Пропасть между Раем и адом

Не всякое учение православной Церкви утверждено единством мнений святых отцов. Одним из таких неоднозначных догматических вопросов является вопрос о состоянии ада после посещения его Спасителем. Приведем несколько цитат определяющих указанную нами проблему.

«Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи» (Пс.106:16)
Комментируя вышеприведенные слова, Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Сегодня Господь наш обошел все места ада; сегодня он сокруши врата медная и вереи железныя сломи (Иса. XLV, 2; Псал. CVI, 16). Заметь точность выражения. Не сказано: отверз медные врата, но: сокруши врата медная, чтобы темница сделалась негодною; и не снял вереи, но сломи их, чтобы стража сделалась бессильною. Где нет ни двери, ни засова, там не удержат никого, хотя бы кто и вошел. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой в состоянии будет исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит? … Он называет ад сокровищами темными; и это справедливо: там хранилось великое богатство. Все естество человеческое, составляющее богатство Божие, было ограблено обольстившим первого человека дьяволом и предано в узы смерти. …Сам Царь пришел к узникам, и не постыдился и узников, — потому что Он не станет стыдиться того, кого создал, — сокрушил врата, сломил вереи, явился в ад, бессильною сделал всякую охрану его…» (Беседа о кладбище и кресте).

В приведенном комментарии, Иоанн Златоуст говорит об освобождении от уз  всех людей находящихся в аду. Та же мысль об опустевшем аде высказана им и в «Огласительном слове на Пасху»: «Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (Огласительное слово на Пасху).

Но в Толкованиях на Евангелие от Матфея святитель выражает несколько иное мнение: «Чем же сокрушены врата медные, и стерты вереи железные? – Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным, и разрушило владычество смерти. Впрочем, это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: «Земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11,24)?».

Подобного мнения, согласного с объяснением свт. Григория Богослова, придерживается блаженный Феофилакт: «Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: "Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих".  Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя».
 
Таким образом, мы имеем второе суждение, которое утверждает, что из ада выведены лишь верующие во Христа.

Теперь мы приведем слова Свт. Афанасия Великого: «Яко сокруши врата медная, имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся (Ис. 49, 9)» (Толкования на псалмы).
 
Слова Святителя определяют для нас еще один вариант понимания данной проблемы: ад покинули лишь те, кто пожелал его покинуть.

Неутешительный итог этому многообразию святоотеческих толкований подводит известный богослов прот. Олег Давыденков: «Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катихизисе сказано, что освобождены были "с верою ожидавшие Его пришествия". Формулировка недостаточно четкая, мы не можем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и народов. Указание Свщ. Писания, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что "ад опустел". В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду последовали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные праведники» (Догматическое богословие).

Могут ли быть все утверждения истинными, или же лишь одно из приведенных мнений является верным, вот основной вопрос с которым мы попытаемся разобраться.

Евангелие от Луки содержит притчу, на примере которой Спаситель показал посмертное состояние праведников и грешников. Это притча о Богаче и Лазаре (Лк.16; 19-31). Хотя указанная притча и не считается особо сложной для истолкования, тем не менее некоторые ее стороны не получили должного освящения и толкования. Мы не будем подвергать экзегетическому разбору всю притчу, а остановимся лишь на тех моментах, которые помогут нам ответить на поставленные вопросы.

«Человек же некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло. Нищь же бе некто, именем лазарь, иже лежаше пред враты его гноен и желаше насытитися от крупиц падающих от трапезы богатаго: но и пси приходяще облизаху гной его. Бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно авраамле: умре же и богатый, и погребоша его…» (Лук.16:19-22)

Приведенный отрывок притчи дает нам возможность понять, почему богач оказался в аду, а нищий Лазарь почил на лоне Авраама.
Иоанн Златоуст так определяет вину Богача: «Итак, первый порок богатаго - жестокость и безчеловечие в высшей степени. Ибо не все равно - не помогать нуждающимся тому, кто живет в бедности, или пренебрегать другими, измождаемыми голодом, тому, кто наслаждается таким веселием. Опять не все равно, - раз или два раза увидя беднаго пройти мимо его, или видеть его каждый день и даже этою непрерывностию зрения не пробудиться к жалости и человеколюбию. Опять не все равно - не помогать ближним тому, кто сам находится в несчастиях, скорбях и в дурном расположении духа, или оставлять без внимания других, измождаемых голодом, тому, кто наслаждается таким веселием и постоянным благоденствием, ожесточиться и не сделаться более человеколюбивым даже от самых радостей. Вы знаете, что мы, хотя бы были жестокосерднее всех, от благополучия обыкновенно делаемся благосклоннее и добрее. Но этот богач и от благополучия не сделался лучшим, но оставался зверским или, лучше сказать, своими нравами превзошел жестокость и безчеловечие всякаго зверя» (О Лазаре. Слово первое).

Блаженный Феофилакт говорит, что Спаситель рассказал эту притчу для того, чтобы «немилосердых вразумить». Вспомним наставления Иисуса Христа своим ученикам: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36)
Таким образом, немилосердное, бесчувственное, жестокое сердце Богача стало причиной его нахождения в аду. Само же немилосердие, как о том свидетельствует прп. Иоанн Лествичник, имеет причиной гордость –  «мать всех грехов» и причину первого падения.

Теперь попробуем определить добродетели нищего Лазаря.
Кроме самой нищеты и безропотного перенесения скорбей и болезней, к добродетелям Лазаря можно отнести его беззлобие, он не хулит и не упрекает Богача за жестокосердие и бесчеловечное отношение к себе. Более того, Лазарь не желает яств со стола Богача, он готов подобно псам, лизавшим его струпья, напитаться крохами «падающими от трапезы» богатого. Здесь будет уместно вспомнить жену Хананеянку (Мф.16;22-28), которая своим смирением, возжелав, в подобии пса, «крупиц падающих со стола Господ», обрела благодать Божию и исцеление дочери.
Смирение, именно эта добродетель позволила Лазарю возлечь на лоне праведного Авраама в Царствие Божием и напротив, гордость и превозношение определили место Богача в аде.

Теперь несколько слов об именах нищего и богача. Лопухин А.П. пишет: «Лазарь - имя сокращенное из "Елеазар": Бог помощь. Можно согласиться с некоторыми толкователями, что имя нищего Христос упоминает с тою целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача (эбЭблэто = был выброшен, по русск. переводу: лежал). - У ворот (пюлОна) - у входа, который из переднего двора вел в дом (ср. Мф 26;71)».

Понятно, что в таком случае имя богача должно быть противоположно по смыслу понятию «Бог помощь». Собирательное же имя «Богач» как раз и является таковой антиномией. Богач из притчи, это всякий положивший свое упование вне Бога. Им может быть обычный богач, который надеется на свое богатство, им может быть и язычник «уповающий» на идола и еретик, измысливший своего бога и даже атеист, который сам себе бог. То есть все те, кто по слову Спасителя «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:21).

Гордость есть причина всякого подобного уклонения от Истины. Вот как о том пишет прп. Иоанн Лествичник: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы»

«И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре авраама издалеча, и лазаря на лоне его: и той возглашь рече: отче аврааме, помилуй мя и посли лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем» (Лук.16:23,24)

Вначале попробуем определить, что желает получить Богач от праведников, когда просит каплю воды на свой горящий огнем язык. Для этого приведем интересный комментарий Е.А.Авдеенко: «Вспомним, что Рай назван в Писании «Ганн бе Эден». Это можно было бы перевести сад-огород в стране наслаждения (Эден). Еврейское Эден означает наслаждение. Возникает вопрос, а какое это наслаждение? Какое из наслаждений, с каким чувством оно ассоциировано?
При переводе Эден на другой язык нужно было отдать предпочтение какому-то из наслаждений. На греческий язык перевели Эден – как «трюфе». Это него, нежное, мягкое. Это соприкосновение  как бы передается с чем-то таким, в чём нет крупных и резких граней. Всё нежное. В переводе на греческий язык Эден – это осязание. Удивительно, на церковно славянский язык трюфе уверенно переводят как «сладость», что восстанавливает мистический смысл древнееврейского Эден. Эден это не рай нежности, это рай сладости, потому, что то, что было в Раю хорошо, было хорошо в пищу. Следовательно, Эден - это не осязание, это вкус»

Заметим, что Богач стенает лишь о горящем языке, а не всем своем теле, что было бы более естественным при нахождении в негасимом пламени гиены. Исходя из этого, можно предположить, что язык Богача «горит» крайним желанием получить хоть каплю райских наслаждений, которыми в полной мере пользуется возлежащий на лоне Авраама Лазарь.

Теперь отметим любопытную деталь. Богач, пребывая в муках, видит Авраама и блаженствующего на его лоне Лазаря, имеет возможность взывать к праведникам и, тем не мене, не просит вывести его из ада. Почему?

«Рече же авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши: и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят» (Лук.16:25,26)

Если Богач не может выйти из ада то, что, или кто удерживает его там? Врата сокрушены, запоры сломаны, стража разбежалась. Предположим, что это пропасть, о которой говорит Авраам, но тогда нелогичной становится просьба Богача о послании Лазаря в ад. Да и ответ Авраама Богачу: «и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися», дают нам право утверждать, что Богач не видел этой самой разделяющей, непроходимой пропасти.
 
Здесь еще раз стоит обратить внимание на слова Авраама: «между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят». Сказанное можно понимать двояко. Когда Праотец говорит о праведниках, упоминает «хотящих», которые лишены возможности попасть к грешникам, а когда говорит о грешниках, то лишь констатирует факт того, что с той стороны на сторону праведников никто не переходит. Но такое понимание возможно лишь при чтении греческого или церковнославянского текста. Синодальный же перевод дает нам несколько иную «картину»: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук.16:26). Мы видим, что «ни иже», которое можно было бы перевести на русский как «ни те которые», заменили на «так же» чем и определили «непереходимость» пропасти для грешников.

Таким образом, принимая во внимание выше сказанное, а так же слова Афанасия Великого о том, что Спаситель «отверз врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти», мы склонны предположить, что Богач не желал покидать место своего мучения.
 
На первый взгляд кажется неправдоподобным, что человек вкусив мучений ада, не желал бы избавиться от страданий и выйти из узилища. Но мы знаем, что даже здесь, в этой жизни, когда сила действия страсти ограничена милостью Божией, человек, например, в момент крайней обиды может скорей согласиться на муки ада, нежели примириться с обидчиком. Примером тому может послужить житие преподобного Тита, записанное в Печерском Патерике:

«Как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, так и мир Божий, который превыше всякого ума (Рим. 1:18; Флп. 4:7), соблюдает разум и сердце, тело и душу человека, ищущего мира. Об этом нам свидетельствует бывшим ему откровением блаженный Тит. Иночествуя в Печерском монастыре, он почтен был саном пресвитерства и наставлен был на подвиги, достойные блаженства святых. С ним случилась такая вещь.
Был у этого блаженного пресвитера Тита брат по духу, черноризец того же монастыря, именем Евагрий, саном диакон; блаженный пресвитер Тит имел с ним большую и нелицемерную дружбу, так что все дивились их единодушию и искреннему взаимному расположению.
Враг же, ненавистник добра, сеющий обыкновенно плевелы посреди пшеницы (Мф. 13:25), посеял между ними вражду и настолько омрачал их злобой и ненавистью, что они не могли и видеть друг друга и всячески избегали один другого. Когда один из них ходил с кадильницей по церкви, тогда другой бежал от фимиама; если же он не удалялся того, тот проходил мимо, не покадив. И долгое время провели они в великом мраке духовном, и дерзали приносить Божественные Дары и приобщаться, не примирясь между собой и не получив прощения, - так возбудил их враг. Братия много просила их помириться, но они не желали о том и слышать. Однажды, по усмотрению Божию, случилось этому блаженному пресвитеру Титу тяжело заболеть, и уже он отчаивался в жизни. Тогда горько стал он оплакивать свое согрешение и в великом умилении послал к диакону Евагрию, говоря: "Прости мне, брат, Бога ради, что оскорбил я тебя гневом моим!" Тот же не только не простил, но и проклинал его жестокими словами. Братия же, видя, что Тит уже умирает, привела Евагрия силой, чтоб он простился с братом. Больной, увидев его, приподнялся, пал ниц к ногам его, говоря со слезами: "Прости меня, отче, и благослови". Но Евагрий, будучи немилостивым и бесчеловечным, отвернулся от брата и перед всеми сказал лютые слова: "Никогда не хочу простить его - ни в этом веке, ни в будущем". И, сказав это, вырвался он из рук братии и упал. Братия же хотели поднять его, но нашли его бездыханным, и не могли ему ни согнуть рук, ни закрыть рта, ни свести глаз, как будто у давно умершего. Больной же пресвитер Тит тогда же встал здоровым, как будто никогда не болел.
Ужас напал на всех от этой внезапной смерти Евагрия и от скорого исцеления Тита. И стали спрашивать у исцелевшего блаженного пресвитера, как это было. И блаженный Тит ответил им, рассказав подробно то, что было открыто ему. "Когда, - говорил он, - я тяжко болел, находясь в гневе, я видел ангелов, отступивших от меня и плакавших о погибели души моей, и бесов, радовавшихся моей злобе, и потому стал я молить вас идти к брату и испросить мне прощение. Когда же вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я видел одного грозного ангела, держащего огненное копье, которым он ударил непростившего, и тот вдруг упал мертвым. А мне тот же ангел подал руку и восставил меня, и вот я здоров».

«Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи». Нет у ада, после сошествия в него Спасителя ни врат, ни запоров, ни стражи. Гордость крепче любых цепей приковывает свою жертву к месту мучения.
Конечно, богачу очень хочется вкусить хоть каплю райских наслаждений, тем более, что он имеет возможность видеть, как ими в полной мере наслаждается, презираемый им при жизни Лазарь.

Но, подумаем, что означает для Богача переступить черту, отделяющую мрак ада от света райского сада. А это значит то, что тот, кто всю жизнь ходил в порфире и виссоне, должен предстать пред праведниками в нищенских лохмотьях (ср. Откр.3:17-18) .  Это значит, что тот, кто привык предвозлежать на пиршествах и предсидеть на сонмищах, теперь должен, понурив в покаянии голову, войти на брак и сесть на последнем месте (ср. Мф.19:30)  или, что еще для Богача «хуже», сесть у ног некогда нищего и презираемого им, а ныне возлежащего в «первых одежах» на Авраамовом лоне, Лазаря (ср. Лк.4:11) . Может ли позволить это Богачу его гордость. Ответ один – нет.

В подтверждение тому можно привести свидетельство великого Тайновидца Иоанна Богослова. Божией милостью апостолу было открыто будущее состояние праведников и грешников. Созерцая в видении величие и божественное благолепие Горнего Иерусалима, апостол Иоанн восклицает:   «Блажени творящии заповеди его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же пси и чародее, и любодее и убийцы, и идолослужителе и всяк любяй и творяй лжу» (Откр.22:14,15)

Апостол свидетельствует, что стена Святого Града отделяет праведников от грешников, но нам интересно то, что Иоанн Богослов говорит о вратах Горнего Иерусалима: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21:25) И вновь мы видим, что врата рая вечно открыты, стражи нет, но «псы и чародей» не выходят из тьмы. Причина тому понятна, ибо, как свидетельствует Спаситель, подобные люди: «более возлюбили тьму... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан.3:19-20)

Теперь стоит разобраться с вопросом: почему те, кто стяжал вечное блаженство с праведным Авраамом в Царстве Небесном, лишены возможности посетить место мучений нераскаянных грешников?
Мит.Филарет (Дроздов) дает следующее определение ада: «Ад по-гречески значит место, лишённое света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства, соединенных с Ним (см. Иуд 1:6; Октоих, глас 5, стихиры 2, 4)». Интересно толкование понятия ада Авдеенко Е.А. «Это бесконечное движение от Бога, которое не может завершиться, поскольку небытия нет».

Опираясь на приведенные определения можно сделать вывод, что для того что бы посетить ад праведнику необходимо отступить, или лучше сказать отпасть от Бога. О том, что такой переход мог быть возможен говорят нам слова апостола Павла: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим.9:1-4)

Сострадание может подвигнуть человека на «ревность не по разуму». Спасти в этом случае человек все равно никого не сможет, а душу свою погубит, поэтому и потребовалась непереходимая для праведников пропасть между Раем и адом.

Как же оказалось возможным сошествие в ад Самого Спасителя? Ведь по слову апостола Павла, Бог «…Себя отречься не может» (2Тим.2:13). Вспомним слова произнесенные Иисусом Христом на Кресте: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34) Святоотеческое толкование на данный отрывок Писания, в своем большинстве, говорит лишь о крике, исстрадавшегося от ран на Кресте человеческого естества Христа Спасителя. Но вот что пишет о том событии Святитель Василий Кинешемский: «Грехи всего мира, всего человечества с первого дня его сотворения, всех бесчисленных поколений людей… взял на Себя Иисус. Вместе с грехом Спаситель должен был взять на Себя и его неизбежные следствия, для души самые страшные — отчуждение от Бога, богооставленность и проклятие, висевшее над нами как наказание за грех: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал. III, 13)».
И если Иисус Христос своим человеческим естеством почувствовал некую богооставленность, то не для  того ли Бог Отец несколько «отступил» от Христа, что бы ради спасения человеков дать возможность Своему Сыну сойти в ад?
 
Тогда возникает следующий вопрос, каким образом Христос смог покинуть ад? Апостол Павел пишет о Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;  но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;  смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Предвечные смирение и послушание Сына воле Бога Отца, которым Спаситель не просто положил начало (как о том говорит свт. Феофан, см ниже), но утвердил их в своем земном служении, не эти ли  добродетели дали возможность Иисусу Христу вновь вступить в Свет Божественного общения? Указанные добродетели могли утвердить и ноги ветхозаветных праведников следовать за Христом из ранее державшей их духовной темницы.

«Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетелствует им, да не и тии приидут на место сие мучения» (Лук.16:27,28)

На первый взгляд, приведенные слова говорят нам о том, что узрев воочию ад и вкусив его мучений, Богач раскаялся. Но так ли это?
Приведем толкование Свт. Феофана Затворника: «Нет ли покаяния за гробом? – О, когда бы возможно было это?! Какое бы облегчение нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит. – Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать. – Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастет и плод принесет – спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение».

Следовательно, если Богач покаялся, то Господь несомненно простил, а уж коли простил, то не оставил бы в аде, или если исходить из нашего толкования, то Богач, несомненно бы вышел из ада сам.  Но мы знаем, что Богач ад не покинул.

Мы не можем, по крайней мере, в этой жизни, определить, насколько верны наши рассуждения. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает», так же, по мысли прп. Ефрема Сирина, и «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию». Но на основании приведенного исследования, мы попробуем ответить на очень не простой вопрос о соотношении вечных мучений ада и безграничного милосердия Божия.

При попытке объяснения посмертного состояния праведников и грешников, возникает вполне обоснованное недоумение. Каким образом праведники смогут наслаждаться благами райской жизни, зная, что большей части человечества, среди которой возможно находятся близкие родственники и друзья, суждены нескончаемые адские мучения?
 
Профессор Осипов А.И., например, пишет: «Дух, а не кровь, соединяет или отчуждает людей. Посмотрите, как иногда родственники ненавидят друг друга! И, напротив, совершенно чужие по крови соединяются в любви, образуют семьи и становятся едиными. Дух и в вечной жизни одних соединит, а других разделит. И это разделение будет естественным, а не принудительным, потому оно не принесет страданий. Нужно просто и твердо поверить, что в Царстве Божьем страданий быть не может».

Не убедительно, более походит на некую «духовную амнезию», да и слова Спасителя «Любите врагов ваших» (Матф.5:44) дают основание думать, что христианин не может остаться безучастным к страданиям пусть и чужого человека.
 
Данная проблема вряд ли получит решение, если придерживаться теории насильственного удержания и мучения грешников в аде. И слова Господа: «…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю…» (Матф.25:30), или «…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…» (Матф.25:41) нельзя однозначно трактовать как осуждение грешников на вечное заточение в аде. Они могут свидетельствовать лишь о том, что начало вечной жизни каждому будет определено в том  месте, которое соответствует его внутреннему духовному состоянию. Так же и теория «Двери ада заперты изнутри» не вполне согласуется со словами Писания «Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи».
 
Если же мы представим Рай и ад в виде двух смежных помещений лишенных разделяющей их перегородки, то смысл страданий грешника меняется. Грешник, в любой момент может «перейти» с темной половины на светлую и присоединится к брачному пиру. Для этого необходимо лишь «обнищать», то есть смириться до конца, и занять за брачной трапезой последнее место. Здесь можно вспомнить слова Спасителя о духовной «темнице»: «Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.5:26). Следует заметить, что кодрант равняется двум лептам. О двух же лептах, которые были положены вдовицей в церковную кружку, Господь сказал ученикам, что та ввергла в жертву Господу «все житие свое».

Таким образом, для того что бы покинуть темницу (ад) необходимо иметь дух и смирение евангельской вдовицы. Но как уже писалось выше, не положившему начало покаяния здесь, невозможно или архисложно (как верблюду пройти сквозь игольное ушко) возыметь покаяние после смерти. Отсюда понятно и учение о вечности ада и страшной, до скрежета зубов, силе его вечных, добровольных «мучений».

Понятно и то, что если грешник насильно удерживается в месте мучения, то праведнику естественно испытывать сострадание к его мукам. Но, если грешник добровольно находится в аду, то у праведника в этом случае, на место сострадания становится сочувствие, которое никоим образом не помешает достойным вкушать уготованные им райские блага.

Иерей Сергей Пометнев


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Сергей!
Забавно, что Вы пытаетесь тратить время на беседу (предыдущая рецензия) с кверкулянтом, зацикленным на "Я" (я- такой, сякой, чёртик с рожками и обожаю себя, какой чудесный Я и песенка моя...). Не в коня корм, это несчастный одинокий глубоко невежественный и увы, психически несостоятельный человек. Ремонту не подлежит.

Но хотел обратиться к Вам, дабы кое-что исправить.
1. "Еврейское Эден означает наслаждение." Увы, незнание танахического иврита приводит к заблуждениям, ведущим в тот самый ад. Это слово означает "утончённый".

2. «Сегодня Господь наш обошел все места ада; сегодня он сокруши врата медная и вереи железныя сломи..." Чтоб войти в Эден, необходимо "утончиться", то есть так сказать, изменить свои вибрационные частоты - чтоб воспринимать то самое утончённое состояние, которое описал Элияхц ("Илия"): "Мой Б-г - в звуке тонкого дуновения ветра".

А для этого иного способа, как следовать примеру Иисуса (назорейству,или исихии) и буддийских подвижников - нет.
Это именно то, что Вы обозначили как "следовать за Ним", что значит на деле - следовать ему след в след, то есть повторяя его поведение (исключая мессианство ради самосохранения в окружающем аду). Говорят - веди себя как Будда, пока не станешь Буддой.

Итак, чтобы выйти из ада и сокрушить медные и железные двери, необходимо идти лишь путём назорейства. Вы ведь в курсе назорейских обетов?
Но так как мы не евреи - надо вести себя соответственно. Что означает соблюдение 7 законов Ноаха, асексуальность, отказ от употребления одурманивающих в-в и направление всех поступков и мыслей в русло вслушивания в звуки "тонкой тишины", "тонкого ветра". Не будем спорить с Элияху.

Давайте вернёмся к Ишаяху ("Исайе): к железу и меди. Что это означает для знакомого с ивритом непонаслышке, как и с еврейской традицией?
Вспомним сон, растолкованный Невухаднецеру "Даниилом".
Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди.

"Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. (32) (Вот) этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, (а) чрево и бедра его из меди; (33) Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины. (34) Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи (чьих-либо) рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их. (35) Тогда искрошились сразу железо, глина, медь, серебро и золото и стали подобны мякине на летнем току; и унес их ветер, и не осталось от них следа. А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю. (36) Таков сон, а толкование его скажем пред царем. (37) Ты, царь, – царь царей, тот, кому Б-г небесный дал царство, мощь, силу и славу. (38) И всюду, где живут люди, животные и птицы небесные, отдал Он их в твои руки, и поставил тебя властелином над ними. Ты сам – голова из золота. (39) А после тебя поднимется царство другое, ниже твоего, а иное, третье царство, – медное, – будет властвовать надо всей землей. (40) А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит. (41) А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, то (это значит, что) царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты, – железа, смешанного с гончарной глиной. (42) И как пальцы ног – частью из железа, а частью из глины, так и царство это – частью будет прочным, а частью ломким. (43) А то, что видел ты железо, смешанное с гончарной глиной, (значит что) будут они смешаны через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не соединяется с глиной, (44) И во дни тех царей установит Б-г небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст. Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно. (45) Ибо видел ты, что камень оторвался от горы без помощи (чьих-либо) рук и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Б-г открыл царю то, что будет впоследствии. И верен этот сон, и правдиво его толкование. "

Христианские толкователи в толкованиях своих, как обычно, не поднимаются выше уровня "драш" ("толкование"):

"...последовательный порядок и разность по материалу знаменуют последовательную смену земных царств и разный свойства их. Четыре части статуи служат символом четырех царств, следующих одно за другим в преемственном порядке их существования. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою головою. Вавилон блистал могуществом и богатством. К нему стекались сокровища со всех народов, покорных ему. — Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени. Но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия, которой суждено сделаться преемницею Вавилонской монархии. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно было в действительности, если не по пространству, то по внутреннему состоянию. — Медные части истукана означали третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидскую монархию и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя, она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств; главными и более сильными в ряду их явилось царство Египетское, управлявшееся Птоломеями, и Сирийское, бывшее под властью Селевкидов. На эти две части, выделившиеся из целого, знаменательно указывают чрево и бедра медной части истукана. — Железноскудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепость в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывают скудельные (глиняные) части в составе истукана. Что касается до камня, отторгшегося от горы без содействия рук и разбившего в дребезги истукан и все части его превратившего в плеву, рассеянную ветром, — объяснение этого символа содержится в следующих словах Даниила.
(Даниил Сысоев священник)

Мы с вами живем до сих пор на основе римского права, которое было выработано две тысячи лет назад. И эта система ценностей, некое культурное единство, была заложена еще в Вавилоне и сохраняется до наших дней. Эта странствующая империя, переходящая из состояния в состояние, будет существовать до тех пор, пока не будет уничтожена неким камнем, который отделится от горы без рук.

---------------------------------------

Угадали. А теперь освещу Вам сразу уровень - "сод" ("тайный").
Медь - "нэхошет", от "нахаш", "змей", "то есть "ситра ахра" ("другая сторона Света"). Это самый скрытый потенциал, который до прихода Машиаха (Мессии) не раскроется.

Серебро: " на иврите "кесеф" от арамитского "кисуфим" - "стремление, вожделение". Это духовный потенциал праведников.

Золото - "зэ хав" ("это - дай мне!") - духовный потенциал раскаявшихся, который выше чем у праведников. Называется баалей тшува.

Железо - "барзель" - не использовалось в построении Храма, потому что слова "барзель", сомнение и Амалек имеют одинаковое числовое значение. То есть железо - бесполезная и даже вредная субстанция.

_________________________________________________________

Полагаю, смог развеять тьму неведения. Приступим далее - следующая часть марлезонского балета относительно того, с чего начали. То есть насчёт врат медных и дверей железных объяснил.

А что за камень, разрушивший идолище поганое?
А тот самый, краеугольный... Который строители церквей выкинули из изначального Учения Недвойственности ессея Иисуса.

Чтобы этим камнем разбить врата ада, в котором находится человек (того не ведая), необходимо - как говорилось в начале рецензии - след в след следовать Иисусу. Ну, волосню можно не отпускать - это евреям предписывается не стричься и "не порти краёв бороды твоей" (кн. Левит) - а напротив бриться наголо, подобно египетским жрецам и буддистам.
Главное условие - устранение ВСЕХ мирских желаний, и основа - асексуальность. Уважаемый Сергей, весьма сочувствую, если Вы делаете всё описанное выше и не следуете примеру своего Учителя. Кажется, и Он, и Ваш визави подробно объяснил о путях выхода из ада.

"...Женщина в толпе сказала ему: Блаженно чрево, которое выносило тебя, и груди, которые вскормили тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца и сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока. (!)
Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником, и тот, кто не возлюбил своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником. Ибо моя мать... но поистине она дала мне жизнь. Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.
Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное."
Евангелие от Фомы
--------------------------------------------------------------------

Вообще, трактовки "христианских" апологетов просто умиляют. Из них вырастают такие несуразицы, что таки делают автору рецензии вечер юмора. Сейчас из сострадания бросим камень в голову идола - возможно идолопоклонникам (поклоняющимся демонам своих животных желаний) это поможет, в какой непроходимой тьме невежества они пребывают). Откроем ваши Евангелия.

Христианские "богословы" сварили суп из топора, приклеив житие Иешуа к нынешнему городу под названием Назарет.
Однако необходимо смотреть в корень слова - "назар" это "мужчина". Теперь - внимание: рассмотрим уже конкретно "Назарет" и "бегство в Египет"...

Продолжим в замечании к данной рецензии, ибо она вышла слишком объёмная.
---------------------------------------------------

Ал Ор   16.03.2025 10:01     Заявить о нарушении
"118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное." (Евангелие от Фомы)

Назарет - это имя нарицательное для своеобразного "монастыря" без стен, где люди занимались не сексом, а суровыми духовными практиками и совместной работой. Имя ессейского египетского "монастыря", причём имя нарицательное, с маленькой буквы - "назарет" как "лазарет", понимаете?
Лазарет - от слова "лазар"(элиезер, Б-г помогает), а "назарет" - так же жен.р., ед.ч. -от слова "мужаться".

К одноименному городу на севере Израиля жизнь Иешуа не имеет отношения. Да мало ли в Бразилии "педров", а в Израиле "назаретов"... В Галилее он не жил, это измышление не знавших реального Иисуса (как и арамита и иврита) поздних грекоязычных евангелистов - чему свидетельством следующий отрывок:

"Простота и смирение жизни святого семейства в Назарете покрывали его такою неизвестностью, что апостол Нафанаил, происходивший из Каны Галилейской, на расстоянии одного часа езды от Назарета, ничего не слыхал об Иисусе и только от апостола Филиппа узнал, что в Иисусе из Назарета обретается Тот, о Котором писали Моисей и пророки".
Весьма странно: с детства мальчик показывал всевозможные чудесные феномены, вплоть до убийства невежественных глупцов (Евангелие детства от Фомы) и все вокруг знали это. В 12 лет он ничтоже сумняшеся спорил с перушим. И вдруг - "заткнулся"? Насовсем? Такого быть не может. Гораздо проще предположить - город был другой, кинофильм "ирония судьбы".

Причём Евангелие детства От Фомы - хотя и шельмуется "павлианами" (последователями евангелистов) как ересь, однако почему-то некоторые детали раннехристианские богословы посчитали правдоподобными — прежде всего бытовые. "Иисус, в частности, помогал отцу в столярной мастерской и на полях." (С. Снессорева "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и...")

Итак, Иосиф, Мария и маленький Иешуа побежали в пустыню. Куда ж там бежать? Известно - не на юг в Иудейскую пустыню, а к единомышленникам, к ессейской общине в провинцию Вифлеем (Бейт-Лехем), что на берегу Мёртвого моря и точно там, где тот самый Кумран. Потому и написано: "Иосиф «встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву» (Мф. 2:21)

Да потому что земля Израилева - это территория бывшего Северного Царства - Израиль, а историческая граница проходила меж ним и Иудеей южнее города Иерихон. Близ самой границы с северной стороны и находился тогдашний Кумран, тот самый "назарет".
И наконец, "Эрец Исраэль" - это духовное понятие. Из ставшего "богопротивным", "нечистым" Иерусалима Иосиф и Мария бежали в - по мнению ессеев - "чистую землю первенцев", в землю Учителя Праведности, в землю "милостивых целителей".
Иисус был приведен в пустыню Святым Духом - говорят христианские богословы. Именно там Иисус мог расти и развиваться "через действие Святого Духа". «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Луки 2:40).
То есть выпестован Иешуа был той самой общиной монахов - мужчин и женщин, не занимающихся сексом. (Не египтянами же...) Откуда у него такие глубокие познания Торы, которые описывает Фома в "Евангелии детства"?

XIX[28]. "И когда Он был двенадцати лет, пришли Его родители по обычаю в Иерусалим на праздник Песах вместе с другими. Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми. Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его".
То есть путь был - один день, а в день с детьми (подростками) можно пройти около тридцати километров. "Родственников и близких" очевидно было столько - и настолько близких - что за весь день в толпе легко было потерять подростка и не волноваться о нём! И - от Иерусалима до Иерихона (как и до Кумрана) - как раз тридцать километров. Но Иерихону около десяти тысяч лет, а тогдашний Кумран был недавним поселением и своего названия ещё кроме "назарет" не имел.
Таким же образом в наше время не будут давать какое-то особое название месту военных сборов или скаутскому лагерю.

Мальчику, впервые за свои двенадцать лет пришедшему из "назарета" - "монастыря" без стен Израильской провинции Бейт-Лэхем (Да - Кумран находится на территории этой тогдашней провинции! автор там побывал в 2005) - в столицу Иудеи, несомненно было страшно интересно беседовать со знатоками Торы, которые не были тем не менее "своими" - и без труда отражать их каверзные вопросы. Это была "разведка боем", тренировка мозговых мускулов в спорах с чемпионами казуистики, которые считали себя - "перушим", "отделёнными" от несоблюдающих и иных народов ("фарисеями"), но не отделёнными от мира. Перушим противопоставляли себя сторонникам ассимиляции с греками.

_____________________________________________________

ЕГИПЕТ?.. держите меня семеро :)))

А при чём тут "Египет"? Почему евангелисты писали, что Мария Иосиф и маленький Иешуа бежали именно туда?

Издревле слово "Египет" было аллегорией в иудейской Торе. Это было обозначение "многобожия", идолопоклонства, то есть отсутствия Единства, Единого Творца - и относилось как к определённой стране, так и к духовному понятию. И ныне вполне можно услышать от человека, занимающегося Каббалой - "да ты по уши в Египте", хотя собеседник находится в Москве. "Египет" - это Эгоизм, в котором много желаний, но нет единого всеобъемлющего стремления к Творцу Единому.

С момента воцарения Ровоама, сына Соломона в 930г. до н.э. царство Израиля разделилось на два – Северное и Южное. О Северном царстве, не признавшем Ровоама, мы и поговорим.
После грубого отказа Ровоама снизить подати военачальник Иеровоам возглавил восстание десяти племен. Результатом стало возникновение двух соперничающих царств:

(1) Южное царство, состоящее из двух племен, Иуды и Вениамина, известное как Иудея.
(2) Северное царство, состоящее из десяти племен и называемое Израиль.

Северное царство было более общенациональным, в положительном смысле этого слова, чем Южное. В него входило десять из двенадцати колен. Поэтому оно и сохранило наименование народа – Израиль. Его территория была не только значительно больше, но и намного богаче и природными богатствами, и историей. В то время, как Иудея владела Иерусалимом и Хевроном, Израилю принадлежал Шхем ("Сихем") с его богатством преданий, Силоам, где раньше размещалась скиния, Бейт-Эль (Дом Б-га, "Вефиль"), Рама и Гальгаль ("макушка"), где Самуил основал школы пророков, а также Дан, который долгое время был местом поклонения (Суд. 18:14-31).

Более того, союзники Давидовой империи и зависимые народы, в той степени, в какой они вообще были сохранены, принадлежали, в основном, Израилю. Однако, по мере того, как шло время, Израиль понес потери из-за миграции левитов и духовно более богатой части населения в Иудею (2 Пар. 15:9, 10).

Цари Израиля, от первого до последнего, были действительно идолопоклонниками, и народ становился все больше и больше таковым. Тем не менее, интересно отметить, что почти все великие древние пророки или были уроженцами Израиля, или были направлены с миссией к израильскому народу. Авия, Самей, Илия, Елисей, Михей, Иона, Осия, Амос, Захария, Ииуй – все они по рождению или по своей миссии были пророками Северного царства. Иудеи, хотя тоже часто идолопоклонники, были гораздо более преданы Яхве.

Израиль существовал только двести пятьдесят лет, и тем не менее, за это время у кормила власти сменилось девять династий с девятнадцатью царями. Каждая новая династия начиналась в кровавого переворота и заканчивалась потоплением в крови. Иудея же продержалась почти четыреста лет, имея при этом только двадцать монархов, которые все, кроме узурпаторши Гофолии, принадлежали к линии Давида.

В 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон уводит десять колен в плен, из которого они уже никогда не вернутся. Ассирийцы, переселенные в страну, смешались с остатками десяти колен. Этот "смешанный народ с полукровкой-религией" - по мнению иудеев - продолжал существовать веками. Это - самаряне времен Христа, друзы, ессеи...

Поэтому для иудеев - современников евангелистов - территория Северного Царства, на которой и располагался Иерихон и Кумран, где стоял тот ессейский "назарет" - считалась однозначно "идолопоклонническим Египтом". Презрительное прозвище от иудеев услышали греческие евангелисты и так дословно и написали - Египет...

--------------------------------------------------------

Ал Ор   16.03.2025 10:05   Заявить о нарушении
Продолжение.

Конгениальная идея насчёт засланного казачка – который перетащит опасный вирус ессейского Учения Недвойственности на вражескую территорию, в самое его логово, в столицу Империи – конечно, пришла в мудрые головы членов потомков того самого Синедриона, оставшихся после вырезания их отцов Иродом Великим перед своей гибелью. И естественно, для распространения этого вируса – дабы он не был уже просто тем Учением Недвойственности, наотрез отрицающим секс и всякие действия в мирской жизни – его надо было соответственно отредактировать.

Делалось это руками "греков" – неевреев – писавших евангельскую ахинею на греческом. То, что они не знали иврита – святого языка – очевидно из упомянутых нами в прошлой главе "назаретов", "египта" и других подобных деталей еврейской жизни, которых они не могли знать. Потому что они не были в еврейской традиции – и для евреев выглядели просто идиотами. К слову об идиотах – это яркая иллюстрация к мышлению евангелистов.

---------------------------------------------------------

* Идиот – от др. -греч. — «отдельный человек, частное лицо; простой, неопытный, несведущий человек»). Идиот — в Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.

Греки услышали это слово от древних иудеев ("едиот") и обозначало оно у тех – "Знание". Так называли человека Знания, жреческого сословия, ходящего в белых одеждах и действительно, не принимавшего никакого участия в "общественной жизни", ибо он был "отделён от мирского". Единственной их деятельностью была храмовая служба в Иерусалимском Храме.

В частности, они зарезали жертвенных животных и потом питались этим мясом. Это было колено Левия, особой кастой которых являлось колено Коэнов. Коэны резали – а левиты пели, стоя на ступенях Храма. Это была ежедневная непростая работа – которой по праздникам было гораздо больше.

Иногда они выходили в город, где подобных "бездельников" и могли видеть греки-язычники. В силу своего невежества они и превратили ивритское обозначение, переврав его, в полную противоположность.
Так и "назарет" ("монастырь" без стен, место проживания членов ессейской общины) превратился в город Назарет, а "Египет", означавший вообще нееврейское, не духовное пространство "идолопоклонников" по древней памяти Исхода – превратился в территорию современной страны…

Своего невежества евангелисты, писавшие свою писанину минимум через двадцать, а максимум – через сотню лет – не смущались особо: время быстро меняло ситуацию, и о каком-то эпизоде в ряду исторических тогдашних потрясений уже никто не помнил. Свидетелей, очевидцев уже практически не осталось – по крайней мере тех, кто умел читать по-гречески.
"Этот святой иврит - не человеческий: Сам с Собой говорит Б-г не по-гречески..." ("Клизмер-бэнд Любавы Орловой")

Напомним теперь нашу первую главу: "Евангелие же от Матфея, с другой стороны, уже потому, что его автор, пользуясь греческим материалом, написал его по-гречески, не может быть обязано своим происхождением палестинцу Матфею, которому «апостольский отец» Папий (ум. около 165 г.) приписывает лишь Евангелие, написанное на арамейском языке. Лука определенно признается, что он описывает евангельскую историю не как очевидец; мы должны принять то же самое и для Матфея и Марка; все трое, объединяемые, вследствие сходства их изложения, под именем Синоптиков, работали уже на основании письменного материала; то, что они нам предлагают — это знание второго и третьего поколения после Иисуса. Ни одно из этих произведений не было закончено до разрушения Иерусалима в 70-м году. Павел в 60-м году еще не знал ни одного подобного Евангелия."

Сами апостолы, описываемые в Евангелиях, вовсе были неграмотны – они разговаривали на арамейском, что означает "язык народа земли", простолюдинов. Откуда им было знать греческий, если они ни иврита, ни латыни даже не ведали…

И – почему они сразу-то не начали писать, если их Иисус якобы послал этот самый Свет нести? Чего ждали?

Писавшие (по заказу раввинов)опирались на обрывки передач "сарафанного радио", доносящиеся из прошлого и – один на сочинения другого. Всё это в точности соответствует описанию президента Путина, упомянувшего журналистов нынешнего времени, которые сидят за столом, ковыряя в носу – а потом козявки по столу размазывают, размазывают…"

"Учение Недвойственности - или религия?"
Часть вторая: Опиум для народа-2. Последнее поколение
Учение Недвойственности-3: Перерождение Иисуса?"
http://triplegem.community/author/aleksei-orlov/?search=&folder=undefined
С уважением и теплом

Ал Ор   16.03.2025 10:06   Заявить о нарушении
Если, дорогой Сергей, Вы не станете уподобляться Синедриону - "казнить неудобного праведника" и удалять рецензии и замечания - несомненно заслужите ещё бОльшее уважение со стороны Вашего визави. Он руководствуется лишь состраданием томящимся во тьме невежества и высоко оценивает Ваше терпение, поверьте.

Ал Ор   16.03.2025 10:10   Заявить о нарушении
Синедрион в како-мто смысле лишил евреев Света. А Ваше терпение вознаградится мощным дальнейшим освещением. Софитами, я бы сказал:))
"Коммунизм - это Советская Власть и электрификация всей страны." Всей Вашей духовной "Эрец Исраэль". Если, конечно, пожелаете дальнейшего диалога.

Ал Ор   16.03.2025 10:24   Заявить о нарушении
Уточню последнее замечание, дабы не было непонимания. У иудеев есть Свет, конечно. Но - отражённый. Ор хозэр. Как Луна отражает солнечный свет. Иисус освещал при помощи Ор Яшар - прямого света. Однако Солнце порой вызывает страдания, жжёт. Блажен, кто совместил оба: "Для мудрого, чье сознание вышло за пределы ограничений, нет ни дня, ни ночи." (Йога Васиштха)

Нет, недосуг мне толковать с тупыми,
Их мысли тяжелы, что камни вековые.

Реченья мудреца - суть водопад звенящий,
Слова ж глупца - сквозняк, и вод не шевелящий.

Невежество довлеет испокон веков,
Избавь, Творец, сей мир от дураков!

Ал Ор   16.03.2025 11:02   Заявить о нарушении
От-Ра-жённый - от Ра жжение. Жение. Женское, Ева, ев-реи (по матери). Отражать - "Рожать". Ра - Солнце - мужское. Адам а-Ришон. Прямое знание, не от-Ра-жённое. Совместить - расширить Себя до Адам Кадмон. Хотите? Тогда будем говорить далее.

Ал Ор   16.03.2025 11:08   Заявить о нарушении
Давайте продолжим жжение глаголом, то есть софитом. вы, конечно, знаете, что такое софит? от слова "Соф" - "конец", конечное Знание.
В Каббале человек обязан исправить все свои буквы, кроме пяти "софитов" (см.) Софтиы для евреев исправлению и работе с ними не подлежат. Но автор не еврей, а потомок фараонов (ген гемофилии). Так что нам и Мёртвое море по колено.

Вернёмся ненадолго в Кумран – на берег Мёртвого моря.

Название происходит от слова "хумра" – "устрожение", "увеличение ограничений"…

Почему же ессеи выбрали именно это место для своего лагеря, "назарет", в буквальном переводе "возмужайки"?
Автору довелось там бродить.

Мало где сыщешь подобное негостеприимное местечко - разве что Шотт-Эль Джерит — это солёное озеро и солончаковая пустыня, простирающаяся вглубь Сахары от залива Габес. Или Пустыня Большого Солёного озера в штате Юта (США).
Однако есть одно отличие - Мёртвое море - Ям-ха-Мелах (Море соли) на четыреста метров ниже уровня земли.

В этом скрыт глубочайший тайный смысл. Соль - всасывает воду. Вода - информация.
"Вы - соль земли. Если соль потеряет силу - то выбросить её на попрание людям."
Соль - впитывает. Это - символ Эгоизма (гравитации, притяжения, желаний). Не только плотских - но и духовных. Самый большой эгоизм - у Царя. Царство Израиля завоёвывал Давид и построил Шломо (Соломон). Чтобы подняться на уровень Шломо - необходимо иметь столько же пороха как Давид, и авиют (толщину желаний) соответствующий Шломо. И это возможно лишь для того, кто либо является потомком египетских фараонов - либо потомком из рода Давида. Кто способен подняться над своими плотскими желаниями, сублимировав все их в духовные.
Мелах - соль и Мелек - царь - отличаются лишь на одну последнюю букву. В первом случае это "хэт", во втором - "каф". Каф по звучанию отличается на одну букву от "кав" ("намерение"). Имеющий глаза - да увидит. Тем, кто не способен вникнуть в святой язык и не сведущ в основах Каббалы - это читать бессмысленно.
Итак, нет иного места более эгоистичного на Земле.
И только там - оптимально достигать Постижения в соответствии с духовными законами. Именно поэтому "возмужайка" была не где-нибудь, а на берегу Ям-ха-Мелах на территории Северного Царства - Исраэль, что означает "Принц Б-га", "прямо к Б-гу", "Борющийся с Высшим" (в случае Иакова - посланным Вс-вышним ангелом Сатаном для испытания героя - как и в случае Иисуса позднее).
(Учение недвойственности-3 ,ссылка в прошлых замечаниях)
Привет семье!

Ал Ор   16.03.2025 12:25   Заявить о нарушении
Постскриптум.
А знаете ли Вы, что такое "ницху ли банай"? - Это не ругательство. А это означает "победили Меня сыны Мои" (погуглите историю по поводу спора рабби Элиэзера и ребе Йеошуа).
Один из мудрецов - после тройного отпора партии Йеошуа, которые в упор не принимали правоты оппонента (сначала в знак согласия с Элиезером рожковое дерево пошло пешком, затем вода ручья потекла вспять, затем стены синагоги треснули и повисли в воздухе... Но партии Йеошуа этого было недостаточно.
Рабби Элиэзер сделал последнюю попытку доказать свою правоту. «Пусть Небо подтвердит, что я прав», — сказал он. И тогда раздался глас с Неба: «Закон во всех случаях, как говорит рабби Элиэзер!»

Тогда один из присутствующих узрил явление пророка Элияху и спросил его: чтя Истина? Что делал Б-г, когда шла дискуссия? Элияу ответил: «Он улыбнулся и дважды повторил: "Мои Сыновья победят Меня!"
Таки мы с Вами вроде обсуждали давеча - кто такие Сыны Б-жии? Да их можно даже потрогать (если далёкое путешествие Вас не смущает и отпуск МП даст. Это - те, кто встал над "инстинктами" - "встроенной программой, которая и является Сатаном. Которого Г-дь послал, чтоб кое-кто (кто хочет - свобода воли...) его победил.

Кстати, у Вашего визави тут во Вьетнаме ступня сломалась, травма... Говорю ж - можно потрогать, так сказать, персты вложить.

Ал Ор   16.03.2025 15:19   Заявить о нарушении
То есть Б-гу было абсолютно до лампочки, кто там победит в талмудическом крючкотворском споре. Улыбнулся и сказал "Победят меня Сыновья Мои!" Это примерно то, что сказал Челентано в фильме "Блеф: ставьте хоть на чёрное, хоть на красное - а всё равно выпадет зеро! (И выпало таки зеро.) То есть говорите, что хотите - а победят те, кто ИсраЭль - кто не болтает, а борется с ангелом (Сатаном) и побеждает.
Так напоследок спрошу, как Иоанн Васильевич - а силён ли, боярин, во Израиле?..

Ал Ор   16.03.2025 15:47   Заявить о нарушении
Предполагаю, что моё текущее сообщение будет Алексеем удалено (или просто проигнорировано), но всё же рискну)…
Я вот про это: //Забавно, что Вы пытаетесь тратить время на беседу (предыдущая рецензия) с кверкулянтом…// остальное пока не буду рассматривать.
Кверкулянт – это человек склонный к сутяжничеству и отстаиванию своих якобы ущемленных интересов. То есть, я именно такой в глазах Алексея. Я бы это не воспринял всерьёз, как и всё остальное, но эта фраза как доп. Фрагмент к реплике Алексея в другой переписке (к сожалению, удалено Алексеем), поэтому на память: что-то там «термит, который отстаивает свои интересы и стучит в другие инстанции».
А потом прочёл также в переписке Алексея с Сергеем вот это:
//Один из "христиан" (протестант" - и в религиозном, и в переносном смысле) повторил подвиг Иуды, настрочив админам сайта Б-г знает что и у автора удалили аж четыре статьи на данную щекотливую тему. //
Алексей, окажите пожалуйста услугу (вне зависимости от вашего ко мне презрения) просто как больному человеку (каким вы меня считаете), вы действительно этот подвиг причисляете мне??
Тогда это для меня бы объяснил бы тот резкий негатив и презрение, которое появилось от вас ко мне.
Впрочем, если я для вас «чертик с рожками», который недостоин получить от вас ответ, ну пусть будет так. Я на вас не злюсь. Честно.

Максим Катеринич   16.03.2025 21:58   Заявить о нарушении
Написав вчера этот ответ, затем заметил Ваш - на рецензию на «Оцифровка сознания». Прочтя, сначала, как всегда, долго смеялся - благодарю, Вы таки сделали автору вечер. Потом немного опечалился, ибо предположения Ал Ор оказались верными: невозможно вести продуктивный диалог, тем более "диспут" с людьми, апеллирующими как к палочке-выручалочке к "верую, ибо абсурдно" и к спасительной бездоказательной Догме. Даже программа Гроссмейстер устанет играть в теннис, когда в ходе игры сделает вывод: играет-то со стенкой...
Однако не считаю время потерянным. Во-первых, лишний раз убедился - эйн од милевадо, "нет никого кроме него". Во-вторых, это была тренировка по установлению психологического портрета. Результат анализа гомеопата с тридцатилетним стажем (а гомеопатия это в первую очередь наблюдательность, внимательность)следующий:

Наш визави - очевидно - человек абсолютно на деле неверующий, "партийный функционер" МП, не старше 35 лет, склонный к преждевременной полноте, флегматик, не страдающий безупречной грамотностью - типичный "комсомольский босс" нашей юности - которых помню по молодости люто ненавидел за лицемерие. Но с сединой приходит понимание - как заметил Юрий Левитанский,

Каждый получает по себе
Женщину, религию, дорогу:
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает по себе...

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Так что "претензий не имею" ни к Вам ни к МП. Ваш визави выбрал дорогу, указанную Буддой и ессеем Иешуа (не вашим сусальным евангельским леденцом) - всё время напоминать себе о необходимости "бодрствовать" (о чём постоянно напоминал Иешуа), что означает следить за своими эмоциями и мыслями и идти к их умиротворению и конечному исчезновению. Он с молодой супругой идут путём Петра и Февронии, в день которых когда-то состоялось их венчание в РПЦ Заграницей. (Всё должно быть также по Закону, как Иешуа крестился у Иоанна. Контролируемая глупость, как говорил дон Хуан. Такая же, как официальная легитимизация сакральности власти русских киевских князей через крещение Ольги в 957г.)

Итак, Ваш визави совершенно отказался от удовлетворения животных инстинктов, доверившись Евангелию от Фомы (являющемуся записью прямой речи Иешуа, а не баек "о Нём" спустя полвека-век), своему буддийскому Наставнику и постулатам адвайты - Учения Недвойственности. Руководствуясь вначале "верой выше знания" (лемала ми а даат) - в итоге он получил вожделенное Знание и Постижение того, чего нельзя купить. Потому - не чувствует никакого "дискомфорта" и не считает это аскезой - жить с супругой чисто, как брат с сестрой. Это открывает иные наслаждения, несравнимые с краткой судорогой банального оргазма и замутнения ума напитками, веществами и накопительством.

В "Похвале княгине Ольге" много внимания уделяется раскрытию мысли о чистоте и целомудрии, лежащих в основе пророческого и апостольского служения княгини. Девство, понимаемое как чистота состояния, проявляет себя и в браке.
«Я познала бога, сын мой, и радуюсь»

Не собирался этим "похваляться", а изложил лишь для лучшего Вами понимания статус-кво. Ложь не имеет места быть в жизни такого человека, ибо замутняет собственное вИдение точно так же как и секс. Любая ложь - это проявление эгоистического "ло ли Шма".
------------------------------------------------------

Ещё немало позабавило:
Ал Ор - Пометнёву:
"Вы бы рабби Акиве рассказали про "всесожжение" (эгоистических желаний во имя Творца) - знаете историю этого праведника, которого римляне заживо сожгли?"

Пометнев:
"Историю знаю, но не знаю праведник ли он в глазах Бога.
Мало пострадать за убеждения. Для спасения надо пострадать за Истину Христа. Если Рабби Акива принял Иисуса Христа как Миссию, то он не зря пострадал от римлян. А если не принял, то…, как говориться, извините."
---------------------------------------------------------------

Ну что тут скажешь - только руками развести. Сразу видно - человек знает толк в истории. Но не знает - стал ли Акива христианином или нет. Принял МИССИЮ - или нет.
О, тяжела ты - шапка Мономаха... Вспотел. Действительно - "как говоритЬся, извините..."

Буквы И и Е достаточно далеко расположены друг от друга на клавиатуре, поэтому случайное нажатие исключается. А ставить мягкий знак в единственном числе третьего лица глагола - это ставить себе кол за орфографию. Детские ошибки, третий класс вторая четверть.
"Семён Семёныч..."

И как таких вообще из не то что из духовной Академии - из ЦПШ не выгоняют?.. Связался, как говорится, с младенцем...

Любимая с детства пародия Александра Иванова:

"Площадь круга... Площадь круга. Два пи эр...
— Где вы служите, подруга?
— В АПН..."
Юрий Ряшенцев

пародия: Заколдованный круг

Говорит моя подруга чуть дыша:
— Где учился ты, голуба, в ЦПШ?

Чашу знаний осушил ты не до дна,
Два пи эр — не площадь круга, а длина,
И не круга, а окружности притом;
Учат в классе это, кажется, в шестом.

Ну, поэты! Удивительный народ!
И наука их, как видно, не берет.
Их в банальности никак не упрекнешь,
Никаким ключом их тайн не отомкнешь.

Все б резвиться им, голубчикам, дерзать...
Образованность все хочут показать...

-----
(*)ЦПШ — церковноприходская школа.

Троечка по чистописанию - орфография страдает... О, Духовная Академия! "За то ли мы боролись с тобой, старик Иааков?.." (к.ф. "Судьба барабанщика")
Написав ответ на вышеуказанную рецензию под "Оцифровкой сознания", заключил следующее:
искренне благодарен за возможность изучить современное лицо (если так можно выразиться) официальной МП и продиагностировать. Немало приятных минут пережил благодаря нашему диалогу и Вам персонально. Для гомеопата любая возможность попрактиковаться (в т.ч. в психологии) - неоценимая, спасибо Вам за терпение. Простите за то, что неоднократно испытывал его - то есть Вас.
Вы, Сергей, очень помогли автору, не подозревая о том - как спарринг-партнёр помогает борцу, как Мара (бог иллюзии) помог Будде в финале в ходе их противостояния, как Сатан в лице ангела помог Иаакову, борясь с ним.

Прощайте, не буду более задерживать. Разрешите на сём откланяться и искренне пожелать Вам здоровья и успехов во всех делах - а также воздаяния за них.

Ал Ор   17.03.2025 07:36   Заявить о нарушении
Алексей сильно рискует, давая психологические портреты своим собеседникам, правда, одновременно оказывает огромную услугу последним.
Ведь каждый автор отлично знает самого себя, свой психотип, свои мотивы, что он делал, что не делал, на что способен/не способен. Ну а также свой возраст и телосложение.
Тыкая пальцем в небо, Алексей отлично демонстрирует уровень своей прозорливости и проницательности. Кстати, и по профессиональной деятельности тоже. Я, например, больше доверюсь врачу, который назначит мне кучу анализов и будет долго меня исследовать, а не выдавать анамнез на 3 страницы по каким-то единичным незначительным признакам, который он также интерпретировал пальцем в небо.
Алексей видимо решил поиграть в пророка, но как-то совершенно бездарно всё это у него выходит.
В общем, цена и достоверность всех его религиозных рассуждений ровно такая же, как и его анамнезов.

Максим Катеринич   17.03.2025 08:57   Заявить о нарушении
// Забавно, что Вы пытаетесь тратить время на беседу (предыдущая рецензия) с кверкулянтом, зацикленным на "Я… увы… Ремонту не подлежит.//

А я здесь никого не «ремонтирую».
И если уж о том зашел разговор, то человек, который поставит себе целью «исправить» другого человека, мягко говоря, «не ведает, что творит».
Согласитесь, мы себя то исправить не можем, а что говорить о чужой душе, которая, как известно, «потемки».
Поэтому оставим эту «тему» переходов на личности, и просто продолжим извлекать выгоду из общения на сложные темы.

Кстати, Вы у меня второй такой собеседник, который питает слабость к многословию. Я не против, просто объем информации несколько «напрягает». «Пища» новая, переваривается тяжело :))
В том формате, в котором «печатаете» мысли Вы, печатал свои вопросы только Марк. Не по всем вопросам мы с ним нашли «консенсус», но поговорили о многом, и достаточно плодотворно (надеюсь, что и с ним и с Вами, поговорим еще).

// Мы с вами живем до сих пор на основе римского права, которое было выработано две тысячи лет назад. //

Не стоит обобщать.
Вы, возможно и живете в «римском праве», но христиане живут (должны жить) в праве (русле) Христовых заповедей. И если «римское», «иудейское», «талмудское» или иное какое «право» противоречит Евангелию, то это право надо «послать»…, то есть, поставить на свое законное «второе» место.
В этом, спасение.

// Кажется, и Он, и Ваш визави подробно объяснил о путях выхода из ада//

Огорчу Вас, так как если уж грешник оказался а аду, то увы, выйти из него он не сможет (не захочет).
Рай и ад это не место, а духовное состояние человека.
Грешнику в аду комфортней чем в Раю, поэтому он сам никуда из него «не выйдет». Я уже писал Вам, что сорняк не может стать пшеницей, как и пшеница, не станет сорняком.
Поэтому, все Ваши асексуальные «стрижки волос» (уж простите за сарказм) здесь не решают ровным счетом ничего. Дело не в избавлении от мирских желаний, а в правильном («втором») их месте в жизни человека. Точь-в-точь, как с «римским правом».
Апостол это выразил так: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12)
Более того, о том говорит и Ваш «Фома», которого Вы цитируете: «Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными»
Поэтому, если бы мирские желания были бы не нужны человеку, то Господь «зачал бы его в матери без таковых».

// Сами апостолы, описываемые в Евангелиях, вовсе были неграмотны – они разговаривали на арамейском, что означает "язык народа земли", простолюдинов. Откуда им было знать греческий, если они ни иврита, ни латыни даже не ведали…//
(И о Писании вообще)

Как пророки, так и апостолы, писали не от «головы своей», а то, что вкладывал в их сердце Святой Дух. В этом их служение. Этим же Духом, апостолы, например, получили ведение языков.
В чем проблема?
Вполне допускаю, что Тора отчасти тоже богодухновенна. Но, Христос показал ученикам, что «книжники» подменили заповеди Бога, человеческими измышлизмами. И эти слова Христа не новы, так как пророки говорили о том же. Почитайте пророка Иеремию: «Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер.8:8,9)
Понимание Торы, талмудисты исказили «до нельзя».
Поэтому, Спаситель прямо сказал: «закон и пророки, до Иоанна».
Все! Кончилась Тора. Забудьте наконец ее.
Все ветхое, это о ожидании Христа. А Христос уже пришел, и принес свой, Новый Завет. И это отнюдь не «евангелие от Фомы», так как в нем нет Благой вести ни о Спасительных Страданиях Христа, ни о его Воскресении.
Так зачем опираться на то, что не говорит о главном?

Сергей Пометнев   19.03.2025 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.