Изр. гл. 4 Слово изреченное есть ложь

      Благода;ть - одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к
человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В традиционном представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы.
 
Как странно, порой, мы говорим. Странно, не задумываясь о глубинном смысле произнесенного.  Речь превращается в захватывающую инерционную  болтологию из общих понятий, и мало чем напоминает  средство коммуникации хомосапиенса.
      Например, слова «витязь» и  «богатырь». На сто процентов читатель подумает, что эти слова – синонимы, то есть близкие по значению. И это верно.

    Вот и современные  толковые словари  муссируют одно и то же значение этих слов:
  военная деятельность, как бы сейчас сказали,  только не понятно, чем  различающаяся.

  Словарь В.И. Даля
 Витязь – храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.

Словарь Д. Н. Ушакова
Витязь - (поэт. устар.). Храбрый воин, богатырь. И я был витязь удалой, в кровавых битвах супостата себе я равного не зрел. Пушкин.

Словарь С. И.  Ожегова
Витязь - 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. || прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины.

Словарь В. И.  Даля
Богатырь - м. татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища.

 Словарь Д. Н. Ушакова
Богатырь - (в былинах богатырь), богатыря, муж. (от перс. bahadur). Герой русских былин, преим. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь - Илья Муромец. || Силач, храбрец. «Богатырь ты будешь с виду и казак душой.» Лермонтов.

Словарь  С. И. Ожегова
БОГАТЫРЬ, -я, м. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. II прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий). Б. сон (очень крепкий).

Большой современный толковый словарь русского языка
БОГАТЫРЬ
 1. Герой русских былин и сказок. 2. Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью; защитник Родины.

При ближайшем рассмотрении абсолютно одно и то же - великаны,

       Лишь у В. И. Даля «побивающие одним махом десятки врагов…».
 и в Большом современном толковом словаре русского языка приводятся во втором значении  «Воин, отличающийся необычайной силой…» сохранились намеки на истинный смысл,  за который можно зацепиться.

      Теперь соединим два в одно – воин, отличающийся необычайной силой, и,  как следствие этого, побивающий десятки врагов  и разные чудища.

    И все ж без комментариев не понятно. Еще бы! Размыт  лексический стержень, потеряна  смыслоразличительная глубина.  А  вместе  - подлинная история славян.

       А теперь об утерянном смысле.
    Витязем назывался богатырь, воин, но не любой, а только тот, кто обладал древнейшими знаниями и возможностями входить в особое состояние сознания, позволяющее черпать сверхсилы во время боя. Такой человек мог один одолеть сотни противников в бою, что не под силу никакому, даже самому искусному воину.  Именно таким был Руслан, герой пушкинской поэмы, «гроза и ужас печенегов». Ведь  А.С.Пушкин был не просто талантливым литератором, он был посвященным человеком. И наделил своего героя именно теми качествами, которые, вероятно, имели воины во времена Владимира.

       На примере данных двух лексем наглядно показано, что примитивизм, упрощение и линейность   языка     могут запросто   приравнять кукурузник к космической ракете, обосновывая тем общим  единством, что оба средства летают. 
       То есть выживает в современном употреблении самый общий смысл. Потеряна глубина. 
   
        Нехватка в современном языке    лексической, эмоциональной и еще всякой разной глубины лишает смысла многие пласты жизни, оставляет их не обозначенными, бесформенными, не индивидуальными.

    Перечисления мест посещений с выводом очень общим заключением, что поездка удалась -  и чем, скажите, пожалуйста, в таком случае, она отличается от любой другой поездки? В каких словах выразить  ощущения,  их индивидуальность и своеобразность, как понять разницу  в  переживаниях здесь, в Израиле?
      Слов нет… Словами не опишешь.   Лишь  дежурные синонимы и эпитеты.   И невозможность передать многомерность  ощущений.


     Если существует  иерархия, так как мы её понимаем в общем определении,  то должна быть и иерархия  высших ощущений.
      Рассмотрим примеры.
 В христианстве известна иерархия   Сил небесных  и адских.
 Стены православных храмов часто расписаны  под эту тематику.

      Так экспрессивно и   впечатляюще  храм  архистратига Михаила, что в Минводах, внутри опоясан  страшными картинами, кругами ада,   змеями, рогатыми сущностями,  выстроенными в легионы по грехам.   
      Темные  гнетущие тона, мерзкие рептилии, огненные пасти изображают предельную ясность -  в каком кругу, за какой грех и на какой сковородке. 
      Такова одна из самых масштабных, виденных мной, наглядностей  к «Божественной комедии» Данте.
     Поневоле находясь  в такой галерее, где представлена  вся иерархия страха и кошмара – от испуга,  от аффектов, стресса  и  депрессий,  и  самому рьяному атеисту  немудрено задумается о Суде Страшном. Возмездии  за дела земные.  Страхи нам всем близки и понятны. Их предостаточно на каждый день для каждого из нас, на все случаи жизни.

       Силы Небесные  своей представлены  иерархией:   Архангелы, Ангелы, Серафимы, Херувимы, Престолы, Господствии, Силы, Власти, Начала.
 
        А вот насчет ощущений, связанных с миром высшим, и лексикой, их обслуживающей,     призадумаешься  что сказать и в каких словах выразить.   По логике должны существовать и  для иерархии ощущений высших свои специфические слова.

       Заинтересовавшее меня в связи с этим слово  БЛАГОДАТЬ  крайне редкО в обиходе. И, видимо, не случайно пришло на ум именно здесь, на святой земле.
      Здесь становится доступной переживанию новая гамма чувств, не улавливаемая  пятью  известными органами.
       Среди ученых, изучающих этот феномен, давно поговаривают об  искомом органе все знают что таковой существует, но никто не знает,  что собой представляет и где находится:  поговаривают  о  гипофисе,  антенных ушках, кожном покрове.

      Когда едут в паломническую поездку на Святую Землю за той самой благодатью,  не говорят «еду в Иерусалим» или «к храму  гроба  господня», а говорят: «Еду на Святую Землю».  То есть употребляется крайняя степень обобщения.  Но в России «едут в монастырь». То есть называются места  точечно. То есть точечно на карте привязываются к монастырю.

     Получается пренебрежение близлежащими окрестностями, которые как бы ни при чем.   Отмахавшим  в сотни и тысячи километров людям даже  на ум не может прийти, остановиться здесь или там и замереть,  слушая святую землю, или  пройтись по ней босиком. Пройдись по ней за пределами обозначенного храма, потопчи (в хорошем понимании) именно землю.
       С моей точки зрения в этом контексте выигрывают больше туристы,  не чуждые веры. Как туристы они видят страну шире, они не связаны узкими  рамками программы.  Они посещают и светские места,  святыни. Поэтому у них и впечатления от земли и от страны более полные.
        Находясь здесь, размышляя обо всем этом, я почувствовала очень сильно нехватку языковых средств  для передачи моих ощущений.  Жизнь  наша увиделась   как плоскость. В двумерной системе координат. Какие бы слова мы ни произносили, мы не умеем говорить, не можем  донести утонченные идеи и ощущения. Мы озабочены   необходимостью сохранять язык. От филологов всегда звучат призывы защищать достояние столь же самоотверженно, как от политиков - внешние границы.
       Внешние  держим, а  на внутренних проигрываем. Мы что-то потеряли в языке. В богатом языке. Или в манере изложения,  чтоб задеть, как говорится, за самое нутро.

      Бульварные романы глотаются,  фактически… ни о чем. Шелуха. Пустышки. Но задевают. Значит, что-то в них есть.  Вот манера! Вот это труд! Есть над чем задуматься писателям, лингвистам. Ты не находишь себе места. Берешь перечитываешь еще и еще раз или покупаешь новую пустышку.
    Но чтоб так проглатывалась литература душеспасительная – невиданное дело.

      Неужели наш богатый русский язык не в имеет ресурсов,  чтоб передать содержание слова "благодать" во всей полноте?  Каким словам охарактеризовать для не верующего человека, например, намоленное пространство или  ощущения  при первом посещении Богом души агностика?   Всего лишь одним слово? ОДНИМ!
          А как передать ощущение благодати человеку, который даже молитвы никогда не читал? В каких словах?
          Метафоры премного способствуют помощи, но даже в них тесно. Они широкоупотребительны, и прикладываются к любому контексту на любую тему, как ширпотреб. И потому  ограничены в своей возможности передать специфику, не говоря уже о многогранности.
Любое письменное или словесное изложение  достаточно плоскО.  Оно не учитывает все стороны огромного многоинформационного объемного мира. Всегда какую-то часть мы не учитываем.
         И как на картине даже величайших художников самый прекрасный цветок не запахнет,   не все его чувствуют, даже если он отображен.


       Попытки   обратиться к академическим   толкованиям и к святым отцам  обнаруживают  формулировки,  которые  могут быть интересны только  на начальном этапе  .
Словарь сообщает, что «благодать» - одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Святого Духа, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В традиционном представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как состояния  святого  духа и как силы.      

Архимандрит Георгий в книге "Об опыте Божией благодати" (издательство Владимирской епархии 2001. стр.5) употребляет слово «благодать» как факт наличия такового понятия,  специфически, односторонне,  без   достаточного  раскрытия.
"...Создатель наш и Творец - Бог по природе, по Его собственной природе, в то время как мы становимся богами по Благодати; оставаясь по своей природе людьми, бываем обожены Его Благодатью.
"И вот когда человек Благодатью соединится с Богом - тогда приобретает он опыт богопознания, чувство бога. Иначе как же  возможно соединиться с Богом, не чувствуя его Благодати?"

И если не вдохновиться описанием через слова, то хотя бы обнадежимся пророчеством  Иоиля,   провидевшим времена, когда Бог будет давать Благодать Святаго Духа не только отдельным людям с какой-то особой целью, а всем и каждому. Вот как звучит его пророчество:"...и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят" (Иоиль 2, 28).
 Иными словами, "люди Мои будут видеть духовные видения, им откроются Мои тайны               
Благодатные переживания доступны скорее для переживания, чем для словесного выражения.
Порой  на молитве, на службе, на Божественной Литургии, или во время    созерцания красоты  распахнутого   настежь,  сверкающего ярчайшими бриллиантами звезд      звездного от горизонта до горизонта  неба в морозную зимнюю ночь - вдруг приходит неизреченная   радость умиротворения. И она - опыт Благодати, опыт Божественного Присутствия,    не передаваемого, но ощущаемого во всей полноте. Без лексики.
  Благодатными  переживаниями здесь  наполнено все вокруг, они пронизывают всё и вся.   Вследствие его захватываешься ими насквозь и чувствуешь себя в ином измерении, не совсем в мире земном. Не совсем  на хронически  наполненной войнами и скорбями планете.   


Рецензии