Сфера влияния

Эта статья, как и все мои статьи в разделе «Религия», предназначена для несуществующего здесь раздела «Наука и религии».


Введение.


Как и в предыдущих статьях, где, исходя из проектов на стыке науки и религий ( см. «Почему растительные масла?» и «Кто мы?»), помимо прочего я  задавался вопросом о происхождении (растительного масла или сверхчеловеческого знания), здесь также этот вопрос будет одним из важнейших. Отличие от предыдущего в том, что в случае растительных масел П.В. Флоренским с соавторами заявлен новый объект научных исследований, в случае тукдама и подступов к нему то же самое, надеюсь, произойдет в ближайшем будущем, но в данном случае (проект Уоллеса) ключевой эмпирический религиозный арте-факт (радужное тело) еще за горизонтом, более того, его даже не видно в анонсированных планах его центра, научный совет которого входят 2 нобелевских лауреата. Однако ни секунды не сомневаюсь, что «шаги за горизонт» приведут именно к нему...

Несколько слов о названии. В статье «P.S. к «Шамбала в буддизме»» среди космическо-«социальных»  трактовок понятия мандалы в буддизме есть «сфера влияния», которая легко получается из изначального значения «круг» и «круг друзей/свита» переходом к трем измерениям. На мой взгляд, четыре измерения еще лучше, т.к. А. Эйнштейн «перенес» нас из ньтоновского трехмерного пространства И времени в четырехмерное пространство-время. Сфера или шар в трехмерном пространстве указывают только на пространственную область влияния, оставляя без внимания время. А четырехмерная сфера или шар в пространстве-времени напоминают о том, что все имеет не только границы в пространстве, но начало и конец во времени. Сфера акцентирует внимание на границах, шар – на всей «территории». В первом приближении такого образа вполне достаточно, хотя он оставляет «за скобками» более сложные области, например, состоящие из многих «островков»/шаров (Калининградская область не граничит с РФ, колонии в прошлом были далеко от метрополий) и др. То, что мы не можем представить себе образы четырехмерных объектов, даже таких, казалось бы, простейших, как сфера или шар, не существенно.

Когда-то не помню по какому поводу видел доклад А. Меркель, она сидела за столом  и поглядывала в какие-то карточки. Режиссер переключил на другую камеру и стало видно, что это так называемые интеллектуальные карты, известный наглядный и эстетичный способ организации знания по какому-то конкретному вопросу, проблеме. У Меркель фон карточек был голубым, а по полю разбросаны желтые овалы с ключевыми словами. Структурно интеллектуальная карта точно соответствует мандале.  Попробую «нарисовать» что-то вроде мандалы/интеллектуальной карты по теме статьи: сфера влияния – это центральная фигура со свитой. Пусть у нас в середине круга/четырехмерной сферы влияния сидит такой золотистый Гараб Дордже, сверху у него 13 солнц в голубом небе, кто справа-слева увидим позже, а снизу  много-много всех. Низ такой зеленый, потому что если сверху голубое небо, то снизу – земля с зеленой травой и на ней много-много всех (учителя с учениками).

Об источниках информации: помимо прочих в статье я активно пользуюсь книгой Чогьяла Намкая Норбу Ринопоче, А. Клементе «Всевышний источник. Кунджед Гьялпо. Основная тантра Дзогчен Сэмдэ» (далее – ВИ), это основная тантра дзогчен, передаваемая по цепи учитель-ученик около 2000 лет, с комментариями ЧННР, собранными и дополненными А. Клементе, книга издана дзогчен-общиной в 2001 г. Дзогчен считается одной из школ тибетского буддизма, иногда ее называют внесектарной. Легендарное происхождение этой тантры таково: «Что касется «Кунджед Гьялпо», в частности, писания дзогчен повествуют, что в месте под названием «Чрево зачатия», во времена, когда средняя продолжительность жизни составляла 80000 лет, учитель Шонну Ролпа Нампар Цева передал примерно тысяче учеников-нелюдей из числа якшей и ракшасов сущностное учение пяти коренных тантр, включая «Кунджед Гьялпо»» (ВИ, с. 12).

Специфику учения этой тантры ЧННР объясняет одним абзацем, предваряющим текст книги, который похож на эпиграф: «Читая «Кунджед Гьялпо», вы будете часто сталкиваться со словом «Я»: «Я – природа всех явлений», «Я – корень бытия» и т.д. Это «Я» - высшее истинное состояние: изначальный будда, всевышний источник проявлений. Постарайтесь понять «Кунджед Гьялпо», читая книгу в этом свете». 

Поскольку исходной мотивацией статьи является проект Уоллеса, точнее говоря, его учение, то небесполезно обратить внимание на то, что хотя  ВИ –  это коренная тантра дзогчен, которому Уоллес учит на международном уровне, но это не значит, что он ею активно пользуется, насколько я знаю. Я сейчас не готов воспроизвести линии его учителей, но судя по тому, что он перевел на английский как минимум два цикла учений Гуру Падмасамбхавы (тантрический йогин, 8 в., который почитается в Тибете как второй Будда, также один из столпов дзогчен), он ориентируется на него. Один из учителей А.Уоллеса, Его Святейшество Далай Лама XIV говорит, что учения Калачакра-тантры на завершающих стадиях совпадают с дзогчен (см. его интервью в статье "Шамбала в буддизме").



1. На подступах к истории.


Для специалистов ничего нового в гипотезе палеоконтакта в применении к дзогчен, конечно, нет, ортодоксы от академизма и буддизма в таком случае обычно говорят о «Нью Эйдж». Однако, дыма без огня не бывает и поэтому здесь нас интересует предварительный анализ источников, которые его провоцируют. В дополнение к тому, конечно, что было сказано в статьях "Кто мы?", «Шамбала в буддизме» (не о дзогчен).

Одним из конкретных сетевых источников гипотезы палеоконтакта в буддизме для меня является монах тхеравады Ashin Ottama, его часовая лекция «Buddhism and UFO», на которую я уже ссылался (см. «Кто мы?»). В ней он после изложения своего видения палеоконтакта в Ветхом Завете предложил «сумасшедшую идею» о том, что рождение Будды Шакьямуни и Иисуса Христа было продолжением эксперимента сверхцивилизаций с людьми, причем практически никак ее не аргументируя.  Буддизм и иудаизм – это религии осевого времени (термин К. Ясперса), когда в течение небольшого по историческим меркам периода времени появилось сразу несколько религий и этико-философских учений. Творцы универсальной или большой истории и не только они полагают, что таким образом был дан гуманитарный ответ на появление железного оружия (техно-гуманитарный баланс А.П. Назаретяна). Эти вполне академические ученые палеоконтакт, конечно, не видят в качестве причины этого баланса. Самодостаточность Природы, точнее говоря, ее образа, нарисованного современной наукой, порождающего в процессе эволюции жизнь и человека, хорошо известная идеологема. Однако, последователи альтернативных версий истории продолжают настаивать на своем и тому есть различные причины.

Как и в случае сверхчеловеческого знания, которое позволяет монахам тибетского буддизма реализовывать тукдам (см. о Medevedev Tukdam Project в статье «Кто мы?», а также «Граница публичности?»), здесь нас также интересует вопрос о происхождении, но теперь дзогчен, т.е. откуда пришло это учение, а также биография его основоположника Гараба Дордже. Не сомневаюсь, что, как и в случае с тукдамом, это по научным меркам не понятно откуда взявшееся сверхчеловеческое знание, даст такой результат, что мало не покажется.



2. Тринадцать солнечных систем и Гараб Дордже.


Когда ЧННР (1938-2018) на своих учениях в Москве (вход свободный, аудитория порядка 1000 человек) сказал, что дзогчен распространен еще в 13 солнечных системах, я чуть со стула не упал. Это было сказано походя, без объяснений, которые никто и не спрашивал. Последнее легко понять, т.к. буддистов интересуют не братья по разуму и их высокие технологии - ну еще один вид страдающих существ - а просветление, освобождение от страданий. ЧННР был выдающимся тибетским мастером дзогчен, который где-то с середины 70-х распространялся на Западе во многом благодаря его усилиям, после эмиграции из Тибета в Европу он был профессором в одном из итальянских университетов и незадолго до смерти был награжден орденом Италии.

Солнечная система – это современное понятие и трудно поверить, чтобы в древних текстах одной из школ тибетского буддизма употреблялось именно оно. Тем не менее во введении к ВИ читаем: «Традиционные тексты утверждают, что распространение учения дзогчен не ограничивается человеческим миром. Например, тантра "Звук, превосходящий все" (sGra thal 'gyur) утверждает, что оно есть не меньше, чем в 13 солнечных системах (thal ba), равно, как и в нашей, и подробно, хотя и загадочно описывает местонахождение этих миров и особенности их обитателей.» (с. 21-22) Дальше авторы отмечают, что больше известна история о 12 коренных учителях, которая начинается с учителя во времена, когда жизнь была неисчислимо долгой, а тела были из света, дальше излагается по нисходящей история всех 12 учителей до Будды Шакьямуни.

Особо не мудрствуя, посмотрим, что первый попавшийся он-лайн тибетско-русский словарь говорит по поводу thal ba, оказалось, что «единица измерения жизненного пространства», теперь остается только выбрать масштаб: камера в тюрьме, комната в коммуналке, отдельная квартира, дом, страна, Земля, солнечная система, галактика, Вселенная… Англо-язычные сетевые люди, обсуждающие эти же 13 солнечных систем и ссылающиеся на ту же тантру, что и ВИ, и на то же thal ba, предполагают, что это что-то побольше солнечной системы, галактики или даже вселенные. Я слышал от ЧННР о 13 солнечных системах один раз из двух, знающие люди утверждают, что он регулярно говорил об этом на протяжении многих лет. А ведь мог бы  вместо современных «солнечных систем» употреблять что-нибудь туманно-религиозно-индо-тибесткое типа «лока», «кшетра», но не делал этого. Не думаю, что это был PR-ход, ему внимания и без этого  хватало.

Эти 13 солнечных систем упоминались в связи с появлением дзогчен на Земле, его основоположником Гарабом Дордже. Наша сфера влияния четырехмерна, что автоматически мотивирует внимание к датировкам. Согласно школе Ньингма, Гараб Дордже родился через 166 лет после паринирваны Будды, датируемой в тибетских источниках 881 г. до н.э., современные же учёные утверждают, что это произошла около 481 г. до н.э., соответственно, большинство относит рождение Гараба Дордже ко 2 в. до н.э. (ВИ, с. 27).  А согласно энциклопедии философии буддизма (2012 г.), он в 1 в.н.э. проповедал дзогчен в легендарной стране Оддияне на севере Индии (где-то на территории современного Пакистана). (На разницу в 300 лет не обращаем внимание.) Если вместе с ЧННР согласиться с традицией, описывающей линию передачи учения, то своего первого ученика Гараб Дордже встретил не раньше 4-5 вв. (Сколько же он жил? новейшая отечественная энциклопедия философии буддизма молчит об этом) Далее, консенсус состоит в  том, что учение дзогчен уже существовало в Тибете (в его обеих традициях, бон и буддизм) в 8 в.

Отмечу такую лежащую на поверхности особенность рождения «отцов-основателей»: в биографиях Будды Шакьямуни и Гараба Дордже говорится, что до своего рождения они пребывали в иных, божественных мирах. Первый - на небе Тушита, где сейчас по верованиям буддистов пребывает и будда будущего, Майтрея (есть и такие, кто верит, что он в Шамбале, обители бодхисаттв, см. статью «Шамбала в буддизме»). А второй также в одном из божественных миров. В статье «Кто мы?», исходя из несостыковки теории реинкарнации и роста населения Земли, я предположил, что пребывание в прошлых жизнях в «иных мирах», читай: «на других планетах», свойственно подавляющему большинству современного населения Земли, хотя этого никто и не помнит, в отличие от Будды Шакьямуни и Гараба Дордже. И началось это дело, как я предложил в «Кто мы?», с Адама и Евы, т.е. за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни и Гараба Дордже. К его легендарной биографии мы еще вернемся, т.к. она замечательна не только этим.


3. Зеленая трава и все-все на ней.


Вспомним сейчас о нашей мандале/интеллектуальной карте, на которой центральная фигура изображается со свитой. Когда в какой-то школе практикуют учение, то возникает линия его передачи от учителя к ученику, которая также входит в сферу влияния этого учения здесь, на нашей планете. И, соответственно, в нашу мандалу/интеллектуальную карту.

В том, что касется конкретно дзогчен, то в ВИ описываются древние линии передачи, в которых помимо прочего обращает на себя внимание вот что. В них участвуют мужчины и женщины, цари и пандиты, монахини и блудницы. Сразу, конечно, вспоминается Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал 7 бесов, после чего она стала его ученицей. При этом как-то не заметно, чтобы обретение истины дзогчен и, соответственно, участие блудниц в его передаче, сопровождалось аналогичным благочестивым  «обращением». Кажется, что здесь одно другому не мешает, все совершенно как оно есть, надо только узреть это совершенство и укоренится в таком видении. С незапамятных времен и до нашего времени спрос на древнейшую профессию и ее предложение точно не иссякают, спрос далеко не в последнюю очередь, конечно, исходит от деньги-и-власть-имущих, так что в этом всесовершенстве что-то есть, по крайней мере психологи рекомендуют относиться ко всему позитивно, дольше проживем. Совершенство всего проявленного с точки зрения дзогчен не означает отсутствие у него недостатков с нашей точки зрения (см. ВИ).

В любом религиозном сообществе, существующем хотя бы одно поколение, и около него есть люди, полностью посвятившие себя религиозной деятельности (учителя, священноначалие, монахи), а также миряне-практики и интересующаяся публика вне сообщества, типа меня. Если ограничиться только ЧННР, то «мощность» нашей земной сферы влияния по временной оси можно оценить периодом, конечно, с рождения Гараба Дордже, а в новейшее время и на Западе с середины 70-х по сегодняшний день, с учетом ухода ЧННР в 2018 г. (свою миссию он передал единственному сыну), по пространству – международный уровень. По числу людей: а) практики, т.е. созданная ЧННР международная дзогчен-община с подразделениями в разных странах, б) слушатели - люди, принимавшие участие в учениях ЧННР и его учеников, но не ставшие практиками (я был на учениях с числом случашетелей порядка 1000 человек, ЧННР проповедла дзогчен около 40 лет, т.е. слушателей точно не милионы людей), в) читатели его книг.

Для гипотезы палеоконтакта ключевой момент в нашей мандале - эти 13 солнечных систем, которые «как и наша» в ВИ. Что это для его сына и учеников ЧННР первого поколения? Понятно, что это не главное в их практике, в их стремлении к освобождению, всего лишь одно из «отвлечений»… Этот вопрос затрагивает частную жизнь, но есть и в известной мере публичная сторона практики дзогчен, ее высшее достижения. По аналогии с тем, как завершением жизненного пути практика Гухьясамаджа-тантры, его высшим достижением, высшей реализацией этого сверхчеловеческого знания, является тукдам, так и в дзогчен такой же высшей реализацией этого сверхчеловеческого учения для его практиков является радужное тело.


4. Архетип Иисуса Христа.


Теперь, кто рядом с Гарабом Дордже на нашей мандале/интеллектуальной карте или, наоборот, с кем он рядом... Если сверху голубое небо с 13 солнцами, снизу трава на земле и все-все, то в середине помимо фигур должно быть что-то радужное. Радуга.

В 2016 г. вышла книга католического священника п. Френсиса Тисо «Радужное тело и Воскресение», в которой он рассказал о своей экспедиции в Тибет в 2000 г., куда он поехал поговорить со свидетелями реализации радужного тела. Это он сделал по просьбе своего духовного отца бенедектинского монаха бр. Давида Штейндл-Раста; оба были направлены Ватиканом развивать диалог с буддизмом, бр. Давид Штейндл-Раст в середине 60-х («я попросил, мне разрешили» - как он рассказывал в интервью В. Майкову, transpersonal.ru, «У истоков»). Он узнал о реализации кхенпо А-Чосомо радужного тела в 1998 г., решил, что пора начинать его изучать и попросил своего духовного сына съездить к свидетелям, благо он знает 10 языков и до этого занимался межрелигиозным диалогом.

В одной из своих книг А. Уоллес писал об этом проекте п. Тисо, что параллели есть, но Иисус Христос жил 2000 лет назад и мы ничего не можем проверить, а радужное тело продолжают реализовывать на протяжении веков...

Поскольку практика кхенпо А-Чоса включала дзогчен, то п. Тисо много внимания уделил этому чению в книге, в частности, биографии Гараба Дордже ( у п. Тисо PhD по буддологии). В связи с ней он отметил мнение буддологов о существовании архетипа Иисуса Христа, т.е. параллелей между традиционными жизнеописаниями Иисуса Христа и Гараба Дордже, которого, конечно, не распинали в конце жизни. В ВИ мимоходом отмечается, что существуют разные жизнеописания Гараба Дордже, не совпадающие во всех деталях.

Эти параллели хорошо видны в ВИ, точнее говоря, в сопровождающем тантру тексте А. Клементе и ЧННР: во-первых, чудесное рождение Гараба Дордже от матери-монашенки, хотя и не «из боку чисту», а из груди. Тибетский буддизм различает 4 вида рождения: из матки, яйца, тепла и влаги и чудесное, - поэтому такое рождение Гараба Дордже не есть нечто экстраординарное, а "одно из" данного вида. Во-вторых, он с юного возраста поражал взрослых своим глубоким знанием религиозных учений, как и Иисус в детстве, Гараб Дордже в 7-8летнем возрасте полемизировал с пандитами, некоторые из них стали его учениками. Гараб Дордже творил чудеса и в конце жизни реализовал радужное тело, которое мы видим в названии п. Тисо через запятую с воскресением Иисуса Христа.

Итак, под архетипом Иисуса Христам понимается то, что согласно традиционным историографиям, в разное время и в разных местностях разворачивался сходный сюжет. Как католический священник, п. Тисо не мог, конечно, согласиться с такой точкой зрения и предложил альтернативную интерпретацию этого сходства: биография Гараба Дордже – это образцовая, с точки зрения тибетцев 8 в., жизнь святого по аналогии с Иисусом, «как такое должно быть», специальное внимание п. Тисо уделил возможности влияния раннего (сирийского) христианства на дзогчен. Насколько с ним согласны другие буддологи – отдельный вопрос.


***


На этом я закончу краткое описание тех моментов из традиционной историографии дзогчен, которые провоцируют гипотезу палеоконтакта. Поскольку эти 13 солнечных систем упомянуты в тантре дзогчен и введении ВИ, а также многократно повторены ЧННР на своих учениях, то они воспроизводятся и другими разноязычными источниками (см., например, kunpendelek.ru). Однако, скажем, он-лайн энциклопедия по буддизму, названная китайской, не упоминает именно 13 солнечных систем, но говорит, что согласно традиции Ньингма, до Гараба Дорже дзогчен распространялся только в небесных реальностях (celestial realms) и в чистых земля будд, богов и нагов. Можно заметить, что поскольку упомянуты чистые земли, т.е. божественные обители, то первый предшественник хоть и на небесах, но не обязательно божественный (celestial realms объясняются гиперссылками по отдельности, а не вместе, и среди прочих значений можно обнаружить и вполне материальные небесные тела).  Отечественная новейшая энциклопедия философии буддизма сообщает, что Гарап Дордже получил свое учение непосредственно от трансцендентного будды Ваджрасаттвы, о более ранней истории этого учения не упоминается. Большая российская энциклопедия (он-лайн) историю дзогчен начинает с его утверждения Падмасамбхавой вместе буддизмом в Тибете 8 в., вообще не упоминая Гараба Дордже. Принстонский энциклопедический словарь по буддизму (2013 г.), который позиционируется как самый полный англоязычный словарь такого типа, вообще не знает слово «дзогчен», соответственно, в нем нет и Гараба Дордже.

Таким образом, видно, что источники общего энциклопедического характера неопределенны в отношении Гараба Дордже, предистории дзогчен. 13 солнечных систем светскими энциклопедиями, конечно же, не распространяется. Наша мандала-сфера влияния по пространству хоть и международного уровня, но узко специализирована. Ни минуты не сомневаюсь, что если рассказать А. Уоллесу о гипотезе палеоконтакта в связи с дзогчен, то он, как последовательный идеалист и жесткий критик материализма, который у него неизменно связан с гедонизмом и потребительством, посмеется - это, как мне кажется, самая лучшая публичная позиция в этом случае для публичного человека. Тем не менее, 13 солнечных систем и Гараб Дордже - это не последний детонатор для гипотезы палеконтакта в буддизме.


Статья из сборника проекта 4.


Рецензии