Этюды в налоговых тонах-2

ПОД ФЛАГОМ ГАЗЕТЫ

( Наши новации)

       В Госналогинспекции  по Тверской области, ставшей областным налоговым Управлением, проработал 17 лет, координируя и направляя  связи с общественностью и прессой. А информационную работу с плательщиками начинал с нуля, шаг за шагом формируя положительный имидж службы  как ведомства «с человеческим лицом».
      
      При своем становлении Госналогслужба России поступила весьма мудро, пригласив под налоговые знамена опытных журналистов. И не только для профессиональных и острых ответов на критические и не всегда обоснованные  уколы  прессы. Предстояло сформировать, как уже отмечалось, налоговую грамотность населения, воспитать в обществе налоговую культуру. А кто, как не привлеченные в службу журналисты, сделает это лучше?
       Начинал с постоянной рубрики о налогах в областных газетах, используя для этого исключительно дружеские связи в редакционной среде. В те годы (да и сегодня тоже) расходов на информационную работу с налогоплательщиками и прессой в смете налоговой службы не предусматривалось. В отличие, скажем, от развитых западных стран, той же Дании, где на эти цели выделяются серьезные бюджетные деньги, которые успевай осваивать. Моим бы коллегам - налоговикам, да такие проблемы!
      
      И все же, на энтузиазме и творческом вдохновении, силами отдела издавали ведомственную газету Управления «Налог-информ», выходившую среди немногих изданий региона в цвете. А для коллег по инспекциям области негласно выпускали, используя черно-белый принтер, еженедельный  бюллетень «Налоговик»,  выход которого ждали в каждой из 46 инспекций региона. В нем помещали новости из областного налогового Управления, инспекций области, важные письма Госналогслужбы. А еще, как глоток свежего воздуха, сообщения о  памятных и курьезных событиях в жизни коллег, об увлечениях и досуге наших специалистов вне стен инспекции. В налоговых органах России подобного издания  еще не было, а потому оценивалось оно коллегами не всегда однозначно. Так, в одном из выпусков, приуроченных к 1 апреля, шутки ради поместили призыв: «Перед прочтением – сжечь»! И что же? Нашлись формалисты, воспринявшие указание конкретно…
       Уважение к налогам и доверие к службе приходилось воспитывать не только  у  налогоплательщиков, но и  некоторых представителей органов власти тоже.
        Так, в областной прессе  с нашей подачи появился цикл статей «Буря в стакане воды» и «Буря в стакане воды-2» в защиту налоговой инспекции одного из районов области, где глава района «не сошелся характерами» с начальником инспекции, пытаясь  сделать ее службу «карманной». Тиражи газеты с названными статьями   в том районе изымались еще на почте, но  их содержание неведомыми путями  становилось  известным, вызывая   общественный резонанс: нападки на местную налоговую инспекцию вскоре  прекратились.
        А мало ли было публикаций, опровергающих некомпетентные высказывания прессы  о налогах и действиях налоговиков? Подсчитал как-то только свои газетные выступления за год -  с учетом разъяснений по налогам и постоянных рубрик их оказалось  около 300: чуть ли не по статье в прессе ежедневно!
       
        Налоговая  служба  раздвинула для нас горизонт, позволив взглянуть из Твери или Брянска, Махачкалы или Казани  на  всю Россию, а то и зарубежье, встретить и объединить общей устремленностью единомышленников разных национальностей - русских, бурят, калмыков, татар, дагестанцев, приобщиться к их культуре и традициям.
       На одном из столичных семинаров собрались за дружеским ужином с коллегами из разных уголков России в номере дагестанца. Хозяин выставил на стол домашний коньяк, щедро разлил по рюмкам, но сам выпить с нами категорически отказался:
       - Извините, ребята, не могу: перед отъездом отцу слово дал, что пить в командировке не буду!
       Вот бы и другим коллегам такую твердость!
       
       А  профессиональный и  карьерный рост?   
       Только в нашем областном налоговом Управлении  на моих глазах молодой специалист Ира Фокеева выросла за эти годы до  руководителя Управления, став уважаемой всеми Ириной Егоровной Фокеевой.  До  должности заместителя начальника  Управлении «дорос», начав налоговую службу рядовым специалистом в инспекции по городу Твери, Александр Николаевич Алексеев. Ученую степень кандидата экономических наук защитили  заместитель руководителя Управления Людмила Владимировна Зуйкова и начальник отдела налогообложения физических лиц Елена Владимировна Павлова. А начальник крупнейшей в области Межрайонной ИФНС России № 10 Дмитрий Анатольевич Яковицкий,позднее возглавивший областное налоговое Управление, начинал карьеру рядовым сотрудником в инспекции по Калининскому району.

        В  своей газете «Налог-информ» провели общероссийскую акцию «Волга: от истока до Каспия» (заочное налоговое путешествие по регионам Поволжья) - при содействии  коллег из соответствующих областных налоговых Управлений по регионам России сформировали налоговые «визитки» поволжских городов - Тверь, Кострома, Казань, Самара, Нижний Новгород, Астрахань.
    
       А по нашей области рассказывали о крупных налогоплательщиках, их отношении к налогам, практике налогового администрирования конкретных инспекций, давали интервью руководителей инспекций и советы ведущих специалистов, репортажи с налоговых проверок, зарисовки о  налоговиках. В непростые перестроечные времена 90-х годов показывали  в тематических газетных разворотах  роль налогов в буднях районов области, к примеру, Пеновского - края лесов и озер, глава которого высказал откровение, ставшее девизом газетного разворота: «Здесь, в  глубинке, начинается Россия!».
      
      Те годы коллеги  по отделу работы со СМИ Управления и сегодня  вспоминают как  радужный сон:
     «Верите, на работу шли, как на праздник! Спешили поделиться в отделе удачной мыслью, пришедшей еще дома. Понимали: свобода для нас –  прежде всего  ответственность, а успех газеты - это творческий   вклад каждого!».
      А потому сообща определяли планы информационной поддержки налоговых кампаний и акций, горячо обсуждали макеты будущих выпусков, выезжали в  творческие командировки на предприятия,  в администрации районов. На газетных страницах публиковали отчеты с заседаний «круглых столов» и «прямых линий», среди налогоплательщиков проводили конкурсы с торжественным вручением победителям «Сертификата доверия» областной налоговой службы. Действовало положение о присуждении Сертификата, которым  для претендента предусматривались серьезные критерии в оценке экономических показателей. Решение о вручении «Сертификата доверия» принималось на заседании коллегии  областного налогового органа.
    
     Торжественное вручение этого документа  становилось для коллектива предприятия праздником: здесь  проводилось собрание, выступали докладчики, приглашалась пресса.
      От налоговой службы области документ вручал руководитель Управления или его заместитель. Предприятию, повторно заслужившему доверие налоговой службы, вручался «серебряный» Сертификат, а в третий раз – «золотой». О лауреатах конкурса рассказывалось в газете «Налог-информ» и  специально издаваемых буклетах, они включались в почетный список  добросовестных налогоплательщиков, который велся на ведомственной страничке налоговой службы  в сети Интернет.
    «Волнуюсь, словно орден получаю!», - признавался директор хлебокомбината в Кимрах, получая  «Сертификат доверия» за № 1 от областной налоговой службы. А через два года, повторно, этому предприятию был присужден теперь уже  «серебряный» сертификат.  Заслуги коллектива  перед казной были очевидны: если за 1999 год комбинат внес в бюджет свыше 10 млн. руб. налоговых платежей, то за 2000 год – уже 16.
      
     Это, так сказать, розовые картинки. Но  были и иные. Газету «Налог-информ», имевшую свыше 3 тыс. подписчиков, через 5 лет умышленно  «засушила» новый руководитель областного Управления, которая обязала готовить все выпуски газеты лишь как перепечатки статей из руководящего журнала налоговой службы «Российский налоговый курьер». О творческом поиске в информировании тверских налогоплательщиков через свою газету можно было забыть.
    А еще  через пять лет, когда положительный имидж налоговой службы России в глазах общественности был успешно сформирован  ( не без участия приглашенных в службу журналистов),нам на одном из московских семинаров объявили  прямым текстом:
  - Спасибо, ребята, вы  здорово помогли!  Но теперь налоговая служба России в услугах журналистов больше не нуждается...

   Желающие могут перейти  в отделы работы с налогоплательщиками!
   А это уже  иные подходы и функции...

                ПОЧТИ   АНЕКДОТ:
     Звонок в инспекцию от  «лица кавказской национальности»:
   - Ми у вас били, нам сказали, что долгов нэт. А тут писмо – 130 рублей.
     Откуда? Ми все заплатили...
   - Хотите провести сверку лицевого счета?
   - Да, канэчно!
   - Вы юридическое лицо?
   - Нэт, я ее муж...

            ( Продолжение следует)

На снимке: закладка Аллеи  Памяти  у Налогового центра в Твери.

Фото автора
 


Рецензии
Доброго времени суток, Владимир!
Прочитав 2-ю главу "Этюда..." подумал, что здесь уместно бы было применить выражение древних римлян: "Per aspera ad astra"(лат.) - "Через тернии к звёздам". В главе довольно убедительно рассказывается о роли отдела работы со СМИ налогового регионального Управления, в повышении имиджа этого Управления. Несмотря на то, что глава повествует о скучнейших (на взгляд обывателя) коллизиях, в работе российских "мытарей", этот кусочек "Этюда ..." читается на удивление легко и с некоторой интригой. Невольно задаешься вопросом: "Ну что ещё можно рассказать о налоговых органах?". Но нет, оказывается ещё не всё, и следуем за автором далее ...
С неизменным уважением,

Сергей Пивоваренко   22.09.2020 17:53     Заявить о нарушении
О "мытарях", Сергей,по сути еще ничего и не сказано...
Поробую восполнить пробел, если получится...
"Финис коранут опус!"- по латыни как-то так!

С уважением и добром - Володя


Владимир Федулов   22.09.2020 18:03   Заявить о нарушении