Изр. гл. 4 Море

Теперь, когда я одна,  без вчерашнего Иосифа, без мисс Марпл и иных пассажиров упомянутого автобуса, задумалась об истории этих мест.
 Современное море образовалось 20-40 тысяч лет назад. За 100 лет береговая линия опустилась на 40 метров. И по расчетам специалистов, море высохнет в ближайшие 700-800 лет. 
    Долина Иордана, в которой  лежит Мертвое море, представляет собой межконтинентальную впадину,  образовавшуюся при распаде двух материков Евразии и Африки.   
       Задолго до библейских событий  здесь была впадина реликтового океана, соединенного со Средиземным морем.  Когда океан ушел, моря сменялись сухими периодами.  Потом было море Лашон, очень соленое, а когда отошло, оно оставило за собой пласт соли  и  впадины глубиной почти два километра. На южной окраине Мертвого моря пласт этот выдавлен на поверхность геологическими силами и образует огромную солевую гору Содом 11-милевую горная солевая цепь.  Море, пересохнув, оставило за собой след.
 
        Солей в Мертвом море почти в десять раз больше, чем в океане. Если рыба из впадающей в озеро реки Иордан случайно заплывет в этот "бассейн с рассолом", она погибнет через одну минуту. Вообще  слово «море» к нему не очень подходит: семьдесят шесть километров в длину, семнадцать — в ширину — не слишком-то морские габариты!
       И хотя для рыбок и любой живности  состав так называемой воды смертельно опасен, для человека он очень полезен. Целебные свойства Мертвого моря известны с древних времен. Особая солнечная радиация и климатические условия, обогащенная кислородом атмосфера. Богатое минералами соленое море  термоминеральные источники и минеральная грязь вода и соль вывозились в Италию римской знатью.
       Из растений произрастающих на берегах озера производилась ценная и престижная косметика, духи и медицинские препараты. Они обладали такой экономической важностью, что даже разыгрывались войны за обладание ими. Так Марк Антоний завоевал область Мертвого моря для Клеопатры. Еще иудеи и римляне строили на его берегах водо-грязелечебницы. Древнейший историк Флавий писал 2000 лет назад, что сам царь Ирод посещал горячие источники в районе Мертвого моря, где находил лечение и покой. Красавица Клеопатра прекрасно знала об удивительном действии на кожу минералов.
        Вода хороша для усиления кровообращения и улучшает обмен веществ, успокаивает нервную систему, очищает кожу хороша при аллергии, псориазе, экземе, угревой сыпи.  Минеральная грязь обладает ранозаживляющим действием, устраняет себорею и перхоть. После грязевых аппликаций разглаживаются морщины, замедляется процесс старения кожи.  Грязевые аппликации на суставы и позвоночник оказывают целебное действие при артрозах, артритах, радикулитах, ревматизме, болях в суставах, бессоннице.
       Низкая влажность и большое испарение при высоком содержании в воздухе  бромидов усиливает обмен веществ, расширяет бронхи и кровеносные сосуды, нормализует деятельность нервной системы.
            Еще одно богатство озера — асфальт, который здесь добывали с давних времен. Еще финикийцы и римляне смолили им свои корабли. А сейчас Мертвое море -одно из немногих в мире месторождений природного асфальта, без которого не обходится ни одно шоссе.
       Справедливости ради следует добавить, что на самом деле израильское озеро далеко не единственное на планете со столь ценными  целебными качествами. Просто это место очень разрекламировано. Здесь престижно, комфортабельно, шикарно. И, конечно же, дорого. А вот подобные места в России не столь популярны у гламурной публики, потому что без комфорта. 



На самом деле Мертвое море - не только экзотика.  Это место тесно связано с библейскими событиями.
             Чем дальше на юг, тем вода солонее, а на самой южной оконечности из высыхающего пересыщенного рассола образуются даже своеобразные "соляные столбы" самого причудливого облика. Один из них, напоминающий своими очертаниями женскую фигуру в плаще, связан с библейской легендой. Он называется "жена Лота".
         Все, наверное, помнят, что, собираясь покарать погрязшие в разврате Содом и Гоморру, Бог предупредил об этом праведника Лота, и тот ушел с женой из города накануне его разрушения. Но жена праведника, нарушив запрет Господа, оглянулась, уходя, на родные стены, за что и была превращена в соляной столб.
          Названия городов-близнецов Сдома и Аморы сегодня ассоциируются прежде всего с человеческим пороком во всех его проявлениях. Однако при чтении Библии оказывается, что в тексте отмечены всего два греха их жителей: крайнее негостеприимство и гомосексуальное насилие (отсюда и современное значение слова "содомия",  «содомский грех»).
        Когда к племяннику Авраама, Лоту, пришли путники, чтобы провести там ночь, сдомиты окружили его дом и стали требовать, чтобы Лот выдал путников, "и мы познаем их". На языке Библии слово "познать" означало и "вступить в сексуальные отношения". Для нас отвратительно, что Лот, единственный более или менее приличный человек в городе, пытается откупиться от содомитов, предлагая им на поругание собственных невинных дочерей. Путники, которыми были Божьи ангелы, на время ослепляют сдомитов. История Содома не раз упоминается в Библии. Некоторые пророки называют и другие грехи сдомитов, о которых не говорится в книге Брейшит,  «Бытие». Например, Иехескель поясняет, что "беззаконие" Содома - в "гордости, пресыщении хлебом, праздности", нежелании поддержать "руки бедного и нищего" (16:49 - 50). В Талмуде Содом также стал си¬нонимом эгоизма и жестокости: по преданию, в Содоме и близлежащих городах действовал запрет давать пищу странникам. Когда мягкосердечная девушка пожалела голодного путника и дала ему хлеба и воды, возмущенные жители ее связали, обмазали нагое тело медом с головы до пят и выставили возле улья, чтобы пчелы зажалили  её  до смерти.
     Другая легенда повествует, что содомиты "щедро" одарили путников золотом с вытесненными на слитках собственными именами, но затем отказались что-либо продавать на них. Когда несчастный путник умирал от голода, жители собирались возле трупа, забирали свои слитки золота и делили между собой одежду странника. Хотя Содом и Гоморра были печально знамениты своей жестокостью, Авраам стремится переубедить Бога, когда он делится с ним Своим намерением разрушить эти города. Авраам спрашивает: "Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе?.. Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного (вместе) с нечестивым... Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?" (Бытие, 18:25). Похоже, Авраам защищал и нечестивых: иначе бы он попросил пощадить только праведных. Но Авраам просит Бога пощадить всех обитателей этих городов потому, что там может оказаться и несколько праведников. Это первый случай спора человека с Богом, открывающий длинную череду подобных споров, характерных для Библии и иудаизма в целом. Сотни лет после Авраама псалмопевец с гневом и болью взывает к Богу: "Пробудись, почему спишь Ты, о Господи?.. Почему скрываешь Ты лицо Свое, забываешь бедность нашу и угнетенность нашу?" (Книга Псалмов, 44:24 - 25; Авввакум, 1:2 и книга Иова, где пророки и праведники вопрошают Господа о путях Его). Стремление противостоять Всемогущему исходит из веры в то, что Бог, как и люди, несет на Себе личную ответственность и заслуживает критики, когда не выполняет Своих обязательств. Авраам убеждает Бога спасти Сдом и Амору, если в них найдется хотя бы 50 праведников. Бог соглашается, после чего Авраам начинает "торговаться" с Ним, прося пощадить город, если там будет 45, 40, 30, 20 и, наконец, только 10 праведников. Бог каждый раз соглашается на каждое предложение Авраама. Только когда становится ясно, что, по¬мимо семьи Лота, все население городов порочно, Бог решается на их уничтожение.
        Предполагается, что Содом и Гоморра находились в южной части нынешнего моря. Где-то в СМИ даже мелькали фото разрушенных стен с рисунками непотребств, совершаемых в этих городах – убойное самодостаточное доказательство. Но оно нигде не афишируется. Результаты подводных  же исследований дна моря на территории Иордании   ограничиваются общими фразами и размытыми выводами.
      Складывается ощущение, что артефакты и доказательства существования городов скрываются и замалчиваются. 

       Именно в связи с легендами о греховных   городах  в районе Мертвого моря,     отношение к тому месту не однозначно.

      Размышления  о духовной природе этого места,  об отношении к двум не увязываемым сколь-либо в одно доказательных позиций,  данностям, вывели меня на куда более обобщающие  широкие размышления.  Мне показалось необходимым попробовать развязать этот узел разных точек зрения и подвести их под один знаменатель.  В этом полнота понимания.   Любые самые полярные мнения  - все под одним небом, следовательно, в одном  пространстве и взаимозависимы. Антагонизм между ними следует рассматривать не как неизбежную  остервенелую войну миров, а как   необходимую закономерность,    естественность  по дороге  к  пониманию  людьми  структуры бытия до тех пор,  пока  мы не дорастем до  понимания   противоположностей, приятия  их как необходимости, как диалектическое единство.
       Применительно к Мертвому морю существуют две полярные точки зрения на  духовную сущность этого места. Не существует единого мнения  и среди священства. Причем,   приводимые в парадигме таинств православия аргументы для них, как ни странно, кажутся  не убедительными.
        Река Иордан впадает в Мертвое море. В этой реке крестился  Иисус. Следовательно, вся акватория реки освящена и очищена от скверны, и  её воды очищают воду моря.

      Вообще таинства, связанные с освящением воды, очень популярны, потому что действенны. Сила освященной воды известна давно и никем не оспаривается. Еженедельно воскресные  водосвятные  молебны  в храмах собирают массы страждущих.

       Однако эти аргументы  почему-то не убеждают.  Имея  непримиримую, радикальную точку зрения,  тем самым  ставится под сомнение  таинство крещения и  сама его сила.  Не во власти ли свыше возвращать к жизни мертвечину и греховность, что подтверждает Псалом 50: «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся».  И тогда придите и рассудим, - говорит Господь.
      Такой дар по лечебной ценности  способен перекрыть, уничтожить любой негатив, любую болезнь. Зло легко  обращается в добро, в  дар бесплатный - берите  и используйте.
      Однако по непонятной мне природе человека иному страждущему легче употреблять горсти таблеток, высиживать очереди в длинных больничных коридорах, впадая в столь ненавидимый грех осуждения, обвинять в некомпетентности врачей, жаловаться на медицину.      И в итоге переводить разговор с частной личностно наболевшей темы на широкие обобщения и обвинения всех и вся. И такое средство формирования сознания относительно  вобщем-то, любой темы, как обвинения  и  запреты,  нами принимаются.
     Одни   легко и на первый взгляд убедительно навешивают штампы,  другие легко их принимают.
      Вылезти из скорлупы, подняться, изменить сознание  всегда есть возможность и она в самой природе человека. В отличие от животных мы можем меняться.
     «Ищите и обрящете, стучите и откроют,..» -  говорил Христос в Нагорной проповеди.  Откроют вам всё, откроют и расширят  границы вашего познания.
      Но человеку свойственно мыслить, идя по накатанному пути. Быть как все, бояться неизвестного, отворачиваться от странного, отсиживаться в норах пока гремит гром – то есть пребывать в  комфортных условиях и ни за  что не отвечать.
    Когда по-одиночке -  вроде как минуется коллективная ответственность за таких, как, например, Джордано Бруно - итальянского монаха, выдающегося философа шестнадцатого века, сожженного инквизицией на костре, и которого католическая  церковь признала через триста лет после ею же устроенной казни.      
      Тема по изменению себя внутри  настолько широка и актуальна, служит неиссякаемым  источником   заработков  психологов, манипуляций политиков,  различного рода  спекуляций, - словом, культивированию мутной воды для ловли в ней рыбки.
        Добровольное ограничение  себя  информированностью  сужает  степень свободы и   делает человека безвольным, зависимым.

      Элементарное расширение степени собственной свободы,  как метафорически заметил Е. Шварц     в пьесе «Дракон»,   и есть уничтожение того самого «дракона»  в своей собственной голове,  олицетворяющего любые зависимости от драконов материальных и ментальных.

       Удивительно, что именно те люди,  которые считают Мёртвое море греховным, не желательным для посещения православным,   в упор не хотят замечать, что на планете множество куда более странных  и загадочных мест, чем Мертвое море. Они так и прозваны народной молвой: «гиблые», и таковые имеются  в каждой административной области и крае. Особенно ими изобилует Средняя  полоса России и горные районы. Их называют порталами в параллельные миры, там  пропадают люди, происходят странные явления, анахронизм времени, - места  однозначного зла для человека.
       И как раз туда некоторых  любопытных и исследователей аномалий как магнитом тянет.
     Здесь же, на том самом Мертвом море, никто не пропадает. Но почему-то некоторые клирики,  мнение которых слышала непосредственно в разговоре,   запрещают  строго-настрого своей пастве отправляться туда.    
        Наличие  столь радикальных мнений среди  священства относительно природы и пользы воды Мертвого моря  напоминает своеобразный Солярис, только реальный, не фантастический. Не познанный, до конца не понятый,  у него есть скептики и защитники, противники и  сторонники, - всё по С. Лему…

       Загадочная планета, описанная Станиславом Лемом в «Солярисе»,  оказываемое  ею  влияние на людей  у большинства  ученых по сюжету фантастического романа, так же как и у православных священников    по вопросу Мёртвого моря в реальной жизни,  вызывает подозрения  и настороженность.
      Доклады учёных, обсуждаемые на научном конгрессе, так же как  и мнения священников обнаруживают   непонимание  в этом вопросе:
«…сообщенные Бертоном сведения представляют собой сообщения галлюцинаторного комплекса вызванного влиянием атмосферы планеты с симптомами помрачения, которым способствовало возбуждение ассоциативных зон коры головного мозга, и что этим сведениям ничего или почти ничего не соответствует».
      И  лишь единицы, как доктор Мессенджер,  способны    достойно оппонировать основной массе горе-знатоков:
     « Мы не можем не считаться с особым мнением доктора физики Мессенжера, который считает, что сообщенные Бертоном сведения могли в действительности иметь место и нуждаются в весьма добросовестном изучении». 

       Так раздвинем же границы затронутой темы о природе Мёртвого моря, ведь…

«… ведь речь идет о вещах  более важных, чем изучение Соляристики. Речь идет о границах человеческого познания. Искусственно устанавливая такие границы,  мы тем самым наносим удар по идее безграничности мышления и, ограничивая движение вперед, способствуем движению назад».
               

      Кто читает  научную фантастику,  тот  увидит и поймёт философский подтекст в оговариваемой теме.  Станислав Лем   под внешнее  описание океана Соляриса    подвел  куда более глубокую основу, выраженную  в цитируемом отрывке.    
       Не о том ли писал и А. Чехов в "Человек в футляре"? Мы  гордимся своей классикой, никогда не сопоставляя с  собой лично и современностью.  Вот вам и «границы познания» - «как бы чего не вышло».
      Сами себя загоняя в рамочное мышление, становимся похожими на чеховских героев, высмеиваемых  в фельетонах, но при этом мы  боимся греха как огня. Одновременно впадая в букву закона, нарушаем закон  духа, становясь посмешищем для врагов, маменькиными сыночками, «маленькими человеками»,   фанатиками  навязанных нам идей.

       Имея право  по рождению на свое мнение,  мы часто намеренно ограничиваем себя в познании.  Обособившись от вечных  «вникай в себя и в учение», «познай себя и познаешь весь мир»  наше невежество   подпитывается     манипуляциями над  нами.
       Гордимся А.С.Пушкиным, часто упуская из внимания, что именно он является основоположником современного русского литературного языка, и что фраза: «О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух» принадлежит ему же. Именно «дух просвещения», а не буква.

      Мы не замечаем, как запросто, то тут, то там пресекаем естественное стремление человека  к познанию и анализу.  И тысячу раз прав М.Задорнов, вставивший в один из своих монологов точное наблюдение: 
   «Мы странные люди, почитаем Христа, забывая, чему он нас учил».
       Мы скорее подадим милостыню на похмел просящему на паперти, чем поможем ему с работой или лечением,  чем  поставим человека на ноги и вернём в общество. Мы будем до хрипоты хаять  Управляющие Жилищные Компании за постоянно растущие тарифы и непонятные сборы, но никогда сами не  дадим себе труд  обратиться в проверяющие организации и довести  дело до конца,  тем самым попустительствуя мошенникам обирать нас. 
      Наше русское внутренне не единство и противоречивость  позволяют одно и тоже природное явление  трактовать   по-разному:  одни убеждены в очевидности, другие пребывают  в сомнении.
      Мы не можем  сами в себе привести в гармонию данные от природы  составляющие компоненты.  Или одна крайность, или другая.  Ведь  естественные  человеческие  дух, душа и тела на то и триединство, что  попечение о любых  двух не вычеркивает третье.
     Бог соединил  три в одно, а мы, мудрствуя лукаво, разделяем и разрушаем. Баланс не соблюдается,  топчем у себя под ногами ценнейшие лечебными свойствами подорожник и чистотел, при этом прокладывая по ним дорожку к   аптекам с  химией и непомерными ценами.

      Если бы стало известно, что некая монахиня из такого-то монастыря в Иерусалиме     использует грязь с этого самого моря для лечения  варикоза,  её бы  отправили обратно в мир.

     Чрезмерное упование на батюшек, на власти, а так же и на бога,  снятие с себя  личной ответственности за критический анализ любой услышанной информации  создает  зависимость,  рабство  ментальное. 
      Не об этом ли писал философ Н.А. Бердяев? Размышляя,  что Россия  - страна, которой нужен поводырь всегда и во всем: в малом и большом. Традиционно такими поводырями и наставниками были старцы. Еще раньше – ветхозаветные  пророки и апостолы.  Но институт старчества изжил себя.  Пророков давно нет.  Остались   не «люди», не «личности» и не «сыны божии», а одни «рабы божии», количество которых     упорно  пытаются  преумножить клирики.    И часто Церковь запирает на замок любые   попытки   паствы осмыслить конкретные ситуации не догматически, а здравомыслием, предпочитая  недоговорить или запретить. Современные служители культа часто  затворяют царство небесное, и сами не входят, и хотящих войти не пускают, создавая тем самым,   праобраз кумира, кумира по имени   «не нужно и не душеспасительно», не допуская хоть каплю здравости в заскорузлые, не жизнеспособные догмы.
     Вследствие чего  человеку самому приходится развивать критическое мышление на основе анализа    увиденного, услышанного и прочитанного, хотя большинству  свойственно принимать точку зрения большинства или старшинства.  И в этом мне видится  главная  причина кризиса общества.

      Так же как и заповеди Божии не есть набор каких-то инструкций, одинаковых на все случаи жизни.    Такое примитивное понимание заповедей только по букве и привело иудейских законников к потере правильных духовных и нравственных ориентиров, к лицемерному прикрытию своей порочности и внутреннего эгоизма видимостью исполнения предписаний закона.
     Иными словами, цель всех заповедей закона Божия - очищение сердца. Но этого никак невозможно добиться путем лишь внешнего исполнения предписаний и  установок, проповедываемых     прихожанам  батюшками на воскресных проповедях.
      Так   некогда услышанный случай  о некой монахине из такого-то монастыря,  имевшей  кожные проблемы, которой  запрещали использовать лечебную воду из  Мёртвого моря    якобы из-за  греховной  природы места,  навел на довольно  актуальные  размышления.


         А в лобовом окне автобуса тем временем  холмистый ландшафт расступился  равнинным подступом к морю. 
Вот он,  "ПОСЛЕДНИЙ ШАНС",   и морда уже знакомого вчерашнего верблюда.
Проницательный читатель понял, что сие означает? 
        Керамическая утварь, в виде грубоватых по эстетике горшков, ваз, слабо сочетающаяся в моем представлении с  товарами-сувенирами как таковыми – длинными  неуклюжими, почему-то, не попавшими в поле моего зрения вчера, рядами вдоль шоссе сувениры на память от бедуинов и верблюдов.
      Большие и довольно грубые керамические товары очень выгодно, однако, сочетались с дефилирующими мимо них верблюдами. И те, и другие  более обращали на себя только внимание проезжающих туристов, глазеющих из всевозможных видов транспорта,  чем вызывали  желание совершить покупки. 
     Таково первое и последнее пристанище двугорбых, их хозяев со своим незамысловатым  товаром   в окрУге  Мертвого моря.
       В этот момент меня пронзила гениальная мысль!  Найдена разгадка   пугающей надписи! Так вот что означает «последний шанс»!
     Теперь я знаю, что огромная трафаретная надпись на заборе  «последний шанс» означает «последний шанс купить сувениры с Мертвого моря»!  Да! Действительно последний шанс,     поскольку  место это - последняя сувенирная точка   по дороге с моря. Моя жажда понять надпись удовлетворилась сама собой, и так изящно-грациозно,  так смешно, что теперь стала моим собственным анекдотом-байкой, пренепременно  являющимся  атрибутом воспоминаний для  любого слушателя, приготовившего к рассказу о моей поездке уши. 

         Внимание, сосредоточенное на  верблюдах, плавающих средь весьма не маленьких размеров керамических ваз,  переключилось на берега Мертвого моря.  Многое здесь напоминает о библейских временах. Это и возвышающиеся на высокой скале западного берега, напротив полуострова Эль-Лисан, развалины неприступной крепости Масада, построенной еще Иродом Великим, и священный Иордан, и древний город Хеврон, и таинственные пещеры Кумрана, где недавно найдены уникальные рукописные свитки двухтысячелетней давности, повествующие о событиях, связанных с началом христианства.

       По дороге к курортному местечку  Эйн  Бокек, к которому направлялась, находятся несколько знаменательных исторических мест, являющимися также туристическими достопримечательностями: Кумран, Масада, Эйн Геди. Об одном из них, Масада, мне хочется рассказать.

 


Рецензии