Изр. гл. 1 Поломка

                "Что заповедано тебе, о том размышляй;
                ибо не нужно тебе, что сокрыто".
                (Сирах 3, 22)
               
  А  полет тем временем  продолжался, и теперь мое внимание переключилось с внутреннего мира  на мир внешний. Как-то необъяснимо  радикально размышления о  горнем перешло к бренному: что ждет меня в стране,  в которой то и дело постреливают? Причем, от души, порой,  изподтишка, с южным темпераментом, приправленным религиозной ненавистью. Это даже не война на  Кавказе, который совсем рядом, и   особенности которого знаю не из самых десятых рук. Это  конфликт долгоиграющий, происходящий корнями вглубь веков: Богу было угодно, чтоб у прародителя еврейского народа родился незаконнорожденный сын, от которого произошли арабы. События о том повествуются в Книге «Бытие», гл. 16, 8 -13:
И сказал ей Ангел Господень: Агарь,  служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже твоей и покорись ей.
И сказал ей ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты, беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Исмаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
Трактовка  ветхозаветных событий и комментарии к ним   производятся  мудрецами Торы,  их задача – обнаружить скрытый, переносный, потаённый смысл, обнаруживаемый на уровне намека или метафоры,  заложенных в тексте.  Но события, описываемые буквально, в комментариях не нуждаются,  многое  на поверхности и без мудрецов… так вчитываясь  еще и еще раз в строки шестнадцатой главы «Бытия», понимаешь предопределенность существующих взаимоотношений между религиями, истоки ненависти. Да и помимо ветхозаветного сюжета   судьба незаконнорожденных, как правило, незавидна. И  сопровождается остервенелым упорством в борьбе за значимость, признание, превосходство, первенство   и притязаниями  на престол родонаследования.   
        Взаимоотношения  двух братьев положили начало вечной вражде их потомков.
  А коль  все прописано в Священном Писании,  зафиксировано в Ветхом Завете, от начала, чего бояться?
  «Кому утонуть - тот не удушится», - назидает народная мудрость.  "На руках понесут тебя, да не преткнешься ногою о камень", - говорится в Псалме 90.  У  них, евреев и арабов,   "свой крест".    А у меня свой. И мы никак не пересекаемся.   Поэтому волноваться нечего.
     О  текущем  положении дел   знаю только из СМИ, которые любят устрашать, нагнетать, подать новости погорячее, чтоб нервы бередило, чтоб запугивало, травило душу. Да и без того  у  израильтян в наличии такие средства, военные средства, о которых   другие армии мира и не мечтают:  космический  спутник  может посчитать  количество затяжек на моих колготках,  оружие со складывающимся под прямым углом стволом, способное стрелять из-за угла, танк «Меркава», по степени оснащенности и защищенности не имеющий аналогов в мире.  Как бы не оказаться не в том месте и не в тот момент, когда этот танк пальнёт…  Может быть экстрим для особой категории туристов, ценящих острые ощущения.  Но не для меня.

       Ещё лететь и лететь.  В голове вертятся фрагменты истории. Факты. Образы. Планы. Надежды. Предостережения.   Не спится. Почти не отводя глаз от иллюминатора, просканировала там все, что только можно. Облачно. Что внизу - не видно. Очень легко, не больно для глаз смотреть на густую белёсость бесформенных облаков. Задвинула солнцезащитную шторку на иллюминатор - нет, лучше с открытой.  Видимость плохая, облака как вата или очень густой туман, оформленный огромными хлопьями, которые зависают без движения по обе стороны  взятого в плен борта.  Какой же  должны быть протяженности эти белоснежные комья, если движущийся со скоростью девятьсот километров в час самолет словно вязнет в них!  И какие они крохотные кажутся с земли! Временами из нескончаемой бесконечности этих облаков  появляются проталины, как  озоновые дыры в атмосфере земли. И сквозь эти темные пятна где-то далеко внизу угадывается водная поверхность земли.   Солнце по другому борту, как раз  виднеется в противоположном иллюминаторе, невысоко поднялось  над горизонтом и еще не набрало полную мощь,  лучи рассеиваются сквозь облака. Всё правильно! Мы, ведь, летим с севера на юг, ну, чуть западнее. Вероятно, примерно над Турцией, во всяком случае, по направлению к ней. Под нами Черное море. Никогда за всю жизнь не приходилось летать над такими огромными массами воды. От осознания, что там, внизу, - бездна, ой, лучше не думать, все катастрофы над водой обычно заканчиваются без всякой надежды на спасение. Я и плавать-то  боюсь глубже уровня собственного  пояса: всё время кажется, что неизвестный водный зверь вот-вот куснёт за пятки или потащит вглубь голубой бездны, куда-нибудь в Марианскую впадину, где,   как  недавно выяснено учеными,  совершенно иные формы жизни, о которых мы даже представления  до сих пор не имели. Так что голливудские "Челюсти"  отдыхают. О, нет, нет, и думать не хочу про воду!
Мои ближайшие соседи, как и ожидалось, мирно подрёмывали в своих креслах. Скользонула взглядом по всем доступным обзору соседям. Как выяснилось, дремали не только мои ближайшие. Весь  борт замер.  Очень тихо в салоне. Как будто у людей нет новостей, чтоб обменяться. Вероятно, наверстывали упущенное за ночь. Ведь рейс утренний и всем пришлось  недоспать дома.   Уже час в пути. Скоро будет середина маршрута. Когда же принесут перекусить? И что принесут?  Интересно, чем сейчас кормят? Трудно угадать,  давно не летала на самолетах. Подкрепиться сейчас особо актуально. По прибытию в аэропорт вряд ли придется об этом думать.  Там я буду занята  процедурой прохождения паспортного контроля, как говорят бывалые путешественники, одного из самых серьезных в мире. Надо будет настроиться,  сосредоточиться, чтоб по привычке не выдать не того, или, чего хуже, ядовитых, отполированых здесь, на благодатной   для отморозков Ростова-Папы земле,  на процветающей колоритнейшим  хамством почве и располагающей к разного рода  непотребным окказионализмам, стреляющих убойно, поБедоносно, цепляющих с одного слова. Хамства,  доведенного до условного рефлекса и безоговорочно срабатывающего  посторонний раздражающий объект, коим обыкновенно является любой ближний, открывший  рот, когда его не просят.
     И  приобретённая привычка, ставшая фактором выживания в таком социуме,  там, в Израиле, может со мной сыграть злую шутку. Естественно, она будет как нельзя хуже, не к месту. А вдруг я покажусь им подозрительной персоной?! Поди угадай, что у них на уме и по каким критериям там дают добро на въезд в страну. Понятное дело, будет не до мыслей о еде.
Еще надо найти трансагентство,  да еще ехать до Иерусалима. Сколько времени займет эта моя дорога, длиною в неизвестность?  Именно в такие моменты, как сейчас, вспоминаешь, что,  про запас, к сожалению, не наешься.  И тот минимум, что  принесут на зуб на борту, был бы очень  кстати.

  Мои раздумья об ожидаемом обеде  прервались сменой картинки за бортом. Самолет начал делать  довольно крутой маневр, который обратил на себя мое внимание. Борт повернул настолько круто и довольно резко, как будто уклонился от встречной непредвиденной  преграды. В результате совершенного маневра солнце оказалось с моей стороны.  Это не трудно было заметить сразу же:  поднабрав  сил  за какой-то неполный час нашего пути в полете, светило запалило во всю привычную солнечную мощь в мой иллюминатор. Странно. Очень странно. Вроде так быть не должно.  Обычно  такие крутые смены направления совершаются на взлете или посадке, чтоб вписаться в воздушный коридор над  населенным пунктом.
  Но под нами  вода чуть ли не сразу после отрыва  от взлетно-посадочной полосы. Может быть, я не в курсе, что будет  остановка  в Турции? Или я чего-то не понимаю в перемещениях на международных авиалиниях? Посадка в Турции ни разу не оглашалась и нигде не звучала. Ведь обычно перед снижением делается голосовое объявление. Минут десять уже прошло, новостей о нашем перемещении никаких не сообщают. Но и на снижение не идем. Так вопрос о посадке в Турции отмёлся сам собой.  Отсутствие сколько-нибудь вразумительного ответа слегка задергало меня на месте. А солнце продолжало палить в аккурат в мой иллюминатор. 

Интуитивно чувствуешь что-то не то, а конкретизировать не можешь   за недостатком информации или некорректной формулировкой    вопроса. Мысли мои занялись по-серьезному.  Мы же не в сказке, в конце концов, чтоб лететь на север, обратно, в Сочи,  по линии Сочи-Москва-Северный Полюс, и в результате оказаться на юге, над Аравийским полуостровом.  Но с другой стороны, по дороге на Святую Землю может встретиться всё, ведь наш мир так многомерен и не познан: аномальные зоны  и параллельные пространства, временные порталы, Кротовые норы, представляющие собой гипотетические искривления пространства-времени в виде туннелей, или ленты Мёбиуса, в которых из одной точки  поверхности, не пересекая края, попасть в любую другую. Словом,  удивительное всегда рядом. 
  Но касательно моего совершаемого маршрута никогда нигде подобная мистическо-фантастическая информация  не проходила. Да и  здравый смысл пытался брать верх. К тому же это было бы против всех известных правил:  на вряд ли эта земля совершает   опасные метаморфозы с человеком, искренне собравшимся на встречу с Богом.
Мои ближайшие соседи и дальние соседи по другую сторону от центрального прохода  как будто ничего не замечают: некоторые спят, другие уткнулись взглядом во   впереди находящиеся спинки кресел:  жизнь за бортом их не интересует. Видимо, по их мнению, там и нет никакой жизни вовсе.
               
Собственный жизненный опыт   показал, что у меня есть способность чувствовать непроявленность событий на материальном плане за долго до того,  как они выявятся на материальном плане и до того,   как их  обнаружат или почувствуют  другие люди.  Поэтому чужая человеческая  реакция в различных  жизненных ситуациях  никогда не была лакмусом для меня. У меня более тонкая организация мировосприятия. И никакое самоуспокоение,  работающее у других людей,  не компенсирует мой очаг  душевной тревоги.
Все же  успокаиваю себя  и ожидаю, что в результате следующего маневра, который произойдет вот-вот,  самолет примет прежнее направление в пространстве. 
Смутный намек на усиливающуюся тревогу в душе прервался   сообщением стюардессы, что  наш самолет имеет поломку и мы возвращаемся в порт города Сочи.

Немая сцена. В самолете среди пассажиров на мгновение воцарилась мертвая тишина. Хотя и без того было тихо. А сейчас эта тишина сотрясалась от леденящей дрожи в спинах людей.   Я тоже замерла сама в себе.  Первая мысль, прорвавшаяся  в сознание, была о собственном правильном здоровом эгоизме.  Эгоизме, основанном на  непоколебимой уверенности в  слышании гласа божьего внутри.   
     - А, ведь, я  раньше всех знала, чувствовала! - И  нигде, нигде и ниоткуда, ни от одного сидящего  близ меня  пассажира я не слышалась ни единой реплики  о странности траектории движения  нашего самолета. 
       Охватившее на миг достоинство от понимания собственной прозорливости в некоторых жизненных ситуациях не взбодрило, а напротив.   
    - И что же толку? - опустилась я на землю. Приговорённость к  одиночеству от понимания  истины, не доступной другим. Как это страшно, иметь более  высокий порог интуиции! Каково это?  Вот парадокс: как мы одиноки именно в тот момент, когда слышим Глаз Божий. И вот она, боль за все человечество и обида за свою непонятость,  за одиночество в толпе.
       Лучше  всего о положении такого человека в обществе рассказал     Великан Глюм, придуманный Д. Свифтом  на бумаге и воплощенный в кинематографический  образ режиссером М.Захаровым  в ленте 1982 года "Дом, который построил Свифт":
  Мне говорили:
- Будь как все!
Мне говорили:
- Будь как все, великан Глюм!
Мне повторяли:
- Не придумывай! - Так я и жил, мучительно страдая от несоответствия  своих размеров местными масштабами. Так вот перед вами несчастнейшее существо, скажу я вам. <…>      
        И Глюм  начал расти. Расти не по дням, а по часам. Все поднимался фут за футом над уровнем сограждан. Скоро он уже наблюдал землю с птичьего полета:
- Я видел, как она прекрасна, как живописны ее холмы и горы. Но я так же видел как ее губят. Как леса жгут. Как люди убивают друг друга из-за куска земли. У великанов все, к сожалению, чрезмерно:  зрение, слух, совесть. Каждый выстрел отзывался в моих ушах, каждая смерть рвала на части мое сердце.  Я решил сделать страну счастливой. Мне казалось, я знаю, как помирить всех, в чем смысл бытия.   И тогда  я пошел к королю, а он меня не принял. Наш король сказал:
- Неужели в Англии не найдется человека, который бы проучил этого выскочку?
      Мне объявили войну. Я бы мог положить всех рыцарей короля одним ударом руки, но ведь это же были мои соотечественники. Я понял, сильный должен уступить, пусть,- подумал я, погибну,  но хоть этим принесу пользу отчизне. Рыцари оказались бездарными. Их кони сбрасывали седаков, стрелы летели мимо. Даже копья не пробивали моих штанов. Король устроил мне встречу и сказал:
- Не валяй дурака. Опустись. Стань таким, как все.

Эрнст Мулдашев, выдающийся офтальмолог из Уфы, проводит уникальные операция по пересадке глаз. Возвращает зрение безнадёжно слепым людям. Шестьсот операции в год.  Однако научное сообщество отвернулось от него, коллеги игнорируют, объявив его работу лженаукой, а его шарлатаном. Такая рефлексия светил интеллектуального труда объясняется, по их убеждению, принципиальной невозможностью регенерации ткани зрительного нерва. А выдающийся хирург продолжает скромно  и успешно свою работу в офтальмоклинике.
В одном из интервью, комментируя реакцию научного сообщества на новшество, Э. Мулдашев  заметил: "…они возненавидели  меня  за то, что я услышал голос божий."               
Джордано Бруно,   Никола Тесла,  Николай Пирогов и многие не  признанные при жизни величайшие умы, столпы человеческой эволюции,  за невозможностью быть понятыми при жизни, за невозможностью остальным понять их  научные, философские, мировоззренческие и научные умозаключения  расплачивались не только   научной карьерой, но и самой жизнью.
А современники закрепляют за ними   репутацию шарлатанов, для которых разводила костры  великая инквизиция, их преследовала нищета, к ним приклеивали  диагноз Чацкого, если не считать некоторых подвижников духа, удостоившихся признания в  прозорливости еще при жизни.

       Явное и такое мощное преимущество единиц над миллионами не давало козырей при жизни ни одним, ни другим.  Пространство-время и всемирная история лишь заполнялись изрыганиями  недовольств  низкочастотными особями из-за невозможности понять или потерять сферу влияния и авторитет.  Хотя, при этом, ординарное человечество всегда мечтало  в силу своих возможностей не делать ошибок, не набивать шишек, совершенствовать общество   и быть лучше. Фатальная не встраиваемость одних в схемы других пресекает всякие благие устремления обустроить  жизнь вокруг  себя и вокруг других лучше.
       Вот такой парадокс,   вот такой секрет,  простой и трагичный, заключающийся   не в образовании, не в количестве дипломов, полученных премий, опубликованных статей, количестве патентов. Секрет  в частоте.   В частоте вибраций.
       Высокие духом люди вибрируют на высокой частоте, что дает им доступ к информации, не доступной тем, кто  по частоте ниже. Это как  частота вибраций окружающего нас мира, известная по физике.   Нота ДО никогда не станет нотой Ля. Красный цвет не перескачет на вибрации фиолетового.  И океан черного  не может  поглотиться каплей белого. Так и люди  с более низкими вибрациями никогда не поймут тех, кто выше вибрациями. Они в принципе на это не способны. Это как первоклассник-шестилетка никогда не поймет интегралы и  многострочные формулы квантовой механики и программы старших классов. В перспективе,  в очень длительной, на жизнь, например, или на несколько реинкарнаций, дух, конечно, вырастит и возвысится. Все мы призваны к совершенствованию.  Но о ближайшей перспективе говорить не приходится.

        Мне не надо напрягаться, сосредотачиваться,  чтобы  входить в измененное состояние сознания, как это делал, например, американский мистик, медиум Эдгар Кейси, теряя при этом жизненные силы. Мне интересна природа моих способностей.
Результаты некоторых научных исследований в обозначенном русле сообщают,   что у людей-сенситивов работают одновременно два полушария, в следствие чего  человек постоянно пребывает в состоянии озарения. Считается, что указанное состояние является рабочим, постоянным и  представляет собой иной уровень восприятия действительности. Согласна. Для получения каких-либо знаний человеку нужны года и десятилетия, чтоб  прочитать массу литературы, узнавать, проверять и перепроверять истинность чего-либо. Но с течением времени полученный опытным путем материал оказывается устарелым,  и начинается новая гигантская по объёму работа.  Чувствознание же  воспринимает материал напрямую, минуя стадию осмысления.   При такой работе мозга стирается граница между сознанием и подсознанием,  отсутствует барьер переработки информации   и она  проходит сразу  в понимание,  при этом нет  ни малейших сомнений в её истинности. 
Но лично мне хотелось бы знать больше: где  в человеческом организме находится этот орган, который позволяет улавливать тончайшие информационные  поля эфира?  Для меня  ответ  этот на вопрос не найден.
В связи с изменяющейся природой человека и расширением восприятия действительности, происходящие вследствие включения в работу непознанных наукой органов восприятия, видимо,  для их коммуникативного  обслуживания, будут  трансформироваться  и  некоторые лексические единицы языка.

      Витающей в эфире  информационный спектр настолько широк и  многогранен, что от невозможности передать эту грандиозность существующими языковыми ресурсами, хочется перефразировать известное: ”Нос по ветру держать” на личный, применительно к случаю, лад: ”Нос по эфиру держать” Если  эфир считается физиками  проводником всей информации, логичность измененного фразеологизма неоспорима и довольно удобна для обихода сенситивных  лиц.

      Иногда видятся бытовые мелочи, иногда  крупномасштабные  социальные явления предстают  в перспективе своего развития на многие годы вперед.  Таковой явилась необратимая национальная трагедия по уничтожению системы образования, чудовищные плоды которой пожинают сегодня школьники и их родители,  трагедия, разыгранная по нотам и осуществляющаяся на моих глазах уже более двух десятков лет. В начале девяностых  огонек большого костра  еще только занимался, а я била тревогу в приватных разговорах и  на  педконференциях, заканчивавшихся бурными аплодисментами, констатациями важности контента и оказывающихся   на следующий же день  в известной мифологической реке Лете.
       Вскрытие  и анализ используемых в школьных учебниках    приёмов  НЛП, направленных на создание хаоса и создание  отвращения к учебе в юных головах, вызывало лишь сотрясание воздуха от рефлексивных эмоций слушателей и констатацию полной  гражданской и профессиональной импотенции коллег.

       В узкой профессиональной сфере мне открылось море принципиально нового. В этом контексте набившая оскомину актуальная тема с изучением иностранных языков приобретает  неожиданное разрешение: иная методика позволяет качественно повысить  базовые понятия  об английском языке с  крепкой постановкой разговорной речи,  и одновременно усвоением грамматических ключей к ряду сразу нескольких европейских языков. Ведь по большому счету до сих пор не существует эффективной методики  для включения сознания славян в многомерность грамматических романо-германских временных форм.  Насущность вопроса у всей страны на повестке дня не один год. Несмотря на востребованность новых методик, общество не созрело для  внедрения в практику таких инновационных проектов, во всяком случае, в местности моего проживания: должно быть изменено мышление.
 

      Чувствую тенденции в  развитие событий  и движении общества, человечества на отдаленную перспективу, а так же  на часы, годы. Через включение в поток развития общества  просвечиваются множество паразитарных механизмов, естественных и рукотворных, создаваемые кукловодами, действующими по конкретным программам, никогда не понятным субъектам воздействия.
    Нет необходимости изучать труды профессора МГУ  А.А.Зиновьева, чтобы понять,  что страны такой, как СССР больше никогда НЕ  БУ-ДЕТ.  И все потуги идентифицировать Россию  как  Третий Рим или Вторая Византия разбиваются вдребезги   на фоне перманентного самогенерирования неврозов и изобретания велосипеда об «обустройстве».  И только   метафизическое понимание упомянутого, оформившееся своеобразные тезисы наподобие   философических писем  П. Я.Чаадаева,  раскрывает  понимание причинных  смыслов бытия России, дрожайшей родины моей. 

        И кому об этом можно сказать?   В обществе  глубоко укоренено предубеждение, что провидчество дано исключительно пророкам и старцам. Но пророков не существует с ветхозаветных времен, к  старцам на Афоне доступ только мужчинам. И старца можно найти тогда, когда он кому-то нужен, когда   есть кому их слушать.   Потому их и нет сейчас, что их не слушают. Горделивое человечество решило, что само себе указ. В результате чего мир перевернулся, и  пируют «избранные…» во время  чумы.

  С раннего детства я видела энергетические ауры в живой и не живой природе,  так называемый эффект Кирлиана, это когда подобно статическому разряду или молниям, наблюдается на биологических объектах, а также на неорганических образцах разного характера   особое свечение.
      Я думала, все видят так же, как и я. И от того более  моё положение в обществе и перед сверстниками становилось ещё более трагичным: от одиночества в толпе.
То, приближаясь к своему дому, метров за сто до него, видела  в моем почтовом ящике письмо и точно видела, от кого оно.   
То предвидела за несколько недель перед поездкой во многомиллионную Москву случайную  встречу с соседом по дому, или  с каким-нибудь знакомым, таким же транзитником, как и я, выскользнувшим из Внуково  в город на несколько  часов или дней.
        Много чего было.
Особенно легко определить, всего лишь по одному взгляду, человека с нетрадиционной сексориентацией: у них на лицах кишат черви или размазаны фекалии.  Так  лицо   одного из экспрезидентов  одной из самых агрессивных государств  мира столь плотно  пропитано непотребствами, что   смотреть напрямую на эту мерзость невозможно. Всегда отвожу свои глаза в сторону, куда угодно, если этого человека показывают на экране телевизора или интернета. У рецидивистов и серийных маньяков вижу в глазах тьму чертей и дно ада. Притягивают мое внимание многочисленные элементы НЛП, широко используемые повсеместно: в рекламах, сериалах, школьных учебниках. Все они направлены на поддержание страха, неуверенности, чревоугодия, блуда. Безошибочно определяю всего лишь по взгляду на лицо  беременность у женщин.

          Но самое страшное в совокупности, что человечество в глубочайшем тупике.  Оно само себе роет могилу своей бездуховностью, стяжательством, гордостью.  Быть   в связке друг с другом, человечеством, природой, планетой.   Видеть причинно-следственные связи «власти тьмы» и быть изначально встроенным  не по своей воле, интегрально в чужие игрища, разделяя на своей шкуре  низкочастотные мракобесия…   Законы мироздания информационны и взаимосвязаны – в Южной Америке вырубят еще один гектар леса – а в европейском городе N  как следствие произойдет теракт…
  Для меня нет необходимости знать  взаимодействие механизмов,  заповеди, правила, нормы по букве. Они ощущаются везде, в любой точке пребывания,   они написаны в законах природы, в шуршащей листве и игре матери-кошки со своими котятами, морском прибое, мерцании звезд и цикличности времен года.  «Возлюби ближнего своего…», -  все законы мироздания осязаемы   не физиологическими носителями, а информационными. 

Между тем сообщение стюардессы, всего лишь информативное, но воспринялось как приговор.   Затем, после минуты оцепенения,  не трудно представить, что началось. Люди повели себя так, будто катастрофа неминуема.  Все  моментально встряхнулись от розовых предвкушений праздничных дней, и беспечные еще минуту назад люди   заерзали на креслах и требовали от любого проходящего по салону члена экипажа   сообщить непременно все  о серьезности поломки.
Кнопки вызова проводника нажимались то здесь, то там. Только и было слышно клацанье  на верхних панелях. Каждый пассажир хотел лично задать пару животрепещущих вопросов стюардессе, как будто при личном  визуальном контакте она могла сообщить нечто детализирующее, что отводит угрозу, и личным присутствием  разрядить напряженность.
      Но мы все в одной упряжке. Никому из пассажиров она не скажет ни слова больше, чем другому. Какой бы  безысходной  информацией она ни владела. Такова профессия стюардессы:  ни в коем случае не способствовать панике среди пассажиров  и предотвращать ее всеми  возможными способами.
Второй волной осмысления события начались телефонные переговоры.  Как же не позвонить! Праздник-то какой! Еврейская Пасха - Песах, один из двух самых почитаемых иудейских  праздников. И традиционно  семьи собираются вместе. Многие, как видно из моего рейса, отправляются домой, в Израиль, даже с другого континента.  Значительное число пассажиров на борту - иудеи. И мобильная связь  оказалась сейчас очень востребованной.  В голосах звучала напряженность, а на лицах наблюдалась тревога за саму возможность дожить до ближайшего Песаха.
А вот моя соседка слева показала верх выдержанности и прагматизма.  Железно!  В отношении своей  текущей безопасности она, видимо,  целиком и полностью полагалась на профессионализм экипажа.  А   волновал  её всерьёз лишь вопрос об уже прибывших или находящихся на подступах к тель-авивскому аэропорту встречающих родственниках. Некоторые из них  совершают  не близкую поездку из других городов, чтоб встретить прибывающих, таких, как моя соседка.  И  их ожидание прибытия самолета, ожидание  длинной в неизвестность, судя по ее репликам в телефон,  сейчас напрягало её больше всего.
А в испуганно-задумчивых  лицах  тех, кого, видимо, никто не встречал,  и кому было некому звонить, угадывался один единственный молчаливый вопрос, относящийся только к ближайшему часу:  "А долетим ли?"...

Вот это да! Впервые за всю жизнь транспортное происшествие. И что бы это значило? Сколько летала в детстве! По десять тысяч километров каждый год! Весь Советский Союз облетала. Ну хоть бы раз что-то подобное, угроза для жизни или экстренный случай! А  все-таки четыре тысячи километров без пересадки - не шутка  для того времени. Впрочем, были рейсы, когда несколько раз  мои самолеты совершали  вынужденные посадки в других городах, но только лишь по метеоусловиям. За Полярным Кругом, еще и за Уралом, каждый год туда и обратно из Ростова, и не на прямом рейсе, а транзитом через Москву,  каждый год на каникулах.
      Но ведь были же катастрофы и в советское время. Крупных было мало, но они были.  И меня они обходили очень дальней стороной. Но однажды такая крупнейшая катастрофа достаточно отдаленно, но коснулась и меня. Как-то в норильском аэропорту при заходе на посадку потерпел катастрофу гражданский самолет, на борту было много школьников, лучших детей города - спортсмены летели  с краевых  соревнований из Красноярска. Как водится, официальная информация   не сообщает деталей катастрофы. По слухам, моментально разнесшимся среди населения города, от резкого торможения самолета,  пристёгнутым   ремнями безопасности пассажирам перерезало туловища   пополам. Выжить удалось только троим.  Тогда я испытывала огромное сочувствие к пострадавшим и их родственникам, но ни на секунду не примеряла ситуацию на себя. В силу возраста уровень ответственности был  другой.
Про мелкие катастрофы, происходившие на территории огромной родины, мы могли просто не знать.  Информация эта  тщательно скрывалось и не подлежала огласке. Про взрывы в московском метро знали только москвичи. Поэтому в память засел один единственный  тяжелый случай, который именно в силу тяжести последствий и близости к городу  невозможно было скрыть от жителей моего маленького Норильска.
Тот  самолет  зацепился крылом за сугроб при приземлении, но остался на земле, останки тел можно было найти и  похоронить. А тут - вода! Ближайшая земля – лишь дно морское. Вот так вдруг откуда ни возьмись - бух и  в море! И падение может произойти в любую минуту.
Любой русский всегда  думает о ситуации хуже, чем она есть на самом деле. Потому что практика существования в этой стране показывает, что чем хуже - тем ближе к истине. Если объявляют, что коммунальная оплата повысится не выше шести процентов, значит будет гарантировано выше на все десять процентов. Если инфляция прогнозируется не выше двенадцати  процентов, значит цены на гречку вырастут в два раза.
  Казалось бы,  разбужены человеческие инстинкты самосохранения, замкнутость пространства  должна способствовать  нарастанию  внутренней паники, нервная система в такие моменты не контролируема, даже довольно сильными личностями.

Постоянная тревожность  и без того  мое давно-давно привычное состояние. Как бы ни пыталась самоуспокаиваться, не расстраиваться, не брать в голову, но, с различной интенсивностью,  душа болит постоянно, всегда и везде. Не уйти от  болей этого мира.   Нематериальная сопричастность.     Осязаемое единство всего и всех.     Как хочется отдохнуть от самой себя! Но  как? - вопрос не праздный. Оказывается - никак. Никуда не денешься, и нервы тут ни при чем. И природу свою изменить невозможно.  Ни психологи, ни психиатры, ни добродетельные советчики, ни даже самые искренние и проверенные друзья не  в состоянии смягчить или вырвать из сердца боль. Боль  за...  всё человечество. Смирившись с мыслью, что покоя  на душе у меня уже не будет никогда, так и живу. Временами боль лишь сглаживается на какое-то время, так и не исчезая до конца.
      Не  эту ли боль в главе 21 стих 14 имел ввиду  мудрый Сирах,  чьи изречения по непонятым причинам не включены в Канон Ветхого Завета:

      "Не научится тот, кто не способен; но есть способность, умножающая горечь"

      Как бы хотелось убежать в детство, когда не знала с какой стороны находится сердце, потому что оно никогда не давало о себе знать.
Но через некоторое время после объявления поломки со мной произошло то, что объяснить рационально совершенно невозможно. Это вне понимания человеческим умом. Это  произошло просто потому, что ТАК произошло. Вот и все. Не объяснимо и не постижимо. Примите как данность. Или встройте в череду необъяснимых явлений человеческой жизни  и констатируйте как факт. Внесите в сборники феноменов человеческого состояния:  мое тревожное состояние сменилось на блаженное хладнокровие.


Рецензии