Блок. На весеннем пути в теремок... Прочтение

           Александр Блок
                том II
      « П у з ы р и    з е м л и »

6. «На весеннем пути в теремок...»






                * * *   

                На весеннем пути в теремок
                Перелетный вспорхнул ветерок,
                Прозвенел золотой голосок.

                Постояла она у крыльца,
                Поискала дверного кольца,
                И поднять не посмела лица.

                И ушла в синеватую даль,
                Где дымилась весенняя таль,
                Где кружилась над лесом печаль.

                Там – в березовом дальнем кругу –
                Старикашка сгибал из березы дугу
                И приметил ее на лугу.

                Закричал и запрыгал на пне:
                «Ты, красавица, верно, ко мне!
                Стосковалась в своей тишине!»

                За корявые пальцы взялась,
                С бородою зеленой сплелась
                И с туманом лесным поднялась.

                Так тоскуют они об одном,
                Так летают они вечерком,
                Так венчалась весна с колдуном.
                24 апреля 1905







     - «На весеннем пути…», здесь “весенний” – определение притяжательное, то есть это не синоним, например, выражения “радостный путь” или “путь сквозь распускающиеся цветы”, а “путь девочки-весны”.
     Соответственно, в следующем предложении: «Постояла она у крыльца», “она” – это весна.

     Биографическая основа стихотворения таится, скорее всего, в каком-нибудь рисунке Т. Гиппиус. А текстологически, оно – ещё один морок от всё тех же “пузырей земли”, от торжествующих, кривляющихся антагонистов Лучезарной. Которые перекорёживают, перевирают, передразнивают мотивы, эпизоды святого “случившегося”  – «Стихов о Прекрасной Даме»:

                «Ветер принес издалёка
                Песни весенней намек,
                Где-то светло и глубоко
                Неба открылся клочок.

                В этой бездонной лазури,
                В сумерках близкой весны
                Плакали зимние бури,
                Реяли звездные сны.

                Робко, темно и глубоко
                Плакали струны мои.
                Ветер принес издалёка
                Звучные песни твои.
                29 января 1901»

     Весна, в бездонной лазури которой, звенят «звучные песни твои»? Нет, эта, которая нынешняя – “венчается” со старикашкой-колдуном.

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«

     - «И ушла в синеватую даль, // Где дымилась весенняя таль ...» - В "Примечаниях" к II(2) [II(2) - Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. Нечаянная Радость (1904-1906). 2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912.] Блок, поясняя, что «слово "таль" - старое русское>>, встречающееся "еще в XVIII веке - у А. Т. Болотова" (см. с. 558 наст. тома), имел в виду стихотворение Болотова "К весне во время еще первейших зимою талей" (Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С.А. Венгерова. СПб., 1897. Т. 5. С. 116-l17).
    Это стихотворение Блок упоминает в письме к В. Брюсову от 23 февраля 1904 г.: «Я занимаюсь теперь специально записками А.Т. Болотова. Не найдут ли "Весы" возможным напечатать небольшую статейку мою о нем, если я найду  и библиографические и критические материалы о человеке, писавшем стихи "К дерновой канапе" и "К весне во время еще первейших зимою талей"».

    - «.. Так венчалась весна с колдуном». - Мотив венчания в лесу- отзвук языческого обряда бракосочетания в священной роще (Шляпкин И.А. Лекции по истории русской литературы. 3-е изд. Пг., 1915. Ч.1. С. 278, литографированное изд.).
     Шляпкин Илья Александрович (1858-1918)- профессор Петербургского ун-та. Его курс по истории русской словесности Блок слушал в 1902-1903 и 1904-1905 учебных годах.


 


Рецензии