Блок. Эхо. Прочтение
том II
« П у з ы р и з е м л и »
12. Эхо
Эхо
К зеленому лугу, взывая, внимая,
Иду по шуршащей листве.
И месяц холодный стоит, не сгорая,
Зеленым серпом в синеве.
Листва кружевная!
Осеннее злато!
Зову – и трикраты
Мне издали звонко
Ответствует нимфа, ответствует Эхо,
Как будто в поля золотого заката
Гонимая богом-ребенком
И полная смеха...
Вот, богом настигнута, падает Эхо,
И страстно круженье, и сладко паденье,
И смех ее в длинном
Звучит повтореньи
Под небом невинным...
И страсти и смерти,
И смерти и страсти –
Венчальные ветви
Осенних убранств и запястий...
Там – в синем раздольи – мой голос пророчит
Возвратить, опрокинуть весь мир на меня!
Но, сверкнув на крыле пролетающей ночи,
Томной свирелью вечернего дня
Ускользнувшая нимфа хохочет.
4 октября 1905
Отношение к сексу у Блока было сформировано его первым опытом с “первой любовницей” – К.М.С. Семнадцатилетнему поэту тридцатипятилетняя красавица, кажется, позволила несколько более, чем позволяла своему мужу… Или позволила с мальчиком себе. И в Блока это впечаталось на десятилетия: секс – нечто отвратительно-сладкое, бесстыдно-притягательное, непотребно-соблазнительное. То, для чего существуют проститутки.
«…и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы, и только с ней узнал Блок желанный синтез и той и другой любви» (Любовь Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»).
Только снежной весной 1914-ого с Л.А.Д., с Любовью Дельмас, Блок поймёт, что секс – это не только обмен грязными прикосновениями да «обмен жидкостями», но и обмен нежностью.
Но даже с ней, отношения с ней будут восприниматься, как блазнь, искушение, отвлечение. Как не очень заслуженный отпуск:
«…Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась,
И, должно быть, навеки ушла...
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело свое…
29 февраля 1916 года»
Воспоминания о К.М.С. при написании титульного стихотворения, то есть о себе в 1887 году в Bad Nauheim’е наверняка присутствовали – именно так и появился в тексте «бог-ребенок».
В контексте книги это приключение – ещё один морок пузырей земли, его личных дьяволов, точно такой же, как и прочие «чертенята», ежики Григории да мертвые русалки.
С другой стороны, стихотворение – мостик к будущим «Вольным мыслям»:
« …И вот она пришла
И встала на откосе. Были рыжи
Ее глаза от солнца и песка.
И волосы, смолистые как сосны,
В отливах синих падали на плечи.
Пришла. Скрестила свой звериный взгляд
С моим звериным взглядом. Засмеялась
Высоким смехом. Бросила в меня
Пучок травы и золотую горсть
Песку. Потом — вскочила
И, прыгая, помчалась под откос…
Я гнал ее…
Дюны. Июнь-июль 1907»
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- Эхо(греч. мифол.) - нимфа, олицетворение эхо. В одном из мифов- возлюбленная бога лесов Пана, спутника Диониса.
- «...Гонимая богом-ребенком...» - Бог любви Эрот (греч. мифол.) изображался
юношей или мальчиком.
- «... И страстно круженье ...» - Мотив кружения, восходящий к творчеству Вяч. Иванова и связанный с его концепцией "дионисийства".
- «И страсти и с.мерти, // И с.мерти и страсти ... - Характерное для "дионисийского" мироощущения сближение экстатической страсти и гибели. Ср. в статье "Поэзия заговоров и заклинаний" (октябрь 1906 г.) о близости любви и смерти в народном мировосприятии: " ... любовь и смерть одинаково таинственны там, где жизнь проста ( ... ) в зачарованном кольце жизни народной души ( ... ) необычайно близко стоят мор, смерть, любовь- темные дьявольские силы" (СС-8(5). С. 38).
- «... на крыле пролетающей ночи ...» - В поздних версиях древнегреческих мифов богиня ночи Никта- окрыленная.
- «... Томной свирелью вечернего дня // Ускользнувшая нимфа хохочет».- Согласно древнегреческому мифу, нимфа Сиринга, спасаясь от преследования Пана, превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
»
Свидетельство о публикации №220100500014