Глава 11

            
На следующее утро Вадим появился в частной клинике не выспавшийся и какой-то дёрганный. И то сказать, - почти всю ночь рылся в психиатрической литературе в попытках найти прецеденты поведения больных схожих с Мальвининым. Много читал по симуляции и диссимуляции в психиатрии… Ничего путного не нашёл. Заснул только под утро. Естественно, с большим трудом проснулся по будильнику.

  На входе его неожиданно встретила приветливая медсестра Светлана (она же кадровик, она же секретарша).

- Михаил Иванович приглашает вас к себе в кабинет, - она мило улыбнулась ему.

- Что-то случилось?

 Вместо ответа та хихикнула.

  Как у всякого мнительного человека, у него сразу возникла паническая мыслишка: поскольку вчера шеф был недоволен им, то вполне возможно сегодня он предложит ему увольняться... Впрочем, в своём нынешнем положении Вадим воспринял бы такое предложение с пониманием

- Так, коллега, - после взаимных приветствий сказал ему главврач, - У вас вчера состоялась беседа…

- К сожалению, пациентка Мальвина отказывается отвечать на вопросы… - о её предложении «разговаривать» он деликатно умолчал: - У меня есть гипотеза...

- Хорошо, - прервал его Айболит.— Мы пойдём другим путём, как говорил вождь мирового пролетариата. Вы не пробовали себя на стезе гипноза?

- Нет, но я несколько раз ассистировал.

   Как по большинству средств психотерапии, по применению гипноза в психиатрии не было единого мнения: одни специалисты считали его чуть ли не чудодейственным методом, другие совершенно справедливо указывали, что в целом ряде случаев он не приводит ни к каким положительным результатам; некоторые даже вообще отрицали необходимость его широкого применения.

- Сегодня я проведу сеанс гипноза Мальвины, а вы поработаете моим ассистентом.

   Айболит повёл Руденцова по коридору в торец здания к вечно запертой двери, за которой, как до этого считал молодой доктор, находилась кладовка. Оказалось, что ему казалось. Внутри обнаружилось просторное помещение, пропахшее каким-то ароматическим маслом. Не то лавандой, не то иланг -илангом... Вадим так и не смог понять. Стены и потолок были выкрашены в голубоватые тона, и будто бы даже слабо мерцали. Достаточно большое окно закрывали полупрозрачные шторы сиреневого цвета. Толстый светло-синий ковер гасил звук шагов. В комнате находилась кушетка, кресло с подлокотниками, столик ... Из полузакрытых плафонов лился неяркий мертвенный свет. Казалось, что сама обстановка располагает к трансу.

Михаил Иванович обернулся и сказал постовой медсестре:

- Пригласите Мальвину в нашу Синюю Палату!

  Оказавшись в комнате Айболит как-то преобразился: он выпятил грудь, откашлялся, покрутил головой, в глазах опять мелькнуло то знакомое звериное выражение, они хищно заблестели…

- Как вы знаете коллега с помощью гипноза можно вытащить достаточно много сведений, о которых сам пациент может даже и не догадываться…. Я достаточно часто пользуюсь гипнозом, и намерен научить этому также вас.

- Гипнотизёром надо родиться, — выдавил из себя Вадим азбучную истину.

- Я думаю, что у вас получится… Считайте, что вы родились в рубашке гипнотизёра.
Мы с вами проведём ряд сеансов с целью, во-первых, более глубоко и полно разобраться в структуре подсознания больной, во-вторых, скорректировать её установки. Вы садитесь вот сюда, советую произвести запись, бумага и карандаши есть… Мальвина сядет вот здесь, - Айболит показал на кушетку.

    Дверь открылась и вошла молодая женщина. Она машинально переставляла ноги и даже не огляделась, как сделал бы на ее месте любой здоровый человек. Вадим сел за столик и стал перебирать цветные карандаши, лежавшие перед ним. Он был взволнован.

- Садитесь! - повелительным жестом Михаил Иванович указал на кушетку. Молодая женщина подошла и безвольно опустилась на краешек.

- Посмотрите мне в глаза!

    Пациентка продолжала сидеть в той же самой позе. Михаил Иванович сделал два шага к ней.

- Сейчас мы с вами проведём сеанс гипноза. Гипноз — это абсолютно безопасная процедура, а польза от гипноза неимоверна. Для вас это будет всего лишь небольшой, но глубокий и полезный лечебный сон. Когда вы проснётесь, то почувствуете себя лучше, гораздо лучше. Вы согласны? - голос психиатра как-то бархатисто завибрировал и ощутимо давил.

  Мальвина тупо молчала.

- Молчание — это знак согласия, - Михаил Иванович оглянулся на Вадима и показал пальцем в потолок. - приступим…

  Он с каким-то воодушевлением произнёс:

- А теперь поднимете лицо и посмотрите мне в глаза!

   Никаких эмоций. Вместо того чтобы записывать формулы словесного внушения, Вадим, не отрываясь, смотрел, что будет дальше. Он уже предвкушал, как Михаил Иванович обанкротится. И ему даже этого хотелось. Тогда-то наконец начальник поймет, что с этой пациенткой очень непросто! Сейчас она скажет ему, что она пустая...

  Михаил Иванович вернулся к столику, взял банку с мотыльком и поднёс к лицу Мальвины:

- Смотрите сюда! - приказал он.— Сосредоточьтесь. Смотрите! Не отводите глаз!

   Мотылёк в банке заметался как бешеный. Через какое-то время психиатр перенёс игрушку немного влево и вверх. Вслед за ним поднялось и лицо пациентки.

Вдруг откуда-то раздался приглушённый стук:

- Тук!.. Тук!.. Тук!.. Тук!..

   Было похоже на какой-то маленький барабан с ритмом адажио. «А -а… Метроном!» - вспомнил Вадим. Стук «хэви метал»  заполнил всю комнату и был настолько размеренным, что даже Руденцов почувствовал как в голове нарастает вялость. Внезапно властный голос пророкотал:

- Закройте глаза!.. Дышите медленно! Ещё медленней. Ничто вас не тревожит… ничто не мешает… ничто не беспокоит… Вы слышите только мой голос… вы слышите только один мой голос…

   Действительно, стуки метронома прекратились. Повторяя формулы словесного внушения Михаил Иванович разогнулся и подойдя к столику поставил банку с мотыльком на на него.

   Женщина уже сидела с закрытыми глазами и полностью отрешённым видом...

- Вы спите!... Вы крепко спите!... У вас глубокий крепкий сон! Вы слышите только мой голос! Сейчас вам хорошо … Сейчас вам легко и приятно…

И вдруг резко:

- Открыть глаза!

- Встать!

  Женщина послушно вскочила, глаза её были уже открыты, но некоторая тупая заторможенность придавала ей сходство с зомби… Вадиму стало не по себе. «Магия вуду в действии!», -нервно подумалось ему. В этом мертвенном свете на миг показалось, что Буянов и не Буянов вовсе, а некромант, поднимающий мертвеца.

- - .-.=.-.—

- Вы слышите только мой голос… сейчас вы станете своей матерью! Сейчас вы становитесь своей матерью! Вы стали своей матерью!! Как вас зовут?

- Елизавета Александровна.

- Сколько вам лет?

- Сорок шесть...

   Мальвину было не узнать: она согнулась, сгорбилась, и даже лицо сморщилось. На нем застыла отрешенность, покорность, а голос начал дребезжать.

- Елизавета Александровна, куда вы идёте?

- В Храм Божий.

- Идите!

   Она пошла по палате ковыляющей походкой. Когда она подошла в стене, психиатр скомандовал:

- Стоп! Вы уже в храме…

   Мальвина поклонилась, перекрестилась и тем же самым дребезжащим голосом зачастила:

- О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Воздвигни мя, рабу Божию Лизавету из глубины греховныя и избави мя от смерти внезапныя, кончины мучительныя и спаси от всякого зла и скверны всяческой.Подаждь, Госпоже Владычице Богородице, мир и покой душе моей, телу моему здравие и просвети мне ум и очи сердечныя отверзь, еже ко спасению, и сподоби меня, грешную рабу Божьию, Лизавету Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со безначальным его Отцем и Пресвятым и Преблагим и животворящим Его Духом Святым и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

   После этого Мальвина поцеловала стену больничной палаты, упала на коленки и ткнулась лбом в ковёр — один раз, второй, третий… «Спаси и сохрани рабу Божию, Еву...» - почудилось Вадиму в этом бормотании и вспомнилась пословица: “Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт”...

- Стоп! - скомандовал Михаил Иванович.—Елизавета Александровна, теперь вы у себя дома! Присаживайтесь! Чем вы болели в детстве?..

  Айболит спрашивал много, и Мальвина отвечала скоро и без запинки, как на исповеди. Вадим не успевал записывать анамнез, карандаши оказались хрупкими, ломались на лету и вскоре ему оказалось нечем записывать…
 
- .-.=.-.—

  Когда оставив спящую Мальвину в гипнопалате, они вышли в коридор, то Вадим не мог скрыть своего восхищения: все те проблемы, которые он безуспешно пытался решить прошедшей бессонной ночью, Буяновым были решены в течении каких-нибудь двадцать минут одним взмахом стеклянной банки с мотыльком!

- Это просто Чудо! Михаил Иванович, у меня нет слов для … Я поражен...

- Я в чудеса не верю, - угрюмо изрёк Айболит. Это — наука, а не чудо. Вам на лекции
рассказывали классический случай? Житель Венгрии, пятилетним мальчиком вывезенный фашистами с Украины, с помощью врача- гипнолога вспомнил свои настоящие имя и фамилию, название родного украинского села и имя своей матери, описал односельчан и т.п... А вы пожалуй дрыхли на лекциях по психотерапии?!

- М-м-м…

- Вот вам ключ от Голубого Кабинета. Составьте план гипнолечения Мальвины и согласуйте со мной!

- Но… я… - залепетал Вадим, но ключ взял на автомате.

   Его лепетание пришлось в спину удаляющегося Айболита. Целый день Вадим и сам был вроде как в трансе под впечатлением от сеанса — словно загипнотизировали не Мальвину, а его самого. Правда, он продолжал вести и остальных пациентов, делал это вполуха и постоянно возвращаясь к пережёвыванию и переживанию увиденного и услышанного. В голове роилось много противоречивых мыслей, и внезапно среди этого хаоса всплыл вопрос: «Если под гипнозом так легко, как сказал Михаил Иванович, «вытащить» любые сведения из человека, то почему гипноз не применяют правоохранительные органы Российской Федерации?». Через некоторое время точно также сам собой пришёл ответ: «Потому, что наши правоохранительные органы в отличие от Гнилого и Дикого Запада высокоморальны и высоконравственны, они не нарушают права человека сплошь и рядом»…

    Дальнейшее звено из цепочки силлогизмов далось молодому специалисту уже с большим трудом, но он всё равно его вывел: «Наши правоохранительные органы не берут взяток!». Вадим собрался с силами и сделал финальный аккорд цепочки математической логики: «А посему наши правоохранительные органы питаются Духом Святым». В лёгкое недоумение его ввело не столько содержание, сколько  то, что пройдя по всей цепочке своих умозаключений, он не нашел ни одного логического изъяна.

Оказавшись дома, Руденцов снова погрузился в изучение психиатрической литературы. В одном из старых советских учебников на пожелтевших страницах он наткнулся на пересказ довоенной статьи Перельмутера с его выводом: «...необходима статья уголовно-процессуального кодекса, запрещающая применение гипноза с целью раскрытия правонарушений ». Аргументация учёного сводилась к тому, что «...сведения, добытые от пациента в гипнотическом состоянии, не могут расцениваться как достоверные, они могут резко противоречить истине». Этот голос из прекрасного далека поверг молодого специалиста в замешательство.

   «Неужели Мальвина врала? Но так ловко и складно… Нет, это не может быть, чтобы она врала...» На этой мысли Вадим положил свою измученную голову на раскрытый разворот книги, веки смежились, и он заснул за столом не раздевшись…

___http://proza.ru/2020/09/23/613 - продолжение


Рецензии
Здравствуйте, Ольга. Интересная сцена, прекрасно написанная. Можно ли считать данные во время гипноза реальными и действительными? Наверное, специалисты знают ответ на этот вопрос. Интересно явление само по себе.
С интересом

Мирослава Завьялова   11.10.2020 12:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мирослава!

Спасибо Вам за комментарий. Да, гипноз сам по себе очень интересен, но спорен как метод получения данных, да и его эффективность с точки зрения лечения находится под вопросом. Кто-то считает, что внушение работает, кто-то отрицает его эффективность. Тем не менее, доктор Буянов придерживается нетрадиционного взгляда. Посмотрим, поможет ли это.

Ольга Деви   11.10.2020 12:27   Заявить о нарушении
Главный врач работает в клинике необычной. Конечно, способы и методы разные. Прекрасно понимаю, почему у него так в клинике все устроено. Муж одной моей приятельницы работал в таком месте, что от периодических запоев мог лечиться только инкогнито. Есть такая клиника в нашем городе. Любой поступивший в ней – Иванов Иван Иванович. Цены там баснословные, лечатся только очень солидные люди. Условия прекраснейшие. Правда, знаю только про алкоголизм. Насчёт других отклонений мне неизвестно.

Мирослава Завьялова   11.10.2020 12:37   Заявить о нарушении
Ооо, Мирослава! Вы просто не представляете, как обрадовали нас с соавтором этим комментарием! Буквально недавно у нас возникли некоторые сомнения по поводу существования таких порядков в частных клиниках. Но Вы нам подтвердили, что все, в общем, правильно.

Ольга Деви   11.10.2020 12:51   Заявить о нарушении
Ольга, у Вас же не учебник медицины. А методика лечения различная, думаю, Вы все правильно пишете. Для простого читателя очень интересно все!

Мирослава Завьялова   11.10.2020 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.