Зеленая карета

      Фильм 2015 года выпуска привлек меня своей христианской составляющей. За внешним лоском успешного кинорежиссера, которого играет Мерзликин, прячется эгоист и самолюб. У него есть семья, карьера, любовница. В общем, все, как у людей. По устроению своей жизни, ценностям и целям, главный герой ни в чем не уступает среднему статистическому человеку, разве только превосходит тем, что оказался, наконец, на гребне волны. Он обеспечен и знаменит. Ему пророчат Оскар.
      Сказано в Писании: скорбям должно быть. Не хочу мучить никого скучной моралью, да и фильм, кстати, сделан довольно динамично без нудистики и проповеди, раздражающей молодежь и лиц среднего возраста. Но, как бы там ни было, а человек начинает возрастать душой и смотреть внутрь себя часто не на фоне успеха, а посетившего его горя, или ряда неудач.
      Сын главного героя 17-летний парень кончает жизнь самоубийством. И это случается на самом пике успеха отца. С этого момента все сцены из жизни режиссера начинают показываться с двух ракурсов. Он, как будто сам ловит себя на том, что снимает фильм про себя, смотрит сам на себя со стороны и видит самого себя в главной роли. По медицинской терминологии это называется профессиональной деградацией. Но в фильме это дано для того, чтобы яснее очертить действия Вадима (так зовут главного героя) и показать вариативность земного бытия, ну, и, в конечном счете, доказать, что главным режиссером является не человек со страстями и душевными язвами, а бесстрастный наблюдатель Бог.
      У редкого человека нет второй тайной жизни, или просто поступков и привычек, которые он хотел бы скрыть от других. После смерти сына обнаруживается диск с записью встреч отца с любовницей.  Сын тщательно и скрупулёзно следил и записывал на видео камеру неудобные моменты родителей, куда последним кадром попала еще и измена жены на фоне постоянного невнимания и холодности к ней мужа.
      Пришла беда – отворяй ворота. По такому плану тянется дальше цепь событий, происходящих с главным героем. Он не верит в самоубийство сына, что в принципе обоснованно для человека, потерявшего родного ребенка. Здесь зрителю приоткрывается особенность человеческой психики, когда для собственной душевной безопасности, люди начинают винить кого угодно  в неудачах и несчастьях, но только не самих себя.  Вадим открывает собственное расследование по поиску неведомого убийцы. Он надоедает полиции, встречается с разными людьми, которые при жизни были близки с сыном и хорошо знали его. И узнает много неприятного о них. В частности, что подруга сына, встречалась помимо него с другим парнем. Диск, где запечатлены интимные сцены родителей: их измены и скандалы, просматривал институтский преподаватель погибшего. Лучший друг сына торгует наркотиками, сколачивает небольшой капитал и готовится к открытию собственного ночного клуба. Вскрытие показало, что в крови сына найдены некие наркотические вещества. Вадим подозревает: наркотик сыну дал его лучший друг, и возможно, под воздействием их произошел суицид. Но прямых доказательств нет. Потом, сопоставив телефонные звонки, главный герой понимает, если даже сын и принял наркотики перед смертью, то они не успели подействовать. Слишком уж был короток период (около 3 минут) между, совершенно осмысленным звонком отцу, приемом наркотиков и роковым действием, приведшим к смерти.
      Лично мне понравилось то, что фильм не сваливается в популярный и набивший уже оскомину, голливудский сюжет «всемирного заговора» и конспирологии  о погублению молодой, невинной души, поиску убийцы и справедливому возмездию. Не найдя во внешнем мире виновных в смерти сына, безутешный отец углубляется в собственные воспоминания всей своей жизни. Он понимает, что мало уделял внимания своему ребенку, не разговаривал с ним по душам, о чем, ему осмеливаются указывать знакомые, но уже после смерти сына. Пропущенные звонки от сына, диск, запечатлевший любовные похождения папаши подтверждают новую и очень неприятную причину самоубийства юноши.
      Найдя настоящего убийцу внутри себя, знаменитый кинорежиссер в помутившемся рассудке выезжает на автомобиле на автотрассу и сталкивается с грузовиком. Эта сцена в фильме показана два раза. Первый, как отсчет началу событий, происходящих в угасающем мозгу раненного в автоаварии Вадима и его собственному внутреннему монологу, рассказывающему зрителям о происходящем. И второй – как ложная концовка, где все точки расставлены, и должны быть титры.
      Но фильм продолжается дальше.  Вадим благополучно излечивается после аварии и продолжает жить. В больнице через работника полиции, он получает предсмертное письмо сына (не успел отправить), адресованное ему, где тот просит прощения за диск, компрометирующий отца. Главный герой сломлен и топит дни, как водится традиционно в алкоголе. Однажды он встречает группу юнцов, избивающих человека. Вадим заступается, но сам занимает место жертвы. И вот, лежа на земле и умирая от полученных травм, вдруг видит яркий свет ламп и пюпитров, какие обычно устанавливают и зажигают на киносъемках. Слышит собственный голос, наконец-то одобряющий снятую с ним самим эту последнюю сцену в жизни. Он понимает – это финал и уже больше ничего не будет и из последних сил просит еще один актерский дубль. Режиссер – требовательный и неподкупный, каким  был он сам раньше, милостиво соглашается и переносит его в то время, когда сын еще жив и с чего, собственно, начинаются главные события, показывающие промахи и ошибки Вадима.
     Так, главный герой, найдя в себе силы признать свою неправоту, получает второй шанс на исправление самого себя. Ведь недаром посмертное письмо сына к нему заканчивается словами (не дословно): «Ты сам меня учил когда-то -  если хочешь что-то исправить вокруг себя, то начни с самого себя… Я понял, папа, что когда хочешь исправить других, то становится только хуже».
     Чем не христианская добродетель? Найди сначала в себе грехи, избавься от них, а избавившись, может быть, получишь право (если на то будет Воля Господня) учить других, как правильно надо жить.
      Приятного просмотра!


Рецензии
Эдуард, спасибо за наводку на этот серьёзный фильм. Он сродни "Дирижёру" Лунгина. Отцы и дети, что-то неотложное происходит с молодёжью. Неприятие отцовского бытия. И родительская глухота.
Мне в этом " фильме в фильме " увиделось вот что.
Сын - продолжение отца, логическое разворачивание его качества, параллельно идущий фильм, два их фильма идут вместе. Сын - следствие причины. Он - зеркало отца.
Если отец не исправляет свои недоработки, сын наглядно развивает их и доводит до логического же конца.
Исправляя себя, отец спасает сына. Сын, своими страданиями, спасает отца. Живая связь действенна и неотменима. И жестока.
Жаль, что именно такие фильмы не замещают ауе-шную пропаганду в нынешнем преступном телевидении.

Владимир Рысинов   21.09.2020 19:24     Заявить о нарушении
Владимир, Вы, как всегда копаете вглубь и вширь, и тем самым очень хорошо дополняете написанное мною. Я совершенно согласен. И еще хочу заметить, что психика у подростков, как правило неустоявшаяся. Я не хочу говорить о трудных подростках - там их уже расшатали и нагнули, как захотели, хотя им кажется наоборот. А вот нормальные, честные парни и девушки в таком возрасте очень остро воспринимают ложь и фальшь в жизни, а особенно в жизни своих родителей. Происходит крушение идеалов, а это, знаете, будто маленькая хиросима в душе. Поэтому, когда сын стал замечать недостатки отца, а потом еще узнал об измене маме, то он не смог примириться, что вот этот идеальный успешный человек, на которого он когда-то равнялся, оказался обыкновенным подлецом. Им бы надо было бы сразу поговорить, и говорить не один раз, а много... может быть тогда сын все равно бы не понял отца и не простил, но хотя бы не кончил жизнь самоубийством. Тут замкнутый круг. Отец не находит понимания в семье у сына и находит другого человека, кому нужно излить душу - любовницу...
Хотя в посмертном письме, сын возвышается над своей обидой и прощает его.
Рассуждаю я так, потому что сам проходил этот этап жизни. И долгое время испытывал смешанные чувства к своему отцу. Очень долго я его не понимал, даже ненавидел. И только,Господи, спустя 20 лет, понял, каким дурачком я был. Я понял, что несмотря на все недостатки моего родителя, он любил меня, готовил к жизни, и ничего, кроме добра мне не желал. И благодаря ему, той закалки я выжил и живу до сих пор. Поэтому, сейчас, кроме благодарности к папе, ничего другого не испытываю. Об одном жалею - мне понадобилось 20 с небольшим лет, чтобы понять это. Такие дела...

Эдуард Тубакин   22.09.2020 04:24   Заявить о нарушении
Да, и хорошо, что в фильме есть возможность открутить время назад. В жизни этого нет. И сколько трагедий в реальности происходит из-за непонимания и недостатка общения близких людей.

Эдуард Тубакин   22.09.2020 04:29   Заявить о нарушении