, но ПРАВДА, и от неё никуда не деться.
 
Для себя я решил, что это был действительно последний материал, который обращён к Абхазам инициативно с моей стороны. За семь лет с момента начала функционирования в ФБ группы "Черкесский мир" для них было сделано достаточно многое.

Без ложной скромности чистосердечно могу сказать, что написанного мною хватит для осмысления и возможных практических выводов, как минимум, на два поколения - взрослым сегодня и их детям, а возможно и внукам. Не скрывал и не скрываю, что основной своей аудиторией вижу именно последних – нашу молодежь и ещё, возможно, не рожденных потомков.

Я знаю о ЧЁМ говорю. Утверждать это даёт мне основание не только моё образование профессионального философа и достаточно многообразный жизненный опыт. Отдельно не могу не упомянуть и о том, что касается долга перед предками, памятью погибших, своей совестью. Но это сфера почти мистическая и говорить здесь о ней развернуто я воздержусь.

А вот о чём должен ещё сказать, поскольку это не вошло в мои публикации, это о причинах изменения характера, психотипа братьев-абхазов. Для понимания причин этого нет необходимости использовать сложные методики. Достаточно социологии, самой простой, отражающей то, ЧЕМ занято население Абхазии в плане трудовой деятельности (это уже сделано), а так же некоторых идей Льва Гумилёва, относительно того КАК природная среда, её ландшафт, а значит энергетика, влияют на людей и целые народы.

Сказав «Абхазия!», большинство людей, в том числе, уверен, и самих современных абхазов, представляют себе море, пальмы, горы, запах кофе и шашлыков… Но это к исторической Абхазии и тем Абхазам, которые создали ИМЯ народа не имеет никакого отношения. Поскольку та Абхазия веками была иной. Это два злых гения - принц Александр Ольденбургский и Лаврентий Берия – сделали то, как выглядит Абхазия сегодня.

А до них это был очень суровый край. Край гор, малярийных болот и вечных войн. Суровый настолько (касается это и Черкессии с её горами и долинами вдоль реки Кубань), что здесь не могли выживать даже весьма неприхотливые казаки и русские солдаты ещё во времена Кавказской войны. А Абхазы (как и Адыги) выживали, и не просто выживали, а ЖИЛИ, и создали уникальную Культуру – от земледелия и ремесел, до воинских традиций и даже общекавказской моды, а главное особой системы МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

В этом и секрет того, почему был период, когда Абхазы славились долгожительством. Закаленные в тяжелых условиях гор, с учетом последствий статуса «виновного населения», которому запрещалось жить на побережье, попав, можно сказать, в курортные условия, созданные после присоединения Западного Кавказа к Российской империи, особенно в советское время, они и жили долго.

А потом всё потихоньку сошло на нет – исчезла закаливающая среда, изменилась не только внешняя природа, но и внутренняя, психологическая. И чем дальше по времени, тем больше. В какую сторону шли и идут изменения, полагаю, раскрывать не надо, всё и так налицо. И если такое положение дел сохранится, то в современных Абхазах ничего от их предков не останется, даже славы и доброго имени… Печально это, но, можно сказать, факт.

Где выход? Этому я и посвятил свои публикации. А их ПОНЯТЬ не только не могут, но и не хотят. Расслабуха у одних и погоня за жизнью в «кайф» у остальных – вот современный «абхазский тренд».

И когда называешь нынешних абхазов Черкесами, большинство из них это «ломает» - становится или неуютно, или появляются подозрения с гнильцой, что хотят их затянуть куда-то, лишить чего-то и т.д. А то, что оставаясь в изоляции, обрекают себя на смерть – физическую и духовную – это в голову почти никому не приходит.

Предки нынешних абхазов, то есть НАСТОЯЩИЕ, а не «курортные» Абхазы, даже не удивились бы тому, что их считают Черкесами, потому как это ТАК и было. Разделение, на словах и на деле, всегда было из внешних источников, от тех, кому это было выгодно для покорения и уничтожения непокорных «дикарей». А сами себя наши предки НЕ разделяли, и воевали до последнего в той же Кбааде – ныне Красной поляне…

Абхазы знали, что они не Адыги, они Абаза, как и Абазины, но все вместе для внешнего мира они Черкесы. И не по «экзоэтнониму», а по образу жизни, как воины, рожденные в одном духовном и историческом мире - с ОДНИМ этическим кодексом, воинским ДУХОМ и МИРОВОЗЗРЕНИЕМ.

Этническая граница между Абаза и Адыгами тоже была весьма условна, так как эту миссию исполняли Убыхи, Садзы, а ныне Абазины, часть которых ПО ПРАВУ считает и называет себя «адыгэ». Об этом мною так же много чего написано.

Вот такие наши дела, сестра. О многом, понятно, я здесь не повторяюсь, кому надо, могут всё почитать. Кто ещё настоящий Абхаз, тот поймёт, а кто абхаз, тому этого и не надо...               


Рецензии