1937 год. Могло быть и так

 Первое мая 1937-го года, девять часов пятьдесят минут, Красная площадь. Члены правительства во главе со Сталиным поднимаются на трибуну мавзолея. Звук фанфар возвестил о начале парада. Нарком обороны Ворошилов на вороном коне объезжает парадные расчёты. Звучит праздничная речь. Движение парадных коробок. В общем всё как всегда. Кроме одной маленькой детали, которую никто не заметил. Никто, кроме Ворошилова. Держа руку у козырька, нарком повернулся к Будённому:  «А где академики?». Семён Михайлович, повертев головой, ткнул пальцем: «Да вот же они, подходят».

 Парадная коробка, состоящая из слушателей военной академии имени Фрунзе, вопреки обыкновению, в этот раз почему-то двигалась последней.
 Дальше произошло следующее. Проходя мимо правительственной трибуны, сводный батальон академии резко повернул направо и, сминая линейных, окружил мавзолей.  Сотрудники НКВД, стоящие в охране, были мгновенно разоружены. Сталина, и членов политбюро увели с трибуны. Всё это произошло в течении  пяти минут. Публика, пришедшая на парад, ничего не успела понять. Многие ожидали проезд военной техники. Вместо этого они увидели как несколько танков «БТ» и бронеавтомобилей промчались через площадь и замерли у храма Василия Блаженного. Остальная техника осталась стоять у исторического музея. Красная площадь оказалась запертой.

Через некоторое время на трибуне мавзолея появился полноватый человек в военной форме.  Он подошел к микрофону: «Товарищи! Я маршал Советского Союза Тухачевский. В виду чрезвычайной ситуации  парад и праздничную демонстрацию объявляю завершенными. Прошу сохранять спокойствие. Слушайте радио. В шестнадцать ноль - ноль состоится  обращение к советскому народу. С праздником Первомая, товарищи. Прошу расходится по домам».
В это  время подразделениями московского гарнизона уже были заняты здания  наркоматов, а также почты и телеграфы.

В четыре часа дня по радио выступил председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин. Голос всесоюзного старосты заметно подрагивал:
«Граждане и гражданки Советского Союза. Товарищи командиры Красной Армии, красноармейцы и краснофлотцы.
В стране сложилась нетерпимая обстановка. Преступная клика во главе со Сталиным-Джугашвили узурпировала власть. Произошло значительное отклонение от ленинского курса. Советская власть подменена властью партийных чиновников. В то же время многие, настоящие большевики-ленинцы арестованы и находятся в лагерях НКВД, либо расстреляны. Арестованы и расстреляны многие герои революции и Гражданской войны. Арестованы по надуманным обвинениям  и содержатся в лагерях многие честные граждане. В стране царит атмосфера страха и доносительства. Всё это не способствует укреплению первого в мире социалистического государства. Так дальше продолжаться не может. Обстановка требует коренных изменений, наведения революционного порядка. Поэтому с сегодняшнего дня власть в стране временно переходит к военно-революционному комитету во главе с маршалом Советского Союза, товарищем Тухачевским Михаилом Николаевичем. На местах также будут созданы  республиканские, краевые, областные и районные военно-революционные комитеты. Власть этих комитетов сохранится до октября этого года. В октябре, в канун двадцатилетия Великой Октябрьской Революции, будут проведены выборы в местные органы советской власти. О точной дате проведения выборов будет объявлено дополнительно.
Товарищи рабочие и колхозники, товарищи инженерно-технические работники, деятели искусства, воины рабоче-крестьянской Красной Армии и рабоче-крестьянского Красного Флота прошу вас соблюдать революционную дисциплину, и продолжать работу на благо нашей социалистической Родины.
Дело Ленина будет продолжено».

А дальше... А что могло быть дальше?


Рецензии
Уважаемый Юра! Любопытная публикация.
А если кое-что о М.Н. Тухачевском (из достоверных источников):
-----------
"В 1914 году подпоручик Тухачевский назначен заместителем командира 7-й роты гвардейского Семеновского полка. Но грянула война, и роту вместе со всем полком отправили на фронт.

Тут с Мишей приключилась первая настоящая странность. 19 февраля 1915 года у деревни Пясечно под Ломжей немецкий штурмовой отряд ночью обошел с тыла позиции роты, снял часовых и всю роту вырезал. Ротный Веселаго был изрезан штыками, получил более 20 ран и был опознан только по Георгиевскому кресту. Остальные бойцы были убиты… А подпоручик Тухачевский весь бой… проспал в блиндаже. И попал в плен в не испачканном даже мундире, как стеснительно отмечали его биографы – то есть не использовав всех возможностей к сопротивлению. Странно, не так ли?

Условия в германском плену в Первую Мировую сильно отличались от условий Второй Мировой. Солдат держали в бараках (где содержание было вполне пристойным), а офицеров селили в общагах – с правом выхода в город, под их честное слово не убегать до официального освобождения. Миша такое слово тоже дал – и тут же попытался сбежать. Его поймали, а других офицеров после его побега переселили из общаг в бараки, чтобы не бегали…

И тут новая странность. По немецким законам военнопленный за побег отправлялся в тюрьму, так как это считалось уголовным преступлением. Миша же этой участи избежал аж целых четыре раза – именно столько раз он пытался бежать. В конце концов его таки посадили в тюрьму, где он познакомился с будущим президентом Франции Шарлем Де Голлем, имевшим на тот момент в активе всего одну неудачную попытку побега. Кстати Де Голль потом пытался бежать еще раз пять – но все неудачно. Даже за ворота ему выбраться не удавалось.

По воспоминаниям других пленников Миша был ярым монархистом. И вдруг с середины 1917 года стал заявлять что он – убежденный ленинец и марксист (хотя едва ли читал самого Маркса). Это при том, что в 1917 году большевиков и Ленина открыто называли немецкими шпионами, а их партию считали маловлиятельной. И вдруг будущий маршал стал ярым большевиком. Хотя с политической системой России 1917 года он просто не мог быть знаком, раз сидел в плену вплоть до сентября того же года. Но дальнейшие детали его биографии еще странней.

В сентябре Тухачевский бежит из военной тюрьмы в пятый раз. И побег удается. Странно тут даже не то, что не в пример Де Голлю ему улыбнулась такая удача, а то, что это произошло аккурат перед событиями октября 1917 года. Он как-то хитро материализовался в расположении своего Семеновского полка, где никто не стал вдаваться в подробности того ночного боя у деревни Пясечно… Миша тут же уходит в отпуск – и где-то шляется до марта 1918-го года. При этом его успевают избрать ротным и вручить ему капитанские погоны…

Почему дворянин и гвардеец Семеновского полка пошел к большевикам – загадка из загадок. Его прижизненные биографы объясняли это "идейными соображениями". Но из всего вышеизложенного напрашивается нечто другое – если вспомнить, что немцы через Ленина и большевиков желали завалить Россию…

Сперва Тухачевский крутился вокруг фигур второго плана – пролеткультовцев, интеллигентов, стоявших ближе к Троцкому, чем к Ленину. Те и рекомендовали его "вышестоящему" патрону – после чего начался настоящий взлет "товарища Тухачевского".

Сначала по рекомендации видного большевика Валериана Куйбышева, по молодости тоже согрешившего учебой в кадетском корпусе и в Военно-Медицинской академии, Мишу назначают на хлебную (особенно в период мобилизаций) должность военкома Москвы.

Более того, его, дворянина и бывшего офицера-гвардейца, то есть трижды классового врага, сразу принимают в ВКП(б) без всякого испытательного срока. И Троцкий уже в августе 1918 года доверяет ему целую армию! Это при том, что к середине 1918 года недостатка в военспецах Красная армия не испытывала. На ее стороне воевала элита бывшей русской армии, от Брусилова и Шапошникова до Бонч-Бруевича (брата известного большевика-ленинца и начальника военной разведки Российской Империи). Генералов и полковников с академическим образованием хватало по три-четыре штуки на каждую армию. Но 1-ю армию Восточного фронта почему-то доверяют именно Тухачевскому, прослужившему в общей сложности менее года. Это как если бы сейчас поставили командовать военным округом лейтенанта…

Воюет он, несмотря на то, что его штаб был "усилен" военспецами, хреново. Под Симбирском его дубасит Каппель, и Тухачевский вместе с его армией удирает на 80 верст от малой Родины Ильича... Колчаковцы бьют его в хвост и в гриву… И только общий развал в рядах белых, утративших всякую поддержку населения, позволяет Тухачевскому торжественно "освободить" брошенный белыми Симбирск. После чего его рекомендуют на должность комфронта.
Прославился же он не военными подвигами, а вводом в своих частях античной децимации – расстрела перед строем каждого десятого бойца и командира отступившего подразделения.

Потом был поход на Кронштадт, за который Тухачевский получил орден – и война с тамбовскими мужиками при помощи химического оружия. А вот Польскую войну он бездарно слил. Искал врага, но не нашел, зато враг нашел его. И разгромил. Более 60 тысяч красноармейцев не вернулись с той войны, а более 80 тысяч попали в плен…"
---------
С наилучшими пожеланиями.

Александра Вежливая   18.06.2023 14:41     Заявить о нарушении
Да, всё так, Александра.С биографией Тухачевского я знаком. Недавно смотрел "Крылья империи". Там что-то похожее происходит с главным героем, офицером, даже вроде князем. Убежденный монархист, адъютант Великого князя Михаила. И вдруг в его сознании происходит крутой поворот. Одна беседа с Троцким, и убежденный монархист становится убежденный большевиком, и даже, по поручению Троцкого, хоть и не формально, возглавляет советскую делегацию на сепаратных переговорах с Германией.
Вот такая метаморфоза произошла с Тухачевским.
Военноначальник из получился,или нет. А вот каратель вышел отменный. И действительно, с какой стати этому дворянчику испытывать сочувствие к быдлу, тамбовским мужикам и кронштадтским матросам. Спасибо.

Юрий Гладышев   18.06.2023 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.