П. В. 2-Свадьбы не будет. гл. 10

РАЗГОВОРЫ О СВАДЬБЕ

-Свадьбы не будет!-решительно заявила Поляночка отцу, сидевшему в резном кресле за другим концом длинного трапезного стола и встала.
Бодрич поперхнулся медовым сбитнем и вылил его на белую льняную рубаху, вышитую красными петухами.

Он торопливо схватился за узорную ширинку и, промокнув грудь, отбросил её и сильно шлёпнул ладонью по столу рассержено глядя на дочь.
-Ты с ума сошла! Ведь ты же его любишь!-воскликнула, вздрогнувшая от громкого шлепка ладони Бодрича по столу, подруга Поляночки, пугливая голубоглазая Росинка, которая сидела рядом с её креслом на длинной резной лавке. Если не замечать, что глаза у Поляночки были серые и волосы чуть потемнее светлорусых волос Росинки, то подруг в темноте запросто можно было перепутать. Побледневшая Поляночка встала со своего кресла, и выжидательно смотрела на него. Бодрич ел её глазами, но молчал.

-Ну точно, от жары рехнулась девка!-подошла к Бодричу, дебелая ключница Глафира. Кто же такими замечательными женихами кидается?
- А мне надоело выставлять себя полной дурой! Уже листень кончается, скоро бабье лето, а мы с ним так ещё и договорится не можем. То не отходит от меня, лезет с поцелуями, то вдруг побледнеет весь и запирается у себя дома на три дня. Это что жених, да? Врете вы все про его любовь. Он одну Любаву в снах видит и по ней чахнет, проклятый обманщик!

-А может он в зеркало Судьбы заглянул и увидал там что –нибудь неладное!-предположила задумчивая худенькая Синеока, отличавшаяся от своей голубоглазой подруги Росинки бледностью, худобой и робостью.
-Не мог он туда заглянуть-вздохнул Бодрич. Мы все три Чуда Света от лихих людей к волхвам отправили в храм Световида, к Елизару с Кудеяром и Поконом. Теперь к ним никто и подсунуться не может. Да и не успел бы, если бы хотел. Я сам на следующий день после свадьбы Любавы  из оружейной взял три кованных сундука, да ночью и отвез с одобрения Любавы и Пересвета. А здесь какую стражу не ставь, всё не надежна. Ну, кто ж помолодеть не захочет, али живую воду от будущих ран запасти. А волхвам ничего этого не надо, они к скудости приучены и к соблюдению обетов. Его на части режь, он от воли богов никуда. Да к тому же Василиса с Онегой постоянно крепкие заговоры на кражу ставят, каждый день новые. Так что с чудесами нашими всё в порядке. Никто на них взглянуть не сможет.
Поляночка удивленно глянула на отца.

-Ой, ты и мне одной этого не говорил, а чего же теперь при всех разговорился?
-А потому, что волхвы намедни обрушили несколько ходов под храмом и теперь по тем пещерам только один Елизар пройти может. Там же весь холм изрыт и никаким лихим людям не найти, хоть весь его облазают.
А про Кожемяку, я думаю, он просто переживает что у него свадьба тогда не состоялась. Хоть и любви промеж ним и княжной не было, а всё же обидно что прямо свадьбе от ворот поворот получил.

-Ну и эта у него не состоится!-с внезапной злобой раздула ноздри боярышня. Я ему ещё до свадьбы от ворот поворот сделаю, так что он на всю жизнь запомнит.
-Но все-таки что-то его очень сильно гнетёт-отошла от слюдяного окна высокая Калина Пьянкович. А не болен ли он чем?
-Скорее я больна и скоро помру от его вывертов-схватилась за виски Поляночка. А тут ещё каждую ночь кошмары сняться. Хоть спать не ложись.
-А ну-ка, давай рассказывай, что снится то? Может здесь нам все и откроется?
-И то я думаю, что это у подруги под глазами круги затемнели? И ведь грешным делом сама про другое подумала-заулыбалась Калина.

-Ага! Решила, что я тайком на свиданки к нему бегаю или в горнице по ночам у окошка стерегу? Как не так-рассердилась Поляночка и кинулась в подругу мотком, подвернувшихся под руку цветных ниток.
Калина ловко поймала моток и засмеялась.
-А что? Я сама так делала, когда мой муженек в прошлом году ко мне женихался.

И здесь она игриво подмигнула Перегуду, молча сидевшему подле воеводы. Он заменил Евлампия Гаркуна на посту начальника городской стражи, и с тех пор постоянно не ладил с помощником последнего. Половчанин Кунчата был очень недоволен, что его обошли, и постоянно строил козни молодому воеводе.Перегуд зашел к Бодричу с просьбой об отставке последнего и нежданно –негаданно попал на семейный совет. Он в ответ тоже подмигнул Калине.
-У меня хоть три жены, но я невестился только с одной и до сего дня люблю больше всех.
-Ой! Молчал бы! – воскликнула возмущенная Росинка. А кто меня всю неделю по заду шлепает, да оглаживает? Не ты ли часом? Или дед Домовик, ростом с Боровик, красная шапка, да пауков охапка?
-ну, это я так, для настроения-покраснел Перегуд.

-Ты, вот что, милый друг,  для настроения своих жён тискай, особенно коих из иртильского похода приволок, пока свеженькие, а на чужих девок нечего заглядываться. А то я тебя быстро угомоню. Волхвы, они любят неверным мужьям кое-что укорачивать, во славу богов-сурово заявил Бодрич.
-Да это же так, одни угрозы. И  никогда не исполняется-попробовал отшутиться Перегуд.
-А вот мы с тебя и начнем-усмехнулся Бодрич. А то христиане говорят что блуду у нас русичей много. Вот мы через тебя с ним и начнём бороться. А то у нас уже почти все бабы в христианки заделались, так что нам уже до одножёнства недалеко.
Он усмхнулся в бороду и успокоительно подмигнул слегка побледневшему Перегуду. Но затем взял бороду в горсть и повернулся к дочери.

-Да ты, не мечись, Полянка, а обскажи-ка всё потолковей. Почему такое дело скрывала? Ты же знаешь, что я после необычной смерти нашего несчастного князя стал страсть какой суеверный. Я теперь во все сны и предсказания верю, так, что даже голова маленько  дыбом.
-Я не хотела про них рассказывать, потому, что кончаются они все хорошо, я и надеялась, что последнее –то и сбудется. Но начало у них у всех плохое. Ужасное у них начало. Да, вот взять к примеру мой сегодняшний сон…
Поляночка тяжело вздохнула и начала свой рассказ.
-Виделось мне, будто иду я по лесу одна одинёшенька. А лес-то мёртвый. Ни птицы ни поют, ни цветы ни цветут. Солнце внезапно покатилось за окаём и густой сумрак затопил лес. Вдруг из –под куста высунулась белая рука и ухватила меня за ногу. Я визжу, а голоса своего не слышу, будто визгу и нет вовсе. А из-под кустов голос жалостный и говорит мне.
-Не ходи туда, не надо! Съест она тебя, змея подколодная…
Я, конечно, вырвалась, да и бежать оттуда, давай бог ноги.
Она оглядела своих внимательных слушателей и смущённо покраснела.
-Ну, а дальше то что?-поторопила её нетерпеливая Калина.
-Деревья вдруг ожили и закачали верхушками. Из стволов потянулись ко мне страшные лапы и стали всюду хватать меня, срывая одежду, пока не оставлись на мне редкие лохмотья. Лес вдруг начал редеть и я увидала вдали огоньки. Лапы перестали дотягиваться до меня и я, уворачиваясь от них, помчалась на огоньки. Но внезапно под ногами оказалась пустота и я полетела вниз, безнадежно пытаясь ухватиться за куст. Провалившись под землю я обо что-то ударилась.
-Шишку не набила?-насмешливо пошутил над её страхами Перегуд, но все так на него глянули, что он прикусил язык.
-Короче, очнулась я присыпанная землёй на какой-то куче. Силюсь шевельнуться, а не могу. Призвала я на помощь своих покровительниц, Желю и Триглу, смотрю рука зашевелилась ещё раз позвала, другая зашевелилась. Тут уж я помянула добрым словом отца нашего Сварога и поднялась на четвереньки.

С кучи слезла, а на неё в это время с верху глыба, как рухнет, так что я и Макошь вспомнила для удачи. Потом вижу где-то свет слабый мелькает и поползла я на него. Ползу и ползу. Потом думаю, что это я дай-ка встану. И правда потолок оказался довольно высоко, можно было не очень кланяться. А свет-то всё сильнее. Ну, я и иду к этому свету. А в стороны от меня пауки разбегаются. И чем дальше, тем больше. В одном месте смотрю уже с кошку размером. Потом пара с собаку показалась. Мне уже страшно стало, а свет то манит. И вдруг из бокового прохода на меня куча пауков как бросится. Я прижалась к стене, а большой черный паук меня загородил и давай их раскидывать. Они зашипели на него и скрылись. И он за ними убежал. Я опять осмелела и пошла дальше. Смотрю пещера подземная вся в факелах. Но пещера огромная, а факелов мало. Да и то, они только на колоннах, а по стенам не видать. И мрак кругом шевелиться.
Пригляделась и вижу я кресло размером с конную повозку, а то и побольше, а в ней паучиха с женской головой. Я бежать от нее. А она как вскочит и давай за мной гоняться. Куда я не побегу, а она всё-равно впереди. Уставится мне в лицо своими белыми глазами и смеётся страшно. Загоняла меня так, что я упала и шевельнуться не могу.
-И что же она с тобой сделала?-тревожно спросила Росинка.
-сдернула она с потолка огромную паутину и закутала меня в нее, да так, что я и шевельнуться не могла. Встала она надо мной, наклонила ко мне свое белое лицо и зашипела, мол, отдавай мне своего жениха, он мне свою любовь обещал, да не сдержал своего слова. И вот я теперь из-за него в виде скруны из людей кровь пью!- добавила она и уколола меня в живот своим роговым жалом на животе. Я тут же проснулась, а на животе кровь, и опухоль, как от укуса слепня, только больше. Оно и сейчас ещё не прошло-жалобно добавила она.

Женщины схватили Поляночку за руки и повели в спальню, чтобы осмотреть её рану, оставив Перегуда и Бодрича одних в молчании крутить головами и чесать затылки. Их молчание продолжалось недолго. Стукнула дверь и сумрачные женщины вошли в трапезную.
-Ой, батюшка! Что делать то? Пятно выросло в несколько раз-испуганно прошептала Поляночка.
-А, ну, Кожемяку мне сюда! Помощника моего хренова!- не своим голосом завопил Бодрич, стукнув кулаком по столу, да так, что большой медный ковш подпрыгнул и опрокинулся на пол.

И перепуганные слуги бросились прочь из помещения, отправлять гонца за Кожемякой.
-И за Онегой и Василисой тоже  Глафира, срочно пошли людей. Пусть по своим колдовским книжкам всё разузнают!-крикнул  старый воевода своей дебелой домоправительнице.
Не по годам проворно она выскочила за дверь и скоро вернулась.

Трапезничать стали одни мужчины, переговариваясь о текущих делах. Бодрич решил найти Перегуду другого помощника, а Кунчату отправить сотником в младшую дружину.
-Ничего! Пусть порастрясёт жирок с молодежью, авось не так будет обидчив. И хватит об этом. Заглавников у нас теперь пруд пруди. Свенельд на старшей дружине, я- на младшей, ты- на городской страже, Сафрон- достань воробышка на ополчении, Кожемяка на личной княжеской сотне Пересвета. Так, что по военным делам нам теперь никто не страшен. А вот кого нам на торговый да на разбойный приказ поставить? Поразмышляй на досуге, тогда и пойдем к князю на доклад. И пока хватит о делах. Ну их к лешему. И без того на сердце муторно. Уж как я радовался, что Кожемяка с Полянкой обручились, и на тебе…

-Подожди, воевода! Я тебе с ходу назову, кого на Разбойный приказ назначить, а там думай, как знаешь. Купцы-беломорцы человека привезли, в тайге его разбойники  якобы ограбили и бросили. Только один шепнул мне, что этот одноглазый болезный и немощный человек, не иначе, как бывший атаман Вельх, которого шайка бросила умирать в лесу. Представляешь себе, как он теперь на них зол. Да и в лицо многих душегубцев знает.
-Ну это ты несёшь чорт его знает что… А впрочем… Дай подумать, давай завтра поговорим, на свежую голову.

А женщины в это время шопотом выспрашивали у Поляночки подробности остальных сновидений. Неожиданно в воздухе запахло гарью, посреди трапезной залы повалил синий дым, и из дымного облака появилась темноволосая красавица Василиса Премудрая. Глафира заворчала на волшебницу по- свойски, обвиняя её в пристрастии к опасным огненным чудесам, от которых недолго и до большого пожара.

Листень действительно стоял сухой и дымный, на болотах горел перегной и трава. Однако Василиса видимо была не в настроении. Это случалось, когда Роман отказывался по полдня с ней отплясывать, а запирался от неё в свою мастерскую и заводил надрывно-жалостные песни, которые иногда сбегались слушать целыми улицами, пока Роман разрисовывал доски маслом да холстины углем. Василиса только холодно посмотрела на Глафиру, и, не ответив на её ворчание, мрачно улыбнулась.

Домоправительница хотела добавить что-то ещё, но неожиданно для всех квакнула. Василиса засмеялась. Глафира покраснела и испуганно уселась на лавку в дальнем углу просторной залы. Ей было ужасно стыдно своего позора, слёзы показались у неё на глазах. Слишком привычно она вертела всеми в тереме Лихобора Бодрича и вошла во вкус полноправной хозяйки.

Она не подумала о том, что для царевны-волшебницы она была в сущности почти никто. Впрочем, тоже можно было сказать и о самом Бодриче. Василиса очень придирчиво относилась к кругу своих друзей, лишь снисходя до остальных людей. Впрочем, винить за это знаменитую затворницу вряд ли пришло кому-нибудь в голову.

Однако, едва Глафира забилась в дальний угол и стихли неуверенные смешки остальных женщин, как в помещении стукнуло слюдяное оконце и подул свежий ветер. Потянуло запахом моря и посреди залы возникло густое белое облако, из которого появилась очаровательная улыбающаяся беломорская царевна Онега.

-Однако у Онеги-то поприятнее чудеса будут-неожиданно даже для себя съехидничала тётка Глафира, но тут же охнула от испуга, так как у неё изо рта вырвался длинный язык пламени.
Она поспешно зачерпнула кружку воды и стала жадно пить, испуганно косясь на Василису. Василиса тонко улыбнулась и покачала головой. Изо рта Глафиры брызнула тонкая струйка воды и вдруг выскочила лягушка. Все сойкнули и зашумели.
-ну, хватит! Хватит! Прости её, она больше не будет ничего говорить тебе поперек.
-Зачем ты её так?- мягко спросила подругу, подплывшая к ней по воздуху Онега.

Подруги поцеловались. Обнявшись, они подошли к Поляночке и спросили, зачем она их звала. Однако такой вопрос не понравился воеводе и он начальственно-сурово проворчал.
-Это не она, это я вас вызывал, чтобы узнать…- и вдруг осекся под язвительным взглядом Василисы.
-И ты туда же дядька Лихобор? Я ведь не тебя спросила.

Бодрич вспыхнул и выругался.
-Леший с вами. Разбирайтесь с вашими снами и гаданиями хоть на квасной, хоть на кисельной гуще, как знаете. Я больше в эти дела не лезу.
-Так то!- ехидно улыбнулась Василиса и волшебницы стали шептаться с Поляночкой, временами поглядывая на мужчин.

И вот, откуда ни возьмись, завертелась-закрутилась на столе , сама по себе щелкая буковыми дощечками на серебряных кольцах, знаменитая книга Василисы. Онега тоже не стояла без дела, а высыпав из рукава в ковш с водой какую-то серебристую пыльцу, стала внимательно в него вглядываться. Остальные, затаив дыхание, следили за ними. Наконец, волшебницы озабоченно переглянулись и вздохнули, недоумённо пожав плечами.
Перегуд тут же вмешался.
-Эх, вы! Всё мы, да мы. А сами простых вещей делать не умеете.
-Вон, Калина-то у нас и то небось знает что сказать?

Победно улыбаясь с высоты своего немалого роста Калина Пьянкович выплыла из-за стола. Она была заметно выше и тоньше остальных женщин, но чтобы не выглядеть палкой носила длинные, развевающиеся одежды. Ей очень шло бирюзовое с зеленью платье с красными накладками в серебре и жемчугах. Золото и бриллианты были не для неё, но она не завидовала волшебницам и Поляночке и всегда держалась исключительно непринуждённо в любом обществе.

-Верно или нет учила меня моя бабка, не знаю. Однако могу сказать, что если посмотреть по набору плохих знаков, то их очень много. Неизвестная женщина хочет уберечь от беды, раз, пауки, которые всё время растут, говорят о том, что опасность возрастает с течением времени, это два, прямая угроза и укус кровососа, это три. А хороший знак здесь только один-запоздавший обвал в начале сна говорит о том, что опасности ещё можно избежать.
Явно выраженная любовь Поверты или Скрутны к Кожемяке говорит о страшной угрозе для Поляночки, поскольку её соперница очень могущественна в своей злобной силе. Она может погубить Поляночку.

-Да ни за что!- неожиданно воскликнули в один голос обе волшебницы и тут же рассмеялись.

Их неожиданное восклицание рассмешило всё собрание и напряжённое выражение лиц смягчилось у всех, кроме Бодрича. Старый воевода был суров и хмур. Он внутренне спрашивал себя откуда все эти напасти и когда они закончатся, но не находил ответа. Он тяжело вздохнул и посмотрел на молодёжь. Женщины во главе с Калиной наседали на волшебниц, пытаясь узнать о том, что те смогли увидеть в книге и чаше, но ничего вразумительного не добились. Волшебницы могли сказать только то, что заклятие Поверты очень тяжёлое и скреплено на уровне богов, поэтому открыть его очень трудно, ибо сначала надо взломать заклинание. Это может стоить взломщику трёхлетних болестей и горестей и даже неизлечимой слепоты.


ПРИЗНАНИЕ КОЖЕМЯКИ

Но вот наконец на крыльце затопали тяжёлые сапоги, загремело оружие, и в трапезную ввалилась целая толпа воинов. Это были Кожемяка, Свельд и Свенельд. За ними вошёл Роман и удивился, увидав здесь свою жену. Для полного сбора ватаги с Летучего Корабля не хватало только плотника Степана Лихоборца, Николы Подолянина с его Переславой и скорохвата-охотника Ярослава Зверолова.
-Ох и толпа собралась!- удивился Бодрич. –Накой, ты Вася столько дружков с собой приволок? Или какую вину за собой знаешь, заступники понадобились?
-Разреши воевода за стол сесть, да кваску испить. Дюже сильно бежали, аж взмокли все. Что за тревогу ты решил поднять? Расскажи пошто звал?
-Ишь ты! Пошто звал? А пошто ты мне Полянку мучаешь, да так, что ей по ночам кровососы сняться.
Кожемяка при этих словах заметно вздрогнул. Он молча сел за стол, ожидая, пока подошедший служка нальёт ему квасу. Осушив чашу одним махом, он шумно вздохнул. Оглядев собравшихся, он сжал руку в кулак, как бы набираясь духу и выставил её перед собой. Его кулак несколько раз сжался и, наконец, Василий начал свой нехитрый рассказ.
-Понимаю я ныне, что опутали меня какие-то тёмные силы. Однако прошу вас, простите моё неразумение, особенно ты, Поляночка…
Он ещё раз вздохнул. Полянка встала из-за стола и подошла к отцу. Бодрич ласково обнял её и они замерли в ожидании.
-Короче после победы над Змеем Горынычем и над Кощеем я окончательно уверовал в то, что боги на моей стороне и забыл, точнее постарался забыть о той страшной истории, которая приключилась со мной в июне на купальскую неделю, когда к вам повадился летать крылатый змей. Я в это время выполнил заказы по переплетению книг в христианской обители Чернигова. По возвращении домой с возом подарков и возницей уже перед Владимиром угораздило нам заблудиться и попали мы в гости к луговой бабе Яге-она назвалась Ягниной. Эта колдунья и  сказала мне, что кто-то из богов обратил на меня внимание, но его соперник решил меня сжить со свету. Она не знала на чью сторону встать, и продержала меня двое суток в подземелье. Мне с трудом удалось выбраться, уповая на Велеса и Световида. Я заманил бабку в подземелье и запер там. Забрав её коня, я радостно отправился искать своего возницу и попал в незнакомый безмолвный лес. Вот тут то я познакомился с Повертой, несчастной девушкой, которую колдунья из зависти превратила в скруну, паука-кровососа, отняв у неё жениха и убив его. И теперь за этот обман она мстит всем девушкам и отлавливает парней, чтобы полюбили либо её, либо её жертву, в которую она может войти в виде змеи. Но пока ей не удается родить ребенка, так как у плененных ею женщин родятся одни лишь пауки…
-А ты откуда знаешь?- пытливо спросила Калина.- Сам что ли пробовал?
Кожемяка повесил голову.
-Она заставила меня сделать это под угрозой страшной смерти.
-Эх, ты, герой, видеть тебя больше не желаю- вспыхнула Поляночка. Кожемяка вскочил, протягивая к ней руки, но она с брезгливостью шарахнулась в сторону и убежала в свою горницу.
Воевода Бодрич махнул рукой и сказал.
-Не беспокойся о ней. Поплачет, образумиться. Ты давай дальше рассказывай, что она от тебя хотела.
-она взяла с меня клятву и дала срок, что до того дня, когда в ее лесу упадёт последний листок, я должен явиться со своей невестой и родить для неё ребенка, который разрушит колдовское заклятье завистницы. Я ведь тогда ещё не знал, что моей невестой станет Поляночка-убито прошептал Василий.
-Нечего сказать. Ай да герой- не удержалась Глафира.
-Ну о сроке можешь не беспокоиться-заявила Василиса.
- С сегодняшнего дня в её лесу больше не сорвется с дерева ни один листок.
И она вновь выбросила свою волшебную книгу перед собой на стол. Защелкали завертелись буковые дощечки и Василиса радостно объявила.
-Вот кто её злая разлучница и гонительница! Это и есть колдунья Ягнина или Яга Полевая. Нам надо добраться до неё и обманом выведать заклятье. Но лучше это сделать неженатому молодцу, который должен выдать себя за её спасителя- добавила она поспешно, заметив, как её Роман, заскучавший без дела в последнее время, вдруг стал распрямляться и выпятил грудь колесом. 
Она тут же добавила.
-Двое из ваших товарищей ещё не женаты- и она уверенно указала на Свельда и Свенельда.
Воцарилось молчание, которое, наконец, прервал баламут- корабельщик.
-Ну, напугались все, просто сил нет, аж слышно, как мухи летают. Что это вы все аж дышать перестали. Я лично берусь угомонить эту пакость, то есть, тьфу, заколдованную девицу. Ну, в общем, если Василиса с Онегой ещё маленько подсобят, то мы со Свельдом прямо завтра и отправляемся. Так я говорю, девицы-красавицы?
И он весело подмигнул переглянувшимся волшебницам.
-Какие мы тебе девушки, ты, пьянчужка беспутный…-начала вдруг Василиса, но Онега дёрнула её за рукав и улыбнулась братьям-воякам.
-Конечно, поможем. Положись на нас Свенельд. Мы обязательно что-нибудь придумаем.
В это врмя дверь в трапезную открылась и в неё вошла худенькая черноволосая Переслава. К её матовой белой коже и синим глазам прекрасно шло синие платье с бериллами и топазами, кое-где тронутое серебрянными узорами. За ней показался её муж, кузнец Никола с длинным свёртком в руках. Следом шёл рыжеволосый столяр Степан со свёртком поменьше.
-Ух ты! А мы не ждали негадали попасть на столь замечательное собрание. Мы Василия ищем, а он вон где от нас прячется.
-С чем пришли добры молодцы? С дареньями, али угощеньями? Не скромничайте. Знаем, что из ваших рук пустое не выходит. Подсаживайтесь к столу, да рассказывайте-сурово пробасил Бодрич, не смотря на отставку с должности главного воеводы, привыкший всеми  распоряжаться по своему усмотрению.
Да и то во всём собрании он был самым старым, если не считать Василису, которая, в общем, несмотря на строптивость и ворчливость, не претендовала на то, чтобы выпячивать свой возраст. Не хватало только князя Варлаха, но старик весело гулял в городских кабаках, на постоялых дворах и в харчевнях, лишь иногда наведываясь к Бодричу на посиделки, чтобы обучить того диковинной игре под странным названием шахматы.
-Садиться не будем, а подарки покажем-довольно проговорил Степан и первым развернул холстину.
И все ахнули, ибо на длинный резной стол легла деревянная тула в чёрной кожаной обтяжке с тиснёными птицами и грифонами. Узорные серебрянные пластины украшали её кромки. А в туле, как влитой сидел огромный тугой лук из деревянных и металлических пластин, украшенный насечками и стянутый звонкой тетивой. Он намеренно щёлкнул по ней пльцем и она зазвенела, загудела по шмелиному.
Бодрич не утерпел и выхватил лук из рук Кожемяки.
-А ну-ка, пошли на двор. Там его и попытаем.
И вот, позабыв о колдунах и страшных снах, гости повалили на широкое подворье.
Гости вышли на широкое крыльцо и мужчины сошли вниз, а Поляночка и Росинка, Синеока и Глафира, Калина и две волшебницы остались наверху, чтобы посмотреть на стрелков. Первым, конечно, стрелял воевода Бодрич. Он приказал подошедшему гридню поставить яблоко на тын, что шёл по краю подворья и сбил его первой же стрелой. Вторая стрела улетела дальше и из-за забора послышалась забористая ругань.
-эй, кто там балует? Пошто шапку мне испортили лиходеи-завопил с улицы разгневанный бас.
Бодрич сдвинул шапку на лоб и почесал затылок.
-Раз орёшь значит до смерти не убили!-прокричал он и довольно слушал, как в ответ понеслась забористая ругань.
-Чтоб ты сдох, косорукий ирод! Новёхонькую шапку пробил и в пыли вывозил! Чтоб тебе эта стрельба боком повылазила! Чтоб руки у тебя с утра и до обеда тряслись как у пропойцы, а с обеда до вечера глаза смотрели, как у косоглаза! Чтоб баба твоя тебя перед сном и с утра ухватом била! Чтоб тебе до седин в ворота не попадать, а об забор лбом шваркаться, хоть пешему, хоть конному! Чтоб тебе..-хрипло продолжал бас и вдруг замолк.
Мелкая серебряная монета из поясного кошеля Бодрича перелетела через забор и голос загудел, забурчал и постепенно замолк в отдалении. Бодрич весело подмигнул всё ещё пасмурной Василисе.
-Однако и мы могём колдовать, не всё бабам впереди быть. Кинул чуток серебра, человек и онемел в одночасье. А то и другие какие дела умеем делать, скажем, мысли читать. Вот ты сейчас хочешь, чтобы я передал лук Роману. Ну, так и быть по-твоему, пусть стрельнет. Он мужик глазастый.
Роман с поклоном взял лук, взглянув на заулыбавшуюся Василису, и сорвал яблоко с небольшой яблоньки. Он проткнул его стрелой и, подойдя к стене терема, воткнул стрелу между брёвен.
-Ну, гляди у меня, если слюдяные окна побьёшь, точно отправлю к грекам или арабам в  каменоломни в обмен на светлые пластинки. Года три у них попаришься, а потом я тебя глядишь и выкуплю.
Роман ничего не ответил, а, считая шаги, отошёл к тыну. Он прищурясь глянул на Василису и остальных друзей и начал натягивать лук, медленно прицеливаясь в яблоко. Лук мягко скрипнул и выгнулся крутой дугой. Было видно с каким трудом удерживает Роман тугую тетиву. Но вот он довёл её почти до уха и резко отпустил. Звонко загудела тетива в ответ на птичий посвист стрелы, но яблоко осталось невридимым. Все засмеялись.
-Эх Роман-мало каши ел. Отдавай лук, не про тебя он.
Роман надулся и сделал ещё одну попытку. На этот раз он был удачливее и задел край яблока.
-Мой муж во всём должен быть первым!- обиженно выговорила ему Василиса.- А ты от старика отстаёшь.
Бодрич не обиделся на её слова, а лишь слегка покачал головой. Зато Роман насупился и молча ждал, пока отстреляют все остальные-Кожемяка, Степан, Перегуд, Свенельд, Никола. Затем напросились на стрельбу женщины.  Онега с Василисой ушли вообще в дальний конец сада, но и оттуда их стрелы летели как заговорённые. Однако они начисто отвергли обвинение в чародействе и поклялись страшной клятвой, что из лука стреляют так с детства. Последней стреляла очень грустная Поляночка. Но её стрельба совсем не задалась и она со вздохом ткнула лук в руки подбежавшему Роману. Он быстро огляделся по сторонам, выбирая цель посерьёзнее и вдруг поймал взглядом двух сорок, мелькнувших из-за терема. Одна за другой свистнули две стрелы и птицы свалились в сад, даже не пикнув.

-Это вам не по яблокам стрелять-довольно заявил Роман, подбоченясь и принимая дружеские хлопки по спине и плечам.
-давно бы так!-проворчала Василиса.-А то чуть меня не опозорил…
Но договорить она не успела, так как из глубины сада донёсся громкий протяжный стон.
-Ой, помогите мне несчастной, помогите, люди добрые!-плакал женский голос.
Переглянувшись всей толпой гости и хозяева бросились в сад. Онега и Поляночка первыми подбежали к лежавшей на земле темноволосой красивой девушке. Стрела вонзилась ей под сердце, и она умирала, захлёбываясь пузырящейся изо рта кровью. Поляночка сразу же признала в ней пропавшую горничную княжны.

-Ой, да никак это Липава? Откуда ты здесь взялась? Ты же пропала после захвата Владимира Чёрным принцем.
-Я …стала … служить … Зольдии. Она обманула меня … и оставила в образе сороки. Помогите… кто –нибудь… мне больно … отомстите за меня … она собирается оживить …
Глаза девушки померкли и закатились. Синева набежала на её лицо, и дыхание несчастной навсегда остановилось. Поляночка поднялась с колен.

-Отец! Немедленно отправь стражу к купцу Чуриле Лепнёву. Арапка сейчас служит у него  кухаркой или горничной. Медлить нельзя ни мгновения.
-Я боюсь, что стража может опоздать –заметила Онега своей темноволосой подруге-волшебнице Василисе, оглядываясь на заходящее светило.


Рецензии
Искупалась в сказке, как в волшебном,
кристальной чистоты ручейке.
Имена, слова, быт, поступки - всё увлекает
и ведёт к добру.

Спасибо огромное! Счастья желаю,

Дарья Михаиловна Майская   05.11.2020 16:52     Заявить о нарушении
спасибо -взаимно счастья!
с добр нч!

Ник.Чарус   06.11.2020 09:31   Заявить о нарушении