Попытка рассуждения о смысле человеческой жизни

               



    Хотел начать с банального. Типа: «каждый человек в определённый период времени начинается задумываться о смысле своей жизни». Но потом передумал. Передумал потому, что, как мне кажется, многие люди в течение своей жизни мало задумываются о глубинных аспектах содержания своей жизни. Более того, большинство людей умирает так и не разобравшись до конца ни в своей жизни, ни в окружающем эту жизнь мире.
     Жизнь большинства людей с рождения до самой смерти мчится по руслу и схемам социальной инерции. Отличия в этом потоке есть. Многое зависит от того в какой стране и в какое историческое время ты родился, в каких условиях воспитывался, получал образование и много другого. Однако в целом многие шаблоны человеческой жизни уже предопределены с рождения. Даже если ты родился в каком-нибудь диком племени, удалённом от всех благ и достижений цивилизации.
        Кроме всего прочего, хочется отметить тот факт, и это подтверждено последними научными исследованиями в области нейрофизиологии, нейропсихологии, что с самого рождения в наших генах заложены биохимические и электрохимические алгоритмы, определяющие функционирование нашего организма в последующей жизни. Эти алгоритмы будут определять не только работу наших органов и систем, но и наше психическое, умственное развитие, а в какой-то степени и нашу социальную направленность. Поэтому говорить «я сам выбрал свою судьбу, сам определил смысл и цели своей жизни» было бы не совсем правильным. Когда мы говорим: «Я», то подразумеваем под этим себя как личность в совокупности со своим телом. На самом деле «Я» - это наш мозг, благодаря которому и рождается восприятие и осознание своего «Я». 
   При размышлении о смысле жизни мне хотелось быть максимально лаконичным, чтобы просто и доступно разложить по полочкам весь этот «смысл», избежать многословных философских и научных повествований. К сожалению, слишком просто не получилось. И всё это из-того, что эта тема пересекается со многими неоднозначными понятиями и категориями.

      Трудов и статей, посвящённых изучению смысла человеческой жизни невообразимое множество. Большинство из них, безусловно, представлено в философии. Хотя и естественно-научный анализ не оставляет эту тему в стороне, не говоря уже о размышлениях многочисленных писателей и мудрецов. Не прочтя даже малую часть из всего этого, невозможно глубоко окунуться в эту тему.
   Да и в конце концов каждый может сформировать своё мнение по этому вопросу. Мне это удалось и поэтому хочу поделиться своим мнением.
  Теперь, коль я завёл разговор о смысле, необходимо определиться в понятиях. А смысл - это что такое применительно к человеческой жизни?
   Можно определить его как конечную цель существования, предназначения человека в биологическом и социальном (личностном) аспекте.
  Но вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

1.Зачем (для чего, ради кого) жить?
2.В чём состоят жизненные ценности?
3.Как именно жить, к чему стремиться?

   И прежде, чем задумываться над этими вопросами следует отметить, что у каждого человека есть свобода выбора. Смысл жизни человека как личности можно представить в трёх ипостасях: смысл жизни «для себя», «в себе». «для других». И эта свобода есть реализация природы человека, заключённой в его потребностях и направлена на какие-то цели, которые человек ставит сам себе. Эти цели могут относиться к каждодневной жизни, к текущим делам, или быть далёкими, перспективными. Поэтому можно говорить о свободе жизни и свободе развития. Но эта свобода предполагает постоянное разрешение противоречий. С одной стороны, есть реализация внутренних потребностей, выражающих природу человека, а с другой стороны, этот процесс осуществляется всегда во внешнем объективном мире, в той или иной социальной среде, системная организация которой предъявляет определённые требования к человеку, при несоблюдении которых будет иметь место деформация жизнедеятельности и развития человеческой личности.
  Влияние среды, адаптация к ней человека приобретает вид программирования его развития, поэтому можно утверждать, что развитие человека управляется двумя программами – генетической и социальной. Если первая из них-это определённая пространственная организация клетки, развёртывающая своё действие в определённой временной последовательности, то вторая-система всех воспитательных воздействий, осуществляющих по отношению к человеку со стороны общества, особенно на ранних этапах (система образования, система семейного, школьного воспитания и т.п.). Однако всё то, что чему надлежит быть социальной программой развития человека, может выполнить свою роль при том условии, если она в состоянии вызвать внутренний процесс самовоспитания, саморазвития, в результате которого человек будет творить свою собственную биографию.
    Когда я начинаю размышлять о смысле жизни, то невольно подразумеваю уже в основном сформировавшуюся личность. Почему? Потому что, чтобы творить свою биографию, осуществлять результативную для себя деятельность человек должен когнитивно овладеть реальностью, достигнуть глубокого познания действительности, её законов и необходимых связей, психологические и биологические законы своей собственной индивидуальной природы, и в конечном итоге сформировать характер своего мировоззрения.
   Безусловно, степень самоопределения и самосознания (что есть я? что мне надо?) будет разной у разных людей. Но в любом случае наши решения, влияя в той или иной степени на ход событий, тем самым делают нашу судьбу зависимой от нас самих. Ибо, создавая новые ситуации, мы должны будем в последующем строить свою линию жизни адекватно этим ситуациям.
        По большому счёту, конечно, если рассуждать о человеческой жизни как предназначении, её целью можно было бы обозначить продолжение человеческого рода, передачу генетической информации и улучшение качества жизни будущих поколений. Но, повторюсь, для отдельного конкретного человека эта цель носит весьма умозрительный, хоть и осознаваемый, в той или иной степени, характер.
  Когда начинаешь понимать, что смерть неизбежна и конечный результат твоей жизни известен заранее, то невольно хочется согласиться с утверждением, что единственный смысл жизни человека (для самого себя) заключается в самой жизни. 
 Сам жизненный процесс конкретного человека включает в себя «маленькие смыслы» и цели, его содержание очень индивидуально и зависит от множества условий и факторов.
   Невозможно обобщить смысл человеческой жизни, игнорируя историческое время и иерархическое положение самого человека в период этого времени. Что ни говори, а большинство микросмыслов человеческой жизни лежит не в биологической, а в социально-психологической плоскости.
  Возможно ли в этом процессе выделить общие закономерности, присущие большинству людей?
  Наверное, эта тема для огромного трактата, но мне хотелось для самого себя как- то все разложить по полочкам, и если и не упростить, то максимально схематизировать смысловые процессы человеческой жизни применительно к современной эпохе, современному состоянию человеческой цивилизации.
   Понятно, что содержание жизни у разных людей будет разное. Можно ли в контексте смысла выделить здесь наиболее общие закономерности? На первый взгляд, таким общим можно было бы обозначить стремление человека к поддержанию и улучшению качества своей жизни. Хотя первоначальной, самой базовой, рефлекторной и врождённой целью (не только человека, но и всех эволюционно сформировавшихся живых существ) является выживание.

    Но сначала вновь вернёмся к понятиям. Что представляет собой сам человек?  О природе и сущности человека написано много книг и статей, прежде всего о соотношении биологического и социального в нём. Мне импонируют те работы, в которых применён системный подход к поведению и деятельности человека, включающий в себя нейрофизиологический и психологический аспекты.
  В процессе написания, выбрав основной темой моего повествования смысл жизни, я вынужден был констатировать, что не смогу обойтись без концептуального понимания самой сущности и природы человека. Мне показалось наивным говорить о смысле, не понимая того, что мы сами из себя представляем.
 Постараюсь быть максимально кратким, освещая эту глобальную тему, но без этого не получится целостности всех моих рассуждений.

    Итак, человек — это биосоциальное существо, так как его жизнь проходит в системе биологических и социальных условий. Единство человека с другими живыми организмами на Земле подтверждается на клеточном уровне. На сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями.

    Схематично человека можно представить, как живую систему. Систему саморегулирующуюся, открытую, многоуровневую, социально интегрированную. В самой системе существуют сложные механизмы, элементы, выполняющие свою специфическую роль в общей структуре и находящиеся в глубокой внутренней зависимости друг от друга. Но система эта открыта, между ней и окружающей средой (социальной и природной) постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией.  Все уровни этой системы (структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный) социализированы. Чем выше уровень, тем выше степень его социализации.
    Следует заметить, что, если и можно применить понятие «биологическое» по отношению к человеку, то тут же следует подчеркнуть, что это не то биологическое, которое мы наблюдаем в животном мире. В результате исторического развития человечества, его социализации генетическая программа испытывала огромное влияние социальных факторов и в её содержании записаны итоги социогенеза. Ребёнок уже до рождения располагает врождёнными предпосылками для будущего формирования человеческой личности. Уже доказано, что проводящие пути, которые впоследствии будут организованы в речевую систему, закладываются и во многом созревают до момента рождения. Это я привёл к тому, что рождаемся мы «не совсем животным».
    Из всего пласта регуляторов жизни, поведения и деятельности человека я остановлюсь лишь на одном-на потребностях. Потребности являются внутренним, естественным источником всех видов активности человека. По моему мнению, анализ именно потребностей человека сможет приблизить нас к пониманию смысла человеческой жизни. 
Потребность — это переживание необходимости в чём-либо; устойчивое стремление, желание человека, побуждающее его к жизненной активности.
   Большую популярность в изучении потребностей получили исследования американского психолога Абрахама Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы прошлого века, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность (дружба, семья, любовь).

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности, включая духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, приобщение к вере, искусству, культуре, науке.

   По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
 

     Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но чёткой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
    Мне близка позиция тех учёных, которые не делят потребности на биологические и социальные. По своей сущности все естественные потребности человека-врождённые, генетически детерминированные. Всё остальное приобретается в процессе жизни. И не просто приобретаются, а формируются на базе врождённых.
 Например, новорождённый ребёнок с первого дня жизни нуждается в питании и внешне проявляет это целым комплексом поведенческих реакций. Однако он ещё не испытывает потребности в том или ином конкретном продукте питания. Это формируется в процессе жизни при непосредственном взаимодействии человека с тем или иным продуктом и возникновении более сложной потребности.  У ребёнка с врождённой слепотой не может появиться ни одной духовной потребности, которая опосредуется человеческим зрением и включает в себя «визуальный» компонент. И такие аналоги можно провести по всем естественным(врождённым) потребностям.    
     И если рассматривать человека как социально интегрированную многоуровневую живую систему, то у человека нет и не может быть чисто биологических потребностей. Однако, есть нечто врождённое(первичное), что передаётся от одного поколения к другому, и есть нечто приобретённое, что появляется в процессе индивидуального развития и социального наследования.
     Все сложнейшие биохимические и нейрофизиологические процессы, которые лежат в формировании естественных потребностей, внешне проявляют себя в форме побуждений, желаний, стремлений.
   Поведение и деятельность человека – это есть не что иное, как следствие, внешнее проявление тех внутренних физиологических процессов, которые происходят в его организме. Все они теснейшим образом связаны между собой и дополняют друг друга. Они же в конечном счёте служат регуляторами нашего поведения и деятельности, к которым относятся потребности, эмоции, воля, характер, способности, речь, мышление, сознание и имеют внешнюю форму проявления.
   Они же являются неотъемлемыми компонентами личности. И в зависимости от степени развития каждого компонента, взятого в отдельности, равно как и от их гармоничного или дисгармоничного взаимодействия, складывается тот или иной тип личности. Уже поэтому становится понятным, почему в человеческом обществе так много непохожих друг на друга по своему поведению и образу мышления людей.

С этих позиций сферу потребностей человека можно схематично отобразить следующим образом.

               
                Естественные(врождённые) потребности.

                I            

                Психогенные(психические)               
                Соматогенные(физические)
          

                I
               
                Социальные(приобретённые)
                I
                Материальные    
                Духовные
               
                I               
               
                Общественные    Личные            

    Здесь хочу отметить, что когда мы начинаем рассуждать о смысле жизни человека, то, как правило, подразумеваем сознательный и поведенческо-деятельный уровень в этой системе. Тем не мене, полноценное функционирование человека, как живого организма, осуществление естественных физиологических потребностей является если не целью, то необходимым условием для протекания жизненного процесса.
   Говоря по-простому, первоначальный смысл жизни (если его так можно назвать) заключается в поддержании и сохранении физического и душевного благополучия (здоровья в узком значении этого понятия, без включения аспектов социального).
     Чтобы полноценно реализовать этот смысл, по моему мнению, для сохранения здоровья каждый человек с ранних лет должен овладевать знаниями в области функционирования человеческого организма, его физиологических и психологических закономерностей. Это и выработка отношения к своему телу, выбор образа питания, физической и умственной активности, и в конечном итоге обретение личностного понимания существа здоровья и целей его сохранения, то что даст возможность человеку в долговременном отрезке своей жизни овладеть более глубинными социальными и духовными смыслами.
    И когда мы пытаемся рассуждать о смысле жизни, то как бы само собой подразумевается, что речь идёт о здоровом человеке. Труднее «философствовать» на этот счёт, когда мы будем разбирать смысловое наполнение жизни, скажем, страдающего с раннего детства тяжёлым недугом ребёнка, на лечение которого уходят даже не годы, а десятилетия.  Потому мои рассуждения касаются исключительно в целом здоровых людей.
       Естественные потребности всегда служили и служат побудительной силой человеческой деятельности, а разум, сознание подсказывает всё новые пути разрешения возникающих проблем. Одна, а тем более целая группа естественных потребностей может служить объективной предпосылкой формирования множества новых, самостоятельно существующих социальных потребностей. Когда социальная (материальная и духовная) потребность полностью сформируется и приобретёт все параметры самостоятельной потребности, тогда она начинает исполнять роль движущей силы поведения и деятельности человека.
    Реализация материальной и духовной потребности часто сопровождается «борьбой мотивов», формированием цели, принятием решения, деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, получением конкретного результата. Удовлетворив потребность, человек получает ту гамму положительных эмоций, которые попросту мы могли бы назвать «мгновениями счастья».
   Формирование социальных потребностей зависит от многих факторов: условий быта, воспитания, образования, самой структуры личности и многих других. Поэтому у разных людей будет разный спектр потребностей. Они будут отличаться и по своему диапазону, и по своей направленности (альтруистический или эгоистический вариант).
   И всё-таки из всех потребностей хочется выделить две, которые, по моему мнению, являются главными для большинства людей и заложены изначально в человеческой природе. Эта потребность познания и потребность общения. Причём обе эти потребности взаимосвязаны. Не может быть полного удовлетворения потребности познания, когда после приобретения нового знания нет возможности поделиться хоть с кем-то этим знанием.
   По большому счёту, чтобы рассуждать о смысле человеческой жизни, не так уже и важна природа и механизм формирования всех наших потребностей. 
   По-простому смысл жизни можно было бы выразить двумя словами-быть счастливым.
   Есть множество определений счастья. Например, счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации.
 Это больше философское определение.
  Я же исхожу из того, что счастье — это состояние человека, в котором максимально полно удовлетворяются его биологические, социальные и психологические потребности, и когда эти потребности гармонизированы с потребностями близких и значимых для него людей.
  Конечно, человеческая жизнь проходит в сложных и часто меняющихся условиях, при которых далеко не все потребности могут быть полностью удовлетворены. В ряде случаев условия складываются столь неблагоприятно, что неудовлетворённой остаётся значительная часть потребностей, в том числе важных для личности. И здесь имеется, пожалуй, единственная возможность избежать внутреннего конфликта – снизить или полностью изменить актуальность потребности. Будет ли при этом человек ощущать себя счастливым? Вряд ли.
     С другой стороны, понятие счастья у каждого человека своё. Применительно к потребностям можно сказать, что счастливыми себя ощущают те люди, которые сознательно гармонизировали свои потребности так, чтобы они в итоге удовлетворялись. Завышенные потребности, неосуществлённые надежды и мечты не делают человека счастливым. Но можно встретить счастливых людей (ощущающих и осознающих своё счастье) даже с не очень большим набором и высотой своих потребностей.
     Важным в этом процессе является умение человека регулировать свои потребности, по- необходимости сознательно ограничивать их, ощущая при этом себя счастливым человеком. Умение это возникает в процессе формирования личности. Это сугубо индивидуальный процесс, связанный и с уровнем самосознания, и с уровнем понимания целостной картины мира, и главное -  с умением находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром.
    Я упомянул представление о целостной картине мира, потому, что текущие и конечные смыслы, например, религиозных, верующих людей будут отличаться от таковых у людей с научным или просто житейским мировоззрением. Процесс формирования смысла жизни невозможен вне мировоззренческой основы.
   Любой человек свободен в выборе своей личной цели жизни. Он может ставить перед собой любую цель и делать всё зависящее от него, чтобы её осуществить. В самом деле смысл жизни, каким бы он ни был по содержанию, он-мой смысл жизни, моей жизни, он свободно мной избран, свободно мной определён. Но есть и вторая, объективная сторона, не зависящая от воли человека и вытекает из тех законов, которые лежат в основе жизни, поведения и жизнедеятельности людей. Оно поддаётся научному обоснованию и кроется в самой сущности бытия человека.
   Противоречие-человек живёт, чтобы трудиться, а трудится для того, чтобы жить-имеет силу закона. С этих позиций упрощённо смысл жизни отдельно взятого человека можно выразить несколькими словами: разумно прожить сою жизнь и активно способствовать полноценной жизни других людей.
   Если говорить о призвании отдельного человека, подразумевающее материализацию и конкретизацию смысла жизни, развёртывание его во времени, претворение в биографию, судьбу, то здесь имеется налицо два момента:
 а) начертанная самим человеком траектория жизни, с различной степенью осознаваемая и планируемая стратегическая линия, исходящая из его основных жизненных, индивидуальных, личных целей;
 б) соотнесение этого момента с социально-историческими особенностями своего времени, выраженное в категориях признаваемого человеком мировоззрения. Поэтому призвание, как и вообще смысл жизни, есть выражение личных целей, но связанное с тем миром, в котором он живёт.

      Рассуждая о смысле жизни, я не мог, хотя бы в двух словах, не затронуть вопрос о смерти и бессмертии, который создаёт чрезвычайно серьёзную проблему, которая была и будет вечно таковой как для человека, так и для всей человеческой культуры. В чём собственно проблема? Дело в том, что так или иначе всю сознательную жизнь человека пронизывает противоречие между его стремлением к бессмертию и фактической его смертностью, осознаваемой им. Конечно, в сознании людей и в их реальной жизни это противоречие принимает различный вид, но, как бы ни было, оно небезразлично самым различным людям, потому что именно данное противоречие и придаёт остроту нашим выборам и делает смысл жизни действительно коренной проблемой существования человека. Как же разрешается это противоречие в сознании человека? Оно разрешается путём создания концепций бессмертия человека и собственно концепций ценности жизни.
 
    Каждый человек, начиная с определённого возраста, не только просто знает, что он смертен, но и с той или иной степенью глубины осознаёт этот факт. С другой стороны, каждый человек обладает интенцией бессмертия. И эта интенция бессмертия отнюдь не проста. Любому человеку присуща интенция индивидуального бессмертия, которая наиболее непосредственно выражается в самосохранении, в нежелании смерти, в стремлении избежать смерти.
    Ещё одна интенция бессмертия, близкая к этой, но вместе с тем существенно отличная, выражается в видовой функции человека. Она есть не что иное, как стремление видеть продолжение себя, своей жизни в жизни потомства. Но собственно человеческие функции могут приобретать свои специфические интенции бессмертия. В этом случае интенция бессмертия будет отображаться в стремлении человека видеть своё продолжение после смерти в своих практических делах, тех или иных исследовательских и вообще духовных исканиях. И в последнем случае важно, какое она место занимает в структуре личности человека. При всё разнообразии потребностей социальная направленность жизни у каждого отдельного человека будет склоняться к одному из полюсов-или это будет преимущественно эгоизм, или альтруизм. В первом варианте эта направленность будет протекать в стремлении к сугубо личному телесному, материальному или творческому благополучию, не особо вдаваясь в последствия своей деятельности после смерти. В другом, по-моему, истинно человеческом варианте интенция бессмертия будет проявляться в стремлении служить другим людям и желании оставить и после своей смерти такое мнение у людей о себе, которое бы адекватно оценивало его благородные устремления. Пренебрегая порой своей собственной индивидуальной жизнью как жизнью организма, человек сохраняет себя как личность и, следовательно, надолго остаётся в памяти людей.
   Наиболее убедительной для сознания, по крайней мере сознания людей некоторых эпох, явилась христианская концепция бессмертия.
  Основное содержание христианской концепции бессмертия заключается в том, что человек бессмертен как душа, которая наделена загробным существованием. При этом конкретный характер загробного бытия хотя и неопределёнен, но ставится в зависимость от характера земной жизни человека. После смерти обещается счастливая, блаженная жизнь при соблюдении совокупности нравственных правил поведения, совершении молитв, предписанных религиозным учением и искренней вере в Бога. Христианство прямо и открыто обещает личное бессмертие, только не как продолжение телесного существования, а в виде очищенного от земных житейских дел бытия его души.
   Христианство как бы молчаливо исходит из предпосылки изначального эгоизма человека. Однако, чтобы был удовлетворён этот эгоизм человека, простирающий в своей действительности и за пределами земной жизни человека, он должен здесь, на земле, в этой телесной жизни быть нравственным, то есть поступать вопреки своему эгоизму. В противном случае человек, хотя и не утратит бессмертия, но на его долю выпадет такой удел, который будет далёк от радости и счастья, так как ему будет уготован ад.
     Длительная история христианства, его связь со многими сферами культуры и жизни человека создавали иллюзию единственной гарантии нравственности человека в его вере. Ни в коем случае не противопоставляя своё мнение верующим людям, наблюдая те социальные процессы человеческой цивилизации современной эпохи, могу констатировать, что религия не справилась с всеобщей функцией поддержания нравственности. Значит ли это, что райскую жизнь после смерти обретут лишь избранные? Не буду дискуссировать на эту тему, но являясь сторонником научного мировоззрения, хочу, тем не мене сказать, что смысловая концепция жизни истинно верующего в Бога человека является, по моему мнению, не самым худшим вариантом из выбираемых человеком смыслов жизни.
    Возможна ли какая-либо иная концепция бессмертия и нужна ли она? Думаю, что нужна. Нужен переход к новой концепции бессмертия, которая отправлялась бы не от эгоистических тенденций в природе человека, а напротив, полагала их подчинённость истинно человеческим функциям(потребностям), сугубо человеческим существенным силам, заключённых в бесконечном познании человеком мира и самого себя, единении с окружающей природой, гармоничном преобразовании мира, базирующегося на взаимном братстве и любви. Возможно это утопия, но необходимой предпосылкой для новой концепции бессмертия могла бы послужить концепция бессмертного, вечного существования человечества.

      Итак, нельзя вывести всеобщий смысл человеческой жизни. Сколько есть людей, столько есть и смыслов. Они будут отличаться в зависимости от структуры и степени сформированности личности, гармонии потребностей, осознанности, мировоззрения, условий проживания и многих других факторов. Даже такие, казалось понятные всем смыслы, как быть счастливым и быть здоровым, тоже у всех будут разные.  И способы реализации этих смыслов у всех будут тоже различные. Возможно, что сверхзадачей человека становится сугубо личное понимание своего смысла жизни и выбора своего индивидуального пути к его осуществлению.
   

P.S.
   
   Любой пишущий человек (осознанно или нет) осуществляет прежде всего свою потребность делиться своими мыслями и чувствами с другими (человеку нужен человек). И я считаю эту потребность фундаментальной для человека. А сколько людей его услышат, один или тысяча, не столь уж и важно.


Рецензии
Вы пишите: "Сколько есть людей, столько есть смыслов". Если бы это было так, то человечество бы не выжило и не развивалось. Смысл жизни не личное дело, а объективная тенденция рождения нового поколения и продолжение жизни рода. Об этом моя статья "Смысл жизни". Счастье, конечно, субъективное чувство. С уважением, Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   17.01.2023 21:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.