P. S. к Шамбала в буддизме

Это статья из проекта 4. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Эта статья – post scriptum к «Шамбала в буддизме» и посвящена происхождению мандал. Поскольку она получилась несколько больше пары абзацев, то я не стал ее добавлять туда, а публикую отдельно. Основная идея: ограничиться только буддизмом, как и в статье «Шамбала в буддизме». В этом случае вопрос просматривается до конца. В «Шамбале в буддизме» о мандалах написано всего несколько предложений, но в контексте гипотезы продолжающегося палеоконтакта ключевая тема – это история, в данном случае - происхождение мандал, отсюда и эта статья. 

Новейшая отечественная энциклопедия философии буддизма (2012 г) посвятила понятию «мандала» небольшой абзац, о происхождении ни слова. Поэтому пришлось существенно расширить поиск, который выявил занятную закономерность: ни в одном из просмотренных он-лайн  энциклопедических источников по древней истории и буддизму в статьях о мандале ничего не говорится об их происхождении, даже в принстонском словаре по буддизму (2013 г.), который позиционируется как самый полный, с большими статьями, основное внимание уделено многообразию сюжетов, К.-Г. Юнга не забыли, а хотя бы пару предложений о том, откуда мандалы взялись в буддизме, не написали, странно мне это. Мандалы, как сложные религиозные символы, встречаются не только в буддизме, но и в джайнизме и индуизме, последние наиболее древние, но если ограничиться только буддизмом, то вопрос о происхождении существенно упрощается.

Это санскритское слово буквально означает круг, savetibet.ru сообщает, что на тибетском его значение - центр и окружность.  В санскрите слово «мандала», как и в русском языке слово «круг», не ассоциировано с каким-то конкретным объектом. Так, например, части/главы «Ригведы», самой древней из вед, называются мандалами. Если центр и окружность понимать не в прямом геометрическом смысле, а в переносном космическо-«социальном», то становится понятной трактовка мандалы как универсального принципа: «семейный круг», «круг друзей, сторонников» (богов, будд, бодхисаттв), «сфера интересов», «сфера влияния».

В то же время эти два основных значения, геометрическое и космическо-«социальное», насколько я понимаю, определяют два часто встречающихся сюжета, изображаемых мандалами: геометрический (план дворца, например, если мандала двумерна), с типичной формой в виде круга с вписанным в него квадратом или центральная фигура (божества, будды, бодхисаттвы) с окружением, свитой. В отношении религиозного значения мандал ограничусь здесь напоминанием о том, что они служат объектом созерцания, медитации для достижения высших религиозных целей соответствующих учений.

В статье «Кто мы?» я писал о том, что многие тексты махаяны получены по так сказать трансцендентным каналам, к тантрам это относится в полной мере. Ни одну из них Будда не давал своим ученикам также, как описано в суттах тхеравады, которые исторические ученики исторического Будды Шакьямуни слышали от него своими ушами. Той формой, в которой Будда являлся  своим ученикам для учения тантрам, были мандалы, каждой тантре соответствует своя мандала. В статье «Кто мы?» речь шла о самой древней буддийской тантре Гухьясамаджа, которую часто практикуют испытуемые Medvedev Tukdam Project. Она существует в двух традициях: Арья и Джанапада. В рассказе о строительстве мандал этих традиций на savetibet.ru узнаем следующее:

«В Арья-традиции, переданной Нагарджуне Сарахой, Будда Акшобхья, или Ваджрадхара с телом синего цвета проявляется в центре в виде Гухьясамаджа-Акшобьяваджры в мандале 32-х божеств. Тогда как в традиции Джнанапады, переданной Будхаджнанападе Манджушри, золотисто-оранжевый Манджуваджра проявляется в центре в виде Гухьясамаджа-Манджуваджры в мандале 19-ти божеств.»

(если посмотреть сопровождающие этот материал фотографии, то на них изображены трехмерные деревянные дворцы).

Аналогично, в статье «Шамбала в буддизме» речь шла о Калачакра-тантре, которую от Будды получил царь Шамбалы Сучандра. Будда явился Сучандре в мандале 24хрукого божества Калачакры со свитой.

Таким образом, если мы ограничиваемся буддизмом, то происхождение мандал совершенно понятно: в такой форме Будда давал (точнее говоря будды давали, но это сейчас не существенно) тантры по трансцендентным каналам. Новейшая энциклопедия философии буддизма отмечает множество параллелей между буддийскими и шиваитскими (индуисткими) тантрами, некоторые буддологи в более жесткой форме утверждают, что ряд буддийских тантр «списан» с шиваитских. Однако, если ограничиться буддизмом, то вопрос о происхождении мандал (эквивалентен вопросу о происхождении тантр с точки зрения самих буддистов) имеет четкий ответ. Вопрос же о происхождении индуистких тантр уходит в глубину веков, полагают, что веды и тантры происходят из одного источника.


Статья из сборника проекта 4.


Рецензии