Этюды в налоговых тонах -1

УДИВИТЕЛЬНОЕ
РЯДОМ

     Пролог: о налогах
     и лесных фиалках

      В кафешке  «12 стульев» областного центра, куда заглянул после работы на кружку пива, в вазочках на столах удивили букеты лесных фиалок:
     - Откуда у вас столько фиалок? - поинтересовался у барменши.
       Та,  взглянув на цветы, недоуменно пожала плечами:
    -  Не помню, принес кто-то. Из леса, наверное…
       Да знает ли эта горожанка, что на лесной полянке размером с ее кафе
можно найти в лучшем случае три-четыре цветущих фиалки? Тогда как здесь  – букеты на каждом столике.
      
       Удивительное, оказывается, может быть рядом. Только не все его  видят. Как те букеты лесных фиалок на столике городского кафе. А оно, необычное, встретит и поразит,  изменив ход событий.
     - Вы когда свой роман закончите?- поинтересовалась на днях коллега по отделу работы с налогоплательщиками инспекции № 10, что в городе Твери,  Надежда Николаевна, пригубив рюмку на проводах в отделе очередного коллеги-отпускника.
      В этом отделе тружусь второй год, придя  сюда, по выходе на пенсию, из областного налогового Управления, где проработал 17 лет, формируя имидж молодой тогда налоговой службы региона. Собирался завершить налоговую карьеру и посвятить досуг литературному творчеству, да поступило  предложение, от которого трудно было отказаться: поработать в инспекции временно, пока сотрудница отдела в декретном отпуске. Почему бы нет? Тем более, дело знакомое, а опыта и творческого задора не занимать. Так и оказался в рядовой налоговой инспекции на «декретной» должности заместителя начальника отдела рабогы с налогоплательщиками. Считай, на переднем крае обслуживания  кормильцев местного, регионального, да и федерального бюджетов тоже.
     - Какой роман? - удивился я.- Его еще начать нужно...
     - Да ладно вам!- не согласилась она.- Ведь  пишите все что-то, пишите...
      
     Вот и подумалось тогда, в год 20-летия налоговой службы  России, а почему бы, собственно,не оформить свои записки в  налоговых тонах?   
     Имею полное право взглянуть на проблемы нового коллектива, испытанные за год, а с ними и службы в целом, как бы со стороны, свежим, но искушенным взглядом, изложить впечатления в виде  эссе «На декретной должности»  или, скажем,«Жизнь после жизни» (полагал, что  завершил, став пенсионером, трудовую биографию и вся жизнь, считай, за плечами. Но в новом качестве она, как оказалось, и вовсе с чистого листа начинается! ) - чем не букет нежданных лесных фиалок на столике кафе?
      К тому же о налоговиках, по сути, в печати еще не сказано, да и кто из  журналистов лучше меня эту жизнь не со стороны знает? Карьеру в налоговой пресс-службе опытным журналистом начинал еще в прошлом веке, в 90-е годы, с приставного стула референта в кабинете отдела контроля  тогда еще Госналогинспекции по Тверской области.
 
      С размещением в отделе контроля, наверное, повезло, поскольку сразу  окунулся в живой налоговый источник, постигая в общении с коллегами   новые для меня понятия, ситуации, термины.

      - Первым делом баланс открыжить, - поучал молодежь вчерашний ревизор КРУ (пугающая аббревиатура контрольно- ревизионного Управления) и сегодняшний главный контрольщик  отдела Анатолий  Семенович Лебедь, - свести дебет с кредетом.
      - У них, Семеныч,пеня набежала,  а они упираются...
      - Ну и что?  Пеню начисляй тоже.
      
     Успел понять, что у Семеныча две страсти – контрольная работа и шахматы. И в каждом из этих устремлений он подлинный профессионал. Залюбуешься, как управляется  с бухгалтерскими счетами при проверке того же баланса: не костяшки  мелькают под пальцами, а пуговки на баяне – играет, да и только! За шахматы с ним в обеденный перерыв тоже не садись - не отстанет, пока не выиграет! А выигрывает как минимум три партии из четырех у любого соперника.
    
   Вместе с коллегами по отделу во главе с Лебедем выезжали в районы области на проверки, присматривался к формам и методам налогового контроля, поведению налогоплательщиков.

     ШИЛО НА МЫЛО

     Выездные проверки  в те  годы походили на  игру в «кошки-мышки»: одна сторона пытались уличить другую в уходе от налогов, а те из плательщиков, кому удавалось выскользнуть из налоговых сетей, чувствовали себя  едва ли не героями своего времени. Так, по крайней мере, воспринимали их коллеги по бизнесу, считавшие делом особой доблести и геройства оставить в ходе поверок  молодую налоговую службу «с носом».
     Не успеют налоговики из области появиться в райцентре, а торговые палатки местных предпринимателей  уже закрыты: в одних болен хозяин, в других уехали за товаром, а по третьим и объяснений получить не у кого. Там же, где удается сделать контрольную закупку, кассового чека обычно не выдают – кассовый аппарат сломан. Ценников на многих товарах тоже нет – не успели их вывесить. А по некоторым наименованиям товара нет  накладных – они, мол,  у хозяина, а того днем с огнем не найти. Продавец оказывается крайним, поскольку протоколы контрольной закупки и последующей проверки подписывать ему. Слезы, оправдания, а то и угрозы проверяющим. Не случайно отдельные проверки проводились совместно с налоговой полицией как средством физической защиты налоговиков,  а необходимость в услугах полиции отпала лишь спустя годы.

    Характерный штрих того времени: предприниматель, сдавая на регистрацию в налоговую инспекцию только что появившийся в обиходе контрольно-кассовый аппарат с фискальной памятью, забыл изъять из представленных в инспекцию документов рукописную инструкцию пошаговых действий, позволяющих обойти фискальную память машины...

     Президент страны Борис Ельцин принародно обещал улечься на рельсы, если экономика в ближайшие месяцы не пойдет в гору. Но экономика  о таком заявлении, скорее всего,  не знала, поскольку идти в гору не торопилась. Повсеместно процветал бартер, когда за  поставки, скажем,  бензина платили кирпичом или цементом, а зарплату на предприятиях выдавали в лучшем случае  своей продукцией – тарелками, носками, а на селе - навозом с животноводческой фермы.  Повсеместно возникали забастовки, митинги и пикеты, голодные шахтеры стучали касками об асфальт, а забытые государством пенсионеры перекрывали, взявшись за руки, движение  поездов.
     А в столице России из Белого Дома неопознанные лица беспрепятственно выносили коробки, набитые бесхозной  валютой...

      Вот и собирай в казну налоги, выполняя при этом доведенные до каждой налоговой инспекции так называемые бюджетные назначения (а позже - индикативные показатели) - по сути, осуждаемые официально плановые экономические показатели советских времен.

     ВЕЛИКА РОССИЯ!

     Первой русской помещицей нового времени, как сообщалось тогда прессой ( газета «Комсомольская правда» № 124 от 06.07.2004 г.) стала жена столичного мэра Юрия Лужкова – официальная миллиардерша Елена Батурина, президент компании «Интеко».
     Через своих людей она скупила у крестьян землю в  Белгородской области по 20 тыс. руб. за каждые 5 гектаров. В том числе знаменитое Прохоровское поле, где в 1943 году прошло известное танковое сражение, решившее исход великой войны.

    Олигархи завезли на село суперсовременную технику, которая заменила все 30 прежних колхозных трактора и обеспечила работой с высоким достатком двоих механизаторов, лишив при этом куска хлеба остальных 28 «панфиловцев» - бывших колхозных трактористов. Традиционных буренок пустили под нож, заменив их на упитанных австрийских и датских коров с электронными чипами в ушах. В механизаторы и доярки здесь принимают по конкурсу.

    А крестьянину заявили прямо: извини, дорогой, социализм с человеческим лицом кончился! Вопрос ставим ребром: либо ты продаешь свой земельный пай и участвуешь в конкурсе на место тракториста или доярки, принимая правила жизни при капитализме, либо тихо спиваешься на своем невспаханном огороде! Здесь вам не колхоз: бесплатной техники для вспашки огородов больше не будет, как и машины в город на случай болезни, похорон или свадьбы. Ни общих собраний, ни жалоб районному начальству: собственник решает все так, как ему вздумается. Компания вложила в проект свыше 20 млн. долларов, а потому для нее превыше всего возврат капиталов с известной лишь ей долей прибыли!
   
     Вот и вспомнишь слова политрука Клочкова на танковом рубеже под Прохоровкой: «Велика Россия, а отступать некуда!».

                *  *  *
     Президент страны, к счастью, в те годы на рельсы не лег и дожил в почете и достатке до глубокой старости, передав бразды правления и развал экономики своему преемнику. А поскольку нам, налоговикам, как государевым людям, участие в политической жизни страны было противопоказано,  в душе подспудно  вызревали  горькие  строки, которые исполнял в узком дружеском кругу под гитару:

Я тобой не горжусь:
Ты не той стала, Русь!
Над тобой воронье,
Правит бал лишь жулье -
Воронье, воронье,
Одолело тебя воронье!

На просторах твоих
Смолкли песни и стих:
Лишь кружит воронье,
Да жирует жулье,
Воронье, воронье,
Окружило тебя воронье…

Стали все господа-
Неизвестно когда.
Да забыли, что есть
И Отчизна и честь!
На столбах-проводах воронье,
А  в умах и делах - вранье…
Воронье, воронье,
Лишь кружит над тобой воронье!

Где же твой Пересвет –
Ждем его много лет.
Ведь в героях Плохиш-
Не Мальчиш -Кибальчиш!
Воронье, воронье,
Одолело тебя воронье!

Ты проснись, оглянись,
И от сна отряхнись!
Вспомни песню и стих-
Он еще не затих…
И тогда улетит воронье
И попрячется в норы жулье!
Воронье, воронье –
Сгинет прочь от тебя воронье!

      (Продолжение следует)

Фото из интернета


Рецензии
Доброго времени суток, Владимир!
Где-то в конце девяностых годов, если мне не изменяет память, руководитель налоговой службы России ( никак не вспомню, то ли Кох, то ли Босс?) пригласил на беседу ведущих писателей страны и предложил им, в целях популяризации работы налоговой службы, попробовать написать что-то о работе налоговых инспекторов. За понравившееся ему произведение было обещано солидное вознаграждение и всяческая поддержка в публикации оного. Встречу эту даже показывали по одному из главных каналов телевидения. Насколько знаю, "инженеры человеческих душ" предложение главного нологовика встретили без энтузиазма, и идеей прославления налоговой службы никто из писателей не "забеременел".
Ты будешь первым, Владимир, кто встал на эту непротаренную дорожку. Кстати, этот Кох, то ли Босс, пробыл в должности руководителя налоговой службы недолго и сейчас, вроде бы, за границей обосновался. Так что, вопрос с обещанным вознаграждением - увы! - отпадает. Но я знаю, что ты, Владимир, альтруист и бескорыстно напишешь интересную вещь. Так что будем ждать продолжения твоей работы.
С неизменным уважением,

Сергей Пивоваренко   14.09.2020 18:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей, за внимание к новой теме и ее творческое осмысление!
Да, был в 90-х годах такой шеф налоговой службы России - Георгий Босс,
которого позже сменил Александр Починок. А Босс возглавил налоговую службу
в Калининграде.
Не слышал про его обращение к "инженерам человеческих душ" и о реакции
этих душ на заманчивое предложение, но вот в отношении опытных
журналистов молодая налоговая служба России поступила весьма мудро: их
просто пригласили в штат новой службы для формирования ее положительного
имиджа...Так и я оказался в те годы штатным налоговиком, о чем и пойдет
речь в моих "этюдах в налоговых тонах".А через десяток лет, когда служба
(и с нашей помощью тоже) твердо стала на ноги,нам на очередном столичном
семинаре открытым текстом заявили:" Спасибо, ребята, вы нам здорово
помогли!Но теперь налоговой службе России услуги журналистов больше не
нужны..."

С уважением и теплом - Володя

Владимир Федулов   18.09.2020 20:03   Заявить о нарушении