Изр. гл 2 Вечером едем к брату

                Не верь чужим речам, верь своим очам.
                (русская пословица)

      Еще раз обратила внимание на дорожное покрытие. Никак не налюбуюсь. Три полосы в обоих направлениях. Нет светофоров, почти как магистраль. Вероятно, это она и была. Перемещаться легко и просторно. Широкий обзор пространства. Почти равнинная местность. Высокая плотность потока машин,  все интеллигентны и обходительны,  в основном частники. Никто никого не обгоняет, не подрезает.   Никто не лихачит и не газует без глушителя.  Все движутся в едином ритме. На одинаковой скорости. Без нервов и психов. Как-то даже странно, чего-то явно не хватает. Разве у нас такое возможно?

         Мы двигались на выезд из столицы. Из-за маленьких размеров страны невозможно было определить, где, собственно, заканчивался огромный город и начинались предместья.   На карте Израиля между названиями крупных городов можно найти множество мелких названий, начинающихся со слова «Кирьят»: Кирьт-Ата, Кирьят-Шмона Кирьят-Тимон, Кирьт-Гат.  Эти современные поселения, построенные на месте ветхохаветных, сохраняют  названия существовавших, чтобы подчеркнуть преемственность нынешнего Израильского государства древнему.
    Кирьят-Оно, например, позаимствовал название «Оно» от исчезнувшего города. Что же касается приставки «Кирьят», характерной для многих израильских городов, то она обозначает просто городок. В один из таких городков мы направились.
     Пригород Тель-Авива. Район чем-то очень напоминает наши кварталы в провинциальных городах. Пятиэтажки с балконами как у нас, немного зелени вокруг них.  Незамысловатые лавочки. И компановка домов, дворов как у нас.  И  тротуары такой же ширины вдоль дорог.  Но все равно что-то не так. Какой-то иной ритм и порядок. Нет беспорядочно припаркованных на тротуарах машин. Нет  автосостязаний  водителей  успеть проскочить  на красный свет или рвануть с места с ревом раненого зверя и без глушителя. Нет домов  неказистого вида с облезлым фасадом. Нет праздно шатающихся  в выходной день людей.  Кажется, безудержное, на широкую ногу  расслабление народонаселения  на праздник не для этого города. Да и по большому счету не для этой страны.
        Дорога заняла минут двадцать или около того.  При поворотах машины откуда-то сзади    доносилось тарахтение. То на заднем сидении расположились многочисленные   подарки для племянников. Удовлетворенным взглядом заботливого дяди  Йоси  показал, что все дети будут довольны.
     Выходим из машины.  Узкий проход между маленькими непонятными строениями. Поворот направо. Вход в  частный дом.

      Лаван, родной брат Йоси.  Еще одно Ветхозаветной имя,  на иврите означает белый цвет.   Лаван  был родным братом девушки, которую Исаак, обетованный богом сын Авраама, взял в жены.
      Жена Лавана, женщина очень интеллигентной внешности.  Интеллигентность не только внешняя, но как в дальнейшем могла убедиться, и внутренняя. В последний раз такую интеллигентность помню разве что по советским фильмам да по своей средней школе, в которой было много  учителей-евреев.
    В просторной прихожей, совмещенной с кухней, был накрыт праздничный стол. Время для застолья ещё не подошло, и я  была приглашена в небольшую комнату рядом. Как и в уже изученном мной доме Йоси, межкомнатные  дверные перегородки отсутствовали и в том доме, а на полах был обыкновенный кафель, мебель исключительно функциональная: полки с книгами да столик; никаких изысков и роскошей, пара картин на стенах да дух комфорта в минимализме. Причём, частный дом – признак неплохого достатка, которым, как видно, не засоряется   временное тленное пристанище души.
     Я на минуточку представила, какой шок испытали бы наши жители, привыкшие пускать пыль в глаза. Еще с шестидесятых помнятся горы  хрусталя, ковров, декоративной керамики, огромные деревянные «гробы» под названием хельги и серванты, которые традиционно и не зыблемо заставлялись всякой ненужной шелухой в виде слоников, кошечек, сервизиков, вазочек -   символизируя безмерное  бессмысленное  стяжательство.   
     В этой комнате на диване мне пришлось провести около часа. Ждали остальных членной семьи – детей с внуками.  Вскоре все были в сборе:  семья одного из сыновей с внуком в коляске и другого, с мальчиком начального школьного возраста. 

 
       Внутри семейная атмосфера мне сразу понравилась.  Дух, давно канувшей в Лету интеллигенции,  ныне уже не существующей у нас как класс, и дух, которой мне помнится  разве лишь  по советскому  детству, в котором, хоть и не много, но всё ж были  «отцы, которых мы могли принять за образцы».
       Им   пропитано всё насквозь. Каждый шаг, каждое движение:  как пройти, как посмотреть, как присесть, опустившись на кресло и   как, присев, расположить ноги.  Никакое не актерство и не позерство. Красноречивый  признак глубочайшей врожденной культуры и деликатности. Было понятно, именно эта женщина задает  тон всей семье.  Простота жилья  с лихвой компенсировалась культурой поведения и теплотой. 

      Время подошло быстро, около семи вечера все присели к столу.
     Ни в каком сне, ни в страшном ни в прекрасном, ни в пророческом, ни в рядовом еще несколько дней назад не могла вообразить себя в еврейской семье на страстной неделе. Да еще и на самом важном иудейском  празднике.
     Не ждала, не звала, не просила.
    И уж коль провидению было угодно ввести меня как наблюдателя в достаточно закрытое общество - повинуюсь.  Надо лишь правильно себя вести: уважать чужое и бдить своё там, где мы расходимся по религиозным предписаниям относительно съестного  и   мировоззренческим  вопросам.

     ИТАК, ужин   в память о событиях трёх тысячелетней давности.  Нечто абсолютно новое в моем жизненном опыте.
        Застолье в память о событии, следа которому не видно, но которое поминается как будто все было вчера.  Я соприкоснулась с чем-то таким грандиозным во времени и по значению, чего ни   в России, ни в СССР никогда не было. Самому некогда помпезному  празднику  7 ноября почти сто лет, но новое поколение его не знает. Копнуть вглубь веков – в век 19-й – так победу над Наполеоном мы не отмечаем.  У нас нет, не существует праздников, ни религиозных, ни светских, которые бы отмечались веками, из года в год, события, о которых знали бы все дети, и празднование которых происходило бы в каждой семье.

        Сам по себе факт пронесения через века  памятования в такой активной форме  настолько  грандиозен!   Это все равно, что, например, египтянам помнить во всей полноте и отмечать веками и по сей день дату завершения строительства пирамиды Хеопса в Гизе.
          Или  современным грекам праздновать день дарования Ариадной Тесею спасительную нить, выведшую  его из лабиринта.
       Многими людьми, атеистами, иноверцами, да и номинальными христианами само восприятие Ветхого Завета    мифологизировано  и понимается как чистой воды сказка, которая, по какой-то сложившейся традиции читаемая всеми возрастами.   Смешно? Конечно, смешно. Только кому?

       Мне и в голову до сих пор никогда не могло прийти такое глубокое соблюдение традиции. Приходилось слышать о чужих традициях по телевизору, там, сям. Но эффект непосредственного присутствия не сравним ни с чем.

        Зато у нас по церковному  календарю каждый день  праздник в честь какого-нибудь святого.  Так однажды в моём далёком детстве друг семьи,  подвыпивший хозяин застолья при мне и для меня пошутил насчёт того самого православного календаря. И не понимая, что тем на долгие десятилетия накрепко  забил в моё  детское  восприимчивое сознание стержень   атеистического мировоззрения. Перебравший спиртного хозяин  в свое оправдание, покосившись на  церковный календарь,   с пренебрежительной   насмешкой  указал на множество поводов выпить, так как буквально  каждый день поминается некий  святой, и не один.

         И до сих пор  вследствие массового православного образования каждый день вполне может восприниматься   как день граненого стакана. Или красного носа.   Или день, когда любой повод для пьянство будет оправдан.
        Вот и всё. В этом вся наша  «суть и пророки».  И в  этом весь незамысловатый  секрет народа.

      Центральное событие  иудейского праздника - пасхальный вечер, Седер. Слово «Седер» означает  «порядок». Проведение тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии - рассказывать детям об исходе из Египта.

     А что я знала об Исходе? На тот момент только песенку Луиса Амстронга.
      Эта песенка и крутилась у меня в голове:

let my people go
как это было. из поколения в поколение.
Моисей Мойша
go down, Moses, way down in Egypt land
tell old pharaoh to let my people go
Now when Israel was in Egypt land
let my people go
oppressed so hard they could not stand
let my people go

so the Lord said: go down, Moses
way down in Egypt land
tell old Pharaohs to let my people go…



Праздник, на котором мне суждено было присутствовать, самый древний из еврейских праздников. Он связан с   главным событием еврейской истории   - с  Исходом из Египта и освобождением народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.
Слово Песах (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Исход 12, 12 - 13; 29 - 31).
     Во время Пасхального ужина, или Седера,  по правилам благословения  в определенной последовательности читают повествование об Исходе, читаются молитвы, поются псалмы и едят особые символические блюда.

       Мне показалось интересным вникнуть в суть правил, связанных с праздником.

      Наиважнейшей частью подготовки дома к Песаху является поиск и уничтожение хамеца. Сначала определение: хамецом называются зерна или мука пяти видов злаков — пшеницы, полбы, ячменя, ржи и овса, — с которыми ничего не делали после их соприкосновения с водой в течение времени, необходимого для начала брожения.  Хамецом называют и все продукты, в производство которых входит зерно или мука указанных видов: макароны, бисквиты, пиво и пр.
Хамец нельзя есть, хранить и использовать любым способом все семь дней Песаха. Даже смесь, которая содержит хамец, запрещена к использованию в Песах. Очищать дом от хамеца начинают задолго до наступления последних перед праздником дней.

     Вот, видимо, за каким занятием я застала парня, за которым наблюдала  из гостининого номепа накануне ночью.

    Когда все были приглашены к столу, я с естественным интересом взглянула на праздничный стол.  Все выглядело необыкновенно торжественно: красивейшая белоснежная скатерть, как мне показалось, еще ни разу не стираная, аккуратно разложенные салфеточки, по четыре прибора из которых два ножа.
     Стол, за который меня пригласили, вовсе не напоминал наши богато обставленные яствами праздничные столы: бокал для вина напротив каждого и одно единственное блюдо,  блюдо Седера, оно находилось  перед главой семьи, который вел Седер, в нем находились три мацы.
    Обязательные  элементы Седера, Символы праздника, раскладывают на блюде для Седера в соответствии с одним из принятых авторитетных мнений.
     Верхняя маца символизирует коэнов, потомков первосвященника Аарона; средняя маца - левитов, евреев из колена Леви; нижняя маца символизирует "израэлитов", всех остальных евреев.
   Кроме мацы Символы Песаха.  Много зелени. При ближайшем рассмотрении оказалось, то не всё вовсе не хаотично на этом блюде:  Вверху справа кладут косточку, символ пасхальной жертвы; слева от нее - крутое яйцо, которое символизирует обычное праздничное жертвоприношение; в центре под двумя верхними символами - марор (горькую зелень). Справа под горькой зеленью - харосет, рядом слева - карпас (один из видов овощей). В центре внизу снова  горькую зелень.

 
     Из года в год на Пасху в христианских приходах совершается  одно и тоже действо - праздничная божественная литургия. 

       Но какая бездна в массовом народном понимании традиций и отношении между нами и ними!
        Строгий порядок проведения праздника существует только на богослужении в храмах,  который  понимают далеко не все прихожане, не говоря уже о «захожанах», людях, забегающих на праздники формально.


   Поверхностность  выражается несколькими определениями.
   Никто не понимает о чем поют, что читают. Традиция,  цели которой  упрощены до минимума,  отстоять по количеству часов: чем дольше – тем лучше. Как зазубренная мантра «Христос воскресе» или выход на субботник, потому что есть повод выпить.
    Впечатления постоянного прихожанина от праздничной литургии сводятся к тому, что хорошо пел хор и было благодатно.   Невоцерковленный человек, посетивший храм в пасхальную ночь, скажет, что было душно, много кадили и еле удалось пробраться к подсвечнику поставить свечу;  а на утро, дома,  как обычно,  сели, выпили, съели, что все было заготовлено по финансовым возможностям и вкусовым ощущениям - мало отличная от светского застолья, разве что  непременный атрибут - куличи да яйца.

     Я не ожидала, что здесь, у иудеев,  на домашней трапезе, все так серьезно. Строгий порядок, прописано как на литургии. За той глубиной и серьёзностью мне увиделись  корни единого дерева, первоисток, веками питающий этот удивительный народ, сплачивающий и безоговорочно организовывающий их. 
 
      Будучи приглашенной к столу, окинув взглядом яства, я  не могла понять причину бедности стола. Так непривычно для русских застолий. Но по мере продолжения церемонии всё встало на свои места.

   Правильному проведению Седера помогают ориентиры - 15 этапов, каждый из которых несет в себе определенную символику.
   Итак, я получила приглашение в историю, передо мной разворачивалась историческая картина 13 века до н.э.

     Но прежде хозяйка предусмотрительно спросила меня относительно моих христианских ограничений в пище.  Удивительная женщина!

     1. КАДЕШ -  обряд освящения над вином.
   Бокал должен вмещать не менее 90 миллилитров вина. Все  бокалы наполняют вином, виноградным соком или их смесью. Это будет первый из четырех традиционных бокалов Седера.
    Седер начинается с произнесения кидуша, освящения праздника. По завершении кидуша все пьют первый из четырех обязательных бокалов вина. Для выполнения заповеди необходимо выпить как минимум чуть больше половины бокала. Предпочтительно, однако, выпить весь бокал.  Лучше выпить весь бокал малой емкости, чем пользоваться большим бокалом и выпивать из него немногим больше половины вина или сока.
       Вслед за этим читается «Кидушин», молитва над вином. Вино подается на всех праздничных трапезах, поэтому евреи привыкают к спиртному с юности. Обычно уже восьмидневному ребенку дается капля вина сразу же после обрезания.
Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, который дал нам дожить, просуществовать и достичь этого времени.
    2. УРХАЦ - ритуал омовения.
     В ночь Седера моют руки.
    Обряд предназначен для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.  Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного не еврею рабби Иохананом бен Заккаем: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению»
        Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе.
     3. КАРПАС.
     Седер предусматривает  употребление еды в строго определенной последовательности. Один из мужчин, а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса, (зелень или овощи)съедают его, предварительно благословив: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли». Солена вода  символизирует слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

    4. ЯХАЦ - Преломление средней мацы.
    Ведущий Седера разламывает среднюю мацу и прячет ее большую часть для последующего использования в качестве "афикомана". часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут. Пасхальная трапеза кончается, когда дети находят афикоман (за что традиционно получают подарок). Каждый участник седера съедает кусочек афикомана, после чего нельзя больше есть и пить, кроме двух оставшихся бокалов вина. В первую ночь седера афикоман необходимо съесть до полуночи. Меньшая часть разломленной мацы остается между верхней и нижней мацой.
    5. МАГИД - Чтение Агады.
    Агада, или «повествование» — талмудической литературы, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды.
 Читается только в оригинале на иврите и затем при необходимости переводится и объясняется прочитанный текст на родном языке собравшимся.

     В этом этапе Седера следовало  много читать,  мне дали  книгу на английском языке, красочно оформленную. Чтоб я могла понимать символизм  происходящих действ.
    Многие иудеи придерживаются традиции вместе читать ивритский текст, после чего следуют индивидуальные переводы и комментарии.

    Ниже приведена самая большая часть Седера, приводится  здесь с тройным сокращением.

     Начинается чтение Агады с сказания об Исходе из Египта. Глава Седера приподымает блюдо с мацой и торжественно провозглашает:
  Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году — здесь, в будущем году — на земле Израиля. В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди.

   Участники  наливают вторые бокалы вина.

   Церемония предусматривает взаимодействие поколений. Такая  традиция чтения каждый год для  напоминания, КАК это было.  Я увидела в этом и почувствовала такое мощное  воспитательное средство, при котором  невозможно потерять веру, корень существования народа.

     Самый младший из участников Седера спрашивает:
Почему отличается эта ночь от всех других ночей? Ведь во все ночи мы едим и хамец и мацу, а в эту ночь — только мацу.
Ведь во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — лишь горькую (марор).
Ведь во все ночи мы вообще не обмакиваем пищу в соленую воду, а в эту ночь — дважды.
Ведь во все ночи мы ужинаем сидя или возлежа, а в эту ночь — только возлежа.
      Открывают мацу и участники Седера отвечают:
Рабами мы были у фараона в Египте, и Г-сподь, Б-г наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте. И хотя все мы мудры, все мы разумны, все мы в почтенном возрасте, все мы знатоки Торы, на нас лежит обязанность рассказывать об Исходе из Египта. И кто больше расскажет, тому хвала.
Вот что случилось однажды с рабби Элазаром и рабби Йеошуа и рабби Элазаром бен Азарья, и рабби Акивой и рабби Тарфоном. Восседая (на Седере) в Бней-Браке, они рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали им: учителя наши, настало время утренней молитвы «Шма».
Рабби Элазар бен Азарья, заметил: мне уже почти семьдесят лет, но я не сподобился объяснить смысл того, что об Исходе из Египта рассказывают по ночам, пока Бен-Зома не растолковал этого. Ведь сказано: «дабы помнил ты день Исхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей». «Дни жизни твоей» — это только дни, «все дни жизни твоей» — также и ночи. Мудрецы толкуют иначе: «Дни жизни твоей» — в мире сущем, «все дни жизни твоей» — и после прихода Машиаха.
     Благословен Вездесущий. Благословен Он. Благословен, давший учение (Тору) народу Своему. Благословен Он.
     О четырех сыновьях (соответствующих этим благословениям) толкует Тора: о мудром, нечестивом, несмышленом и неспособном задавать вопросы.
      Мудрый о чем спрашивает?
   «Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?». Объясни ему все пасхальные предписания вплоть до законов конца Седера: что после «афикомана» ничего более не едят.
    Нечестивый о чем спрашивает?
   «Что это за служба у вас?». «У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». «Для меня», но не для него. Будь он там — не был бы вызволен.
     Несмышленый о чем спрашивает?
«Что это?». Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов».
     А неспособному задавать вопросы сам объясни, ибо сказано в Торе:
«И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта».
    Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана. Но в Торе разъяснено: «В тот день». Если «в тот день», то не в течение дня ли? Но ведь там добавлено «ради того», то есть, когда перед тобою лежат маца и горькая зелень (в пасхальную ночь).
      Сначала предки наши были идолопоклонниками, а теперь Всевышний приблизил нас к служению Себе, ибо сказано в книге Иегошуа: «И молвил Иегошуа всему народу: Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам.
     Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки той и водил его по всей земле Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака. Ицхаку Я дал Яакова и Эйсава. И Я отдал в наследие Эйсаву гору Сеир, Яаков же и сыны его спустились в Египет».
      Благословен хранящий Свое обетование Израилю, благословен Он. Всесвятой высчитал, когда придет конец (рабству), как Он и предрек Аврааму, отцу нашему, в завете между рассеченными жертвенными животными, ибо сказано: «И сказал он Аврааму: знай, пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, который их поработил, свершу Я суд, а потом они выйдут с большим достоянием».
    Закрывают мацу, поднимают бокалы и продолжают:
    Оно (это древнее обетование) и крепило отцов наших и нас, ибо не один только (фараон) хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить, но Святой, благословен Он, спасает нас от руки их.
    Опускают бокалы на стол, открывают мацу и продолжают:
    Иди и выучи, что хотел сделать Лаван-арамеец Яакову, отцу нашему. Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить все, ибо сказано: «Арамеянин — губительотца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там, как пришелец, с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным».
    И спустился он в Египет принужденный Б-жьим словом; слова «и проживал там» указывают, что Яков, отец наш, не отправился в Египет, дабы укорениться там, а только пожить, ибо сказано: «И молвили они фараону — “Мы пришли пожить в этой стране, так как нет пастбища для мелкого скота рабов твоих, ибо тяжел голод в земле Ханаанской. А теперь да поселятся рабы твои в земле Гошен”».
    С горсткой людей ибо сказано: «Числом в семьдесят душ сошли отцы твои в Египет, а ныне Г-сподь, Б-г твой, сделал их, как звезды небесные по многочисленности». «И стал там народом..». Видно, что израильтяне были там отличены (стали нацией).
     Большим и сильным.., ибо сказано: «И сыны Израиля расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими Земля та». «…И многочисленным», ибо сказано: «Быстрый рост, как полевому растению, Я даровал тебе. И ты множилась, росла и явилась в драгоценных украшениях; груди твои пополнели, волосы отросли, но ты была нага и непокрыта».
«И худо поступили с нами египтяне, и изнуряли нас, и возлагали на нас работу тяжкую». «И худо поступили с нами египтяне..»., как сказано: «Давай перехитрим его, чтобы он не умножался, иначе, когда вспыхнет война, присоединится он к нашим врагам и будет воевать против нас и выйдет из этой страны». «И изнуряли нас..»., как сказано: «И поставили над ним податных начальников, чтобы изнурять его тяжкими работами. И он построил фараону города запасов, Питом и Рамсес». «И возлагали на нас работу тяжкую», как сказано: «И поработили египтяне сынов Израиля каторжными работами».
    «И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших, и Г-сподь услышал голос наш, и увидел бедствие наше, и страдания наши, и угнетение наше». «И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших», как сказано: «И было спустя долгое время: умер царь египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопили; и вопль их от работы поднялся к Б-гу».
  «И Г-сподь услышал голос наш», как сказано: «И услышал Б-г стенания их, и вспомнил Б-г завет Свой с Авраамом, Ицхаком и с Яаковом».
И увидел бедствие наше… — это отлучение от жен, как сказано: «И увидел Б-г сынов Израиля, и принял Б-г во внимание».
  И страдания наши — это относительно сыновей, как сказано:
   «Всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». «И угнетение наше» — это сильный гнет, как сказано: «И увидел я сильный гнет, коим египтяне угнетают их».
   «И вывел нас Г-сподь из Египта рукою крепкою и мышцей простертою, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами». «И вывел нас Г-сподь из Египта…» — не посредством ангела, не посредством серафима и не через посланца, а сам Пресвятой, благословен Он, лично, ибо сказано: «Я пройду по земле Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египтян совершу суды; Я Г-сподь».
    Я пройду по земле Египетской в ту ночь… — Я, а не ангел; «и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота…» — Я, а не серафим; «и над всеми богами египтян совершу суды…» — Я, а не посланец; «Я Г-сподь…» — это Я, а не другой.
Рукою крепкою… — это мор, ибо сказано: «Вот рука Г-сподня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, мор весьма тяжкий».
И мышцей простертою — т. е. мечом, как сказано: «…и обнаженный меч в руке его, простертой над Иерусалимом..». «…И ужасом великим…» — явное Б-жественное присутствие, как сказано: «Разве было еще когда-то, чтобы явилось божество взять себе народ из Среды народов испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою и ужасами великими, как все, что сделал для вас Г-сподь ваш в Египте перед твоими глазами».
И знамениями — это жезлом, как сказано: «Жезл сей возьми в руку свою, чтобы им творить знамения». «И чудесами» — это кровью, как сказано: «И дам я чудеса на небе и на земле: кровь и огонь, и столбы дыма».
    Произнося слова: «Кровь, и огонь, и столбы дыма», все присутствующие отливают по капле из своих бокалов.

   Вот они те десять казней, которые Всесвятой, благословен Он навел, на египтян в Египте:
Выплескивают десять капель вина в одну чашу во время произношения десяти казней.

Рабби Элиэзер сказал:
— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из четырех напастей?
Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие злых посланцев». «Ярость» — одна, «негодование» — два, «бедствие» — три, «нашествие злых посланцев» — четыре. Отсюда заключаем: в Египте их постигло сорок казней, а на море их постигло двести казней.
Рабби Акива сказал:
(Рабби Аки;ва ( около 17, по другим данным, около 40-50 годов — 137 год н. э.) — философ, один из значительных законоучителей, основоположник систематизации Устной Торы.
За годы учёбы рабби Акива достиг высшей степени раввинской учёности. Когда он, в сопровождении множества учеников вернулся домой, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве. Знал 70 зыков)

— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из пяти напастей? Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, и нашествие злых посланцев». «Пыл гнева своего» — один, «ярость» — два, «негодование» — три, «бедствие» — четыре, «нашествие злых посланцев» — пять. Отсюда заключаем: в Египте их постигло пятьдесят казней, а на море — двести пятьдесят.
Сколько благодеяний оказал нам Вс-вышний!
Если бы Он вывел нас из Египта, но не судил бы их (египтян),
нам было бы достаточно.  13
Если бы Он совершил над ними суды, но не над их богами, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он судил их богов, но не умертвил их первенцев, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он умертвил их первенцев, но не передал бы нам их достояния, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он передал нам их достояние, но не рассек перед нами море, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он рассек перед нами море, но не провел бы нас по нему, как по суше, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он провел нас среди него, как по суше, но не пустил бы ко дну наших врагов, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он пустил ко дну наших врагов, но не удовлетворял наших нужд в пустыне сорок лет, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной, —
нам было бы достаточно
Если бы он питал нас манной небесной, но не дал бы нам Субботы, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он дал нам Субботу, но не приблизил бы нас к горе Синай, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в страну Израиля, —
нам было бы достаточно.
Если бы Он ввел нас в страну Израиля, но не соорудил бы для нас богоизбранного Храма, —
нам было бы достаточно.

    Как же неизмеримо велика должна быть наша благодарность за Его бесконечные благодеяния, оказанные нам! За то, что Он вывел нас из Египта, и совершил суды над египтянами и их богами, и умертвил их первенцев, и отдал нам их достояние, и рассек для нас море, и провел нас по нему, как по суше, и пустил ко дну наших врагов, и удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, и питал нас манной небесной, и дал нам Субботу, и приблизил нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в страну Израиля, и соорудил для нас богоизбранный Храм для отпущения всех грехов наших.


    В память о чём во времена Храма, предки наши вкушали пасхальную жертву? В память о том, что Пресвятой, благословен Он, миновал дома наших предков в Египте, как сказано: «И провозгласите: эта жертва пасхальная Г-споду, который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома спас. И поклонился народ, и пал ниц».
Приподнимают среднюю, преломленную мацу:
Почему мы вкушаем мацу? Потому что не успело закваситься тесто наших предков, когда явился пред нами Царь царей. Пресвятой, благословен Он, и вызволил их, как сказано: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки опресноки, ибо оно еще не заквасилось, так как были изгнаны из Египта и не могли медлить, и даже припасов не приготовили себе».
Приподнимают марор:
Почему мы вкушаем марор? Потому что египтяне сделали горькой жизнь предков наших в Египте. Как сказано: «И сделали горькой их жизнь трудом тяжким над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле, всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью».
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Не только наших предков вызволил Всесвятой, благословен он, — и нас также вызволил вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и дать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам».
Прикрывают мацу, подымают бокалы и торжественно провозглашают:
Потому мы обязаны благодарить, прославлять, восхвалять, славословить, превозносить, чтить, благословлять, величать и возвеличивать Того, кто сотворил для предков наших и для нас все эти чудеса: вывел нас из рабства на свободу, из скорби — к радости, из траура — к празднику, из тьмы к великому свету, и порабощения — к вызволению, и да провозгласим перед ним новую песню. Воздайте хвалу Г-споду!
Ставят бокалы на стол
Воздайте хвалу Г-споду! Хвалите, рабы Г-сподни, хвалите имя Г-сподне! Да будет имя Г-сподне благословенно отныне и вовеки. От восхода солнца и до его заката благословенно имя Г-сподне. Возвышен Г-сподь над всеми народами, над небесами слава Его. Кто, как Г-сподь Б-г наш, восседающий высоко, взирающий вниз на небеса и на Землю? Из праха подымает Он бедняка, из отбросов возвышает нищего, чтобы посадить его со знатными людьми, со знатными людьми народа Своего. Он превращает бесплодную, пребывающую дома, в радующуюся мать детей. Воздайте хвалу Г-споду!
Когда Израиль вышел из Египта, дом Яакова — из народа иноплеменного, Иегуда стал Его святыней, Израиль — царством Его. Море увидело и убежало, Иордан обратился вспять. Горы скакали, как бараны, долины — как ягнята. Что с тобой, море, что бежишь, Иордан, почему обратился вспять? Горы, чего скачете, как бараны, холмы — как ягнята? Перед Г-сподом трепещи земля, перед Б-гом Яакова, Который превращает скалу в водоем, кремень — в источник вод.
Закрывают салфеткой мацу и, подняв бокал, произносят:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, который вызволил нас и наших предков из Египта и довел нас до сей ночи, чтобы вкушать мацу и горькую зелень. Так доведет нас Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших и до других праздников и торжественных дней, грядущих нам навстречу с миром. Будем радоваться строительству града Твоего, веселиться на храмовой службе. Там будем вкушать от закланий и пасхальных жертв, чья кровь коснется Тебе в угоду стены жертвенника. И возблагодарим Тебя новой песней за свое избавление и искупление душ наших. Благословен Ты, Г-сподь, вызволивший Израиль.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы
   И снова все выпивают бокал вина.
      6. РАХЦА - Ритуальное омовение рук пред трапезой с благословением.
   Участники Седера совершили омовение рук, произнося при этом благословение: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам совершать омовение рук.
     7/8. МОЦИ-МАЦА - Благословение на мацу.
   Ведущий Седера берет все лежащие перед ним три мацы и читает благословение. Затем выпускает из рук нижнюю мацу, продолжая держать целую верхнюю и часть средней разломленной мацы, и произносит благословение. Затем он ломает целую верхнюю мацу на мелкие кусочки и раздает их всем присутствующим.
      9. МАРОР -  горькая зелень для исполнения заповеди.
     Участники Седера съедают по кусочку марора, обмакнув его в харосет и произнеся предварительно благословение: Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.
     10. КОРЕХ - сэндвич Гиллеля из мацы и марора.
    От нижней мацы глава семьи раздает всем участникам Седера по два кусочка, между которыми кладут горсточку тертого хрена. Перед едой произносят:
В память Храма и по обычаю Гилеля.  Так, бывало, делал Гилель, когда Храм существовал: он складывал (мясо Пасхальной жертвы) мацу и горькую зелень и съедал их вместе, дабы выполнить сказанное в Торе: «с мацой и горькой зеленью вкушайте его».
  (Рабби Гиллель - наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма. Широко известен двумя фразами: 1) «Если я не для себя, кто для меня? И будучи только для себя, кто я? И если не сейчас, то когда?» 2) «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись»)
    11. ШУЛЬХАН-ОРЕХ - Праздничная трапеза.
 Во время трапезы разрешается пить дополнительное вино помимо четырех обязательных бокалов.
 
   Праздничная трапеза традиционно начинается со вкушения вареного яйца.
    12. ЦАФУН.
     После трапезы достают спрятанный "афикоман". Чаще всего "афикоман" поручают искать детям и берут его у них в обмен на какой-нибудь подарок. Каждый берет кусочек "афикомана" и другую мацу и кушает облокотившись. Обязательное минимальное количество – 3/4 квадратного листа. В первый Седер "афикоман" надо съесть до полуночи. После "афикомана" нельзя больше ничего есть. Афикоман - часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут. Пасхальная трапеза кончается, когда дети находят афикоман (за что традиционно получают подарок). Каждый участник седера съедает кусочек афикомана, после чего нельзя больше есть и пить, кроме двух оставшихся бокалов вина. В первую ночь седера афикоман необходимо съесть до полуночи.
     13. БАРЕХ -  Благословение после трапезы.
 Наполняют третий из четырех бокалов и вместе читают молитву после трапезы. Затем  выпивают третий бокал.
 

Биркат аМазон
1. Дающий пищу
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной, Который питает весь мир по доброте Своей с благосклонностью, милостью и милосердием. Он дает пищу всякой плоти, ибо навеки милость Его. И по великой доброте Его к нам мы никогда не знали недостатка, и да не будем мы знать недостатка в пище во веки веков ради Имени Его великого. Ибо Он доставляет пропитание и средства к существованию всем, и благотворит всем, приготовляет пищу всем творениям Своим, которых Он сотворил. Как сказано: Ты раскрываешь ладонь Свою и питаешь всё живое. Благословен Ты, Г-сподь, Который питает всех.
Присутствующие отвечают: Амен!
2. Благословение земли
Благодарим Тебя, Г-сподь, Бог наш, за то, что Ты дал в наследие нашим отцам землю прекрасную, добрую просторную и за то, что Ты вывел нас, Г-сподь, Бог наш, из земли Египетской и освободил нас из дома рабства, за Твой завет, запечатленный Тобою на нашей плоти, и за Твою Тору, которой Ты нас учил; и за Твои уставы, которые Ты нам возвестил; и за жизнь, благосклонность, милость, которыми Ты нас наделил, и за вкушение пищи, которой Ты нас питаешь и даешь средства к существованию всегда, во всякий день, во всякое время и во всякий час.
И за все, Г-сподь, Бог наш, мы благодарим Тебя и благословляем Тебя. Да будет благословляемо Имя Твое устами всего живого всегда, во веки веков. Как написано: «И будешь есть и насыщаться, благословлять Г-спода, Бога твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе». Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за пищу.
Присутствующие отвечают: Амен!
3. Благословение Иерусалима
Смилостивься, Г-сподь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, над Сионом, обиталищем славы Твоей, и над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над Домом великим святым, над которым возглашено Имя Твое. Бог наш, Отец наш, паси нас, питай нас, поддерживай нас и доставляй нам средства к существованию, дай нам довольство и облегчение, Г-сподь, Бог наш, вскоре, от всех наших бед. И не дай нам нуждаться, Г-сподь, Бог наш, ни в подаянии смертного, ни в их одолжениях, но только в Твоей руке, полной, открытой, святой и широкой, чтобы мы не были пристыжены и посрамлены во веки веков.
Присутствующие отвечают: Амен!
4. Благой и дарующий благо
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной, Бог, Отец наш, Царь наш, Могучий наш, Творец наш, Избавитель наш, Создатель наш, Святой наш, Святой Яакова, пастырь наш, пастырь Израиля, Царь предобрый творящий добро всем во всякий день. Он благотворил, Он благотворит, Он будет благотворить нам. Он воздавал нам, Он воздает нам, Он будет воздавать нам вовеки благосклонностью, милостью и милосердием, и облегчением, спасением, и успехом, благословением, и спасением, утешением, пропитанием и обеспечением, и милосердием, и жизнью, и миром, и всяким благом, и всякого блага да не лишит Он нас.
Присутствующие отвечают: Амен!

   Выпивают третий бокал вина, предварительно благословив:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы.

   Наливают четвертый бокал вина и бокал пророка Элияу, открывают входную дверь и произносят следующий отрывок (в некоторых общинах принято произносить его стоя, держа в руках бокал с вином)
Излей ярость Твою на народы, не знающие тебя, и на царства, к имени твоему не взывающие. Пожрали они Яакова и жилище его разорили. Излей на них ярость Твою и огонь гнева Твоего пусть охватит их. Преследуй их в негодовании и истреби из под Небес Г-сподних.
    14. ГАЛЛЕЛЬ. Чтение псалмов, прославляющих творца.
    Хозяйка дома налила  в специально приготовленный кубок  вино в честь Пророка Элиягу,  в русской традиции  Пророк Илия.  Илия, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Илии Богу и его самоотверженная борьба против идолопоклонства превратили Илию в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы.
 

    15. НИРЦА - Служение принято.
      По завершении Седера в точном соответствии с традицией,  выражается убежденность и вера, что Всевышний принял  молитвы и что в будущем году   в отстроенном Иерусалиме будет праздноваться освобождение.
     Далее читались псалмы, прославляющие Творца.
     Их читали все по очереди. Несколько странно было слышать привычные псалмы, многие из которых знаю наизусть.   Привычное воспринималось по-иному. Виден первосмысл.
  Читали все по очереди. Первым начал ведущий Седера. Иудейская и христианская традиции счёта псалмов разнятся на один.
Псалом 115 114
Не нам, Г-споди, не нам, но имени Твоему дай славу — ради милости Твоей, ради верности Твоей. Для чего говорить народам: «Где же Бог их?» А Бог наш — на небесах. Все, что хочет, делает Он. Идолы их — серебро и золото, дело рук человеческих: рот у них — а не говорят, глаза у них — а не видят, уши у них — а не слышат, нос у них — а не обоняют, руки у них — а не осязают, ноги у них — а не ходят, не издают звука горлом своим. Пусть подобны им будут делающие их, всякий полагающийся на них. Израиль, полагайся на Г-спода! Он помощь их и щит их. Дом Аарона, полагайся на Г-спода! Он помощь их и щит их. Боящиеся Г-спода, полагайтесь на Г-спода! Он помощь их и щит их……
Псалом 117 116
Воздайте хвалу Г-споду, все народы, восхвалите Его, все племена, ибо могуча милость Его к нам, и истина Г-сподня вовеки. Воздайте хвалу Г-споду!
Псалом 136  135
Благодарите Г-спода, ибо Он добр, ибо милость Его вечна, благодарите Б-га всех сил, ибо милость Его вечна, благодарите Владыку владык,  ибо милость Его вечна, единолично творящего великие чудеса,  ибо милость Его вечна, в мудрости своей сотворившего небеса,  ибо милость Его вечна. Возвысившего землю над водами, ибо милость Его вечна, сотворившего великие светила,  ибо милость Его вечна. Солнце, чтобы царствовать днем,  ибо милость Его вечна, Луну и звезды, чтобы царствовать ночью,  ибо милость Его вечна, соразившего первенцев Египта, ибо милость Его вечна. Который вывел Израиль оттуда,  ибо милость Его вечна. Дланью крепкой и рукой простертой, ибо милость Его вечна. Который рассек Красное море на части,
ибо милость Его вечна, и провел народ Израиля между ними,  ибо милость Его вечна, а фараона и войско его низверг в Красное море,  ибо милость Его вечна…

Благословение после Аллеля
Душа всего сущего благословляет имя Твое, Г-споди, Б-же наш, и дух всякой плоти славит и провозглашает постоянно память о Тебе, Царь наш. От века и до века Ты — Б-г, и кроме Тебя нет у нас Царя, избавляющего и помогающего, искупляющего и спасающего, кормящего и сострадающего во всякую годину бедствий и притеснений. Нет у нас Царя, кроме Тебя, Б-га первых и последних (поколений). Б-га всех творений, Владыки всех родов, прославляемого обильными восхвалениями, ведущего мир Свой с любовью и творения Свои — с милосердием. Г-сподь не дремлет и не спит. Он пробуждает спящих, подымает дремлющих, наделяет речью немых, освобождает узников, поддерживает падающих и выпрямляет согбенных. Тебя одного мы благодарим. Если бы гортань наша была полна песен, как море, и язык наш песнопений, — как гул его волн, и уста наши восхвалений, как ширь небес; и если бы глаза наши светили, как солнце и месяц, а руки наши были бы распростерты, как орлы в поднебесье, а ноги наши — легки, как у газели, — и тогда мы бы не смогли отблагодарить тебя, Г-споди, Б-же наш и Б-г наших предков, и благословить имя Твое даже за одну миллионную частицу благодеяний, которые Ты оказал отцам нашим и нам.
Из Египта Ты нас вызволил, Г-сподь, Б-г наш, из дома рабства выкупил нас, в голод питал ты нас и в годы изобилия снабжал нас необходимым, от меча спас и от мора уберег, от болезней тяжелых и неизлечимых нас исцелил. До сих пор поддерживает нас.


  Выпивают четвертый бокал вина, предварительно благословив:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы.
Читают благословение Меэйн Шалош после вина:
Меэйн шалош
Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Царь вселенной за виноградную лозу и плод ее, и за урожай поля, и за землю желанную, благодатную и просторную, которую пожелал и отдал Ты отцам нашим в наследие для того, чтобы питались плодами ее и насыщались благами ее.
Сжалься же, Г-сподь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, обителью славы Твоей, и над жертвенником Твоим, и над Храмом Твоим.
И восстанови Иерусалим, святой город, в скором времени, в наши дни. И приведи нас туда и обрадуй нас его восстановлением. И будем мы вкушать от плодов земли этой и насыщаться благами ее, и мы будем благословлять Тебя за нее, находясь в святости и чистоте и дай нам радость в этот день праздника мацы,

Поют  Нирца:
Окончен Седер Песах по законам его по всем его заповедям и установлениям. Как удостоились мы устроить его, так удостоимся соблюсти его. Чистый, обитающий в Вышине, восстанови неисчислимую общину! Приблизь и введи в Сион искупленными побеги Твоих насаждений.

                БеШана Абаа беЙерушалаим:
           В следующем году — во вновь отстроенном Иерусалиме!
    Вот так: на Песах они продолжают историю,  а мы на Пасху лишь вспоминаем её...

        Седер подходил к концу. Детям было разрешено размяться и побегать. Мой начальный иврит угадывал в их лепетании цифры. И я не ошиблась:
эхад Элоhейну,
ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Шиша ми йодеа?
Шиша ани йодеа
шиша сидрей мишна…
    Слова положены на музыку, получившую широкую известность. Цель песенки-считалочки  двоякая: позабавить детей, чтобы они не уснули во время Седера, и обогатить их некоторыми важными сведениями из иудаизма.
«Одного кто знает? Одного я знаю. Один у нас Бог на небе и земле. Двоих кто знает? Двоих я знаю. Две скрижали завета, Один у нас Бог на небе и земле. Троих кто знает? Троих я знаю. Три патриарха, две скрижали завета, один у нас Бог на небе и земли…»
 
      Я не могла себе представить, что церемония столь длительна и столь жестко регламентирована.  Все члены семьи, три поколения выдерживали все правила, в том числе и время приема собственно праздничного ужина, с индейкой и иными вкусностями.  И еще садиться за стол и  по существу ничего не кушать еще несколько часов. И никаких ящиков со спиртным,  полных за здравие бокалов, представляющих  по существу церемонию  впускание в себя духа пьянства,  у которого с уверенностью в получении    просим себе милостей.

    Нам же даже трудно произнести молитву «Отче наш». Мы скорее откроем «Тайную доктрину» Е. Блаватской в поисках смыслов, или самоуспокоимся принадлежностью к великому прошлому предков,    или просто  оправдаемся наличием бога внутри себя,  без  необходимости соотнесения с данным человечеству эталоном в образе Христа. А  несогласных  мы игнорируем или   агрессируем  на них.
     И  при этом, как и 200 лет назад, вместе с И. Тургеневым, «как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома?»            


Рецензии