Семейный портрет...

….Но твоей семьей
пока Директор недоволен. 
Она растить ученика не помогает школе...*
--
Настроения протестных выступлений всё активнее стали захватывать старшеклассников, подогревая их юношеский максимализм к переменам.
Правда, к каким переменам, в беседе с классным руководителем, они чётко определить не смогли.
«Однако игнорировать этот очевидный юношеский протест нельзя. Обостряются их отношения с учителями, во многих семьях возникают проблемы» - это хорошо понимала Маргарита Петровна,
педагог с тридцатилетним  стажем.

«Добрая старушенция» - так звали её за глаза ученики.
Зная своих учеников, Маргарита Петровна исходила из того, что  старшеклассники совершеннолетние и должны уметь делать выбор и  отвечать за свои поступки. Однако, она понимала и другое - при всей своей взрослости им не хватает глубины мышления. Простенькие  тексты в сетях обкрадывали их способности к анализу фактов, к самоанализу.
В большинстве семей взрослые дети стали мало прислушиваться к мнению «стариков». Классика налицо – «отцы и дети».
Но чем сложнее время, тем важнее прочность семейных уз. Это тоже классика.
Семья, отношение в ней друг к другу, как лакмусовая бумажка выявляет и состояние самого общества.

У педагога зародилась смелая задумка.
Предложить ученикам тему сочинения – «Семейный портрет».
Рекомендует им по-своему усмотрению выбрать для размышления и анализа картину известного художника, или рассказать о своей семье.

Сама  Маргарита Петровна третье поколение из семьи учителей.
Её дед, сельский директор школы, сумел заложить прежде всего в своей семье непреходящие ценности. Такие, как преданность родной стране, личное достоинство, уважение к профессии, соблюдение правил и законов государства.
Переживая и не всегда принимая   перемены 20 века в сфере образования, он проявлял стойкость и терпение. Главным для него было сохранить преемственность в работе школы  с богатым опытом великих русских педагогов.

По его стопам пошёл и её отец – профессор педагогики.
Самое главное в нём для дочери было   умение кардинально менять к лучшему всё вокруг себя. Где бы ни работал,  он всюду создавал атмосферу поиска, творческого развития. Превыше всего отец  ценил коллективизм и желание работать единым подходом: семья – школа.
 
На детство и юность Маргариты Петровны и её старшего брата пало время, когда их родители много работали, терпимо относились к жизненным трудностям.
Они, «дети с ключами на шее», рано привыкли к самостоятельности и скромному быту.
Пришло время перемен…
Её семья по-разному приняла крушения социалистического мира.
Отец и мать, романтики и идеалисты в душе, замкнулись.
Их сердца больше не требовали перемен.
Отец стал меньше идти на контакты с взрослыми  детьми, погрузился в книги и философские размышления.

Старший брат Маргариты Петровны резко изменил свои ориентиры, шагнул в сторону предпринимательства, стал в семье своеобразным «волнорезом», отделявшим социализм и романтизм родителей  от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности.
У них с отцом возникает взаимное непонимание.

   - Отец, перестань жить в своих грёзах. У каждого времени свои подходы и свои оценки. Я не хочу жить, как жили вы, работая, не зарабатывая на приличную квартиру и прочее. Наслаждаться одним туризмом и песнями у костра. - Скажи, пожалуйста, откуда взялись и куда девать теперь  сотни образованных дебилов, особенно в верхах? - Они  не способны самостоятельно находить решения в нестандартной ситуации. Им  не дано представить и уж тем более управлять современным обществом. - Отсюда протесты и желания перемен.

Отец бледнел, но твёрдо просил – «Иди митинговать на улицу».
Он корил себя, что не сумел объяснить сыну, что времена меняются, а человечность, гуманизм, чувство долга перед семьёй, страной востребованы, как и личная ответственность. 
Но он и не мог обманывать себя, понимая, что  в чём-то сын прав. Да, он не смог понять и принять меняющиеся  социальные страты. Когда  в 90-ые выдвинулись  бизнесмены, в “нулевые” - чиновники и разные блогеры, а нынче рупором справедливости становится толпа.

Он страдал, что закатные годы его поколения столь омрачены.
Но не жалел о пройденном пути, гордился, что дочь приняла эстафету из его рук. 

Учителем литературы в школу Маргарита Петровна пришла тогда, когда школа перестала быть центральным вектором жизни общества.
Но, видимо, судьбой ей было заготовлено быть проводником установок отца и деда – сеять разумное…

Проверяя дома сочинения учеников, она иногда грустно улыбалась: - штампы-штампы, сюжеты, скачанные из интернета.
А вот сочинение Ани Ш. ей захотелось прочитать отцу.
Они созвонились и, как в былые добрые времена, устроили громкую читку.

     - Тема: - Семейный портрет.
План:
1.  Моя собственная семья.
2.  Выбор картины и своё отношение к сюжету.
3.  Заключение.

1. Моя семья это трио: мама, папа, я и  ещё кошка Маркиза. Каждый из нас вещь в себе и каждый сам по себе, но всё тихонько, всё дружненько.
Разговор с папой: 
«Да… нет… займись делом».
Мама всегда в замоте.
Работа, хозяйские хлопоты.    
Бутики по выходным – наше общее    увлечение.
Я , скорее всего законченная эгоистка. Главное – смартфон  и сеть. Всё беру и мало что отдаю.
Поищу  картины с другим вариантом семьи Может и появится  повод задуматься.
Иду за подсказкой стоящей картины к родителям.  Вместе в музее мы были давно, когда гостили у родных в Питере.
Сама не помню ни одной. Мы ведь  «дети мурала».
Мой вопрос к предкам повис в воздухе.
Мама усмехнулась – «Не вспомню». Папа отправил к Гуглу


2. Подсказки от Гугла.

а/ Картина – «Опять двойка» художника Ф. Решетникова.
Не буду пересказывать. Ну, пришёл мальчишка с двойкой из школы. И что? Ему сочувствуют? Разве что пёсик. Это не семья, это какой-то суд. Отметки сгинут, а всё может перевернуться – двоечник станет хорошим врачом, а зубрила-отличник найдёт тёплое местечко. Шагнёт в депутаты, а то и в министры.

Ищу другого художника.

б / Картина З. Серебряковой - «За обедом».
Красиво. Видно, что семья не из бедных. Взрослые явно  заботятся о детях. Стол накрыт скатертью. Лица детей спокойные, чувствуются, что проголодались. Скорее всего, младшая девочка  ждала, когда старшие  вернутся  со школы.
Как-то всё гладенько, спокойненько.
Другое время. Не взволновала меня картина.
Поиск продолжается.

в/ Ван Гог - картина "Едоки картофеля".
Открыла и замерла.
Почувствовала какое-то мало знакомое чувство сострадания.
В тёмных тонах идёт рассказ о семье с непростым проживанием,
Нет «изобилия». Картошка…вот и всё удовольствие едоков.
Лица всех членов семьи напряжены. Но нет на них следов озлобленности.  Это и вызвало интерес, захотелось понять замысел художника и какую-то перекличку с нашим сытым временем.

Художник изобразил крестьянскую семью за их обыденным скудным обедом. Их лица, натруженные руки говорят о многом.
Похоже, что они свыклись с тяжким трудом, но вместе идут по жизненным ухабам.
В глазах девушки отражается какая-то безысходность.
Но они все вместе, нет растерянности, а молчаливо понимают друг друга.
Свет лампы подсказывает, что они верят в лучшее.
Переданный художником пар от чугунка с картофелем  согревает их.
А мне стало уютнее в моём доме.
 
3. Заключение.
Появился повод подумать, как важно для любой семьи дух сплочённости и тепла.
Мы всё глубже зарываемся в бесконечных желаниях любых благ. И нам так нравится оставаться дольше  маленьким. Какой с «детей» спрос.
Как-то впервые подумала, а мы ведь будущее.
Не зря художники оставляют нам полотна с семейными портретами.
Они помогают понимать, как важна эта цепочка  семейных связей и поддержка друг друга. Научиться бы ещё от слов переходить к стоящим  к поступкам.

Закончив читать сочинение Ани, Маргарита Петровна заметила приятное просветление на лицах родителей.

   - Вот и ещё одна наша ошибка, - задумчиво произнёс отец, - в толпе теряются такие Ани, а мы спешим с выводами.
     - Она  в классе – как все. С серьгой, с макияжем. Умеет дерзить. Учится прилично. Не ожидала от неё такую откровенность.
     - Значит, пришло время встречать не по одёжке. Понять, поверить в них, - задумался, – и мелькнёт свет в конце тоннеля…
--
*«Его семья» - Агния Барто


Рецензии
Да, семья - это самое дорогое, что есть у человека!
Когда училась в пятом классе, на уроке русского языка с одноклассниками описывали картину "Опять двойка". Помню, как учительница, зная, что я хорошо учусь, поинтересовалась, не обижусь ли я, если мне придётся описывать двоечника?.. Я его спокойно описала.
А через много лет, получив свою первую в жизни "двойку", (по математике) сидела, ревела и вдруг поняла, что в трудную минуту со мной рядом оказалась лишь семья и Надежда Александровна - та самая учительница литературы! И по сей день я доверяю ей почти все свои тайны.
Спасибо за интересную историю, Дина!

Марина Репина 2   08.10.2020 04:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина.
Спасибо за рассказанное.
Так красиво подтвердили..
не спешите судить,
спешите поддержать.
Всех Вам благ!!!

Дина Иванова 2   08.10.2020 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.