Сказки Стрижавского леса

Так не хотелось писать об этом позорном месте у самых винницких ворот. Позорным не тем, что там была Ставка ирода, а тем, что в Независимой Украине это место превратили в Мемориал изувера, проклятого не только на своей родине, но и во всём мире. В Виннице - стыд-то какой! - этого до сих пор не поняли — и под прикрытием другого мемориала зарабатывают деньги на «славе» фюрера (http://proza.ru/2015/11/17/1420 , http://proza.ru/2018/10/12/1060  , http://proza.ru/2019/05/11/1763 ).

О треклятом месте в Стрижавке Винницкого района Винницкой области я упоминал в пятнадцати публикациях, раскрывал лицемерие создателей там так называемого «комплекса памяти жертв фашизма», но всё — тщетно.
Более того, до сего времени об этом анафемском участке соснового леса ходят подогревающие интерес к нему легенды, которые отчасти пересказываются «знатоками» со слов других, частью же — ещё более разукрашиваются экскурсоводами с научными степенями и без таковых.

Этих легенд - одна невероятнее другой - много. Я их перечислял не раз, показывая несуразность «преданий о чудесах», будто бы имевших место в бывшем эпицентре зла на планете Земля. И опять — понапрасну!

Чем только не размалёвывали сии «останки разорённой сени» (А. С. Пушкин, «Полтава»)! Наличием «тайной комнаты» - причины будущего «второго Чернобыля», обнаружением подземного туннеля между Винницей и Ставкой, Ставкой и Калиновкой (пятнадцати километров длины!), помещений и ходов сообщений, выдолбленных «в сверхтвёрдом граните на глубине 10-15 метров под толщей песчаного грунта» (это, мол, показали «аэрокосмическая съемка и наземные исследования территории уникальными приборами»), радиацией в бункере, превышающей норму в 500 раз (причиной безумства фюрера) … Хватит?

Нет, не могу не сообщить об одной из самых выдающихся публикаций этого плана. На сайте «Перлини Вінниччини» (http://pearls.vn.ua/) «Переможець конкурсу на здобуття Гранту Президента України – Віктора Ющенка для обдарованої молоді Наталія ГИЖКО» полагает, что к «Жемчужинам Винничины» (!) относится, среди нескольких других, и «Ставка Гітлера - "Вервольф"». Она утверждает - прошу вашей особой сосредоточенности! - наличие семи подземных этажей Ставки, что «"Вервольф" мiг спокiйно витримати наземний ядерний вибух, протягом десятилiть забезпечуючи роботу в автономних умовах не однієї сотні осіб» («Вервольф» мог спокойно выдержать наземный ядерный взрыв, в течение десятилетий обеспечивая работу в автономных условиях не одной сотни человек), прочие "нісенітницi" (нелепости и глупости) ...  Сама, мол, проверяла! (https://proza.ru/2019/03/05/1929 ). Подскажите, будьте любезны, чем и какой дозой надо облучиться, дабы написать такое и привлечь тем самым или подобным внимание самого Президента. Или уделять столь неослабное внимание руинам бывшей Ставки фюрера, чем отметилась, в частности, прошлая Областная администрация (http://proza.ru/2019/05/11/1763 )?!

Надеялся, что все сказки развеет книга М. Богарда и А. Швачко «Ставка Гитлера в Украине», о предстоящем выходе которой сообщил украинский соавтор бельгийского историка в июле 2013-м года. Но потом услышал я в видеозаписи от октября 2013-го года, прочитал в газете «Факты» от 13-го ноября 2013 г., какую ахинею нёс зарубежный историк, дождался … гробового молчания по этому поводу его киевского коллеги (после моих разоблачений побасёнок иностранца) — понял, что «Ну, право, порют вздор» (И. А. Крылов, «Свинья») они и что искать эту книгу не стоит (подробности — тут: http://proza.ru/2014/01/13/1915).


                ***

Одним из авторов книги, послужившей основой этой публикации, является Франц Зайдлер (1933) — профессор социальной и военной истории, с 1959 года преподававший в учебных заведениях бундесвера (вооружённых сил ФРГ), с 1973 до 1988 года (выхода на пенсию) — в Мюнхенском университете бундесвера. Франц Зайдлер известен своей историко-ревизионистской позицией и публиковался в различных правоэкстремистских издательствах. В 1978 году был награждён Орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (нем. - Der Verdienstorden der Bundesrepublik Deutschland) — единственным федеральным орденом Германии. Я привёл эти данные из немецкой ВикипедиИ (https://de.wikipedia.org/wiki/Franz_W._Seidler ), чтобы вы не подумали, что я специально выбрал книгу, написанную каким-либо автором-антифашистом, стремившимся преднамеренно продемонстрировать заурядность резиденций фюрера.

Второй автор — Дитер Цайгерт (1938), полковник в отставке, служивший в бундесвере на разных командных должностях, одно время — комендантом запасного сооружения (подземного бункера) для Федерального правительства в Ahrtal - долине реки Ар, притока Рейна. Как и Ф. Зайдлер, Д. Цайгерт опубликовал многочисленные работы по военной истории и военным сооружениям (https://de.wikipedia.org/wiki/Dieter_Zeigert ).

Обложка книги « Die Fuehrerhauptquartiere. Anlagen und Planungen im Zweiten Weltkrieg» (Herbig, Muenchen, 2001, 384 S.) - «Ставки фюрера. Сооружения и планирования во Второй мировой войне» представлена в коллаже.
Пусть вас не смущает местами не совсем «русский перевод»: я стремился быть ближе к оригинальному тексту, указывая (в скобках) в нужных случаях более подходящее по смыслу иное русское слово.

                ***

11-я глава книги называется «Fuehrerhauptquartier "Eichenhain" ("Wehrwolf")». Если первые два слова переводятся бесспорно как «Ставка фюрера "Дубовая роща"», то последнее заставляет задуматься, так как не только в различных русских или украинских источниках, но даже в солидных изданиях "Wehrwolf" пишут без буквы "h"(см. карту Google в коллаже).

"Werwolf" переводится просто: волк-оборотень, волколак, по-украински — вовкулака, перевертень. А вот "Wehrwolf" – сложное слово, состоящее из "Wehr" + "Wolf": оборона, сопротивление, оружие + волк — перевести на русский язык не так уж просто. Отсюда — те фантастические попытки оригинальности перевода, о которых я уже писал (http://proza.ru/2019/05/11/1763 ). Полагаю, что "Wehrwolf" возник как «продолжение» "Wolfschanze" («Волчьего окопа» – огромной Ставки фюрера в Восточной Пруссии, ныне - Польше, строительство которой началось в декабре 1940-го года и проводилось, с годичным перерывом (от 1-го сентября 1941 до 1-е октября 1942) — расширялось, ремонтировалось, укреплялось, маскировалось — до самого подрыва в январе 1945-го года. Условно говоря, "Wehrwolf" – "Обороняющийся волк". [Имелись ещё три Ставки фюрера с названием, включающем слово "Wolf"; это —  "Wolfsschlucht" ("Волчье ущелье") плюс номер: 1 —  в Бельгии, 2 и 3 —  во Франции).]

Строительство этой Ставки фюрера началось в ноябре 1941-го года. Оно, как и сооружение помещений для рабочего штаба фюрера, велось под маскировочными именами "Wehrwolf" и "Wald" (лес). По воспоминаниям Otto Wien (1978), написание слова "Wehrwolf" установил лично фюрер. Место для этой Ставки было разведано  шеф-адъютантом вермахта генерал-майором Rudolf Schmundt (1896-1944). Его выбор пал на участок леса северней Винницы, среди прочего, потому, что там имелась большая сеть проводов, позволяющая быструю телефонную и телеграфную связь Ставки фюрера - как командного центра - с Берлином, фронтами, и так далее.

Военно-строительная «Организация Тодта» - ОТ, названная фюрером ещё в 1938-м году по имени её руководителя Fritz Todt (1891-1942), точнее - её XII-й участок «Управления строительством в Украине», основал отдельный участок ОТ "Eichenhain" и поручил ему исполнение планов строительства.
Постройки предполагались нескольких видов: деревенские рубленые (бревенчатые) дома (сруб, по-немецки — Blockhaus), бараки и защитные бункеры. Единственным особым требованием фюрера, ознакомленного с планом строительства, было использование исключительно необработанного дерева; протравленное морилкой дерево он считал вредным для здоровья.

Тем не менее, фюрер был недоволен построенным жильём. В первые дни он жаловался на сильные головные боли. Невыносимая жара при безоблачном небе докучала ему больше всего — и при малейшем поводе он выходил из себя. Срубы были снаружи красивы, но внутри их было сыро.
Комаров в новой Ставке оказалось ещё больше, чем их было в "Wolfsschanze". И чтобы предупредить заражение через комаров малярией, присутствующие в Ставке, все без исключения, принимали «атибрин» [в СССР известный как «акрихин»].

Всего для размещения рабочего штаба фюрера было построено 19 бревенчатых домов общей полезной площадью 4 298 квадратных метров, а также бараки для военной авиации и имперской службы труда, в которых размещались также штаб комендатуры и служба безопасности (общей полезной площадью 12 705 квадратных метров).
Для защиты от налётов авиации для фюрера и его ближайших сотрудников были построены три небольших бункера общей полезной площадью 81,5 квадратных метров. На сооружение бункеров ушло 9 900 кубических метров бетона, то есть, на каждый квадратный метр — непривычно большое количество, равное 121 кубометру бетона.

[В книге представлены технические данные строительства Ставок фюрера: сорта используемого бетона, характеристика стальной арматуры, виды древесины, планировка бараков различного типа, особенности креплений готовых деревянных компонентов, подготовки фундамента. Отмечены основные детали конструкции шахт (бункеров).
Цель этой публикации — показать, что' построено именно в «Вервольфе», поэтому я не привожу означенные выше сведения. ]

Снабжение Ставки электричеством осуществлялось через воздушную проводку из Винницы, отдельных домов — с помощью подземного электрического кабеля, общей длиной в четыре километра. Кроме того, в отдельном машинном сооружении находились готовые к запуску дизельные агрегаты, дабы в особых случаях снабжение электричеством осветительных приборов, водяных насосов, пр. не прекращалось. Для этой цели было проложено 2 580 метров воздушной проводки и 1 330 метров кабеля.

Снабжение питьевой, хозяйственной (технической) водой и водой для тушения возгораний было раздельным. Два источника (скважины, глубиной до 120 метров) использовались для получения питьевой и технической воды. Вода для противопожарных целей поступала, с помощью насосов, из Южного Буга и распределялась по трубам в различные участки Ставки. На случай выхода из строя этого водопровода был построен большой бассейн для воды.
Канализационные воды поступали сначала по специальным трубам в биологическое очистное сооружение, после чего - очищенными - спускались в реку. Канализационные трубы имели общую длину восемь километров и дополнялись, с положенной частотой, контрольными шахтами.

Так как Ставка располагалась в сосновом лесу, необходимо было вырубленные при строительстве площади как-то замаскировать. С этой целью были засеяны 12 000 квадратных метров газона, посажены 800 деревьев и многие тысячи кустов. Дорожные работы включали прокладку шести километров свободных от пыли (замощённых, заасфальтированных, забетонированных) подъездных дорог и два километра пешеходных дорожек.

В первой фазе строительства от ноября 1941 по сентябрь 1942 в нём принимали участие 8 000 рабочих ОТ и 1 000 русских (военнопленных) — всего 179 500 рабочих дней. Вторая фаза оказалась необходимой, потому что сооружённых до того частей комплекса уже не хватало. Расширение поначалу предполагало восемь дополнительных деревянных домой с 2 452 и семь бараков с 1 565 квадратными метрами полезной площади. Кроме того, все прежние, построенные в первую фазу, срубы были отремонтированы и подготовлены для проживания в них в зимних условиях (утеплены). Подъездные дороги были удлинены на 2,4 километра, пешеходные дорожки — почти на 1,7 километра, имеющиеся шесть километров забора из проволочной сетки и двенадцать километров забора из колючей проволоки — почти на 1,6 километра. Для этих работ между январём и июлем 1943-го года были привлечены до 1 250 (апрель 1943) служащих ОТ. Русские, из соображений державшегося в тайне строительства, на работах в Ставке более не использовались. Наконец, внутреннюю и внешнюю безопасность Ставки, обеспечивающуюся так называемым Сопровождающим фюрера батальоном (СФБ), полевой жандармерией и сопровождающей фюрера командой, новая сеть подземных караульных сооружений должна была сделать более эффективной и надёжной.

После окончания этих работ "Wehrwolf" производил впечатление больше оживлённого поселения, чем командного центра. Даже посланник Dr. Schmidt, шеф-переводчик фюрера, был мнения, что Ставка стала «в некоторой степени приветливей», чем "Wolfschanze", хотя «для нормального человека — всё ещё достаточно сумрачной».
[Если рассматривать фотографии Ставки, то мне представляется, что эту мрачность в значительной мере придавали раскинутые везде над строениями маскировочные сетки с разбросанными на них пучками морской травы.]

Суммарно ОТ затратила на обе фазы строительства Ставки 332 100 рабочих дней [наверное, правильнее — человеко-рабочих дней; в СССР использовали показатель человеко-час, но какова была продолжительность рабочего дня при строительстве Ставки, мы не знаем]. Построены бункеры с 183 квадратными метрами полезной площади, срубы с общей полезной площадью 21 500 квадратных метров, бараки и лёгкие сооружения с общей площадью 140 505 квадратных метров полезной площади. Это соответствовало 264 баракам по 550 квадратных метров.

Количество использованного бетона -  11 440 кубометров - было, в сравнении с другими Ставками, относительно низким. Но если учесть, что полезная площадь бункеров составляла всего лишь 183 квадратных метра, то окажется, что на каждый квадратный метр этой площади ушло 62,2 кубометра бетона. Это — самый высокий показатель «забетонированности» по всем Ставкам фюрера.
[Выше приведены иные цифры, но я строго следую тексту книги: авторы использовали разные источники.]

                ***

Обживание Ставки "Eichenhain" началось с прибытия к месту строительства 20-го июня 1941-го года 1-й стрелковой роты СФБ. 23-го июня там же обосновались в боевой готовности восемь батарей 1-го отделения 604-го полка противовоздушной защиты, а 25-го июня туда же вступила 4-я (тяжёлая) рота СФБ. 11-го июля к ним присоединилась 5-я (танковая) рота СФБ. 15-го июля 1942-го года комендант Ставки принял её под своё командование, а днём позже в Ставке появился фюрер с сопровождением.

Прибыв впервые в Ставку под Винницей, фюрер назвал участок, в котором находился его бункер — так называемый «Sperrkreis 1 - круг заграждения 1», Wehrwolf («Вервольф»). Так родилось второе название Ставки «Айхенхайн».
В «круге заграждения 2», всего в нескольких сотнях метров от бункера фюрера, находились бараки  Генерального штаба вермахта.

Фюрер посетил Ставку всего три раза:
 - 16.07 —  01.11. 1942 г., с перерывом на поездку в Берлин (27.09 — 04.10.) — 100 дней
 - 19.02 — 13.03.1943 г. (исключая 22.02 — 25.02) — 18 дней
 - 27.08.1943
Только в Ставке "Wolfschanze" фюрер суммарно пребывал дольше.

28 декабря 1943-го года фюрер приказал взорвать «Вервольф», а ещё в октябре того же года генерал-фельдмаршал фон Манштайн использовал сооружения бывшей Ставки фюрера для размещения штаб-квартиры его войсковой группы (Heeresgruppe).

                ***

Вот и всё. Привёл сведения, представленные немецкими специалистами, не заинтересованными ни приукрасить, ни скрыть, ни преувеличить какие-либо данные о бывшей Ставке фюрера под Винницей. Навряд ли «фантастов» любого рода эта статья отрезвит, но зато у стремящихся к истине будет ещё один довод для отражения лепета баронов Мюнхаузенов с винницкой пропиской.


Рецензии
До речі, у книзі Швачка і Богарта якраз спростовується міф про так звані підземелля на ставці. Та і книга загалом сподобалась, хоча можливо, там і є якісь неточності.

Олександр Ингульский   09.10.2020 15:38     Заявить о нарушении
Шановний Олександре!

Я не заперечую те, що ви відзначили щодо книги М. Богарда та А. Швачко.
А писав я про те, що розповів М. Богард публіці в присутності А. Швачко, який, можливо, не знав подробиць життя Фердинанда Зауербруха, але, прочитавши мої заперечення, повинен був якось відізватися, внести пояснення у твердження свого співавтора. Цього не сталося - і ось це визначило моє ставлення до авторів і - передбачуванно - до книги, яку вони написали. Тому я не спрагнув отримати ії та прочитати.
Дякую за участь в обговоренні!

Ваш

Нил Крас   09.10.2020 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.