Зеленая карета
Сказано в Писании: скорбям должно быть. Не хочу мучить никого скучной моралью, да и фильм, кстати, сделан довольно динамично без нудистики и проповеди, раздражающей молодежь и лиц среднего возраста. Но, как бы там ни было, а человек начинает возрастать душой и смотреть внутрь себя часто не на фоне успеха, а посетившего его горя, или ряда неудач.
Сын главного героя 17-летний парень кончает жизнь самоубийством. И это случается на самом пике успеха отца. С этого момента все сцены из жизни режиссера начинают показываться с двух ракурсов. Он, как будто сам ловит себя на том, что снимает фильм про себя, смотрит сам на себя со стороны и видит самого себя в главной роли. По медицинской терминологии это называется профессиональной деградацией. Но в фильме это дано для того, чтобы яснее очертить действия Вадима (так зовут главного героя) и показать вариативность земного бытия, ну, и, в конечном счете, доказать, что главным режиссером является не человек со страстями и душевными язвами, а бесстрастный наблюдатель Бог.
У редкого человека нет второй тайной жизни, или просто поступков и привычек, которые он хотел бы скрыть от других. После смерти сына обнаруживается диск с записью встреч отца с любовницей. Сын тщательно и скрупулёзно следил и записывал на видео камеру неудобные моменты родителей, куда последним кадром попала еще и измена жены на фоне постоянного невнимания и холодности к ней мужа.
Пришла беда – отворяй ворота. По такому плану тянется дальше цепь событий, происходящих с главным героем. Он не верит в самоубийство сына, что в принципе обоснованно для человека, потерявшего родного ребенка. Здесь зрителю приоткрывается особенность человеческой психики, когда для собственной душевной безопасности, люди начинают винить кого угодно в неудачах и несчастьях, но только не самих себя. Вадим открывает собственное расследование по поиску неведомого убийцы. Он надоедает полиции, встречается с разными людьми, которые при жизни были близки с сыном и хорошо знали его. И узнает много неприятного о них. В частности, что подруга сына, встречалась помимо него с другим парнем. Диск, где запечатлены интимные сцены родителей: их измены и скандалы, просматривал институтский преподаватель погибшего. Лучший друг сына торгует наркотиками, сколачивает небольшой капитал и готовится к открытию собственного ночного клуба. Вскрытие показало, что в крови сына найдены некие наркотические вещества. Вадим подозревает: наркотик сыну дал его лучший друг, и возможно, под воздействием их произошел суицид. Но прямых доказательств нет. Потом, сопоставив телефонные звонки, главный герой понимает, если даже сын и принял наркотики перед смертью, то они не успели подействовать. Слишком уж был короток период (около 3 минут) между, совершенно осмысленным звонком отцу, приемом наркотиков и роковым действием, приведшим к смерти.
Лично мне понравилось то, что фильм не сваливается в популярный и набивший уже оскомину, голливудский сюжет «всемирного заговора» и конспирологии о погублению молодой, невинной души, поиску убийцы и справедливому возмездию. Не найдя во внешнем мире виновных в смерти сына, безутешный отец углубляется в собственные воспоминания всей своей жизни. Он понимает, что мало уделял внимания своему ребенку, не разговаривал с ним по душам, о чем, ему осмеливаются указывать знакомые, но уже после смерти сына. Пропущенные звонки от сына, диск, запечатлевший любовные похождения папаши подтверждают новую и очень неприятную причину самоубийства юноши.
Найдя настоящего убийцу внутри себя, знаменитый кинорежиссер в помутившемся рассудке выезжает на автомобиле на автотрассу и сталкивается с грузовиком. Эта сцена в фильме показана два раза. Первый, как отсчет началу событий, происходящих в угасающем мозгу раненного в автоаварии Вадима и его собственному внутреннему монологу, рассказывающему зрителям о происходящем. И второй – как ложная концовка, где все точки расставлены, и должны быть титры.
Но фильм продолжается дальше. Вадим благополучно излечивается после аварии и продолжает жить. В больнице через работника полиции, он получает предсмертное письмо сына (не успел отправить), адресованное ему, где тот просит прощения за диск, компрометирующий отца. Главный герой сломлен и топит дни, как водится традиционно в алкоголе. Однажды он встречает группу юнцов, избивающих человека. Вадим заступается, но сам занимает место жертвы. И вот, лежа на земле и умирая от полученных травм, вдруг видит яркий свет ламп и пюпитров, какие обычно устанавливают и зажигают на киносъемках. Слышит собственный голос, наконец-то одобряющий снятую с ним самим эту последнюю сцену в жизни. Он понимает – это финал и уже больше ничего не будет и из последних сил просит еще один актерский дубль. Режиссер – требовательный и неподкупный, каким был он сам раньше, милостиво соглашается и переносит его в то время, когда сын еще жив и с чего, собственно, начинаются главные события, показывающие промахи и ошибки Вадима.
Так, главный герой, найдя в себе силы признать свою неправоту, получает второй шанс на исправление самого себя. Ведь недаром посмертное письмо сына к нему заканчивается словами (не дословно): «Ты сам меня учил когда-то - если хочешь что-то исправить вокруг себя, то начни с самого себя… Я понял, папа, что когда хочешь исправить других, то становится только хуже».
Чем не христианская добродетель? Найди сначала в себе грехи, избавься от них, а избавившись, может быть, получишь право (если на то будет Воля Господня) учить других, как правильно надо жить.
Приятного просмотра!
Свидетельство о публикации №220092000584
Мне в этом " фильме в фильме " увиделось вот что.
Сын - продолжение отца, логическое разворачивание его качества, параллельно идущий фильм, два их фильма идут вместе. Сын - следствие причины. Он - зеркало отца.
Если отец не исправляет свои недоработки, сын наглядно развивает их и доводит до логического же конца.
Исправляя себя, отец спасает сына. Сын, своими страданиями, спасает отца. Живая связь действенна и неотменима. И жестока.
Жаль, что именно такие фильмы не замещают ауе-шную пропаганду в нынешнем преступном телевидении.
Владимир Рысинов 21.09.2020 19:24 Заявить о нарушении
Хотя в посмертном письме, сын возвышается над своей обидой и прощает его.
Рассуждаю я так, потому что сам проходил этот этап жизни. И долгое время испытывал смешанные чувства к своему отцу. Очень долго я его не понимал, даже ненавидел. И только,Господи, спустя 20 лет, понял, каким дурачком я был. Я понял, что несмотря на все недостатки моего родителя, он любил меня, готовил к жизни, и ничего, кроме добра мне не желал. И благодаря ему, той закалки я выжил и живу до сих пор. Поэтому, сейчас, кроме благодарности к папе, ничего другого не испытываю. Об одном жалею - мне понадобилось 20 с небольшим лет, чтобы понять это. Такие дела...
Эдуард Тубакин 22.09.2020 04:24 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 22.09.2020 04:29 Заявить о нарушении