Схватка апостольских группировок 30-40гг. н. э

«Евреи жаждут чуда, а Эллины ищут мудрости» - писал апостол Павел в своём послании.

 Он был блестящий знаток человеческих душ и сам не раз использовал эту аксиому. После забивания камнями второго казначея молодой христианской общины (первым как мы помним, был Иуда из Кариота, выпотрошенный и повешенный сразу после смерти Христа) архидьякона Стефана, который был навязан апостольскому трио Иакову, Петру и Иоанну Гамалиилом в обмен на заступничество в Синедрионе, другой ученик Гамалиила - Савл из Тарса начинает систематическую расправу над иудейской частью христианской общины. Он использует всё: и римское гражданство, и принадлежность к фарисейской группировке. Его действия наносят колоссальный урон общине, имена многих видных христиан больше нигде не встречаются в Новом Завете, и их биографии будут написаны спустя века, на основе сомнительных преданий и легенд. Когда же площадка зачищена, тогда и приходит время для чуда, которого так жаждут евреи. Но для хорошего чуда нужно спокойное место и ассистент.

 Этим ассистентом становится первый союзник Савла – христианин из Дамаска Анания. Кто он? Имя, кажется, уже встречалось в Деяниях Апостолов, правда, его носил совсем другой человек. Человек, который хотел стать христианином, но утаил от апостолов часть денег от проданного имения, и был немедленно убит Святым Духом, в доме апостола Петра. Следом за ним Святой Дух расправился и с женой Анании –Сапфирой, когда она неосмотрительно переступила порог молодой общины. Имя Сапфира — это не еврейское имя, это сирийский эквивалент греческого имени Сапфо. А Дамаск столица Сирии. Что до евреев то очень часто они выбирали одно имя, которое становилось наследственным и родовым так, например, вспомните, что Иоанна Крестителя хотели назвать в честь отца Захарией,  имя Савл (Шауль или Саул) было родовым в колене Вениамина (в честь первого еврейского царя) и тд. Анания –  далеко не такое распространённое имя в древней Иудее, как скажем Иуда или Шимон. Если предположить родство между Ананием христианином из Дамаска и Ананием мужем сирийской женщины Сапфиры, становится понятен его интерес в этом деле. По преданию Анания из Дамаска входил в число 70 апостолов и лично знал Христа, и обладал большим авторитетом. Возможно, он сам возвестил своим родственникам Благую весть, а после привёл к апостолам. Однако в то, что его родственники, которые буквально накануне распродали всё своё имущество, были убиты в доме апостола Петра Святым Духом, он, скорее всего не поверил. Именно это и склонило его встать на сторону Павла в его противостоянии с Петром, Иаковом и Иоанном. Анания помог Савлу с его чудесным исцелением от слепоты, и три года поддерживал в Дамаске, в то время как число его сторонников росло.   

 Вторым союзником можно смело назвать другого апостола от 70  - Иосию « прозванный от апостолов Варнавою, что значит сын утешения»(Деян. 4 -36) Утешением для апостолов были огромные деньги, которыми киприот Варнава их щедро осыпал, и не пытался утаить как Ананий и Сапфира. Кто же он сей щедрый муж? Существует довольно раннее свидетельство (II век н.э.)  Климента Александрийского, что Иосия Варнава также как и Савл обучался у Гамалиила и был левитом ( что спорно т.к. он владел землёй, что для левитов было неприемлемо) Его щедрые пожертвование были призваны усыпить бдительность апостольского трио, убедить его что всё забыто, никто не таит зла и не будет обижен деньгами. Также Варнава несколько дезинформирует глав Иерусалимской общины рассказывая о Савле :  «Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его» ( Деян. 9-29), однако всего 6 стихами ранее сказано несколько другое: «Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (Деян 9-23). Это было сказано для того что бы убедить всех в том, что Савл не имеет поддержки в среде эллинистических евреев и не представляет угрозы. Пётр, Иаков и Иоанн заглатывают наживку, решая, что пусть у каждого будет своего огород и отправляют Савла в родной ему Тарс. Также Варнава помог Савлу на Кипре, так как был оттуда родом и обладал положением в обществе, именно на Кипре еврей Савл был усыновлён в старинный патрицианский род Сергиев Павлов, т.е. стал частью высшей Римской арискратии.   

Третьей фигурой я пожалуй назову Филиппа, он также как  Анания  и Варнава был апостолом от 70, эллинистом, заместителем архидиакона Стефана, распределявшем средства и деньги у христиан. То, что он был вторым после Стефана, говорит о его высоком положении в обществе, ведь Стефан является младшим родственником Гамалиила  наси(председатель или в некоторых переводах принц) Синедриона и великим учителем. Скорее всего, Филипп равно как Варнава и Савл ученик Гамалиила. После расправы над Стефаном Филипп ищет спасения в Самарии. Там его деятельность довольно успешна – ему удается переманить на сторону эллинистической группы христиан Симона-волхва судя по тексту очень богатого человека, да и Самария на общем фоне Иудейских земель выделяется как богатая и плодородная область.О деятельности Филиппа быстро узнают в Иерусалиме, и, не желая упускать такой жирный кусок, в Самарию бегут Петр и Иоанн ( Иаков остаётся на хозяйстве в Иерусалиме). Однако по приезде становится понятно, что все, кто хотел уже крестились, пожертвования собраны, дарственные на имения и урожаи заключены. Петр и Иоанн, в надежде урвать хоть что-то, говорят, что могут в отличии от Филиппа не только крестить, но и подать Святого Духа всем желающим. Однако с людей уже нечего взять и даже у Симона-Волхва осталось мало; Петр и Иоанн рассчитывали явно на другие суммы и теперь раздосадованы. Они возвращаются обратно неслоно хлебавши. В это время Филипп получивший информацию о местонахождении «министра финансов» Эфиопского царства, встречается с ним на дороге в Газу. Филипп тоже неплохой знаток человеческих душ, ему понятны проблемы мужчины занимающее высочайшее положение в обществе, но являющимся евнухом. Он крестит его и что самое интересное: «Когда же они вышли из воды Дух Святой сошёл на евнуха…». Т.е. Петр и Иоанн лгали самаритянам утверждая, что Филипп не может подавать Святого Духа.

Таким образом, из первой половины книги Деяния апостолов очевидно, что несмотря на страшную гибель второго распорядителя средств и казначея Стефана, а также присвоении Петром Иаковом и Иоанном огромных богатств Анания и Сапфиры, эллинистической группе христиан не то только удается переключить основные финансовые потоки из Самарии, Сирии и Африки на себя, но и обрести нового сильного лидера в лице Савла из Тарса.
Следующим союзником Савла можно смело называть Ирода Агриппу, но анализ их сотрудничества требует отдельной статьи. Так же, как и работа Савла с «молодёжью» евангелистами Марком и Лукой.


Рецензии
Хм... Но по какай причине Святой Дух тогда не поубивал Апостолов, "присвоивших себе богатства"? Не доглядел? ))) Или это был не очень Святой дух?

Давний Собеседник   18.06.2023 22:26     Заявить о нарушении