Блок. На весеннем пути в теремок - прочтение
На весеннем пути в теремок
Перелетный вспорхнул ветерок,
Прозвенел золотой голосок.
Постояла она у крыльца,
Поискала дверного кольца,
И поднять не посмела лица.
И ушла в синеватую даль,
Где дымилась весенняя таль,
Где кружилась над лесом печаль.
Там – в березовом дальнем кругу –
Старикашка сгибал из березы дугу
И приметил ее на лугу.
Закричал и запрыгал на пне:
«Ты, красавица, верно, ко мне!
Стосковалась в своей тишине!»
За корявые пальцы взялась,
С бородою зеленой сплелась
И с туманом лесным поднялась.
Так тоскуют они об одном,
Так летают они вечерком,
Так венчалась весна с колдуном.
24 апреля 1905
«На весеннем пути…», здесь “весенний” – определение притяжательное, то есть это не синоним, например, выражения “радостный путь” или “путь сквозь распускающиеся цветы”, а “путь девочки-весны”.
Соответственно, в следующем предложении: «Постояла она у крыльца», “она” – это весна.
Биографическая основа стихотворения таится, скорее всего, в каком-нибудь рисунке Т. Гиппиус. А текстологически, оно – ещё один морок от всё тех же “пузырей земли”, от торжествующих, кривляющихся антагонистов Лучезарной. Которые перекорёживают, перевирают, передразнивают мотивы, эпизоды святого “случившегося” – «Стихов о Прекрасной Даме»:
«Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
29 января 1901»
Весна, в бездонной лазури которой, звенят «звучные песни твои»? Нет, эта, которая нынешняя – “венчается” со старикашкой-колдуном.
Свидетельство о публикации №220090700714