Так меня воспитали волки...

В человеческом обществе существуют законы, правила, нормы различного уровня обязательности. От уголовного, трудового, земельного, семейного кодексов до кодекса чести и простой формулы "так у нас принято". Нарушение каких-то норм ведёт к уголовной или административной ответственности, каких-то - просто к угрызению совести, если она, конечно, у человека наличествует. Кстати говоря, латинское слово codex среди многих значений означало чурбан или колодку, прикрепляемую к ногам преступника, которую последний волочил за собой и на которую садился, чтобы передохнуть. Для кого-то угрызение совести может быть аналогом такой колодки, от которой невозможно избавиться, для кого-то отцепить эту колодку и мгновенно забыть о её существовании не представляет никаких проблем.

Наиболее просто отцепить колодку, которая называется чувством благодарности. Например, чувством благодарности к родителям. Достаточно вообразить, что родители сделали что-то не так, как хотелось небрагодарному потомку. Это - наиболее простая стиральная машина для избавления от долга. Вообще чувство благодарности является удивительно тонким критерием качества души человека. Одних оно тяготит, даже мешает жить, другие генетически обескровлены этим бесполезным довеском к ДНК, для некоторых же - чувство благодарности имеет глубокий позитивный смысл существования.

В моей жизни очень мало событий имели, если так можно выразиться, системообразующее значение. Одним из них был прочитанный много лет тому назад рассказ человека, несколько лет прожившего среди волков. Я, к сожалению, не помню его имени. Знаю, что он - грузин и родом из Тбилиси. Рассказ, который я запомнил на всю жизнь, был о том, как молодые волки разжевывали мясо для старого волка, у которого выпали все зубы. Красота, философская красота этого поступка волков в том, что их, естественно, никто не принуждал к проявлению чувства благодарности. А иначе этот поступок назвать нельзя.

Красота в том, что молодые волки добровольно искали этот способ изъявить свою благодарность старому волку. С того момента, как я прочёл этот рассказ, я научился различать в людях добровольных искателей в себе чувств благодарности. И по секрету скажу больше. Может быть я и заблуждаюсь, но только таких добровольных искателей я считаю людьми. Людьми я считаю почти всех собак и многих кошек... А многих Homo sapiens людьми я не считаю. Я не уверен, что это - правильно, я об этом никогда не объявляю, но так уж меня воспитали волки...

Вспомнил! Его звали Ясон Бадридзе.


Рецензии