Записки экскурсовода Ч. 17 Тронный зал

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/09/15/1470

Из выставочных комнат путь ведёт в Большой зал. К этому магическому зрелищу экскурсантов надо подготовить. Я обычно говорю какие-то слова о чуде, которое их ожидает. Но никакие слова не могут сравниться с визуальным восприятием этого реального чуда, с апофеозом эстетики барокко. На моих глазах происходит взрыв эмоций - от "ахов", вскинутых рук, громких возгласов до слёз восторга!

Из маленьких тесных выставочных комнат люди выходят в гигантский, ослепляющий, блистающий золотом зал!  Он двусветный, площадь его около тысячи квадратных метров. В нём так много золочёной резьбы, что буквально болят глаза: двери, оконные и зеркальные рамы обрамлены затейливой позолоченной резьбой по дереву.  Покрытые сусальным золотом, вырезанные из липового дерева ангелочки-путти*, цветы, волюты** и арабески*** множатся в громадных зеркалах в простенках между окнами. Свет льётся из двух рядов окон, по 13  с каждой стороны, с востока и запада. Всё это создаёт иллюзию бесконечного пространства.

Днём свет проникал в галерею через огромные окна, занимающие практически всю площадь продольных стен, а вечером в зале зажигали 696 свечей. Свет отражался в стеклянных и зеркальных поверхностях, в позолоте отделки, и сверкающий зал выглядел просто феерически. Над резным декором, покрывающим стены, трудились 130 резчиков, используя в качестве образца эскизы Растрелли и макеты Дункера.

Большой зал, Тронный зал, Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, - самое большое парадное помещение дворца.  Большой зал украшает царскую резиденцию с 1756 года. Он появился благодаря фантазии и таланту Ф.-Б. Растрелли, придворного архитектора Елизаветы Петровны. Работы по созданию интерьера  длились четыре года.   

Этот роскошный зал, занимающий  всю ширину здания, предназначался для проведения официальных приёмов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Один из последних куртагов прошёл в 1908 году, в день бракосочетания Великой Княжны Марии Павловны с принцем Вильгельмом Шведским, герцогом Зюдерманландским.         


В Большом (Тронном) зале обычно находятся несколько экскурсионных групп. Экскурсоводы стараются разместить свою группу так, чтобы не мешать другим, и говорить не очень громко, чтобы не заглушать своих коллег. Но однажды во время экскурсии я услышала очень громкий женский голос. Слышались взволнованные и возбуждённые интонации. Я подумала, что произошло что-то неординарное и сделала несколько шагов в сторону, чтобы понять, что произошло. Может быть, нужно оказать помощь?

Я увидела хорошо одетую пожилую женщину, она была одна, и казалось, что она очень громко разговаривает сама с собой. Приглядевшись и услышав немного искажённую русскую речь, я поняла, что это русская эмигрантка.

-Лувр, Лувр! - с явной насмешкой выкрикивала она. - Была я в этом Лувре много раз. Да разве сравнить его с этой красотой?

Она продолжала сбивчиво и взволнованно что-то говорить, убеждая, рассказывая неизвестно кому о своих впечатлениях.

С восторженным выражением лица она подняла руки вверх, оглядывая сверкающий зал и, как будто споря с невидимыми собеседниками, негодующе и вместе с тем торжественно провозгласила:

- Только мы, русские, можем такое создать! - и вдруг заплакала.

Я хотела подойти к ней, но меня ждала моя группа, да и строгие правила следования по залам без задержки других групп требовали продвижения вперёд.



* Путти (итал. putti, мн. число от putto – маленький мальчик) - изображения маленьких мальчиков, чаще  обнажённых, иногда крылатых.

** Волюта (лат. voluta, букв. – завиток, спираль) - в архитектурном декоре  характерная для искусства  барокко  форма, имитирующая свёрнутую в спираль (или в две спирали) полосу гибкого материала. Может служить в качестве консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

*** Арабески (фр. arabesque от ит. arabesco - арабский) — вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.; позже - разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций.

Продолжение  http://proza.ru/2020/09/25/1757


Рецензии
Ах, какой ослепительно потрясающий зал, Светлана!
И вы много раз ходили по этому паркету, любовались светом и сиянием позолоты!
Завидую вам!
Права русская эмигрантка, и я подтверждаю её правоту:
-Лувр, Лувр! - с явной насмешкой выкрикивали она. - Была я в этом Лувре много раз. Да разве сравнить его с этой красотой?
Спасибо, дорогая!
С уважением и восхищением,

Светлана Петровская   05.11.2022 17:45     Заявить о нарушении
Светлана, словами не передать эту красоту! Только ахать, восторгаться и плакать от счастья! И, конечно, прославлять и благодарить мастеров, которые сделали невозможное!

Светлана Шаляпина   09.11.2022 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.