Про Монголию

Когда я учился в бакинском университете, одним из преподавателей на военной кафедре был полковник по фамилии Натенадзе. У него что-то было неладно с позвоночником или с поясницей. Ходил он, согнувшись под 75 градусов. Не знаю, чем я его расположил, может быть тем, что сказал несколько фраз по-грузински, но он часто со мной не по возрасту по-дружески беседовал. Однажды он мне рассказывал о своей службе в Монголии военным инструктором. Дело было до войны. Рассказывал много интересного. А я по ходу его рассказа высказал мысль о том, что есть интересный способ раскрытия образа страны пребывания: отметить самое приятное и одновременно - самое неприятное впечатление о стране.

Что-то сверкнуло в глазах полковника, и он мгновенно отреагировал, сказав, что я выразил очень здравую мысль. Он сказал, что самое приятное воспоминание о Монголии - это исключительная честность монголов. Почти каждый день небольшой отряд, которым он руководил, переезжал с места на место. Он давал указание своим помощникам собрать палатку и установить её на новом месте. Иногда из-за интереса он рассыпал немного мелких денег на полу палатки. Помощники неизменно передавали ему рассыпанные им деньги копейка в копейку.

В Монголии по буддийскому обычаю считается, что дух-хозяин данной местности обозревает свои владения с вершины местной возвышенности, которая, если мне не изменяет память, у монголов называется "ово". Это может быть естественный холм или небольшие насыпи, сделанные руками людей. С целью умилостивления духов в особенности перед поездкой, чтобы ничего непредвиденного не случилось, монголы задабривают "хозяина местности" всякими дарами. Среди них бывают весьма дорогие. Но для монголов совершенно немыслимо, чтобы кто-то украл дарованное духу.

А самое отвратное впечатление, - сказал полковник, - то, что его передёргивает от одного воспоминания, это - бараний курдюк. Полковник числился очень уважаемым человеком среди местных жителей и его постоянно приглашали в гости. Обычно всегда, как почётному гостю, ему предлагался бараний курдюк, при виде которого у него возникали рвотные позывы. Хозяин юрты брал в руку кусок курдючного жира, опускал его в кипящую воду и протягивал гостю. При этом горячий жир стекал у него по пальцам. Эту картину по словам полковника невозможно было перенести.

Сегодня мне попалась статья о Монголии и я вспомнил разговор, который у меня состоялся почти 65 лет тому назад...


Рецензии