Патография Джона Рональда Толкина

Фамилия английского писателя и филолога Джона Рональда Толкина, придумавшего «хоббитов», имеет и второй вариант произношения – Толкиен. Сам писатель считал, что его фамилия происходит от немецкого слова tollkiehn, которое означает «отчаянно храбрый». (Прашкевич Г.М., Соловьёв С.В., 2015). Однако личность Толкина мало соответствовала его фамилии.

Не будучи атлетом и вообще не отличаясь крепким здоровьем, Рональд (Джоном его почему-то в детстве никто не называл) полностью отдавался учёбе, более того, самостоятельно выучил два отнюдь не популярных языка: англосаксонский и средневековый английский . А затем готский, норвежский, древнеисландский, финский. Но этого ему показалось мало, и он всё свободное время посвящал изобретению новых языков. Подобное увлечение может показаться странным только на первый взгляд. Многие подростки пытаются придумать свой шифр или язык, чтобы их не понимали взрослые, но мало у кого это хобби носит столь систематический характер. Мать будущего писателя пыталась привить мальчику любовь к музыке, но он предпочёл более увлекательное для себя занятие – изучение французского языка и латыни. Видимо, Рональд обладал врождённой способностью к иностранным языкам. Музыка, как и стихи, так и не вошли в круг его художественных интересов, более того, как-то заявил, что «детский хор в церкви, которую он посещает, только портит богослужение». (Уайт М., 2002).

Когда мальчику исполнилось пять лет, умер его отец, когда исполнилось тринадцать, скончалась от диабета (в то время это заболевание лечить ещё не могли) мать. Смерть последней произвела на Рональда сильное воздействие, которое имело отношение к религии. После смерти отца мать перешла в католичество и все родственники, придерживающиеся англиканской конфессии, отвернулись от семьи. Можно понять обиду мальчика на возникшее недовольство родных, которые перестали заботиться о нём. «Глубокая религиозность повлияла на всю его дальнейшую жизнь и карьеру, стала одним из столпов созданной им мифологии и одним из главных источников его творческого вдохновения». (Уайт М., 2002). Смерть матери так подействовала на эмоциональную сферу подростка, что с этого времени у него периодически возникали выраженные депрессивные состояния, во время которых он замыкался в себе и с трудом мог общаться с окружающими.

Мы видим весьма своеобразное формирование личности Толкина, обусловленное не только воспитанием, но и природными (анатомо-физиологическими) особенностями. Как не назвать странным юношу, который по собственному желанию усиленно занялся изучением «мёртвых языков», чтобы только иметь возможность в подлиннике читать древние тексты? Невольно вспоминается теория «врождённой гениальности», того феномена, который мы все называем талантом?

Рональд отличался редким религиозным послушанием. После провала экзамена на стипендию в Оксфорде священник приходской церкви, который исполнял обязанности его опекуна, запретил ему встречаться с любимой девушкой, пригрозив лишением финансовой поддержки. (Напомним, что Рональд к тому времени был круглым сиротой). «Никаких встреч, никаких писем – до полного совершеннолетия! “Три года, - записал Рональд в дневнике. – Это ужасно!” (Карпентер Х. Дж., 2002).

Юноша день в день выдержал этот срок, после чего, снова встретившись с Эдит Брэтт, женился на ней. Но и это радостное событие нельзя назвать совсем уж безоблачным по тем же религиозным соображениям. Во-первых, Эдит была старше Рональда на три года и побоялась остаться старой девой: три года без всякой связи с любимым – тяжёлое испытание. Не имея никаких сведений о Рональде, она обручилась с другим молодым человеком. Эту помолвку пришлось расторгать. Во-вторых, Эдит принадлежала к англиканской церкви, и для замужества ей надо было сменить религию, чтобы обвенчаться в католическом храме. Толкин ненавидел англиканскую церковь, т.к. считал её приверженцев виновными в ранней смерти матери. Его отношение к религии вообще отличалось необыкновенной серьёзностью. «Во многих отношениях Толкиен был почти что фанатичным католиком. Он верил в дьявола; демоны для него были реальностью; и шутить на такие серьёзные темы, с его точки зрения, было бы весьма легкомысленно…» (Уайт М., 2002). Несмотря на все перипетии, брак четы Толкинов оказался очень прочным. Ему не помешал и призыв писателя на фронт, который пришёлся на разгар Первой мировой войны. Толкин мужественно выполнял свой долг до её окончания, хотя долго и тяжело болел сыпным тифом (эту инфекционную болезнь называли в то время «окопной лихорадкой»).

Именно в эти не самые лёгкие годы у Толкина зародился замысел сказочного эпоса на основе «альтернативной реальности Средиземья», который он неторопливо реализовывал на протяжении последующих шестидесяти лет в своих самых популярных произведениях: «Хоббит, или Туда и обратно» (1937 г.) и «Властелин колец» (1954-1955 гг.). Его коллеги удивились, узнав, что «филолог опустился до “банальной беллетристики”», к чему они отнеслись с нескрываемой иронией. (Прашкевич Г.М., Соловьёв С.В., 2015). Романтические фантазии («fantastic fiction») в то время занимали в литературе весьма скромное место.

Толкин сравнительно рано, в 32 года, стал профессором, весь день работал в университете, печатал научные труды и не пренебрегал подработками (рождались дети и семья росла). Но именно «это сочетание художественного дара с талантом лингвиста и позволило ему создать самодостаточную вымышленную культуру». (Уайт М., 2002).

Предполагают, что «Хоббит» рождался из незатейливых сказок, которые Толкин рассказывал своим детям на ночь. Время записывать рождающиеся в голове сюжеты он находил только после десяти часов вечера. Ему помогал тот факт, что по своему биологическому ритму он был «совой». К тому же весьма неторопливой «совой». Чаще всего у него выходило по сто-двести слов за день, а рукопись «Властелина колец», например, насчитывает полмиллиона слов. Будучи трудоголиком и перфекционистом, Толкин часто разочаровывал издателей, которым не терпелось поскорее издать очередной роман его эпопеи, у которой уже появились множество поклонников. Его романы попали на благодатную почву. Молодёжь шестидесятых годов, увлечённая движением хиппи и идеями мира, увидела в его книгах воплощение своих мечтаний. При переписях населения некоторые его поклонники даже вписывали в графу национальность - «эльф».

А Толкин между тем годами (!) неторопливо и спокойно переписывал и улучшал свои тексты, прежде чем дать разрешение на их публикацию. Так, рукопись «Властелина колец», которая уже была готова к редактуре, увидела свет только через пять лет. Напомним, что компьютеров в то время не было и Толкин писал и переписывал свои многотомные произведения обыкновенной перьевой ручкой и только перед отправкой в редакцию перепечатывал двумя пальцами на пишущей машинке. Профессиональным машинисткам он не доверял, т.к. они могли легко запутаться в таких неологизмах, как «Лутиэн Тинувиэль», «Азагхал», «Акаллабет», «Дуртанг», «Айнулиндалэ», «Тангородрим» и т.д. и т.п.

Так что личностные особенности Толкина безусловно влияли на творческий процесс. Не доверял он и своему издателю, считая, что тот «не принимает всерьёз  его великий труд». Но можно понять и редактора. В романах Толкина действовали в основном подростки и совершенно отсутствовали любовные сценами, на которые так падки читатели. Писателя всегда затрудняло описание отношений между мужчиной и женщиной. Безусловно, эти стороны литературного творчества зависели от его старомодности и повышенной религиозности. Толкин, например, считал, что вдохновение к нему приходит только после молитв, которыми он также пытался лечить родных, если тем случалось заболеть. Добавим, что он так и не обзавёлся телевизором, кино и современная политика его совершенно не интересовали: «…ежедневные новости не стоят того, чтобы обращать на них внимание». (Уайт М., 2002).  Писателю вполне хватало его вымышленного мира, в который он с головой и погружался всякую свободную минуту.   

Годы усугубляли своеобразные черты личности писателя: «он становился всё нетерпимей в своих убеждениях, его симпатии и антипатии проявлялись всё резче. Всё больше предметов он находил “вульгарными” и “нелепыми”». (Уайт М., 2002, с. 269). Толкин не выносил журналистов и фотографов и с ростом популярности становился более скрытным, меняя номера телефона, чтобы ему не надоедали поклонники, и удаляя свой адрес из всех справочных изданий.

Приведём мнение Толкина относительно патографических исследований, которое он выразил в одном из писем (1958 г.): «Не люблю сообщать о себе никаких “фактов”… Лишь ангел-хранитель или воистину сам Господь в силах выявить истинные взаимосвязи между фактами личной жизни и сочинениями автора, но никоим образом не сам автор… и уж конечно не так называемые “психологи”». (Прашкевич Г.М., Соловьёв С.В., 2015).

В возрасте шестидесяти восьми лет Толкин вышел на пенсию, но так и остался «человеком не от мира сего». Продолжал работать над «Сильмариллионом», но ещё медленнее, чем раньше, так как у него всё чаще развивались депрессивные состояния.

Свою жену писатель пережил на два года и скончался во вполне почтенном возрасте 81 года. В 2008 г. британская газета «Таймс» поставила Толкина на шестое место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года». В 2009 г. американский журнал «Форбс» назвал его пятым в числе умерших знаменитостей с самым большим доходом.


ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Ключевая фраза, характеризующая личность Толкина в одной из биографий, - «Не желал жить в современном мире». Она объединяет и все прочие патохарактерологические особенности: изобретение новых языков, фанатичный католицизм, трудность в общении не только с сотрудниками, но и с близкими людьми. Эти черты свойственны шизоидному расстройству личности.

***
Опубликовано в журнале «Наша психология» №1, 2015-2016 гг.


Рецензии
Интересные биографические факты о такой знаменитости. Однако со мной ему не повезло: не привлекает такая ни литературная, ни кино мистика. Что тот же Гарри Потер. Возможно это мне не повезло.

Владимир Прозоров   29.09.2020 10:47     Заявить о нарушении
Согласен с Вами. Тоже ничего из этого не читал, но некоторые серии фильмов смотрел. А статья написана, как обычно, по заказу. Моё дело: написать близко к правде и интересно. Если Вам понравилось, значит уже не зря работал.
Спасибо за отзыв.

Александр Шувалов   29.09.2020 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.