Слово и изображение
Длительное время любая форма изобразительного творчества предполагала отражение реальности в её натуральной или воображаемой форме. Это всегда было ТАК, до начала 20 века.
Наступили времена ИНЫЕ (причина этого, тема отдельная), когда форма потеряла свои естественные пространственные границы, превращаясь в ЗНАК. Сам по себе он определяется в науке смыслом слова «симулякр», то есть знака, отражающего то, чего нет, того, что НИЧТО.
В этом «ничто» для художника нет места, так как нет возможности опоры или остановки хоть на чем-то. «Ничто» поглощает и растворяет всё – созданные формы, смыслы, традиции… Их там УЖЕ нет. Но само это «ничто» есть нЕчто, которое обозначено в слове, а точнее в понятии «НИЧТО».
Переход от образа к понятию есть акт преодоления границы мира СЕГО, то есть «видимого», и переход в мир, не имеющий проявления ни в природе, ни в визуальных предметах творчества. Здесь начинается мир скрытых смыслов, в конечном итоге, мир ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ.
Есть ли в НЁМ место для художника? Да, есть. Причем невообразимо важное. На этой границе миров меняется роль, миссия художника, вплоть до его восприятия и осознания формы существования самого себя. Своими творениями он из «зеркала», отражающего окружающий мир, превращается в «глазной хрусталик», призму, позволяющую зрителю структурировать и по-новому воспринять его – зрителя - ВНУТРЕННИЙ МИР.
Визуальным символом такого состояния и одновременно границей перехода Каземир Малевич избрал «черный квадрат». Но, если знак исчез, то здесь начинается царство Слова, без которого НИЧТО как НЕЧТО не выразимо, а только ощущаемо в определенном психическом состоянии.
Но, что далее? Во внутреннем мире без визуальных образов СЛОВО, как энергетическая вибрация, создаёт семантическое поле Вселенной.
Слово (его смысловое содержание и энергетическая звуковая вибрация) всегда больше, чем ЗНАК это слово обозначающий. Это как живая музыка всегда больше, чем партитура, как устная скандинавская сага больше, чем её запись руническим письмом, как танец больше, чем отдельные позы и жесты …
Переход от наглядно-образного к понятийному мышлению даёт качественно иной взгляд на мир, новый уровень понимания его глубин и сущности. На этом переходе образы-знаки созданные художником отражают экстраполяцию его сознания на окружающий мир, они обретают иной смысл и назначение. При этом они будут требовать дополнения в виде их энергетического наполнения и синергетического продолжения в формате перформанса – места, звука, музыки, танца (Гурджиев?)…
P.S. На мой взгляд именно ЭТОТ поиск и осознание силы СЛОВА отражены в потрясающем по своей глубине фильме Андрея Кончаловского «Грех», который посвящен гениальному Микеланджело (подробнее об этом здесь - «К фильму «Грех» Андрея Кончаловского» - http://proza.ru/2019/11/18/2088).
(В заставке фото с выставки работ художника Руслана Цримова)
Свидетельство о публикации №220100600669
Джули Софи Байрон 02.12.2020 07:59 Заявить о нарушении
Азамат Джендубаев Джанымбей 02.12.2020 08:42 Заявить о нарушении
Понятие в любом случае посредник, вроде переводчика, когда, например, перевод любого творения(скажем, Шекспира)на иной язык с того, на котором оно создано практически делает автором(даже не соавтором)переводящего, так как семантика и особенно синтаксис в своих коллизиях построения того же творения имеет невербальные нюансы словосочетаний, которые просто невозможно перевести на иной язык, сохраняя эти коллизии, которое почти всегда имеют ключевое значение в восприятии того или иного эстетически интеллектуально смыслового посыла
Ева София 02.12.2020 11:02 Заявить о нарушении
Возможно здесь есть какой-то филологический смысл или семантика такой глубины, что...)
Интуитивно-чувственное восприятие мира исключает любое словесное описание - это ПЕРЕЖИВАНИЕ. Такое возможно или в музыке или в изобразительном искусстве. У вас, например, это проявлено в том КАК вы разместили свои эссе) Но как только вы обращаетесь к описательному изложению СЛОВОМ, то у вас не остается никакого иного способа, как использование определенных понятий, которые могут иметь различное содержание, зависящее от предметной области (например, понятие "человек" в биологии, психологии, литературе, философии и теософии имеют различное содержание), либо использовать категории, как наиболее общие понятия - качество, количество, субъект, предмет и т.д. Скажу вам по секрету, что ВНЕ понятий и категорий мышление и речь, как форма его - мышления - проявления, НЕ возможно. Если же вас привлекает магия свободного "потока сознания", то этого явления я касаться не буду, оно пограничное во многих смыслах, хотя и оно может иметь своё эстетическое обрамление)
Азамат Джендубаев Джанымбей 02.12.2020 15:41 Заявить о нарушении
Удивившее вас "влияние некой сутью на восприятие этой сути" не более как принцип(действительный принцип, а не игра слов)работы самости(рефлексивного самосознания), которая "видит" всё в своём цвете, и он уникален влиянием её(самости)на её собственное восприятие себя(и всего мира как части себя, так как он не более чем элементаж её собственного восприятия)именно своим наличием, "зеркальностью", модальностью, можно даже так сказать
Если вы причастны к философскому мышлению(а не прочтению книг по философии, что есть весьма существенная разница), то должны меня понять моментально
Но вы не поняли)
Ева София 02.12.2020 20:35 Заявить о нарушении
Азамат Джендубаев Джанымбей 02.12.2020 22:48 Заявить о нарушении