Блок. Эхо. Прочтение

           Александр Блок
                том II
      « П у з ы р и    з е м л и »


12. Эхо




                Эхо

                К зеленому лугу, взывая, внимая,
                Иду по шуршащей листве.
                И месяц холодный стоит, не сгорая,
                Зеленым серпом в синеве.

                Листва кружевная!
                Осеннее злато!
                Зову – и трикраты
                Мне издали звонко
                Ответствует нимфа, ответствует Эхо,
                Как будто в поля золотого заката
                Гонимая богом-ребенком
                И полная смеха...

                Вот, богом настигнута, падает Эхо,
                И страстно круженье, и сладко паденье,
                И смех ее в длинном
                Звучит повтореньи
                Под небом невинным...
                И страсти и смерти,
                И смерти и страсти –
                Венчальные ветви
                Осенних убранств и запястий...

                Там – в синем раздольи – мой голос пророчит
                Возвратить, опрокинуть весь мир на меня!
                Но, сверкнув на крыле пролетающей ночи,
                Томной свирелью вечернего дня
                Ускользнувшая нимфа хохочет.
                4 октября 1905







     Отношение к сексу у  Блока было сформировано его первым опытом с “первой любовницей” – К.М.С. Семнадцатилетнему поэту тридцатипятилетняя красавица, кажется, позволила несколько более, чем позволяла своему мужу… Или позволила с мальчиком себе. И в Блока это впечаталось на десятилетия: секс – нечто отвратительно-сладкое, бесстыдно-притягательное, непотребно-соблазнительное. То, для чего существуют проститутки.
      «…и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы, и только с ней узнал Блок желанный синтез и той и другой любви» (Любовь Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»).
     Только снежной весной 1914-ого  с Л.А.Д., с Любовью Дельмас, Блок поймёт, что секс – это не  только обмен грязными прикосновениями да «обмен жидкостями», но и обмен нежностью.
     Но даже с ней, отношения с ней будут восприниматься, как блазнь, искушение, отвлечение. Как не очень заслуженный отпуск:
                «…Подурнела, пошла, обернулась,
                Воротилась, чего-то ждала,
                Проклинала, спиной повернулась,
                И, должно быть, навеки ушла...
               
                Что ж, пора приниматься за дело,
                За старинное дело свое…
                29 февраля 1916 года»

     Воспоминания о К.М.С. при написании титульного стихотворения, то есть о себе в 1887 году в Bad Nauheim’е наверняка присутствовали – именно так и появился в тексте «бог-ребенок».
     В контексте книги это приключение – ещё один морок пузырей земли, его личных дьяволов, точно такой же, как и прочие «чертенята», ежики Григории да мертвые русалки.
     С другой стороны, стихотворение – мостик к будущим «Вольным мыслям»:

                «            …И вот она пришла
                И встала на откосе. Были рыжи
                Ее глаза от солнца и песка.
                И волосы, смолистые как сосны,
                В отливах синих падали на плечи.
                Пришла. Скрестила свой звериный взгляд
                С моим звериным взглядом. Засмеялась
                Высоким смехом. Бросила в меня
                Пучок травы и золотую горсть
                Песку. Потом — вскочила
                И, прыгая, помчалась под откос…
                Я гнал ее…
                Дюны. Июнь-июль 1907»

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
      - Эхо(греч. мифол.) - нимфа, олицетворение эхо. В одном из мифов- возлюбленная бога лесов Пана, спутника Диониса.

     - «...Гонимая богом-ребенком...» - Бог любви Эрот (греч. мифол.) изображался
юношей или мальчиком.

     - «... И страстно круженье ...» - Мотив кружения, восходящий к творчеству Вяч. Иванова и связанный с его концепцией "дионисийства".

     - «И страсти и с.мерти, // И с.мерти и страсти ... - Характерное для "дионисийского" мироощущения сближение экстатической страсти и гибели. Ср. в статье "Поэзия заговоров и заклинаний" (октябрь 1906 г.) о близости любви и смерти в народном мировосприятии: " ... любовь и смерть одинаково таинственны там, где жизнь проста ( ... ) в зачарованном кольце жизни народной души ( ... ) необычайно близко стоят мор, смерть, любовь- темные дьявольские силы" (СС-8(5). С. 38).

     - «... на крыле пролетающей ночи ...» - В поздних версиях древнегреческих мифов богиня ночи Никта- окрыленная.

     - «... Томной свирелью вечернего дня // Ускользнувшая нимфа хохочет».- Согласно древнегреческому мифу, нимфа Сиринга, спасаясь от преследования Пана, превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
     »


Рецензии