Записки экскурсовода Ч. 18 Приключения плафона
Входишь в Большой зал, и позолоченная резьба, сплошь покрывающая стены, ослепляет своей красотой и искусностью. Наглядевшись, переводишь взгляд на наборный паркет из мореного и светлого дуба. Подлинный паркет во время войны сгорел. Он был восстановлен по сохранившимся фрагментам и авторским чертежам Ф.-Б. Растрелли.
Но потом взгляд устремляется вверх. И перед глазами открывается грандиозное живописное полотно. Плафон "Триумф России" славит её победы, процветание наук и искусств. Центральное место в трёхчастной композиции занимает женская фигура, олицетворяющая Россию. Грандиозный по размерам плафон в сочетании с золочёной резьбой на стенах зала производит чрезвычайно сильное впечатление. Динамичные образы на фоне бескрайнего неба и легких облаков создают ощущение безграничности пространства зала.
Эту иллюзию усиливает виртуозно исполненная композиция, которая обрамляет плафонную роспись: уходящая ввысь колоннада, ниши, вазы, гирлянды цветов, живописные балконы.
Первоначальный живописный плафон был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора , приехавшего в Россию по приглашению Ф.-Б. Расстрелли . Его помощниками были А. Перезинотти, а также русские художники А. И. и Е. И. Бельские, И. И. и П. И. Фирсовы, С. Иванов, Н. Афанасьев, Б. Суходольский, Г. Козлов, И. Васильев и М. Сергеев. Плафон состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих "Аллегорию России", "Аллегорию Мира" и "Аллегорию Победы".
В 1790-х годах из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856–1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию "Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия", прославляющую достижения современной им России. Этот плафон погиб в огне пожара во время войны.
В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани - "Аллегория Мира" и "Аллегория Победы", считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции.
Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски и описание композиции с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок, выполненный А. И. Штакеншнейдером в 1857 году, когда по эскизам придворного зодчего создавалось новое оформление потолков в нескольких залах парадной анфилады. Над воссозданием плафона Большого зала работали художники-реставраторы под руководством Я. А. Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.
Большой зал поражает своим великолепием. Поражает всё: и его размеры, и золоченая резьба, и грандиозный живописный плафон, который не охватить одним взглядом. Из этого волшебного пространства не хочется уходить.
Однажды во время экскурсии я увидела лежащего у стены зала мужчину. Я и еще два экскурсовода одновременно подошли к нему. Он лежал на спине и широко открытыми глазами смотрел в потолок.
На наши вопросы он не ответил, задумчиво глядя вверх. Мы переглянулись. Хорошо владеющая английским языком коллега спросила, что с ним, не нужна ли ему помощь. Не сразу, не отрывая взгляд от потолка, иностранец что-то произнёс. На наши вопрошающие взгляды коллега ответила: "Ему очень понравился плафон, и он хочет более внимательно всё рассмотреть. А лёжа это делать гораздо удобнее".
Продолжение следует http://proza.ru/2020/10/03/1466
Свидетельство о публикации №220092501757
Трудно и представить этакую красоту, дорогая Светлана!
Спасибо за рассказ! Представила мужчину на полу - и улыбнулась, но он прав!
С уважением и теплом,
Светлана Петровская 06.11.2022 17:30 Заявить о нарушении
Спасибо, Света, за понимание красоты и происходящего момента.
Светлана Шаляпина 09.11.2022 14:02 Заявить о нарушении