Некоторые проблемы обучения и воспитания
Принято различать, разделять процессы образования и воспитания. Это явное заблуждение, совершенно ошибочный подход. Любое "воспитание" - это и есть, по существу, обучение, образование: научение человека вести себя так, как должно, как принято в данном обществе.
Воспитание человека - это усвоение им норм и правил поведения в тех или иных обстоятельствах. Поэтому говорить о раздельном "обучении" и "воспитании" в школе - это всё равно что противопоставлять слова "что?" и "как?".
Хотя... Под термином "образование" обычно подразумевают освоение знаний по конкретным дисциплинам: математике, физике, химии, географии, истории, литературе и т.д. А понятие "воспитание" трактуется как обретение воспитуемым норм нравственности, морали, правил поведения, отношения к другим людям, обществу, стране, природе и т.д. Но ведь усвоение этих алгоритмов существования происходит посредством обучения, образования! А само образование невозможно без знания соответствующих правил и норм поведения в школе, в вузе при этом.
Следовательно, разделение единого процесса формирования полноценного гражданина общества, грамотного, знающего основы мироустройства, культурного человека на "обучение" и "воспитание" - это довольно условно и произвольно.
Образование происходит на базе определённого воспитания, а воспитание невозможно без обучения и знания. Это две стороны одной медали...
Усваивая что-то новое человек меняется. Давно отмечено! Обученный, воспитанный человек - это совсем другой человек, чем был до этого.
Почему человек изменяется? Потому, что меняется его мозг. Обретение новых знаний, навыков, умений всегда и обязательно сопровождается изменениями в коре головного мозга человека. Новые знания - это, по существу, и есть новые межнейронные связи и новые синаптические связи в головном мозге (наш мозг состоит примерно из ста миллиардов нейронов нескольких сотен видов, у каждого из которых есть тело клетки, нисходящий отросток-аксон и многочисленные дендриты и терминали аксона, расходящиеся к другим нейронам и образующие примерно тысячу триллионов синаптических связей между этими ста миллиардами нейронов) для связи мозга с органами движения, гормональными системами и другими структурами организма, для обеспечения практической реализации усвоенных новых знаний и умений.
Можно сказать, что знания формируют личность человека! Знания - это сила, которая меняет человека. И обретя новые знания человек может целенаправленно по новому менять окружающую его среду. И чем больше у человека знаний, тем в большей степени (сильнее) он способен влиять на всё. И на себя!
Если приобретённые человеком знания, умения и навыки не используются - человек не думает, не вспоминает об этом, не применяет их на практике, - то он возвращается в своё исходное состояние, в котором был до обучения. Все новые нейронные цепи и сети распадаются за ненадобностью...
Обучение без одновременного применения на практике усвоенного не даёт устойчивых новых знаний и умений. В педагогической практике это давно понятая аксиома! Каждый человек это знает по своему опыту - то, что не используется быстро забывается.
"Забывание" - это деградация, разрушение возникших при обучении, восприятии межнейронных (синаптических) связей, цепей и сетей в головном мозге.
"Вспоминание" чего-либо ранее усвоенного - это активизация соответствующих этому знанию , умению, навыку возникших при обучении новых неврологических структур.
Память о чём-то тем прочнее, чем устойчивей и разнообразней синаптические связи, отражающие это.
Можно выделить знания-знания и знания-умения. "Знания-знания" - это теоретический уровень усвоения массива воспринимаемой информации. "Знания-умения" сейчас в современной российской педагогике обозначают термином "компетенции". Под "компетенциями" понимают способность обученного успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний с целью решения возникающих задач; это совокупность знаний, умений, навыков, алгоритмов поведения и индивидуальных способностей , позволяющих достигать желаемых результатов. Термин «компетенция» был введен Уайтом в 1959 г., для характеристики «эффективного взаимодействия (человека) с окружающей средой».
Человеку необходимо не просто знать "что-то" или про "то", но и "как"! А это возможно только тогда, когда образование, обучение осуществляется через практический опыт применения усвоенных знаний, через решение практических задач. В идеале обучение следует в режиме единого, одновременного усвоения "знаний - знаний" и "знаний - умений"! Элементы такого подхода реализуются в методе обучения под лозунгом "делай как я". Но это индивидуальный подход. В современной школе (и средней и высшей) такой подход трудно реализовать - слишком много обучающихся. Поэтому приходится разделять "теоретический" уровень обучения и последующую их активацию и актуализацию различными способами - демонстрация, лабораторный практикум, производственная практика и др.
Оценку качества обучения можно проводить по величине "коэффициента полезного действия" (КПД) - степени эквивалентности мыслей и действий. Если обретённые знания адекватно могут воплощаться в полезные (нужные, необходимые) и нравственные действия, значит цели образования и воспитания достигнуты!
К сожалению, современные выпускники вузов, зачастую, имеют весьма низкие значения КПД...
Такое положение вещей - это, пожалуй, главная проблема современного образования в российских вузах.
"Вопросы модернизации высшего образования в современных социально-экономических условиях России." Современные наукоёмкие технологии, 2010, №12. с.61-63
"Некоторые особенности системного преподавания химии"
http://proza.ru/2017/08/30/824
"Знать - это назвать?" http://proza.ru/2015/06/13/895
"Знание, вера..." http://www.proza.ru/2015/06/20/865
"В начале было..." http://www.proza.ru/2015/09/14/1344
"Как учить людей?" http://proza.ru/2018/02/11/2156
"Образование. Часть 3" http://proza.ru/2021/06/08/1024
Свидетельство о публикации №220100501623
Сначала комплимент: Ваш оптимизм достоин восхищения.
И, извините, ложечка дегтя: посмотрите, что происходит в образовании и воспитании. Это политически санкционированный развал процесса, о котором Вы так взвешенно излагаете. Сейчас другие цели: создание т.н. "служебного человека", тупого раба, и устранение //полноценного гражданина общества, грамотного, знающего основы мироустройства, культурного человека//.
Клинкер 07.10.2020 11:02 Заявить о нарушении
С уважением.
Александр Ивашкевич 07.10.2020 17:12 Заявить о нарушении