Генеалогия художника Пожалостина

Пожалостин родился в 1837 году в селе Еголдаеве Рязанской губернии в семье Храповых, бедных государственных крестьян. Как из Храпова он стал Пожалостиным рассказал сам художник, вспоминая, что дед его, стоя во время церковной службы и унимая шаловливых мальчишек, твердил им постоянно: «Пожалуйста, не деритесь! Пожалуйста, не деритесь!» Из-за этого деду будущего художника дали прозвище Пожалостин, позднее заменившее ему настоящую фамилию. В школе и в училище будущего художника записали как Пожалостина. Он рано остался без родителей, вынужден был нищенствовать, затем мальчик оказался поводырем у слепого, батраком у священника. И все же судьба была к нему благосклонна, и талантливого мальчика, когда ему исполнилось тринадцать лет, приняли в Рязанское сиротское училище, где у него проявились прекрасные способности к рисованию. Его покровитель, тогдашний управляющий рязанской палатой государственных имуществ, попечитель сиротского училища записывал в дневнике, передавая сиротское училище другому попечителю: «13 января 1853 г. (во вторник) послал я к министру государственных имуществ портрет его, нарисованный отлично питомцем Троице-Зотиковского сиропитательного приюта, сиротою Иваном Пожалостиным, карандашом итальянским, с портрета графа прежнего еще издания, который находится в том приюте. Представлением, при коем отправлены портрет и ведомость об успехах сирот в учении, просил я его сиятельство о поручении будущему преемнику моему обратить христианско-отеческое внимание на этот приют, как поставленный мною, с Божией помощью, твердо на религиозно-нравственных началах и от которого посему ожидать должно для сельских обществ государственных крестьян Рязанской губернии одних только добрых плодов народного образования. В этот же день я отнесся письменно с просьбой к г. директору гимназии Федору Ивановичу Шиллингу о содействии мальчику Пожалостину к дальнейшему развитию и усовершенствованию в нем отличной способности к рисованию, чрез допущение его к хождению в рисовальный класс гимназии».


Рецензии