Изр. гл. 3 Первая православная святыня

После душа, чашки чая и  небольшого отдыха  на карте города мы отыскали расположение  монастыря.   
Подворье Праведной Тавифы Русской Духовной Миссии в Яффо с храмом в честь апостола Петра и праведной Тафифы расположено на месте погребения праведной Тавифы, воскрешённой святым апостолом Петром (Деян.9, 36)      Один из важных в истории русского духовного присутствия на Святой Земле   участок в Яффо  был  приобретен архимандритом Антонином Капустиным, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Несмотря на то, что храм находится в одном из  центральных участков  города, подход к нему  обнаружился не сразу:  территория  обособлена и находится в стороне от урбанизированных районов.  Высокие  каменные заборы с одной стороны и активно разросшаяся зеленая зона вокруг.   Полное отсутствие  указателей или любых вспомогательных знаков привело Иосифа в недоумение. Он жил тут, в Тель-Авиве, всегда,  но открыл для себя это неизвестное место  города, русский монастырь, только благодаря мне.   Вот так!
     Пришлось ехать наугад.    Я  видела его сомнения относительно правильности нашего  маршрута. Но мне добавить было нечего.
      Остановились у первого встретившегося входа.  Вокруг - никого. Ворота солидной высоты и толщины  намертво заперты. Лишь табличка с расписанием богослужений  подтвердила, что искомый объект найден.
                Московский патриархат
                русская духовная миссия
                монастырь св. ап. Петра
                Богослужения совершаются:
                пятница: 16:00-19:00
                суббота: 07:00-11:00
                16:00-19:00
                воскресенье: 07:00-11:00
 

       Едва ли это утешало: время открытия не совпадало со временем моего прибытия. Не хотелось верить,  что эти ворота так и не откроются для меня. И, уже сев в машину для совершения движения в обратном от монастыря направлении, взгляд встретил выбравшийся из-за зеленой кущи,  куда хотели через минуту-другую трогаться,  большой автобус.  Он выполз, переваливаясь как неуклюжий медведь из стороны в сторону и, подкатив ближе, остановился рядом.
Вдруг оборачиваюсь -  тут же   открывается дверь автобуса и группа  паломников уверенно устремляется к воротам монастыря. - Не вовремя, - подумала я, - не пустят. - Вот если бы вовремя...
        Этих людей, как оказалось из краем донесшиеся до меня реплик,   здесь ждали.
  Так, чудом,  удалось войти  на территорию монастыря с группой паломников.

      Едва войдя за ворота монастыря,   от контраста опешила.   Я не была готова. Я  не ожидала.   На меня обрушилась  такая красота и сочность красок,  которую можно  видеть разве что на полотнах   великих мастеров, работавших  акрилом или люминесцентом.

     Как такое возможно? Как сочетается  строгая монастырская аскеза и материальная красота? Монахи призваны  земное не культивировать. Заниматься молитвой. Помнить об уставах. Строгих монастырских Уставах.  Ограничения  призваны оторвать душу от земного,  совершать чуть ли ни каждый шаг  по благословению, открывать дверь только с  "Молитвами  святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь" на устах.
     Получается, самые красивые уголки на земле - монастырские.  Вкупе создающие островки  на земле,  украшающие землю и призванные памятовать о небесах.  Здесь больше, чем  просто молитва. Здесь больше, чем просто красота.   Ценность в намоленности пространства.  В нём смысл и работа монашествующих.  Красота, дышащая молитвой, - это больше, чем самая красивая  светская красота.
       Только первые шаги за оградой  в направлении храма, и приостановилось.  Цветы, бутоны которых похожи  на маки, и непередаваемо необыкновенного красного оттенка, название которого и предположить не могу. И эта роскошь - на камнях. На камнях кофейно-оранжевого цвета! До меня не доходит, как может на камнях такое чудо расти?... 
      Монастырская культура повергла меня в шок:   эстетичность, вкус, гармония,   которые по уровню сродни сочинскому ботаническому саду.  Повсюду, куда  ни взглянешь, чувствуется  дизайнерское благоустройство территории. 
       За все долгое десятилетие моих  активных  паломнических странствий по России всего лишь  была единственная территория православной обители,  которая мне запомнилась необыкновенной ухоженностью и озеленением. То чудное место находится на Донбассе, Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель в селе Никольское Волновахского района,  взращенное    старцем, иеросхимонахом  Зосимой.

Я стояла недалеко от входных ворот, с онемевшими мыслями и переполнявшими чувствами, водя глазами вдоль, вверх, вниз, влево, вправо небольшого газончика, шагнуть за ограду которого хотелось со страшной силой, инстинктивно, как ребенку взгляд которого поймала яркая красивая игрушка в магазинной витрине,  и еле-еле  сдержала себя. Безумно хотелось шагнуть через ограду к тем и этим экзотическим елкам и растениям, забалдеть там совсем и окончательно и, забыв, что я, где я, зачем и на сколько. И на вопрос первого любопытствующего наивно по-детски выдать: "Ну вы что не видите, я ж нашла свои  метры абсолютного счастья. Вы, монахи, меня поймете.  Здесь мой бог и в духе, и в эстетике. Так радуйтесь же за меня и со мной. За еще одну нашедшую мир и покой душу. Здесь мой Эдем. «Здравствования всем вам, примите,  я пришла!"
      И так не вОвремя  странно было слышать: "А центральный вход в храм закрыт, поэтому во-о-о-н та-а-м, слева....."
     -Какой храм? что еще куда-то надо идти?...

       Надо было держаться  группы паломников, иначе я рисковала больше никуда не попасть.   
    Прохожу  немного дальше. Аллея с клумбами. Пальмы,   внизу  в низеньких  горшочках пестрят цветочки разноцветные: красные, синие, белые.  Налево - розы.
    Теперь территория больше напоминала  дворцовую  площадь. Самим дворцом представлялся храм.  В пропорциях  и элементах храма ощущается влияние византийской архитектуры.  А по цвету, как мне показалось,   похож на персиковый.

    Несколько ступеней,  ведущих к храму, очень низкие и широкие, придающие  виду аристократичность.
    Остановилась. Слева дерево. Высоченное! До  самых Седьмых Небес! И крона интересная - все ветви с листвой собраны наверху, образуя как бы защитный зонтик, а толстый ствол гол, благодаря чему хорошо просматривается ближайшее пространство.

    Песочно-бежевого цвета так называемая почва на газонах, по периметру которых выложены белые известняковые камни. На газонах повсюду низкие  кустики, маленькие туйки  и  деревца, названия которых  даже не могу себе представить.

   Слева - высокий раскидистый кипарис, справа – небольшое строение, напоминающее придорожный киот. Внутри икона с надписью: «Святая праведная Тавифо моли Бога о нас»,
  Икона святого апостола Петра, в левой руке которого  храм и  ленточка в правой,  ящичек пожертвований для детей, болеющих раком, которые проходят лечение в Израиле.
   Приближаюсь ко «дворцу».
   Рядом со входом в храм - молитвенная келья  «Упокой Господи души раб Твоих». Здесь можно заказать  молебен  о здравии. 
    Налево - монастырские сады и вид на Яффо. Некоторые деревья и  кусты как загадочный центр притяжения взгляда -  в виде конуса пострижены или пирамиды, или у них природная такая форма? Да еще и ветки от ствола отходят как-то через раз, что придает еще больше экспрессии.

        Сделав несколько фотоснимков на память, направилась в храм.
     В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь святого Апостола Петра, особо почитаемого в этом городе.
         В храме два предела. Левый посвящен  праведной Тавифе, центральный - честным веригам апостола Петра  (в память чудесного освобождения его из тюремных уз).
     Одна из послушниц монастыря,  сопровождающая  группу паломников, благодаря которой я попала в этот монастырь,   обратила наше особое внимание на  местную реликвию.  Над выходом  их храма  по штукатурке  редчайшее изображение,    предмет гордости и почитания монастырских насельников - казнь апостола Петра.   Апостол был казнен вниз головой.

     Петра приговорили к бичеванию и распятию на кресте. В преддверии ужасной смерти апостол вспомнил великий грех - отречение от Иисуса в час суда. Теперь его мучила единственная мысль о том, что он не достоин этой великой чести - умереть таким же образом, как умер его Учитель.
    После покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами - "паси овец моих".
     Но сам себя Петр не простил никогда. Даже мысль о предстоящей ужасной казни не уменьшила горечь его печали и покаяния. Он обратился к своим палачам с последней просьбой: чтоб его пригвоздили ко кресту не так, как Христа. Эту просьбу удовлетворили, и великий апостол умер на кресте, распятый вниз головой.
 
На территории подворья  сохранилась погребальная пещера семьи праведной Тавифы с византийской мозаикой 6-7веков. Надо тоже пройтись туда.
Вышла их храма, направо. Там указатель к гробнице святой праведной Тавифы. Только  взяла широкий шаг, вдруг  раздался страшный  истошный крик.   Совсем рядом, из зелени.  Да такой резкий. Пренеприятнейший. От неожиданности оторопела, но продолжаю идти куда шла.   Видимо, заорала совсем неизвестная мне птица.  Да тут как в джунглях!
      Пройдя несколько шагов от храма и вот она, табличка.  Следуя её указанию,  поворачиваю налево.  Впереди далеко  просматривается  территория. Видимо, дальний монастырский участок. Ни одного человека. Несколько ступеней вниз. И...   Вот он! Сидит. Изверг. Чтоб тебя... Людей пугаешь! 
      Павлин, видимо, думал, что ему за красоту все  всё давно простили...
     - Раскидал тут перья, понимаешь, петух неощипанный... А ну убери хвост с дороги! Вот наглец!   Ходит где хочет, орёт когда не просят...

    Все знают, что у павлинов-самцов великолепные хвосты. И если так щедро наделены птицы снаружи, то какой ангельский должен быть у них голосок? Так думала я в детстве, как и  мультипликационный барон Мюнхгаузен, имевший неосторожность попросить хвостатого красавца открыть клювик.
      - Не-е-е-ет, монастырский павлинчик, я теперь грамотная в отличие от барона,    от меня ты точно никогда не дождешься: "Спой, птичка!".
      Иду вдоль  неширокой аллеи.  Вот кошечка гуляет.  Короткошерстная. Не то, что моя, родная, которая вся в пуху. Ну всё равно, это наш зверь!
     - Кис-кис, -  убежала.
      Голубей полно. С крон  деревьев продолжают слышаться   голоса диковинных птиц. Чуть дальше вглубь - фруктовые деревья.
      В начале девятнадцатого века, когда небольшой еврейский квартал  еще не превратился в Тель-Авив, здесь была лишь гробница. Наверх, так же как и во времена апостола Павла, вели узенькие мягкие тропинки, по которым паломники понимались к гробнице праведной Тавифы.
             
      Первое впечатление    о территории монастыря оказалось верным. Вся территория столь же великолепно  облагорожена,  обустроена, как в самом начале, когда я едва вошла в входную калитку. 

    Это место, где останавливается время, где душа отдыхает, глаз наслаждается игрой цвета и света, а слух услаждают перезвоны колоколов. И тишина, удивительная тишина, наполняющая сады, проникает в душу и дарит покой и умиротворение. Пение птиц, легкий ветер и шёпот фонтанов создают необычайную гармонию. А фантастический цвет церкви озаряет всё вокруг и наполняет сердце ощущением сказки и чуда. На деревьях  пестрыми стаями щебечут попугаи,  в будке под апельсиновым деревом охраняет  красоту и спокойствие пес Барон.
     Подворье виделось  мне  маленьким цветущим раем, где слышна музыка света, цвета и веры.
     Все ценности и реликвии, которые можно найти здесь,   обретаются душой и  сердцем. Один увидит великолепный храм, украшенный росписями древних мастеров; другой затаит дыхание от восхитительной природы и буйной зелени, которая обвивает все вокруг; кто-то, закрыв глаза, ощутить необыкновенную тишину и спокойствие, услышать и музыку ветра и вдруг случайно разберет чей-то шёпот, доносящийся сверху и вливающийся во всеобщую гармонию.   
        Действительно,  рай, кто понимает, - и святыни, и молитва, и красота. И фрукты у них тут, наверно,  за трапезой, постоянно  и в любом количестве. Разнообразие. И материальный достаток, в преломлении статусу заведения, разумеется. Словом, весь набор необходимого минимализма.
   
      Нет, в России нет таких монастырей.  По крайней мере, во множестве своем они представляют собой    дополнение естественной природой как на Соловках. Рай на отдельно взятом пятачке. Строгий устав. Общая идея. Взаимопомощь. Коммунизм.

     Если, насладившись всей этой красотой внешней, приподняться и отдалиться, то проявится иное вИдение, иное понимание.    По большому счету дело не в павлинах и экзотических растениях. Но как способны объединиться люди вокруг учения и личности Христа и одновременно построить рай на земле?  Соединять воедино духовное и материальное, в себе и вокруг себя, - вот общая цель для всех вместе  и личная для каждого отдельно.
               
         Люди убегают из  архиурбанизированых городов. Организуют экопоселения в различных странах и на различных континентах. Всё больше и больше людей понимают,  что  общинная форма жизни,  по сути,  шестая формация  (если продолжить известную классификацию  К. Маркса о стадиях общественной эволюции)  становится единственной и безальтернативной  формой выживания человечества.  Отказ от   комфорта цивилизации    в некотором роде сближает таких людей с отшельниками, с иноками. 

                Неужели каждый в душе должен стать монахом,
                чтоб быть человеком?
               

      Раздвоенность, расчленённость, разрозненность,  не умение соединить естественные начала.  Кто разделил  целостность человеческую?
      Почему  обязательно надо объединяться  вокруг какой-то идеи, чтоб приобрести  цельность и единство? Почему  надо доказывать и показывать, экспериментировать,  структурироваться и распадаться, организовываться, созидать и снова  разрушаться?
     И почему нельзя быть просто изначально в здравом уме для понимания  что хорошо, что плохо,  что гадко, что прекрасно?

      Как тут не  вспомнить богословско-философскую работу  Августина Блаженного "О Граде Божием", в которой он еще в пятом веке рассматривал    историю человечества как существование двух общностей - "Града Божьего" и "Града Земного". 
     Августин  рассуждал, что для  всех людей существует только два пути:  одним  предназначено "вечно царствовать с богом", а другим "подвергаться вечному наказанию с дьяволом." Первым гражданином земного града был Каин. Гражданин Высшего Града рождает благодать, а Низшего - испорченного грехом природа. Люди, входящие в Град Божий,   живут по установленным Богом законам, а обитатели Храма Земного - по законам, установленным возгордившимися людьми.
       Земные общности, государства не стабильны, недолговечны, временны. Совсем другое дело общности, созданные на основе духовного единения.  Светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок.  Но  не есть единственное условие   успешности и процветания. Чтобы соединить  народы, надо создать нечто большее, чем мирные узы.  И  эти узы  Августин  нашел  только в христианстве.

      Моя собственная идея Града  столь же проста,   сколь  и утопична,  поскольку    не может быть применена  и, тем более, нисколько не приближает ни к идеям А.И. Солженицына в работе "Как нам обустроить Россию",  ни к утопическим по своей сути работам  Ивана Ильина, ни к  почвенников  А.С.Хомяков К.Н. Леонтьев - все корнями суть одна тема: создание Града, попечение о лучшем.  Много слов,   умных,  логичных выводов,  благородных намерений.

                Только где оно всё, воплощенное?

       А  вот  монастырь,   обыкновенный, казалось бы, монастырь,   не  зажигающая душу лекция светил богословия, не  назидательные богословские тексты, не  лозунги и статьи радеющих за Россию писателе и политиков, а монастырь, обыкновенный христианский монастырь   открыл для меня наяву Град божий на земле.  Я узнала его.  Именно таков он.  Некие люди создали  рай на земле.  И я просто узнала его,  увидела, идентифицировала.

        А всего надо-то  три   камня, три кита:   забота о душе, благочестие,  природа.
   Добродетель происходит не от  воспитания, внешней церемониальности, не от хладнокровного следования указам и постановлениям,   а от наклонности, способности конкретного сердца глубоко чувствовать,  чем обделены  люди, пребывающие в невежестве, в отличие  от людей, находящихся в трезвении.
        Количественное преобладание вторых над первыми - и драматическая земная  проза сменяется    высокой неземной лирикой.
        И   в  молчаливом наполнении Высшим  душа просит  покой. Покой. Великий Покой. Высокий Покой для истерзанной души. Да есть ли он где? На земле ли он? И вновь в сознание выстреливает цитата из Булгакова:

                "Он не заслужил света, он заслужил покой".


- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
- Передай, что будет сделано,...
   

                *** 
       Короткие,   но такие сладостные и глубокие  минуты  пребывания на островке рая сменились улицами Тель-Авива. Небольшими. Не совсем лицеприятными. Сменяющимися на более приглядные.  Затем совсем солидными, с импозантными   зданиями.   Мой  условный гид   не спеша, монотонно  атаковывал меня различными вопросами.      
  Несколько обремененная и пристальным вниманием, и интересом  Иосифа,  которые   в какой-то момент более начали  раздражать, чем недостаточные, захотелось  вздохнуть самостоятельно.
         Кроме того, в моей ситуации за ограниченностью времени удобнее всего   четко определиться:    сопровождающий и направляющий  водит меня здесь и там,   или  самостоятельная точечная   высадка  и локальное исследование местности. 
Я выбрала второе.
         Находясь ногами в самом центре города,  передо мной в моем воображении актуализировалось  все, что можно  знать про этот город. 
 
       Если посмотреть на карту Израиля, найдется несколько  однотипных названий:  Тель-Шева, Тель Рифаат, Тель-Кабри и прочие. "Тель" означает "курган".  Название Тель-Авив  соответственно  "Курган весны".  Смысл  слова  "курган" - это искусственный холм, который возникает  на развалинах   древнего населенного пункта.
     Название это встречается в Ветхом Завете, книге  пророка Иезекили, третьей главе.   Но тот Тель-Авив находился в Месопотамии,  куда в шестом  веке до н. э.  с земли Израиля была угнана значительная часть еврейского народа. 
     Название города  связано с новой страницей истории. Когда переводили книгу Теодора Генцля "Старая новая земля"    с немецкого языка на иврит,  то для ивритского издания выбрали название Тель-Авив как символ возрождения  чего-то древнего, существовавшего  прежде.  И  весна как символ возрождения.
    И именно это название было выбрано для города, основанного в 1909 году.
    Вот она,


Рецензии