О святости

Однажды у одного христианского писателя я прочел интересную мысль. «Принято считать, что святость – качество редкое и присуще лишь немногим, избранным людям. В действительности каждый человек должен стремиться к святости и достигать ее» - такой была заинтересовавшая меня мысль. Я вспомнил эту мысль недавно и осознал ее несомненную истинность. Более того, я понял вдруг, что быть святым очень, очень просто, что для этого необходимо лишь желание. Не нужны духовные практики, медитации, многочасовые молитвы или аскетизм, нужно одно только желание. Сделаю оговорку, мои слова не относятся к людям крайне эгоистичным и недалеким, неспособным адекватно оценивать свои поступки. Все остальные, обычные, нормальные люди, способны быть святыми.

Но, что значит быть святым? Если святость понимать как безупречность абсолютно во всем, в том числе, в мыслях и чувствах, то такая святость, действительно, для большинства из нас недоступна. Если человек захочет достигнуть такого рода святости, он обречен все время каяться и слезно молить Бога о прощении, чем собственно и занимались многие христианские подвижники, искавшие полного совершенства. Нет, не такую святость я имею в виду.

Я понимаю святость, как безупречность в своих словах и поступках. Только в словах и поступках! Наши мысли и чувства не находятся в нашей власти, они приходят и уходят, бороться с ними бесполезно и не нужно. Вполне достаточно осознавать их и адекватно оценивать, для чего у нас есть два инструмента - разум и совесть. Все, что от нас требуется для святости - не причинять другим людям зла своими словами и действиями, не причинять сознательно, понимая, что это зло. И только. Скажу больше, если под влиянием внезапно нахлынувшего чувства, мы совершим или произнесем что-то недолжное, в этом тоже нет ничего страшного. Нужно просто исправить ошибку, извиниться или устранить последствия своего поступка.

Безупречность в словах и поступках можно определить другим словом, чем святость, это отчасти вопрос терминологии. Но что, в таком случае, нужно считать святостью? Я не нашел точного определения этого слова. Как бы мы не определяли святость, ее внешнее проявление состоит именно в словах и поступках. Что же до внутреннего состояния и настроения человека, то оно неизбежно будет меняться, «очищаться», по мере продвижения к святости, в том понимании этого слова, которое приведено выше. Нужно ли вообще стремиться к святости? Конечно нужно, ибо святость есть то условие, без соблюдения которого невозможны душевный покой и духовная радость.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений.

Согласен с Вами в том, что «безупречность в своих словах и поступках» одно из основных проявлений святости. Но откуда появляется эта безупречность? «...Для этого необходимо лишь желание.» И тут я согласен с Вами. Добавлю только к сказанному Вами: нужно чтобы это желание было сильнее чем другие, идущие вразрез с моей совестью. Ещё нужно чтобы это желание не проходило. А это очень непросто, во всяком случае для меня. У стоиков это получалось, они всю жизнь свою посвящали этому. Но мне кажется, здесь более уместен термин праведность. Может быть я ошибаюсь.

Попытаюсь обобщить для себя: святость для многих начинается с твёрдого желания вести праведный образ жизни. И желание это очень драгоценно. Наверно это дар Божий.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   21.09.2020 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, за внимание и комментарий. К сожалению, я не могу найти ту цитату, на которую сослался в начале заметки. А ее точный текст был бы важен для пояснения моей мысли. Когда искал цитату, наткнулся на высказывание матери Терезы: «Святость - не привилегия избранных, это просто долг, мой и ваш». Дальше она ссылается на Иисуса. Это что-то похожее, но чересчур категорично. Твердое желание вести праведный образ жизни не в нашей власти, как и другие наши желания. Если оно появилось ненадолго и ушло, то это не похоже на дар Божий. А вот если это желание твердое, тогда конечно. С уважением. Евгений.

Евгений Терещенко   21.09.2020 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.