Семейная история Глава 14. Жизнь продолжается

      14. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

       В конце ноября 1988г. мы прилетаем в Хабаровск. Город нам нравится, квартира тоже. Только район, где она расположена, несколько оторван от остального города. Да и город растянут вдоль Амура более чем на сорок километров. Это ограничивает выбор места работы. В основном жители района работают на расположенном здесь же большом заводе. Завод связан с ремонтом и выпуском военной техники. Петр устраивается туда технологом, сразу выходит на работу. Его участок не связан с выполнением военных заказов, ему не надо оформлять форму допуска. Я в отпуске, занимаюсь благоустройством, детьми и поиском работы.  Школа мною даже не рассматривается, хожу по лабораториям. О приеме на работу объявления тогда вывешивались на автобусных остановках, досках объявлений. В одних местах надо, но ждут утверждения штатного расписания до марта, в других – длительные командировки, третьи – очень далеко. Длительный перерыв в работе грозит потерей непрерывного стажа работы, что чревато потерей различных благ, поэтому я в январе 1989г. устраиваюсь лаборанткой на местный завод. Месяц, пока жду допуск для работы в секретном цехе, работаю на стройке жилого дома для заводчан. Стройка ведется хозспособом.
   
       К нашему удивлению и удовольствию в Хабаровске продукты в свободной продаже, а рыба в изобилии. Хабаровчане – заядлые дачники. В прежние доперестроечные времена участки 4-6 соток получали счастливчики, теперь – все желающие по 8 соток. Берем участок и мы, корчуем, пашем, засаживаем огород, строим домик. Относительное благополучие с продовольствием скоро заканчивается, постепенно вводятся талоны.
   
       Политические, экономические реформы в стране не обходят стороной и когда-то благополучный завод, на котором мы работаем. Конечно, модернизация требуется, но заговорили о конверсии военного производства. Руководство предприятия озабочено вопросом, как на участках, приспособленных на выпуск военной продукции, начать выпускать товары народного потребления; думают о закупке в Китае линии по производству обоев. А пока из титанового сплава любители делают себе фляжки и лопаты для дачных работ. Когда я подписывала заявление об увольнении, начальник цеха предложил мне должность технолога, немного меньше оклад, чем тот, на который я ухожу, но ведь не надо добираться на работу на двух автобусах. Я приняла это предложение как прощальный комплимент и правильно сделала. Завод ожидала печальная участь.
   
      В июне 1990г. я устроилась в локомотивное депо и проработала там инженером 20,5лет. За это время в стране происходит множество реформ. Так же, как в свое время нашим родителям, нам приходится приспосабливаться к часто меняющимся условия, но для нас эти изменения не катастрофичны. На страсти, которые бушуют в столице, мы смотрим издалека по телевизору, обсуждаем, но больше заняты насущными проблемами.
   
    Путч ГКЧП в Москве. Смотрим на растерянные лица и трясущиеся руки мятежников и сомневаемся в их победе. Наконец-то я вижу маршала Д. Язова, о котором нам говорил прежний хозяин нашей квартиры. Он предлагал нам гордиться тем, что на нашей кухне пил водку министр обороны СССР Д. Язов. В нашей квартире до нас жили семьи военных, была она для них жильем временным, и относились они к нему соответственно. На кухне вместо шкафов висели тумбочки от письменных столов, разбухшие от сырости и кишащие тараканами. И вот на этой кухне пил водку будущий министр и маршал СССР. Но гордости мы не испытываем, для нас он один из тех, кто допустил развал страны.
   
    Опять что-то пошло не так, не получилось построить социализм с человеческим лицом. Нам разъясняют, что для поднятия экономики необходима конкуренция, свободный рынок и частное предпринимательство.  Призыв – назад к капитализму (или вперед?) воспринимается настороженно. Мы с детства марксистко-ленинской идеологией и законами научены думать и жить по-другому. С другой стороны, надо как-то выбираться из тупика, в котором оказалась страна в результате многолетнего социалистического эксперимента. Есть еще и третья сторона: мы поняли, что по большому счету от нас ничего не зависит, нам надо вписаться в новые реалии. Этот резкий поворот в политике Правительства ломает и экономику, и судьбы отдельных людей.
   
     Мне повезло. Я пережила множество сокращений и реорганизаций на железной дороге – помогло знание физики и математики в достаточных для работы пределах. Петр попробовал заниматься бизнесом, компания развалилась, но в тяжелые времена и эта его работа была для нас неплохим подспорьем. Дети учились хорошо, получили бесплатное образование в техническом университете. Теперь у них свои семьи, дети и у каждого своя история жизни.
   
    Оглядываясь назад и сравнивая разные периоды своей жизни, я могу сказать, что особой разницы между социализмом и капитализмом,  которые выпали на мою долю, я не заметила. Не было социальной справедливости и равенства при социалистическом строе. Правящий класс позаботился о привилегиях для себя с первых дней советской власти. Обеспечила себя льготами и привилегиями и современная правящая элита. Бывает, что принцип равенства перед законом всех граждан остается лишь добрым пожеланием. Хорошо то, что нарушения обсуждаются в СМИ, и зачастую справедливость торжествует. Говорят, что при социализме люди были добрее, честнее, но это неправда. Не может честный и порядочный человек вдруг потерять совесть только лишь потому, что подвели черту под социализмом и объявили капитализм. Я помню безобразные сцены, которые возникали при дележе продуктов во времена развитого социализма, и знаю примеры бескорыстной помощи попавшим в беду в настоящее время.
   
    О совершенном общественном строе можно помечтать, но надеяться надо только на себя. Чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо учиться и еще учиться работать – ничего нового, как и во времена наших далеких предков.
   
     А возможностей получить хорошее образование сейчас намного больше, чем это было во времена моей юности. Очень надеюсь, что молодое поколение сумеет воспользоваться предоставленными возможностями и обустроит свою жизнь. Верю, что грамотное поколение учтет и исправит ошибки отцов, позаботиться о сохранении и действительном величии нашей страны. Пафосно, но искренне.
   
    Историю своей семьи я составила из воспоминаний моих родителей о своих предках, из рассказов о событиях их собственной жизни, об их отношении к этим событиям, а так же из отдельных эпизодов своей жизни, где влияние моих родителей, их взглядов и принципов на мою судьбу было решающим. С детства я росла в большой семье, знала о многочисленной родне со стороны отца и мамы, видела их беспокойство и участие в разрешении проблем родственников. Были среди тех, кого я знала, и добрые и не очень, пьющие и нет, вспыльчивые и терпеливые, но все они очень ответственно относились к своим семьям, детям и труду и вырастили достойных потомков. Заповеди, которые получили мои родители от своих предков, они успешно внушили нам: «Живи честным трудом, надейся только на себя, не ищи виноватых, не жди манны небесной». Постарели внуки, которые росли на руках моих родителей и уже взрослыми проводили их в последний путь. У всех внуков хорошие семьи, а успешные дети уже их радуют своими детьми. Надеюсь, что им будет интересно узнать историю нашего рода.
   
     Говорят, что надо знать свой род до седьмого колена. Для моих внуков, как и для всех внуков сестер, седьмым коленом является крепостной Иван – упрямый и своевольный крестьянин, перетерпевший ради благополучия своей семьи жестокую барскую порку. Было это в первой половине 19-того века, но я еще слышала живые воспоминания.
   
    Мои младшие внуки, дети Игоря, родились в 21-ом веке, прошло более чем сто лет после рождения моих родителей. Для них 19-тый век и начало 20-го –  глубокая старина.  Живут они в совершенно другой среде, им уже не всегда понятны народные сказки. Иные предметы, слова, понятия их окружают. Историю крестьянского рода изучат они по сухому изложению в параграфах учебника так же, как и другие разделы истории, той истории, современницей которой мне довелось быть. Но не надо об этом жалеть. Жизнь продолжается.


Рецензии
Ваши мысли созвучны во многом моим. Спасибо, уважаемая Надежда!!!

Игорь Тычинин   20.01.2024 13:30     Заявить о нарушении
Всегда рада встретить единомышленника.

Успехов вам!

Надежда Дьяченко   20.01.2024 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.