Этюд 12. Элементы нового мировоззрения

                ЭЛЕМЕНТЫ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ


 Преимущество философии перед физикой заключается в том, что у нее значительно шире кругозор. Объектом ее исследования является весь мир, представляющий собой триаду: Вселенная – Жизнь – Разум, единство которого, в том числе, благодаря физике, обнаруживается в общности процесса эволюции. Нетрудно догадаться, что теорию общего процесса не в состоянии понять и описать ни физика, ни биология, ни история. Теорию эволюции «всего» на начальном этапе в состоянии описать только философия, опирающаяся на знания физики, биологии и истории человеческого общества. Безусловно, позже «Общая теория эволюции» сформируется как отдельная дисциплина, и будет развиваться самостоятельно. Но это потом, а сейчас…

До открытия рождения Вселенной эволюцию можно было рассматривать как процесс последовательного изменения окружающего мира. Было ЧТО изменять. Но с момента осознания того, что Вселенная когда-то не существовала, старая логическая концепция эволюции, как процесса изменения мира, претерпевает существенные изменения.  Становится ясно, что окружающий мир не просто изменялся, но и рождался в результате этого процесса. Поэтому всеобъемлющим определением эволюции будет утверждение:

                «ЭВОЛЮЦИЯ – ЭТО СПОСОБ ТВОРЕНИЯ МИРА».

Все существующие определения эволюции остаются, по большей части, в согласии с общим определением, становясь его частными случаями, выделяя отдельные стороны и объекты этого процесса. Поэтому далее мы будет рассматривать все вопросы, связанные с эволюцией Вселенной, с точки зрения её ТВОРЕНИЯ.

 В качестве универсальной, обобщенной МОДЕЛИ любого объекта мира, пригодной для описания всех процессов, включая процессы эволюции, являются известные философские категории: ВЕЩЬ – СВОЙСТВА – ОТНОШЕНИЯ. В силу предельной общности, все то, что верно для этих категорий, верно и для любого объекта и явления Природы.   


Под вещью (предметом, объектом) понимается все то, что обладает свойствами и находится в отношении с другими вещами. В соответствии с существующими философскими представлениями «свойства данной вещи не возникают из её отношения с другими вещами, а лишь обнаруживаются в таком отношении». Например, планета (вещь) обладает массой (свойством), которое обнаруживается посредством гравитационного взаимодействия (отношения) с другими объектами, обладающими массой, например, Солнцем. Утверждение о независимости свойств объекта от его отношений с другими объектами вполне обосновано, когда знания о Вселенной ограничивались представлениями о ней как о вечной и бесконечной сущности, первопричина которой непостижима. Сегодня оно имеет право на существование только как подход в тех областях знания, где исследуемый объект представляет интерес как данность, вне контекста развития.


Если же предметом исследования является процесс эволюции, то независимость свойств вновь рождающихся объектов от их отношений с другими объектами мира эквивалентно утверждению о том, что любой объект, от элементарной частицы до галактики, со всеми своими свойствами способен родиться и существовать самостоятельно, и без рождения Вселенной. Очевидно, что это нонсенс. Вселенная – это форма исторического движения физической материи, и никакая её часть неспособна к самостоятельному существованию и развитию.


 Поэтому, применительно к эволюции, будут верны утверждения о том, что, во-первых, свойства объектов во Вселенной возникают и обнаруживаются только в результате их отношений с остальными объектами во Вселенной. Во-вторых, эволюционные изменения возможны и имеют практический смысл лишь тогда, когда каждый, когда-то родившийся объект, представляет собой не неизменный реликт, а процесс, в котором происходит его непрерывное воспроизводство. В этом случае ВРЕМЯ перестает быть безликим понятием и наполняется физическим смыслом, позволяющим утверждать, что существование материи есть непрерывный процесс её воспроизводства. А отличие одного вида материи от другого заключается в различии способа воспроизводства.

  С этой точки зрения свойства объектов комплементарны, то есть они не являются их исключительной собственностью, а лишь местом приложения и сохранения. За них в равной степени отвечает дополнение - комплемент, представляющий собой оставшуюся часть Вселенной, и которая осуществляет свою долю ответственности посредством отношений с этим объектом. И если Вселенную оставить за скобками, то суть объекта составляют его свойства и отношения! Причем, в силу своей мобильности, ОТНОШЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ КАК ЭВОЛЮЦИОННАЯ НИША, которая, с одной стороны, определяет направление развития, а, с другой – является инструментом непрерывного воспроизводства объекта и его свойств.


Прекрасный цветок остается таковым до тех пор, пока является частью того мира, в котором вырос. Через короткое время, после того, как сорван, он перестает быть тем, чем мы восхищались минуту назад. Его свойства: прекрасный запах, гармония цвета и формы вдруг куда-то исчезают. Причиной этому является потеря им связи со средой, которая обеспечивала его воспроизводство. И это происходит не только с биологическими объектами, но и со всеми объектами Природы. Человек, оторванный от общества, становится Маугли, элементарная частица, лишившаяся отношений с окружающим миром – исчезает.  За пределами воспроизводящих отношений объекты мира прекращают свое существование. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что Вселенная – это не сумма физических объектов, а лаборатория по производству физической материи.


Хорошо известно, что любой объект во Вселенной структурирован. Поэтому, в зависимости от масштаба рассматриваемой структуры, в объекте можно выделить внутренние и внешние отношения. Внутренние отношения – это отношения между элементами структуры объекта, в то время как внешние отношения по-прежнему остаются отношениями элементов структуры объекта с оставшейся, внешней по отношению к объекту, частью Вселенной. Внутренние отношения сегодня составляют основную часть нашего знания об объекте, а при рассмотрении объекта вне развития – единственной причиной, определяющей его свойства. По мере уменьшения масштаба рассматриваемых структур, спускаемся от галактик к звездам, далее к атомам. И, наконец, приходим к нижнему пределу – элементарным частицам, для которых современная физика внутренней структуры, и, соответственно, внутренних отношений не обнаруживает. Удивительно, но при этом бесструктурные объекты, родившиеся вместе со Вселенной, умудряются «хранить» невесть откуда взявшиеся свойства. Ведь за наличие и сохранность свойств когда-то родившегося объекта отвечает его консервативная часть – внутренняя структура. Но у элементарных частиц она отсутствует. Это приводит к противоречию: элемент, который не структурирован, то есть не состоит из других, более «мелких» элементов, должен существовать вечно; если он рождается и погибает, то, по определению, он обязан быть структурированным.


Продолжая рассматривать эволюцию в сторону увеличения масштаба: от галактик до групп галактик и, наконец, Вселенной, обнаруживаем, что последняя является верхним пределом, для которого не обнаруживается внешних отношений. Вселенная, как целое, будучи внутренне структурированной, тем не менее, не может находиться в отношениях с другими объектами. Для её структур, по определению, не существует того, что находилось бы вне Вселенной. Поэтому в «безотносительной» Вселенной не могут ни зарождаться, ни проявляться физические свойства. Она не может обладать массой и другими свойствами, которыми на законном основании обладают ее составные части. Все эти свойства возникают и воспроизводятся «внутри» Вселенной, подобно тому, как в биосфере, не обладающей свойствами живой материи, зарождается и непрерывно воспроизводится «живая» материя. Логика кумулятивного эффекта к такому уникальному объекту, как Вселенная неприменима.


Если продолжить рассуждения в этом направлении дальше, то можно обнаружить, что без «отношений вообще» физическая Вселенная не только не имеет свойств, но и не может существовать в принципе. Но, тем не менее, она существует! Объект, который когда-то родился и существует, должен постоянно поддерживать отношения с той сущностью, которой обязан своим рождением. Без отношений из вне, может существовать только истинный реликт, нечто бесконечное и вечное. В связи с этим, предлагается первая гипотеза относительно происхождения Вселенной:

Предшественницей и основой существующей физической Вселенной является бесконечная и вечная субстанция, которую в дальнейшем будем называть виртуальной Вселенной, а ее содержательную часть – виртуальной материей.


Исходя из этой гипотезы, физическая материя рождается не из неизвестно откуда взявшейся и неизвестно где расположенной точки в результате расширения самой в себя, а из пространственно распределенной «предфизической» материи. Насколько обосновано её введение? В рамках формальной логики обосновать введение подобной гипотезы действительно сложно. Но давайте выйдем за рамки физического знания, подключим диалектическое мышление, и рассмотрим факт рождения Вселенной шире, с мировоззренческой точки зрения.


Представление об окружающем мире, составляющее основу научного мировоззрения в доэйнштейновскую эпоху, можно описать теоретико-множественной формулой, которую поясняет рис. в начале этюда:

                Р < Ж < Ф.                (1)


 (знак "<" обозначает "принадлежит", поскольку в прозе.ру нет нужного символа)
   
    Здесь Р – конечное множество, составляющее разумную материю (исходный материал – индивиды биологического вида Homo; примитив – человек; предельная структурная форма исторического движения – Цивилизация, способ существования – экономическое воспроизводство); Ж – конечное множество, составляющее живую материю (исходный материал –органические и неорганические молекулы; примитив – биологическая клетка; предельная структурная форма исторического движения - Биосфера, способ существования – экологическое воспроизводство) и Ф – бесконечное множество, составляющее физическую материю (примитивы – элементарные частицы, предельная структурная форма исторического движения – Вселенная, способ существования – вечная материя).

 Вербальная формула такого мировоззрения имеет вид:


 «разумная материя состоит из живой материи, а живая, и, соответственно, разумная, состоят из бесконечной и вечной физической материи».


 Эта формула объясняет единство Природы на основе общности «строительного материала». Но, важно заметить, что даже из ограниченного, доэйнштейновского мировоззрения следует вывод о том, что материя, которая когда-то родилась, обязательно состоит из материи, предшествующей её рождению: живая из физической; разумная из живой. Это будет нашим первым «наблюдением».


А как же изменилось официальное мировоззрение в связи с открытием факта рождения Вселенной? Да, собственно, никак. Изменения коснулись лишь представлений о конечности возраста Вселенной, и, возможно, её размеров. В остальном всё осталось, как и было прежде, на уровне мировоззрения, описываемого формулой (1). То есть, единство мира по-прежнему осталось только в общности «строительного материала», причем, рождение физической материи произошло… все из той же физической материи, но находившейся в особенном состоянии. Такие представления противоречат рассмотренной выше логике общего эволюционного процесса.


Действительно, рождение Вселенной – событие грандиозного масштаба, еще до конца не оцененное. Оно должно было полностью перевернуть человеческое мировоззрение. Оно должно было изменить постановку вопросов о рождении жизни на Земле, о происхождении человека, и, наконец, о будущем человеческой цивилизации. А физиков должно было заставить вернуться к истокам устройства мира. Но этого не случилось.
 Если же подняться до понимания того, что единство окружающего мира связано не только с общностью «строительного материала», но теперь еще и с общностью процесса и «лаборатории» по его производству, то формула нового мировоззрения, поясняемая рис. в начале этюда, должна принять вид:

                Р < Ж < Ф < В.                (2)

Изменения коснулись следующих объектов и параметров: Ф – конечное множество, составляющее физическую материю (исходный материал –объекты виртуальной материи; примитивы – элементарные частицы;  предельная структурная форма исторического движения – физическая Вселенная, способ существования – физическое воспроизводство); В – бесконечное (?) множество, составляющее виртуальную материю (примитивы – (?), предельная структурная форма исторического движения – виртуальная Вселенная, способ существования – вечная материя (?)).


  Вербальная формула нового мировоззрения приобретает вид:

 «разумная материя состоит из живой материи, а живая, и, соответственно, разумная, состоят из физической материи, и, наконец, физическая, а, соответственно, разумная и живая материи состоят из виртуальной материи».


Вновь появившаяся в наших рассуждениях «виртуальная материя» является очень важной, недостающей сущностью в модели эволюции Вселенной. Вспомним наше "наблюдение": материя, которая когда-то родилась, обязательно состоит из материи, предшествующей её рождению. Поэтому теперь введение гипотезы о виртуальной материи и виртуальной Вселенной является не произволом автора, а следствием мировоззренческого анализа с позиции предельно общего представления о материи.

По форме, разница между выражениями (1) и (2) кажется чисто символической. Но это не так. Во-первых, появилась новая основа мироустройства, что предполагает «перестройку» всей физики, а, во-вторых, физическая материя лишается своего базисного статуса, и становится в один ряд с живой и разумной материей, что предполагает применения к ней общей логики эволюционного процесса.


Но, почему здесь использован термин «виртуальная» материя? Ведь «виртуальный» объект – это тот, который вроде бы есть, но которого на самом деле не существует. И потом, сегодня, в век цифровых технологий, термин «виртуальность», «виртуальный» очень перегружен. Не проще ли подобрать что-нибудь другое?


 Нет.


 Во-первых, потому, что о ней до сих пор не было ничего известно, и ее существование даже не предполагалось: присутствуя везде и всюду, она оставалась и остается незамечаемой. Более того, скорее всего, ее единичные структуры мы не сможем «наблюдать» никогда. Тем не менее, их коллективное поведение нам доступно, и мы его наблюдаем в виде всех проявлений физического мира.

 Во-вторых, чтобы исключить хотя бы малейшие намеки на ее отношение к эфиру или вакууму. Последние, хотя и эфемерны, но рассматривались или рассматриваются исследователями как некоторое состояние физической материи.

В-третьих, этот термин уже используется физиками применительно к «виртуальным частицам», возможно, имеющих самое непосредственное отношение к вновь вводимой материи.

 Ну, и, наконец, в-четвертых, потому, что все проблемы современной физики, не позволяющие оформить наше представление о физическом мире в виде единого, гармоничного знания, возможно, возникают от отсутствия в ее рассуждениях, но «витающего в воздухе», главного звена – первоматерии, вечно ускользающей от наблюдения.


В отношении свойств виртуальной материи можно указать следующее:

1. виртуальная материя не обладает ни одним из известных свойств физической материи – массой, инерцией и т.д., в связи с чем, к ней неприменимы законы современной физики;

2. пространство и время виртуальной Вселенной не тождественны пространству и времени физической Вселенной, но, тем не менее, имеют к их рождению самое непосредственное отношение;

3. виртуальная материя не является «светоносной» средой для электромагнитных волн, то есть не представляет собой некоторую однородную среду, возмущения которой воспринимались бы как электромагнитные колебания. Виртуальная материя структурирована не меньше, чем физическая материя, и состоит из "разношерстных" сущностей. Тем не менее, свойства физической материи являются следствием процессов, происходящих в виртуальной материи, и, в связи с этим, её первичные признаки выводимы из них.

Пока немного. Но достаточно для понимания того, что начало пути эволюционной физики прочно связано с виртуальной материей.

Таким образом, физическая Вселенная, не обладая свойствами физической материи, тем не менее, постоянно находясь в отношениях с виртуальной Вселенной, обладает минимальным набором свойств, необходимых для её целостного существования. Этим набором является пространство и время, которые особым образом переходят из виртуального бытия в физическое. Подобным образом переходит часть физического трехмерного пространства и время в двумерное пространство биосферы Земли и биологическое время, отождествляемое со сменой дня и ночи, и времен года.


Но в таком случае и низшие, «бесструктурные» элементы эволюционирующей Вселенной – элементарные частицы – расширяют горизонт внутренних отношений и становятся вполне структурированными, и состоящими из виртуальной материи. Таким образом, введение виртуального мира в модель эволюции решает проблемы внешних отношений для физической Вселенной и внутренних отношений для элементарных частиц. Но эти новые отношения принципиально отличаются от подобных отношений внутри физического мира: они формируют физические пространство и время, и строительный материал для всех объектов во Вселенной (физической Вселенной). 


                (продолжение следует)


Рецензии
Некоторые учёные вообще додумались до того, что объективно нашего мира не существует, всё иллюзия. Тёмная материя, квантовая запутанность, кот Шрёдингера... По этому поводу я даже сочинил шуточный стишок: http://stihi.ru/2017/06/04/4461

Я голограмма.

«Научный мир стоит на пороге грандиозного открытия:
нас не существует! Вселенная – голограмма!»
Из газет.
Как в будущем уже нас в настоящем нет,
Так в прошлом не найдёшь нас в настоящем.
И я не я – лишь отражённый свет,
И ты не ты, мой собутыльник спящий.

Где ж все тогда? Я жив или не жив?
И кто тут пьёт под «Чаттанугу Чу чу»?..
Ау, учёные! Вы, атом разложив,
Зря беситесь. Он прежде сгрёбся в кучу!

В чёрной дыре башкой пробейте дно,
Вселенную найдите параллельную.
Я голограмма?.. Вам поверю, но
Изобретите только «Беспохмельную»!

4.06.2017 г.
© Copyright: Игорь Ивашов, 2017
Свидетельство о публикации №117060404461

Игорь Ивашов   28.04.2022 06:51     Заявить о нарушении
Это верно, Игорь, что даже люди далёкие от науки замечают, что физики чушь несут. А им всё не почем!
С уважением,

Алексей Кимяев   29.04.2022 03:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.