немного о Юрии Визборе 3

Начало здесь: http://proza.ru/2020/09/28/716

Визбор – герой и голос целого поколения, неисправимый оптимист и романтик, человек неотразимого обаяния, но…

На рубеже 70-х –  80-х, когда он уже был успешен и знаменит, Юрий написал песню «Леди».

О, моя дорогая, моя несравненная леди!
Ледокол мой буксует во льдах, выбиваясь из сил.
Золотая подружка моя из созвездия лебедь!
Не забудь. Упади. Обнадёжь. Догадайся. Спаси.

Эту песню- SOS, песню-мольбу, одно из последних визборовских лирических откровений называют «Загадка Визбора».

Вот она, эта загадка:

Одиночество шлялось за мной и в волнистых витринах
Отражалось печальной фигурой в потёртом плаще.
За фигурой по мокрым асфальтам катились машины —
Абсолютно пустые, без всяких шоферов вообще.
И в пустынных вагонах метро я летел через годы,
И в безлюдных портах провожал и встречал сам себя,
И водили со мной хороводы одни непогоды,
И все было на этой земле без тебя, без тебя.
Кто-то рядом ходил и чего-то бубнил — я не слышал.
Телевизор мне тыкал красавиц в лицо — я ослеп.
И, надеясь на старого друга и горные лыжи,
Я пока пребываю на этой пустынной земле.

***

А в 1951 году бывший одноклассник Визбора - Владимир Красновский посоветовал ему поступить в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на факультет филологии. 

Вот слова Юрия: «В институт, и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым аргументам. Он, а не мифическая «учительница славная моя», обучил меня любить и понимать литературу».

В воспоминаниях Визбора можно также найти такие строчки: «Я неожиданно удачно поступил в институт, и только много позже, лет через десять, я узнал, что мне тогда удалось это сделать только благодаря естественной отеческой доброте совершенно незнакомых мне людей».

Красновский тоже прошел по конкурсу, и друзья стали учиться в одной группе. 

О друзьях Юрия стоит рассказать отдельно. Вот я и начну с того, что написал о Владимире Красновском сам Визбор.

«Мы добились того, что нас вместе распределили после института работать в Архангельской области в одной школе. И если я могу сейчас заплакать при звуках «Осенней песни» Чайковского, то оттого, что в бревенчатой комнате, озаряемой светом идущих с Воркуты паровозов, долгими вечерами Володя разучивал на гитаре «Осеннюю песню», и тихий голос этой мелодии вставал над нами обоими как чудо, и мы часто говорили об этом чуде. Потом нас обоих призвали в армию, и мы попали в один город на севере, в одну часть, в один взвод. Мы с ним все узнавали и узнавали жизнь, дальше было некуда. Володина сцена отодвигалась куда-то, но он не сдавался. Уже после армии он много раз пытался поступить в театральный вуз, работая учителем в московской школе, занимался в известной студии у артиста Богомолова (где, кстати, занимался и В. Высоцкий), но не сложилось, не поступилось, время было упущено. Он был странноват, этот толстяк-учитель, не без способностей, конечно, но — старомодный, смешноватый, с устаревшей семиструнной (не как у людей — шестиструнной) гитарой…»

***

С первого курса Юрий Визбор стал участником литературного кружка — студенты писали стихотворения и печатали их в студенческой газете «Ленинец».

Однако большую часть свободного времени он проводил на спортивных соревнованиях: Визбор играл в университетских командах по волейболу, футболу, участвовал в лыжных гонках. Позже он писал в своих мемуарах: «Из 30 человек на первом курсе было лишь двое мужчин. Один из них — я. За факультет я выступал по одиннадцати видам спорта, за институт — по шести».

В студенчестве Юрий Визбор также увлекся альпинизмом. Лето 1952 года он провел в лагере «Баксан» на Кавказе. Там он написал первую песню — «Теберда», названную в честь горной реки. В те годы он использовал известные мелодии или их вариации.

В следующем году Визбор вновь отправился в поход в горы, но на этот раз в Карелию. Он написал стихотворение «Карельский вальс», а его одногруппница Светлана Багдасарова сочинила к этому стихотворению музыку.

Продолжение следует.
 


Рецензии
Для меня он был совершенно неизвестным человеком, знал только его песни.
Спасибо, Кира!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   20.10.2020 22:19     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо!
Я постараюсь дописать про него, потому что, как мне кажется, главное впереди.

С уважением,
Кира

Кира Викторова   20.10.2020 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.