Даршана - это точка зрения

Даршана («видение», «воззрение») – довольно таки ёмкое понятие, которое в индуизме наиболее часто применяется, прежде всего, к шести ортодоксальным школам индийской философии – мимансе, веданте, санкхье, йоге, ньяе и вайшешике. Таким образом, речь шла о различных точках зрения, различном мировоззрении, которые в рамках индуистской традиции считались «приемлемыми», не смотря на их, порой, очевидное несходство.

Однако, невзирая на то, что классических, ортодоксальных (признающих ведийские писания) школ формально насчитывается шесть, их можно смело разделить на пары, ввиду очевидной взаимообусловленности.  Первую пару составят миманса и веданта, вторую – санкхья и йога, а третью – ньяя и вайшешика. Такое деление отнюдь не случайно. Миманса и веданта занимались истолкованием Вед, йога заимствовала из санкхьи всю основную терминологию, а ньяя и вайшешика со временем составили единую школу, ввиду схожести традиций.


Миманса («размышление», «исследование») – так именуется одна из шести классических школ индийской философии. Её более точным названием является пурва-миманса, что означает «первая миманса», дабы подчеркнуть её отличие от «уттара-мимансы» («вторая миманса»), под которой принято понимать веданту. Ещё одно реже встречающееся название мимансы – это карма-миманса. В данном контексте слово карма используется  в своём первоначальном значении - «действие». Таким образом, название карма-миманса указывает на её связь с религиозным ритуалом и может переводиться как наука о жертвоприношениях.

Существуют две версии такого деления – одни исследователи полагают, что это указывает на хронологический порядок возникновения обоих школ, другие на их иерархическую характеристику, когда за одним этапом духовного развития следует другой. Тем не менее, как бы там ни было, главной заслугой школы мимансы является предложенная ею непротиворечивая трактовка всех священных текстов - от Ригведы до Махабхараты – и не в общих чертах, а применительно к повседневной жизни правоверного индуса.

Основной задачей мимансы было исследование дхармы  как совокупности ритуальных обязанностей, поэтому в своих изощрённых философских рассуждениях она опиралась на первые две части Вед – Самхиты (тексты священных гимнов) и Брахманы (комментарии к гимнам). В отличие от представителей иных направлений, как астики, так и настики, последователи мимансы не стремились к выходу из круговорота перерождений (сансара), но путем должного и точного исполнения  предписанных жертвенных обрядов, желали избавиться от всех зол жизни, дабы обрести вечное блаженство в мире богов (суров).  Фактически представители школы мимансы прославляли идеал дхармы ради самой дхармы.


Веданта («конец Вед») – следующий представитель ортодоксальных школ индийской философии, учение которой опирается на две заключительные части Вед – «лесные книги» (араньяки) и собственно философские тексты (упанишады – «сидеть возле [наставника]»). Изложенные в форме диалогов между учителем (гуру) и учеником, упанишады включали в себя тайный, эзотерический смысл учения и выражали истинную суть Вед.  Впоследствии, уже после вытеснения буддизма из Индии, веданта поглотила школу мимансы, которая стала её составной частью.

Веданта занималась исследованием соотношения таких понятий как индивидуальная душа (Атман), высший дух (Брахман) и мироздание (Лока). В своих философских воззрениях веданта разделилась в итоге на три направления. Адвайта-веданта («веданта недвойственности»), признающая абсолютную реальность лишь за Брахманом, а многообразие окружающего мира и множество индивидуальных душ  рассматривается как волшебная иллюзия (майя).  Двайта-веданта («веданта двойственности»), где Брахман противопоставляется мирозданию и живым существам. Вишишта-адвайта-веданта («веданта относительной недвойственности»), в которой мироздание и души считаются частями, атрибутами вечного Брахмана.

Следует отметить, что исторически развитие взглядов Веданты шло от единоначалия (монизм) адвайты, через идеи вишишта-адвайты, к большему признанию реальности различия между Брахманом и миром в двайте. В целом Веданта составила теоретическую основу индуизма, где адвайта скорее тяготела к шиваизму, а двайта к вишнуизму.


Санкхья («исчисление», «подсчёт») – одно из ведущих направлений индийской философии, обеспечившее формирование базиса иных религиозных течений, в том числе йоги и буддизма. Так, к примеру, Будда Шакьямуни заимствовал у своего первого учителя Арада Каламы  категорию «пустотности», созерцанием которой завершался переданный ему наставником медитативный курс, состоящий из четырёх ступеней созерцания (дхьяна), позднее также взятые на вооружение буддизмом. Сюда же можно отнести и находящееся в центре внимания санкхьяиков и буддистов учение о страдании и поиски способа его преодоления.

Учителя санкхьи выделяли три основных вида страданий, которым подвержен каждый человек: 1) страдание от себя – своих страстей, желаний и проблем, связанных с физическим телом; 2) страдание от живых существ – как то какой-либо неприятный контакт с ними; 3) страдание от стихий – связанное с холодом, жарой, ветром и прочими проявлениями материальной природы.

Однако главным занятием санкхьяиков, более склонных к интеллектуальной, а не созерцательной деятельности, были своего рода подсчёт и составление своеобразных списков «элементов бытия» (таттва), которых в различных направлениях могло насчитываться не одинаковое количество. Но чаще всего их было двадцать пять. Вся проявленная реальность, доступная восприятию, складывается из этих элементов и отражается в нашем сознании, которое также состоит из соответствующих таттв.

В философии санкхьи бытие можно сравнить с театральной сценой, на которой разыгрывается драма отношений между Вечным Духом (Пуруша), олицетворяющим мужское, неизменное и инертное начало, и со-безначальной с ним Природой (Пракрити) – женским, непостоянным, и активным началом. Причиной же подобного спектакля является изначальное неведение (авидья), побуждающее Пурушу полностью отождествить себя с изменчивыми проявлениями Пракрити. Таким образом, авидья выступает истинной причиной иллюзорного восприятия мира, препятствуя подлинному постижению сущности бытия.


Йога («соединение») – весьма многозначный термин, который в рамках шести ортодоксальных даршан, означает сугубо школу Патанджали, сопряжённую с «восьмиступенчатым тренингом» (аштанга-йога) и опирающуюся на теорию санкхьи.

Начальный период становления йоги совпадает с именем Арада Каламы (наставник Будды), который помимо теоретической базы, разработал и два практических этапа – предварительный нравственно-аскетический, и основной – поэтапное достижение «измененных состояний сознания». Окончательное формирование йога-даршаны  как самостоятельного направления произошло лишь спустя много веков, когда был создан основополагающий текст этой школы - «Йога-сутра», авторство которого приписывается некому Патанджали (не грамматист Патанджали), не взирая на тенденцию доказать их идентичность.

Приверженцы йоги больше тяготели не к умозрительному подходу, теоретизированию, и детализации понятий как в санкхье, но избрали своим средством интуитивное постижение истины через озарение (инсайт). Используя сосредоточение внимания без посредничества органов чувств и концептуального мышления, йогин стремился познать объект как бы изнутри, достигнув с ним полного слияния, соединения (самадхи). 

Согласно Патанджали, посредством неустанной и регулярной практики глубокого йогического созерцания (дхьяна), устраняется корень всех зол - неведение (авидья) и свершается «остановка колебаний ума» (читта-вритти-ниродха), благодаря чему человек перестаёт отождествлять себя с образами внешнего мира. И тогда Пуруша, осознав уникальную возможность прекратить разыгрывать из себя «трагическую фигуру», порывает все отношения с Пракрити, возвращаясь в своё изначально чистое состояние (кайвалья).  А на коврике для медитации остаётся лишь бренная оболочка йогина.

Ньяя-вайшешика – синкретическая школа, соединившая в себе воззрения ньяи («правило», «аргумент», «метод») и вайшешики («отличное», «различие»), которые в индийской традиции связаны между собой настолько тесно, что чаще всего рассматриваются как единое целое.

Принято полагать, что тексты (сутры) вайшешики, автором которых считается Канада,  древнее, чем сутры ньяи. Примечательно то, что имя Канада означает в переводе «пожиратель атомов», таким образом, в его имени отражена сама суть школы, где речь идёт об атомарной теории строения мира – единственном случае, когда за пределами античной Греции возникло подобное учение.

Ньяя, восходящая к легендарному автору её сутр, мудрецу Гаутаме - это философская система Индии, специализировавшаяся преимущественно на способах рассуждения, доказательства и логике. Гаутама (не путать с Просветлённым)  жил в период великого противостояния между школами ведийской обрядовости и шраманскими течениями.

Здесь необходимо пояснить, что логика в Индии была основана не на точных науках как в Древней Греции, где подразумевалась только одна истина, связанная с идеалами точности, пришедшими из математики и классической механики, а на гуманитарных дисциплинах – грамматики и диалектики (искусстве аргументации). Таким образом, у индийцев истинным считается то, что доказано по правилам дискурса здесь и сейчас, то  с чем согласились спорящие стороны. Однако, принятое за истину сегодня может быть опровергнуто, если удастся доказать противоположное, в другое время и при других обстоятельствах. Из этого следует, что никакой «абсолютной» истины быть не может, зато положение об «относительной» истине считалось в большинстве философских школ аксиомой. Возможно, такой подход к истине и обуславливал плюрализм мнений с одной стороны и веротерпимость с другой.

Не лишним будет заметить, что логика, со временем, смогла оформиться в отдельную дисциплину лишь в Древней Греции и в Древней Индии, но не в Древнем Китае.  Но это, как говорится, уже совсем другая история.


Рецензии