Что общего между словами василёк и василиск

Введение

В этимологии слова бывают такие перекрёстные связи, что разобраться в них очень трудно, например, слова «василёк» и «василиск» фонетически близки, но формально смысловая связь в них не наблюдается, разве что по цвету. В этом мы и будем разбираться, используя мой метод [2].

Этимология

Василёк
«Василёк (Centaurea), род травянистых растений семейства сложноцветных. Соцветия (корзинки) со щетинистым цветоложем и трубчатыми, разнообразно окрашенными цветками (пурпуровыми, розовыми, голубыми, жёлтыми и др.); краевые из них бесполые, иногда увеличенные и тогда, большей частью, трубчато-воронковидные. Более 550 видов в Евразии, тропической Африке, Северной и Южной Америке (Чили), 1 вид в Австралии; наибольшее число представителей - в средиземноморских и переднеазиатских странах. В России около 180 видов; широко распространены (кроме Крайнего Севера) В. синий (С. cyanus) и В. луговой (С. jacea). В. синий - сорное, но вместе с тем медоносное и лекарственное растение. Некоторые В. разводят как декоративные.» [БСЭ]

 

Рис. 1. Василёк садовый

«ВАСИЛЁК, -лька, м. Светло-синий полевой цветок-сорняк, растущий во ржи и других злаках.» [ТСОШ]
«ВАСИЛЕК м. растение семейства сложноцветок. Сеntaurea Cyanus; черлок, блаватка, лоскутница, волошки, синовница, синецветка, синюха; она глушит ржаные поля. Есть до десятка русских видов этого рода, частию близких к репейнику и чертополоху. Василек в Малороссии волошка, а василек или душистые васильки, зовут там растение из семейства мят, Ocimum Basilicum, базилик, душки. | Растение Salvia dumetorum. | Василек малый, см. золототысячник. | Васильки рогатые, Delphinium Consolida, секирки, комаровы носики. | Васильки дикие? Lythrum salicaria, плакун. | Василек болотный, Swertia obtusa, зверобой горский. | Василечки полевые? Calamintha Cenopodium, пахучка, малая душица, шаружник, матерник, постельница. Васильковый цвет, густо-голубой, ярко-голубой, самый чистый голубой. Василиса ж. вят. растение Gentiana cruciata, лихоманник, соколий перелет, толстушка, ископыть, козак, семиугодник, уразная, лиходей, петров крест, сердечная. | См. горечавка. Василиск м. дракон, змей; вид гребенчатых американских ящериц. Из петушьего яйца высиживается василиск, суеверье. Василисник м. растение Thalictrum, заплиса; виды его: Thalictrum angustifolium, рутвица, чирейник, яловник; Thalictrum flavum, сузик, лапута? мотренка, вередовец, живительная, золотуха, луговая рута; Thalictrum majus, золотуха, серебрянка, падучник. Василия-капельника, на севере, день 7-го марта; на юге, 28 февраля; начинает капать с кровель. Выверни оглобли. Закинь сани на поветь. Медведь встает. Василия-свинятника, Васильев день, авсень, Новый год, 1 января. Васильев вечер канун нового года; щедрый вечер; на юге 1 января щедруют, посыпают хозяина житом, желая обилия; авсень, таусень, гаданья разного рода. Свинку да боровка для Васильева вечерка. В Васильев вечер свиную голову на стол. Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод. Садоводы встряхивают яблони, для урожая. Ведьмы скрадывают месяц, южн. Дня прибыло на куриный шаг. Новый год первый час дня набирает. На Василия теплого (22 марта) солнце в кругах - к урожаю. На Василия Парийского (12 апреля) весна землюпарит. Василий Иванович, каз. почетное прозвище всякого чувашина. Кто стучится? - "Я, Василий Иванович,"- отвечает чувашин. Что надо? - "А поп Васька дома? его надо". На Василиска (мая 22) не пашут, не сеют, а то уродятся одни васильки. Васька, обычная кличка козлов и котов. Машка коза, да Васька козел. Васька идет, бородою трясет. Васильевская присяга, очистительная, по установлению православной церкви, с колокольным звоном. Горе тому, кто идет (на Васильевскую присягу), а вдвое тому, кто ведет. Горе идущему, а вдвое ведущему.» [СД]
«Греч. происхождение предполагает значение "царственный", что не имеет смысла. На самом деле в греч. из рус., где оно от ар. ;;;; вис;а:л"соитие", калька с рус. синий (см.), которое от обратного прочтения ар. ;;; йинс (гинс) "секс".  См. по теме синий чулок, синий, Китай.» [ЭСВ]
«В качестве названия рода Карл Линней выбрал латинское название растения, centaurea (женский род от лат. centaureus — относящийся к кентаврам); согласно древнегреческому мифу, растение было так названо после того, как с его помощью кентавр (лат. centaurus от греч. ;;;;;;;;;) Хирон исцелился от яда Лернейской гидры. По другой версии, это название, бывшее в ходу ещё при Гиппократе, образовано от греч. ;;;;;; — колоть и ;;;;;; — бык и означает «колющий быков»» [ВП]
Василёк в качестве сорняка растёт во ржи, которая, в свою очередь, тоже является сорняком, растущим в пшенице.
Рожь – secale > sornjace – сорняк (слав.)(редукция r/l, пропуск n)
Василёк – vasilec > vo-sornjac – во-сорняк (слав.)
Centaurea > chertovija –  чёртовый (слав.)(редукция ch/c; замена r/n, j/r), иначе, «чертополох»
Корневое слово от «василёк» - во-сорняк (слав.)
Корневое слово от латинского термина «василёк» - синий сор / рожь (слав.)

Василиск
«Васили;ск (от др.-греч. ;;;;;;;;;; — царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) — существо, упоминаемое в различных источниках.
В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку.
В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.» [ВП]
Образ василиска в сочетании петуха, жабы и змеиным хвостом, вероятно, говорит о философском сочетании трёх стихий, огня, воды и земли в умах древних мыслителей.

 

Рис. 2. Поединок хорька с василиском [ВП]

Способностью бороться со змеями обладает мангуст, который внешним видом и по хищной повадке напоминают хорька или ласку.
basiliscus bojaschij-lasc – боящий ласки (слав.)(пропуск j, редукция sch/s), отсюда и сюжет картины на Рис. 2.
В аравийской пустыне обитает змея под названием удавчик.
«Удавчики (Eryx), род змей семейства удавов. Длина тела до 1 м. 10 видов. Распространены в Северной Африке, на юго-востоке Европы, в Юго-Западной, Центральной и Средней Азии. В России 4 вида - на Кавказе, в Казахстане и в Средней Азии. Питаются мелкими позвоночными, которых душат, обвивая кольцами тела. Яйцеживородящи.» [БСЭ]
Удавчик (Eryx) может быть праобразом непроизносимого всуе имени  бога Яхве, подобно тому, как у славян табуировано слово «чёрт».
Eryx > jaxv – Яхве (слав)(замена j/r, v/y)., которому поклонялись иудейские кочевники.
Богом филистимлян был антропоморфный Дагон с рыбьим хвостом, который по-славянски переводится как Дракон. Вообще драконы являются излюбленными персонажами былин и сказок у многих народов, например, Змей-Горыныч. Происхождение драконов, вероятно, ведётся от водных ящеров, редкие экземпляры которых дожили до возникновения человеческих цивилизаций.
Существует огромный мифологический пласт змееборчества, где известные герои, например, Зигфрид, Геракл, Гор, Георгий-Победоносец и др. борятся с драконами, гидрами типа Фафнар, Ледейская гидра, Апоп, Пифон, Питон, Заххак, Вритра и др., который из языческой тематики перешёл в христианскую.
Представление образа змея в мифологии и верованиях многих народов наводит на мысль, что есть реальные основания для существования культа древнего ящера, основанного на обитании древних рептилий в реках и озёрах Восточной и Северной Европы, казалось бы, совсем недавно – в X-XV веках, чтобы эти события закрепились в письменных источниках, искусстве, мифологии и фольклоре.
Наиболее значительный вклад в исследования образа змея-Горыныча в мифологии славян внёс известный советский историк Б. А. Рыбаков, который выводит образ змея-Горыныча из культа Ящера в северо-восточных землях Древней Руси, где ящер является водным божеством. Концепцию Б. А. Рыбакова поддержало большинство учёных-историков.
Историк Б.А. Рыбаков выводит существование славянского культа ящера на основе детской игры в «Яшу», где прослеживается древний языческий обряд приношения жертвы водной рептилии. Срав. Яша – Ящер-Пращур, фраза-оберег «чур меня !». Языческими жрецами у славян были волхвы, предполагается от языческого бога Велеса, от .волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый.
Существует определённая связь волхвов с рекой Волхов.  Например, в «Сказании о Словене и Руссе и городе Словенске (например, версии из Хронографа 1679 года) прямо говорится о пресмыкающемся, лютом звере крокодиле:"Больший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше"
«Во;лхов
река, вытекающая из озера Ильмень и впадающая в озеро Ладогу, др.-русск. Волховъ.
Принимая во внимание шв. A;lhava в грам. XVI в. и фин. Olhavanjoki, Миккола (JSFOu 23, No 23, стр. 11) производит это название из фин. Olhava (см. также Миккола A;B 10; Калима 262). Едва ли убедительней сближение Погодина (ИОРЯС 16, 4, 37 и сл.) с фин. velho "волшебник" (см. волхв).» [СФ]
Но не лишена смысла связь волхвов с культом иудейского Яхве, срав. волхв – volxv > jaxve – Яхве (др.-евр.)(замена j/v)
Интересно, что если у евреев был языческий культ медного змея, связанный с удавчиком, то у славян был культ водяного змея, связанный с ящером.
«Ветхий завет
После многих лет странствий по каменистой пустыне иуднйский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате при пересечении страны эдомитов последовало Божье наказание из змеев «огненных» (др.-евр. ;;;;;; «сараф»; мн. ч. серафимы; Чис. 21:6), от которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. По повелению Божию Моисей изготовил тогда медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:9). Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым (Чис. 21:4-9).
В другой книге Библии упоминается, что змей впоследствии стал для евреев кумиром, идолом для поклонения, и поэтому уничтожен среди прочих царём Езекией как святыня языческого культа. Царь назвал его «медным» (др.-невр. ;;;;;), не божественным, а простым, металлическим. (4Цар. 18:4).
Новый Завет
В Новом Завете Иисус Христос сравнивает вознесение Сына Человеческого с вознесением медного змея» [ВП]
 

Рис. 3. Медный змей [ВП]

Здесь мы видим сближение языческих культов у иудеев и славян на основе поклонения змее.
Первыми богами древних народов были хтонические боги в виде змеи, которая по природе наделена мистическими свойствами, по мнению людей. Змея многолика, иначе, способна менять кожу и от этого кажется бессмертной, ядовита, иначе, мстительна,  несущая возмездие за грехи, всеядна, т. е. требует жертвенности, царственна, потому, что свиваять в кольца похожа на царскую корону. Легенда об испепеляющем взгляде василиска или змеи сложилась, вероятно, от неподвижного зрачка змеи, который кажется гипнотическим. В славянском фольклоре родственником василиска является «вий». Всем известна фраза «Поднимите мне веки !» в повести Н.В. Гоголя «Вий».
С Василиском часто сравнивают медузу Горгону.
Идея создания образа Горгоны у, якобы, древних греков, вероятно, возникла от вида золотых монет, которые пылают и сверкают на солнце, как бы обжигая глаза. Отсюда способность Горгоны испепелять человека при взгляде на неё. Вот таковы истоки мифа о Горгоне. Такова способность и Вия, от взгляда которого человек, окаменевает, то есть умирает, Но слово Вий этимологически не связано со словом «огонь». Это всего лишь вероятная метафора. Название Вия восходит к глаголу «вить», «виться как змея», т.е. Вий – это змей, который сближается по функции с василиском.

 

Рис. 4. Вий [ВП]

Василиск - basiliscus  > bogij/vse-lik – божий/ все лик (слав.)(редукция g/s, k/sc; редукция v/b)
cockatrice > box-trilicij – бог триликий (слав.), иначе, петух триликий (петух-жаба-змея)
Василиск фонетически близок к слову «василёк» и это не случайно. У василиска, как отмечают, историки васильковые глаза, т.е. глаза с глубоким омутом, бездонные. Василёк подобен чертополоху, т. е. связан со словом «чёрт», иначе «чёрта полог», преисподняя.. В христианстве понятие «чёрт», «дъявол» возникло от падшего ангела, который ранее имел божественное предназначение, но за грехи был низвергнут с небес в преисподнюю.
Связь василиска со змеями, пресмыкающими доказывает существование рода пресмыкающихся ящеров василисков.
Василиски (ящерицы)
«Василиски (Basiliscus), род пресмыкающихся семейства игуан отряда ящериц. У взрослых самцов на затылке высокий клиновидный кожаный вырост; вдоль спины и передней трети хвоста кожаный гребень, поддерживаемый удлинёнными остистыми отростками позвонков. 4 вида, распространены в тропической Америке. Живут на деревьях, преимущественно по берегам рек; хорошо плавают.» [ВП]
«От сложения ар. ;;;; ва:с;и "непокорный", "бунтовщик" и ;;; ла:с;ак;;а "прижиматься к земле". Именно непокорностью, дикостью и объясняется выросты на загривке и спине. См. голова забубённая, вепрь.» [ЭСВ]
Ложная этимология Вашкевича.
Basiliscus > vishe-lazcij – выше лазкие (слав.)(редукция v/b, sh/s, z/s), т.е. живущие на деревьях
Васильев вечер канун нового года
«Васильев вечер канун нового года. щедрый вечер; на юге 1 января щедруют, посыпают хозяина житом, желая обилия; авсень, таусень, гаданья разного рода» [СД]
«От ар. ;;;; вус;у:ль "прибытие (нового года)". Ср. хлебосольство (см.).» [ЭСВ]
вус;у:ль "прибытие (нового года)" (араб.) > vusul > vo-sol – во соль (слав.), т.е. «во хлеб-соль» - обилие
Василь – Vasil > vo-sol - во соль (слав.), т.е. «во хлеб-соль» - обилие

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ - этимологический словарь Вашкевича

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии