О работе Мартина Бубера Я и Ты

О работе Мартина Бубера «Я и Ты».

Заметки обывателя.

Наверное, менее одной миллионной части процента жителей Земли знают такого философа Мартина (Мордехая) Бубера.
Мартин Бубер родился в 1878 году в Вене.
Умер в Иерусалиме в 1965 году.
Его основные произведения:
«Я и Ты» 1923 год.
«Диалог» 1932 год.
«Проблема человека» 1948 год.
«Затмение Бога» 1952 год, и др.
О Мартине Бубере  очень хорошо отзывался такой известный философ Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман), которого я ставлю чуть ли не на первое место среди философов всех времён.
Итак, в этих заметках речь идёт только о труде Мартина Бубера «Я и Ты»..
Главный постулат этой работы М. Бубера — есть обычные слова и есть основные слова.
Вся работа и состоит в утверждении этого постулата.
Приведу несколько цитат: «Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов. Одно основное слово — это сочетание Я-Ты. Другое основное слово — это сочетание Я-Оно».
У Бубера даже в мыслях нет, что это не так, эти утверждения считаются само собой разумеющимися.
Хотя что есть слова?.. и как они возникали. Главное в возникновении слова есть появление нечто нового, отличного от чего-то осознанного и уже названного. То есть все слова равноправны. Это, пожалуй, даже аксиома. М. Бубер решил это опровергнуть.
Он всё же осознаёт необходимость хоть как-то доказать, что Я и Ты есть суть одно основное слово. Опять цитирую: «в познавательной деятельности «дикаря» не найти никакого cognosco ergo sum даже в столь ещё наивной форме, даже в такой ещё незрелой концепции познающего субъекта. Я стихийно выступает из расщепления наипервейших переживаний, насыщенных жизненной силой наипервейших слов Я-воздействующее на Ты и Ты воздействующее на Я после субстантивации и гипостазирования причастия «воздействующее». 
(субстантивация — переход в имя существительное других частей речи, гипостазирование — овеществление абстрактных сущностей — вик.)
Очень много мудрёных слов, но осознания того, что Я иТы есть суть одно основное слово, отличное от других, не возникает. Можно, конечно, сказать что сочетание слов Я-Ты и сочетание слов Я-Оно имеет смысловое различие, но это сочетание слов, а не мифические, придуманные основные слова. Хорошо, ещё цитата: « Я-Ты исходит от человека как бы естественным образом, ещё не оформившись, т. е. ещё до того, как он осознал себя как Я».
Опять таки это не доказательство, это просто вера в то, что сказанное есть правда.
Кстати этим же иногда грешит и М. Хайдеггер, берётся какое-то ложное утверждение, никак не доказываемое, как истину, и на основе этого ложного умозаключения развивается целая теория. Чего стоит его утверждение « из ужаса возникает Ничто». В общем такой итог.

2020


Рецензии