P. S. к Сфере влияния

Эта статья – Post Scriptum  к «Сфере влияния», в ней я уточню, что можно узнать из открытых сетевых источников о тантре (учении), на которую ссылался ЧННР, когда говорил, что дзогчен распространен еще в 13 солнечных системах «как и наша». А также дорисую мандалу/интеллектуальную карту, как и любая интеллектуальная карта, она полезна для представления в наглядном зрительном образе основных моментов интересующей проблемы, для систематизации материала.

Похоже, в ее центральную часть нужно добавить третью «фигуру»: всепроникающий звук (см. ниже). Кроме этого, наша мандала 4хмерна: у нее есть 3 пространственных и одно временнОе измерения. Что понимать под временем? В предыдущих статьях («Почему растительные масла?», «Растительные масла и триглицериды») мы видели, что вполне материальные, поддающиеся физико-химическим анализам жидкости своим появлением ниоткуда свидетельствуют о вторжении вечности, иного масштаба времени в наш мир, а это уже не «просто» время, которое есть в физическом 4хмерном пространстве-времени.  Эти возможности требуют дополнительного внимания.


1. Что такое время в нашей мандале/интеллектуальной карте?


В статьях «Почему растительные масла?», «Растительные масла и триглицериды» мы видели, что маслянистые жидкости обозначают неоднородность времени, вторжение вечности/другого масштаба времени в наш мир. Эта идея побудила меня обраться к Калачакра-тантре, госрелигии Шамбалы (см. «Шамбала в буддизме», помимо того, конечно, что войско Шамбалы во времена последнего сражения со «злодеями-варварами» прилетит на Землю на каких-то военно-транспортных средствах). Калачакра-тантра описывает три круга времени: внешний, т.е. циклы/ритмы космоса и социума, внутренний, т.е. циклы/ритмы жизни человека, а также иной или изменяющий круг времени, который призван вывести за пределы первых двух. На нашей мандале вверху, где голубое небо с 13 солнцами, течет время космоса, там внешний круг времени. Внизу мандалы, где на зеленой траве все-все, т.е. в социуме развивается учение дзогчен, тоже внешний круг времени, если пользоваться терминологией Калачакра-тантры, т.к. она социальные процессы (через астрологию и эсхатологию) вплетала во внешний круг времени. Но как со временем в центральной части?

Гипотеза архетипа Иисуса Христа, о которой я писал в «Сфере влияния», позволяет поместить в центральную часть нашей мандалы/интеллектуальной карты Иисуса Христа вместе с Гарабом Дордже, причем на одном уровне, т.к. в рамках этой гипотезы они являются двумя проявлениями одного архетипа. В христианстве Иисус – богочеловек, вопросом о том, как в нем соединились две природы Бога и человека, занимается христология, раздел догматического богословия, которая нам говорит, что они в нем «нераздельны и неслиянны» (см. azbyka.ru). Как и в статьях «Почему растительные масла?», «Растительные масла и триглицериды», я частично принимаю традиционную трактовку, т.к. она акцентирует внимание на вторжении вечности, иного времени в наш мир. (При чем тут другая цивилизация – см. «АП: воспринимаемость и воспроизводимость», главное – нарушение закона сохранения энергии, оно и говорит о неоднородности времени.) Насколько я знаю, в дзогчен нет аналога христологии, буддологи ставят Гараба Дордже в параллель с Иисусом принимая их легендарные, традиционные биографии (исключая, конечно, распятие Иисуса Христа).

Тогда само присутствие их на мандале/интеллектуальной карте говорит о том, что на нас смотрит вечность, иной масштаб времени. Получается, что в верхней части мандалы, где 13 солнц и голубое небо - время космоса, из центральной части на нас смотрит вечность, а в нижней - среди травы опять внешний круг времени. Внутренний круг времени для Калачакра-тантры – это исключительно отдельный человек, его тело, тогда в двух центральных фигурах мы видим трансформированный, преображенный до иного внутренний круг времени. На нашей мандале, по ее определению, как сферы влияния, есть только распространение учения и нет выдающихся достижений адептов, которые преобразованием внутреннего времени «переходят» в иной круг времени, в вечность. Если еще немного понапрягать интеллект по поводу этого «разрыва» иным временем центральной части внешнего круга времени верхней и нижней частей интеллектуальной карты, то можно усмотреть здесь возможность дальнейшего развития, но ограничимся пока этим «разрывом», пусть будет пока так. Напомню, что что когда я «рисую» мандалу/интеллектуальную карту, что связано с чисто интеллектуальной работой по наглядной систематизации материала, то я «снижаю» смысл мандалы, т.к. изначально в тантрическом буддизме она была формой, в которой будды давали учение по трансцендентным каналам (термин ЧННР) тем, кто к ним обращался. В случае Гухьясамаджа-тантры (см. «Кто мы?») это был индийский царь-махасиддха, а в случае Калачакра-тантры – царь Шамбалы.  Как передача сверхчеловеческого учения об освобождении от страданий, просветлении это был акт вторжения иного времени.

О вторжении вечности, иного масштаба времени в наш мир: все известные мне вторжения локальны, ограничены относительно небольшими объемами. В случае появления ниоткуда жидкостей все происходит в небольшом объеме маслопоявления и в объеме помещения: на улице такого нет – есть соразмерное человеку ограничение по скорости появления жидкости. Если вспомнить пример из статьи «АП: воспринимаемость и воспроизводимость», где в (втором) фильме Ф. Бондарчука «Вторжение» внеземному разуму, точнее говоря его ИИ, который умел не только подчиняться физическим законам сохранения, как мы, но и управлять ими, в критической с его точки зрения ситуации пришлось включить протокол безопасности, то в результате этого над Москвой образовался смерч радиусом около 1 км, в который не понятно откуда поступала вода со скоростью 300 кубометров/тонн в минуту. Если вместе с И. Бутовым, координатором белорусских уфологов и соавтором статьи в журнале «Природа» (см. статью «Почему растительные масла?») хотя бы отдаленно соотнести мироточение с полтергейстом, то в отношении последнего также справедливо наблюдение локальности. Не бывает так, чтобы полтергейстом был охвачен город, страна, вся планета. Почему так, почему мир устойчив в этом смысле?

Если теперь вспомнить о наших двух «представителях» архетипа Иисуса Христа на мандале, то и их деятельность, их чудеса также локальны. Если гору сдвинуть, это тоже не планетарный масштаб… Другими словами, если при вторжении вечности в наш мир происходят нарушения закона сохранения энергии, то они локализованы, ограничены небольшими объемами, масштаб их энергии (гору сдвинуть, бурю укротить) пренебрежимо мал по сравнению с характерной энергией движения Земли.  Иначе бы нас просто не было. Земля почти с постоянной скоростью продолжает вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца, т.е. соответствующие законы сохранения механики И. Ньютона на масштабе солнечной системы незыблемы. Если перейти на язык продолжающегося палеоконтакта, то видно, что выражающийся в нарушении законов сохранения «контакт» является «точечным» на масштабе Земли, не влияя на ее движение. И его очень не удобно представлять себе из какой-нибудь «точки» в космосе, т.е. чисто физически, т.к. Земля очень быстро – по человеческим меркам – движется по сложной траектории. Как  тут «попадешь» … в нужную матку, чтобы бого-человека породить?

Теперь звук, откуда он – в следующем пункте. Он иноприроден нашим бого-человекам, тем не менее его место в мандале, пусть это будет центральная часть, чуть выше (макушек) наших бого-человеков и чуть сзади. Слева от него, если смотреть от него, и справа, если смотреть на мандалу, Гараб Дордже, соответственно, справа от него, если смотреть от него – Иисус.

Теперь обратимся от нашей интеллектуальной карты, на которой нарисованы основные моменты сферы влияния, распространения учения, собственно, к звуку. Откуда он?


2. Драталгьюр – Тантра Всепроникающего Звука.


В конце 2017 г. был опубликован перевод К. Уилкинсона на английский язык тантры Драталгьюр из Упадеши дзогчен, на которую ссылается ВИ и ЧННР, когда рассказывают о 13 солнечных системах (см. «Сфера влияния») (книга есть на Амазоне). Не будет большим преувеличением сказать, что это чуть ли не первый ее общедоступный перевод на английский и вообще на западные языки. Во введении к книге, которое есть в открытом доступе, переводчик пишет: «Говорят, что ЧННР организует перевод этого великого труда, и я надеюсь, что он скоро выйдет. Перед вами перевод самой тантры без комментариев, своевременная публикация в приоритете.» Под великим трудом К. Уилкинсон имеет в виду комментарии Вималамитры (8 в., индийский буддийский учитель дзогчен) к Драталгьюр.  В сети несложно выяснить (см. международная дзогчен-община, ru.melong.com), что в середине 2015 г. ЧННР инициировал проект по переводу на английский Драталгьюр и комментариев Вималамитры к ней, над которыми он один работал в течение нескольких лет. Проект был рассчитан на год и в нем были задействованы его ученики-переводчики, которые и сейчас отвечают за издание его трудов.

Что же об этой тантре сообщает К. Уилкинсон и переводчики из проекта ЧННР: ее и комментарии к ней Вималамитры редко упоминают. В то же время она считается находящимся под защитой дакини источником остальных 16 коренных тантр Упадеши (или Меннгагдэ) – раздела тайных сокровенных устных наставлений учителя. Упадеша является самой сущностной частью дзогчен, это наставления, которыми учитель передаёт ученику особый метод. Другими словами, эта тантра – «настоящий источник учения дзогчен».

Ее легендарное происхождение выглядит, разумеется, совершенно невероятно (ru.melong.com): «В своей «Сокровищнице наивысшей колесницы» Лонгченпа (14 в., учитель тиб. будд. – К говорит, что в Саха, нашей миллиардной вселенной, в разные времена и в разных измерениях явились двенадцать изначальных учителей.» Эти 12 изначальных учителей считаются формами изначального будды, проявившего природу пяти совершенных условий двенадцать раз, о них шла речь в «Сфере влияния». Драталгьюр восходит к первому из них, «Дитя Наивысшего Непостижимого Видения», который учил тогда, когда время жизни существ было неисчислимо, а тела состояли из света. ВИ также давался одним из этих 12 учителей, но позже, когда время жизни людей было 80000 лет. По буддийским представлениям, мы уже не одну тысячу лет живем в эпоху с максимальной продолжительностью жизни около 120 лет, которая, если мне не изменяет память, может уменьшиться до 10, а потом начнет увеличиваться.

О самом названии «Драталгьюр» ученики-переводчики пишут, что его не так легко перевести(ru.melong.com): «Дра означает «звук». А талгьюр, вообще говоря, означает «последовательность». В действительности, некоторые ученые, изучавшие эту тантру, буквально перевели ее название как «тантра звуковой последовательности» (так называл ее К. Уилкинсон – А.К.). Также существуют и другие варианты перевода, например, «тантра отражающегося звука»». В начале проекта они дали название «Тантра Всепроникающего Звука» и планировали объяснить его после завершения проекта (его пока, увы, не видно). В целом же оно означает, «что все духовное учение является проявлением естественного звука реальности. На это указывает само название, поскольку говорится, что Драталгьюр является источником всех учений. Так что, возможно, в целом мы можем понять звук реальности как источник всех учений.»

Здесь, конечно, вспоминается «в начале было Слово» и в сети легко находим что-нибудь в таком духе из ведических времен, примордиальных звуков: «Вся Вселенная – это симфония волн, т.е. по сути звуков, вибрирующих на определенных частотах, любая форма материи или энергии определяется своей частотой колебаний. Когда мы думаем, мозг тоже производит волны. Это значит, что наши мысли «звучат»». Это все, конечно, совершенно восхитительно, но полезно вспомнить классическое противостояние Будды Шакьямуни древним учениям об атмане, вечных сущностях, в том числе и по природе звука. Звук в буддизме традиционно считается созданным, обусловленным, вовсе даже не вечным. Просто отметим этот, насколько я понимаю, очень тонкий момент.


3. Вопросы и ответы Драталгьюр.


Снова обратимся к переводу К. Уилкинсона, в предисловии он пишет, что в тантре 6 глав и каждая начинается со списка вопросов, на которые затем даются ответы. С первой по третью главы в текст ответов самого манускрипта вписаны номера вопросов, помогающие читателю понимать, о каком из них идет речь. Здесь я ставлю многоточие, т.к. если уж читать тайные разделы дзогчен, то я все-таки хотел бы видеть проект ЧННР. Кроме этого, сама форма подачи материала «вопрос-ответ» еще раз напоминает нам о фундаментальности феномена вопроса. Тут, по-видимому, у нашей Вселенной слабина, не зря же мы с ней дружим в антропном принципе, и она не может не ответить на вопросы людей. На правильные вопросы. Как мы помним, одна из миссий А. Уоллеса состоит в возрождении древней традиции медитативного вопрошания (см. «О проекте А. Уоллеса»).   


Статья из сборника проекта 4.


Рецензии