Изр. гл. 2 Владеющий информацией владеет миром

     Справочник сообщает, что кошерная пища - еда, отвечающая требованиям кашрута - еврейских законов об употреблении пиши. Система кошерного питания - это древнейшие, бережно сохраняемые сокровища МУДРОСТЬ еврейского народа.
Меня заинтриговало:   в чем, собственно, мудрость?
 Одна из главных целей  кашрута - продуманное, рациональное, здоровое питание, которое полностью гармонирует с организмом человека.
В чем гармония?
     Тогда я еще не знала, насколько серьезно относятся в стране к питанию.
 



      Вот некоторые на первый взгляд не логичные, непонятные правила кашрута: после приема мяса должно пройти несколько часов, прежде чем можно употреблять молочную пищу. После приема молочной пищи мясо можно есть спустя от 30 мин до 2 часов.  Обоснование простое – некошерная  пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей. (Следует разделять кошер от жертвенных животных).
 
О! Здесь интересно: «…на духовный мир».  Напрашивается не только изучить, но и сопоставить с известными мне православными постами, также призванными влиять на духовное.

Если открыть всем доступный Ветхий Завет,  четырнадцатая глава (3-21)
Второзакония приводит подробную инструкцию  по питанию:
Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: не чисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.   Всякую птицу чистую ешьте; но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, и всякого ворона с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте их. Всякую птицу чистую ешьте. Не ешьте никакой мертвечины.
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список  так называемых трефных птиц. Среди них такие, как орел, сова, пеликан. Основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.
  Поскольку сегодня нет возможности точно определить всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси, голуби.

                Такие детали откуда? К чему? Что за ними стоит?

          И это ещё не всё.  Галаха   (Галаха; - традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев)  приводит кошерность яиц: они должны быть от кошерных птиц. Обязательный, но недостаточный признак кошерности яиц - его разные концы (один более острый, другой - более круглый). Яйца же тех видов птиц,  которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - заведомо не кошерны (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически  запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными, т. е. не кошерными.
Бык, корова, баран, овца, коза, олень и  домашних птиц куры, гуси, утки, индюшки, голуби и рыбы только та которая имеет плавники и чешую. Эти виды мяса могут быть употреблены в пищу  только при условии, что животное или птица (рыба исключается)  зарезаны особым специалистом - шохетом, преписанным образом и при разделке, после особой проверки, оказались соответствующими специальным критериям кошерности, т. е. годным в пищу.
Кроме того, мясо животных и птиц (рыба составляет исключение и в этом случае) до варки должно быть замочено, просолено и прополоскано предписанным образом, чтобы извлечь и удалить оставшуюся кровь. В тушах зарезанных кошерных животных (птица и рыба исключаются) есть отдельные части мяса, жил и жиров, которые так же являются "трейфа", употреблять их в пищу запрещено. Мясо всех других видов животных. птиц и рыб, здесь не упомянутых, в частности - свинина, дичь, раки и т. д., а так же мясо кошерных животных и птиц, забитых, а не зарезанных предписанным образом, являются также трейфа.  Трейфа является также мясо животных и птиц, хотя и зарезанных надлежащим образом, но у которых при разделке туши были обнаружены различные отступления от нормы, указывающие на то, что животное или птица были смертельно больны Определяет это раввин или особый специалист по вопросам ритуальной санитарии.  Молочные и мясные продукты ни варить, ни есть вместе нельзя, посуда для этих видов пищи должна обрабатываться и храниться отдельно одна от другой. После мясных блюд можно есть молочные лишь по прошествии шести часов.
 
 Существует также   определенное требование к посуде -  для молочных и мясных блюд  посуда разная, чтобы не путать, она  и  в ресторанах разного цвета.

Кроме того, вне зависимости от религиозности или светскости еврея, все население страны питается кошерной пищей.
     Все овощи и фрукты, выращенные в Израиле или в других странах, обязательно проходят проверку на кошерность, о чем имеется соответствующий знак на товаре. Точно так же проверяются орехи, сухофрукты и замороженные овощи и смеси, которые кашрут разрешает к употреблению только с разрешения раввина.
   В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. Соблюдение кашрута обязательно в кухнях и столовых Цахала (армия Ираиля), а также в государственных учреждениях. Преднамеренный обман в области кашрута карается израильским законом.
 То есть питание населения поставлено  в ранг национальной политики.

     Возникает вопрос - так в чем же корень  правильного питания согласно иудаизму для существа под названием «человек»?  Вчитываясь в запреты, вдумываясь в их логику,   хотелось понять, по какому принципу отбиралась еда, в чем высший смысл классификаций на «можно» и «нельзя».  Какой смысл  в рекомендуемой пище, и чем она может быть опасна.
 
   По большому счету у нас нет широкой культуры правильного питания.
   Пища как субстанция для здоровья где-то на вторых ролях.  Но на первых как коммерческий товар.
    И если такое внимание уделяется пище,  как в целой стране, коей является Израиль, значит за этим что-то стоит, какой-то секрет, тайна, какая-то информация, целиком не вскрываемая в силу не готовности человека ее воспринять или скрываемая намеренно. 

 
      В самом деле,  при желании  вникнуть в тему,  еще перед серьезным изучением,  обнаружится, что многое лежит на поверхности.
    Размышляя над  тайнами употребляемой пиши и влиянием на здоровье и состояние, пытаясь проследить причину и следствие,  достаточно вспомнить простой житейский опыт:  - что положишь себе в рот - то у тебя на утро, будем говорить по-простому, -  на морде.  А что не положишь в рот - то на лице. Почему «морда» преобразуется в «лицо»?  Умеренность, сдержанность в питании, и поэтому как следствие сразу изменяются черты лица к лучшему.       
После выпивки и соленых огурцов - отечность, опухлость, шарообразность. И твое еще вчера  лицо сегодня утром превращается из лица в морду. На которой чётким подчерком читаемы вчерашние  чревоугодные  непотребства. Твоя собственная морда тебя же и застукала.

    Если разовый приём пищи  оказывается таким ярким примером,  что говорить, если какой-то продукт вводится систематически в рацион или, наоборот, выводится из него?

 «Ножом и вилкой роем мы могилу себе»,  – очень мягко сказано и сильно обобщено. Человек представляет собой то, что он ест. «Кто не будет есть пишу как таблетки - тот будет есть таблетки как пищу».   

  Перефразируя  цитату из "Мастера и Маргарита",  о вопросах крови применительно к вопросам пищи, что вопросы пищи,                как и вопросы крови... Великие тайны стоят за питанием человека! Я должна сказать больше - тайны, тщательно скрываемые! дьявольски тщательно извращаемые. И до гениальности простые! Пища – это своеобразное оружие  управления народами - для процветания  или  их вырождения.
И тема питания для меня, что положить в рот, когда, сколько,  в каком порядке  в том состоит - вся натальная карта здоровья человека.

               
      Моё внимание в  поисках обоснования  кошерности  привлекли   древние материалы  Палестины.   Ессе;и  — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
       В Евангелии от ессеев суть учения Иисуса излагается совершенно иначе, чем в четырех канонических. Оставив  в стороне различные мнения  по вопросу об отношении ессеизма к христианству и вдумается в законы питания этой узкой ветхозаветной группы людей:
   Не убий! "Плоть убитых животных в его теле станет его собственной могилой". Травы и растения, несущие зерно, а также деревья, несущие плоды - все это дано вам в пищу со стола Бога. Мед пчел и молоко разных животных также дано вам в пищу. Не убивайте не только людей и животных, но и не убивайте никакую пищу вашу. Живая пища дает жизнь, мертвая ведет к смерти. Тело станет тем, что есть ваша пища, равно как и дух ваш станет тем, что есть ваши мысли. Не употребляйте в пищу все, что было разрушено огнем, морозом или водой. Не уподобляйтесь землепашцу, засеявшему землю вареными, мороженными или сгнившими семенами. Для обработки пищи следует использовать солнце и воздух, а также воду, чтобы оживлять (проращивать). Не поглощайте разом все, что вы видите вокруг, создавая мешанину в своем кишечнике. Одновременно можно съесть 2-3 вида продуктов. Следите за своим состоянием насыщения и всегда ешьте на треть меньше. Дневная норма пищи для человека по весу - от 1 до 2 мин (от 0,6 до 1,2 кг). Принимайте пищу не чаще 2-х раз в день: 1-й раз, когда солнце в зените, 2-й раз - после захода солнца. В идеале - 1 раз в день. Каждый седьмой день ничего не ешьте. Посвятите этот день Отцу Небесному. Не бодрствуйте ночью, и не спите днем. Не пейте, не ешьте и не вдыхайте ничего, что может привести Вас к нарушению вашего состояния. Вставайте с восходом. Живите в движении, как все живое на Земле, совершая работу Бога над творением мира.
   Такова краткая выжимка из первой книги Евангелия от Ессеев, касающаяся питания, которое пересекается с кошрутом  в отношении  особых постановлений о мясной пище.
       Заслуживает внимания тот факт,  что название общины в переводе с арамейского значит «врачи».  А греки их называли терапевты, и по одной из версий ессеи имели  генетическое  родство  с египетскими терапевтами.

        В  теме о мяске, о последствиях чрезмерного и неправильного его употребления  меня заинтересовал   развернутый пример из современных исследований.
Известно, что 40 % всех операций в России - это удаление аппендикса. Долгое время он считался атавизмом. Маленький червеобразные отросток, назначение которого не известно. Первая операция по удалению аппендицита была произведена за несколько тысяч лет до нашей эры. У одной из египетских мумий в правой области живота обнаружили след разреза. В 16 веке это заболевание научились диагностировать, а  бороться с этим недугом хирургическим путем научились лишь в 19 веке. Исследования показывают, что на доле этого отростка длиной около десяти см приходится столько же нервных элементов, сколько на тонкую и толстую кишку вместе взятые. Но в отличие от кишечника аппендикс обладает мощным лимфоидным аппаратом, то есть является иммунным или защитным органом. К тому же аппендицит вырабатывает гормоны, управляющие перистальтикой толстой кишки. (Не многовато ли для органа, приписанного к атавизму?) Возможно, правы те специалисты, которые высказывают мнение, что аппендицит - это не атавизм, а напротив, орган приобретенный организмом на более поздних этапах эволюционного развития. В пользу такого предположения говорит тот факт, что обладателями хорошо развитого аппендицита среди млекопитающих являются только приматы и человек, то есть существа, стоящие на высших ступенях эволюционной лестницы. Но кроме защитной и гормональной функции у аппендикса есть еще одно очень интересное назначение. И ведет оно к пониманию того, чем же надо питаться человеку.

Исследования в частном  Американском  университете  Дьюка представили результат, из которого делается вывод, о роли аппендикса как  о своеобразном заповеднике, где нужные организму микробы  могут укрыться от внешних воздействий. От чего же укрываться нашей микрофлоре? Конечно, от того, что ее подавляет. А подавить могут только другие микробы. А наличие своих или чужих определяется пищей, которую мы потребляем. Если в кишечнике присутствует человеческая пища, то процветает человеческая микрофлора. Если человек питается неадекватной пищей, размножается чуждая нам микрофлора, которая подавляет нашу родную. Отсутствие растительной пищи во время неблагоприятных ледниковых холодов, засухи заставляло людей питаться мясной пищей, приготовленной на огне. Это полностью подавляло микрофлору толстой кишки.   Камера между тонким и толстым называется слепая кишка. При поступлении в толстую кишку вареной пищи фильтр закрывается и пища проходит в толстую кишку, неся с собой чуждую микрофлору, выжигая нашу, человеческую. И уцелевшая микрофлора сохранялась только в слепой кишке и аппендиците. Как только на входе в толстую кишку после мясного вареного периода снова появляется сырая растительная пища, микрофлора, получившая пищу для своего размножения, снова  распространяется   на всю толстую кишку, подавляя все чужеродные организмы. А человек получает витамины и аминокислоты.
      Почему же аппендицит воспаляется? Французский ученый Шампиньер еще в 1902 году опубликовал данные о том, что аппетит воспаляется при обильном мясном питании. С развитием сельхозтехнологий  питание человека перестало зависеть от природных периодов.  Человек с детства питается в основном приготовленной пищей, а кишечник воспринимает приготовленную термообработку: вареную, жареную, тушеную пищу как токсины. Если долгое время держать организм на такой еде, то защитные функции аппендикса атрофируются или гипертрофируются. Подобно процессу в легочных миндалинах  перенапряжение лимфоидной ткани сопровождается набуханием аппендицита и делает невозможным обмен внутри него.  Аппендицит  воспаляется, что ведет к осложнению.
  В Америке от аппендицита в среднем за год умирают 400 человек.  От греха  обжорства.

       Итак, мясо не предназначено человеку  в большом количестве и подлежит должной обработке.

  Пришло время формулировать функции пищи   более жестко:  Еда - это оружие! Пищевой геноцид  против себя самого. Причем, речь не идет о  генно-модифицированных продуктах.

     Маймонид, бывший также выдающимся врачом своего времени, даёт медицинское обоснование законов кашрута. Получается,  ветхозаветный человек не был обременен  научными знаниями, в том числе о пище и что мир состоит из вибраций.
     Потому в виде выкладок указаний и постановлений, рекомендаций и запретов, чтоб не мудрствуя лукаво, род человеческий продолжал жить в телесном и духовном здравии.  Выполняй  - и в том благо для тебя!

     Ссумируя приведенные исследования, очевидно,  что цель законов кашрута состоит не только в том, чтобы проявить такие качества, как самодисциплина и способность к самоограничению, возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
   То есть из поколения в поколение при соблюдении правил  раздельного питания, отказе от мяса или, по крайней мере, употреблении его без крови и в малых количествах,   сохраняется и улучшается генофонд человека.   
     И поскольку кровь несет мощную информацию,   пища - строительный материал не только для грубого физического тела, но и для  всех тонких структур человека.

   «Возможно … характер людей может изменяться в зависимости от того, мясом какого животного питается человек. Тора поэтому запрещает есть мясо хищных и агрессивных животных, чтобы не унаследовать инстинкты убийцы. Не случайно все кошерные животные — травоядные, трефные — хищники…» - верно заметил философ Филон Александрийский.
         
     При широком рассмотрении информация о еде –  информация о владении миром. О запретной пищи было известно очень давно,  и советская  диетология лишь лукаво мудрствовала  или намеренно вводила в заблуждение.
     Человек должен питаться  сообразно своей   человеческой природе.  Не потреблять хищников,  не потреблять кровь. На крови, если помним, совершаются все заговоры  черной магии. Кровь - тайный носитель души.  Иначе человек теряет свою человеческую природу. А современная и без того  агрессивная  внешняя среда катализирует все процессы.

       Сравнение «попечительской заботы»   религий о здоровье своей паствы в иудаизме и христианстве повергло меня в уныние.
      Существенная разница между запретами на пищу в иудаизме и православии состоит  в том, что в иудаизме    гораздо шире религиозных рамок. Не религиозные евреи так же соблюдают кашрут,  что  у нас  представляется  как один из вариантов проявления  религиозного  фанатизма.
     Если у них в своде по питанию  изначально все прописано, как говорится, ни убавить, ни прибавить к тому никто не может, лишь научно обоснование и подтверждение разносторонней выгоды для человека, то  у нас  не существует даже единообразного мнения по питанию,   и длительные  православные посты  далеко не всем известны.
      Законы правильного питания для людей надконфессиональны.  Не зависимо верующий человек, христианин ли, иудей, или нет.

    Жесткая регламентация по пище – то скрытое до времени послание человечеству.  По мере развития  науки, в дружбе с соответствующей духовной культурой, открываются  эти тайны.

     Понятие "пост" воспринимается  многими в православии как религиозная традиция, при которой 2 раза в год на неделю отказываются от одного из видов тяжелой пищи. Те, кто всерьез интересуется здоровым питанием, понимают, что реальной пользы от этого процесса никакой, если учесть, что все остальное время люди продолжают травить свой организм по привычному сценарию.

     Парадокс, в православной литературе нигде нет более-менее развернутых уставов по питанию,  единого  свода со времен Христа не существует. Находим только   лишь общие фразы.

     Цитаты из Нового Завета противоречивы  и немногочисленны. Рассмотрим “спорные” слова апостола Павла. Начнем  с послания к Коринфянам.
“Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1 Кор. 8:8).

     Теперь  посмотрим на слова Павла из послания к Римлянам.Гл. 14
1. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
6. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
21. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

      Такой размытостью, на мой взгляд, можно  оправдать  любое чревоугодие.   Общие формулировки  разбиваются любые иные запреты и ограничения.


     Если человек работает  над очищением души и тела, важна предельная ясность.
    Обжорство, чревоугодие – грех, но как узнать, что я обжора, мера где?
Где в христианских канонах и постановлениях прописана четкость, подобная Второзаконию для иудеев?

     На самом же деле, как отмечает Юрий Ру¬бан, кандидат исторических  на¬ук, кандидат бо¬го¬сло¬вия,  единообразной и сознательной практики говения (пост и воздержание) для большинства россиян не существовало.
    Согласно предписанию всё ещё действующего у нас монастырского (!) Церковного Устава (Типикона), говение в обычное время состоит в недельном – с понедельника по субботу – посте и воздержании от развлечений, в посещении за этот период всех богослужений (или хотя бы в три последних дня), регулярных домашних молитвах, чтении духовной литературы и, по возможности, делах милосердия. Говеющий же во время многодневного поста усиливает его для себя отказом от какой-либо части дозволенной (постной) пищи. Завершается говение исповедью (в субботу вечером или непосредственно перед воскресной Литургией) и участием в Таинстве Евхаристии (причащении). Это «идеализированное» предписание, с одной стороны, фактически изымает человека из напряженного ритма современной повседневной жизни (лишает возможности работать и учиться), а потому не может быть выполнено подавляющим большинством мирян, с другой стороны, в случае исполнения, лишает человека возможности еженедельного участия в Таинстве (в этом случае ему придется говеть круглый год)!
   Поэтому строгие официальные предписания в отношении говения являлись чисто декларативными. Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Руси долг хотя бы одного (!) говения в год не исполняла большая часть «верующих». Попытки церковных властей сохранить разумный баланс между внутренней свободой человека и его христианской обязанностью говения, взывая к совести, были окончательно уничтожены борьбой с церковным расколом старообрядчества.

     Не существует так же единого отношения к многодневным  Постам. На своем собственном богатом опыте и опыте моих  сестер во Христе знаю, что современное священство не имеет единой точки зрения на говение, а так же не существует запретных продуктов в отличие от иудаизма, и что еще интереснее,  в ответе на частные вопросы обосновывает противоположные рекомендации, создавая в и без того  нераскрытой теме полный хаос.

       Труды по аскетике Иоанна Лествичника  и Игнатия Брянчанинова затрагивают тему питания косвенно, как борьбу со страстями.  Жестких правил, запретов   не прописано.
       Лишь на рубеже 19-20 веков  в работах епископа русской православной церкви  Серафима  Чичагова и протоиерея Александра Введенского,  профессора СПБ,  предприняты попытки рассмотрения христианских постов  в рамках  медицинской науки.   

     О  едином системном понимании вопросов питания  наш широкий читатель получил доступ   в книгах Поля Брега   всего лишь чуть более двух десятков лет назад. Затем  Надежда Семенова, Геннадий Малахова,  у которых писать о связи  здоровья и пищи  получалось намного  лучше,  убедительнее, чем говорится в назидательных  брошюрах  клириков.
     Из всего этого маленького, но, надеюсь, полезного исследования, мне нравится главная  идея – кошрут применим для любого человека, религиозного и нерелигиозного.  То есть универсален для всех человеков. В то время как у нас  посты считаются уделом только верующих, церковных людей. 

Частенько, когда делаешь для себя какие-то открытия  личностно значимые законы мироздания, вскоре выясняется, что о том или ином из тобою открытого уже говорилось, писалось –в общем, было известно давно-давно и источником информации является не много не мало, народный эпос, сказки, легенды, предания.
    Так сюжет  Четвертой сказки о Синдбаде-мореходе  основан на пище, кушаньях…
     Царь  города, в котором оказался Синдбад с купами, был людоед.  Его приближенные ловили всех чужеземцев, которые заходили в их страну, и кормили их этим мясным кушаньем. Всякий, кто ел его, постепенно терял разум и становился похож на животное. Тело заплывало жиром. Они переставали понимать, что с ними делается, - только ели и спали.    Их отдали пастуху, точно свиней; каждый день пастух выгонял их за город и кормил из больших корыт.
 Откормив чужеземцев, приближенные царя убивали их, жарили и съедали. А царь ел людей прямо сырыми.

     Синдбад же  не ел этого кушанья, а другого ему не давали. Он подбирал на лугах коренья и ягоды и кое-как питался ими, и тем выжил.
       Иносказательное наставление  о различении пищи, и прямое указание - на что начинает походить чревоугодный человек.

        Так не отсюда ли, не от питания ли причина  незаурядного  ума евреев  и средняя продолжительность жизни более 80 лет? 

                Вот вам и кошер!    


Рецензии