Изр. гл 4 Иудейская пустыня

               Так её называют потому, что при разделе земель между коленами Израилевыми она досталась колену Иуды.
                Накатывает  ощущение вечной тайны: ведь не зря сложены легенды об исчезнувших городах, о затерянных сокровищах, о реках и морях, скрытых где-то в глубинах этой пустыни.

         Царь Давид в юности пас скот в Иудейской пустыне.  Здесь он сочинил 62-й псалом, в котором описал свою жажду познания Бога:
"Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томиться плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной..."
             Иудейская пустыня была убежищем для преследуемых. Прятался в ней и Давид от несправедливого гнева царя Саула. Пустыня укрывала повстанцев и крепость Масада тому свидетельство.
           В одной из пещер археологи нашли корзины, заполненные черепами, и большую братскую могилу. В ней погребены мужчины, женщины и дети. Археологи назвали ее Пещерой ужасов. Ее обитатели погибли от голода и жажды, но не сдались римлянам.
         Во все времена в Иудейскую пустыню уходили от дворцовых интриг и мирской суеты. Здесь жили ессеи (еврейская религиозная секта — II в. до н. э.), а позже монахи.
        В новые времена Иудейская пустыня заполнилась кочевниками-бедуинами. Они наводили страх на тех немногих, кто жил в зтих местах, нападали на путников, зачастую убивали их. Опасности подвергались и паломники и ученые. Бывало, что бедуины подходили к самому Иерусалиму, восточные окрестности которого они полностью опустошали.

         Иудейская пустыня испокон веков привлекала аскетов своей малолюдностью и близостью к великим святыням иудаизма и христианства. Эту пустыню считают одним из мест зарождения монашеского движения.
          Многие известные религиозные понятия появились очень давно именно здесь. Например, «Лавра» в переводе с греческого означает дорожку, которая соединяет кельи монахов-отшельников, разбросанные по местности.  По этому же принципу в древности строились и монастыри, в противовес иной форме организации – киновиям – монашеским общинам, где контакт между монахами был более тесным.
       От шоссе №1, по которому возвращалась в Иерусалим,  направо, между известняковыми холмами,  если спуститься по довольно опасному серпантину вниз, в ущелье, то  обнаружется прекрасный оазис, питаемый водами горного источника Эйн Фара.  Далее  петляет дорога,  ведущая к монастырю.
 

       Фаранская лавра  — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере. Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах.
     После того, как моя душа высшим промыслом  была наставлена на путь христианства, 
мне стало интересно читать жития святых и вообще познавать  пути, приводящих людей  к Господу. А так же  интересно,  полезно,  душеспасительно  сравнивать   и  одновременно сверяться  в лицах  с правильным жизненным курсом. Итак:
     В IV веке н.э. в  Малой Азии в царствование нечистивого  Аврелиана  жил человек добродетельный и благочестивый, исповедавший христианство, по имени Харитон.
    Когда начались гонения на христиан, святого Харитона схватили одним из первых, так как он был известен своей особой преданностью Господу. Правитель требовал от  святого Харитона публично отказаться от своей веры и признать власть языческих богов. В «Житии Св.Харитона Исповедника» говорится о тех мучениях, которым был подвергнут Святой. Его растянули крестообразно и били нещадно воловьими жилами так, что мясо отходило от костей, и кровь лилась рекой. Но это не сломило святого Харитона. Его бросили в темницу едва живого, но  по промыслу Божьему смертельные раны затянулись, а  вскоре  его мучитель - Аврелиан был убит. Его настигла кара за пролитие христианской крови. 
      Следующий император, Тацит, боялся повторить судьбу своего предшественника и решил прекратить преследование христиан. Многие из них были выпущены на свободу и возвращены из изгнания. Вышел на волю и Харитон. Но мучения, которые он перенес, так укрепили его волю и веру, что решил Харитон стать воином Христовым и отправился в Иерусалим, где Господь был судим и претерпел мученическую кончину. Уже находясь почти у цели своего путешествия, недалеко от Иерусалима, в пустыне Харитон подвергся   нападению разбойников, которые, не найдя при нем ничего ценного, связали его и бросили в своей пещере, чтобы потом убить, а сами вновь отправились на промысел. Харитон  горячо молился, во всем положившись на волю Господа.
      Тут в пещеру заползла змея. Она подползла к кувшину,  в котором разбойники хранили вино, и стала пить, отравив напиток своим ядом. Разбойники, вернувшись в пещеру и мучимые жаждой, сразу  бросились к кувшину и стали по очереди пить. В результате все  они умерли в страшных мучениях. А  святому Харитону удалось освободиться от пут. Оказалось, что в пещере разбойники хранили награбленное золото и на эти средства святой Харитон построил  в этом месте обитель Фаре. Постепенно туда стали стекаться жаждущие духовного окормления люди, ибо Харитон  «имел в устах слово, солью премудрости приправленное». Устав обители, установленный святым Харитоном (его стали называть исповедником, так как он исповедовал веру в Христа и претерпел за это мучения и пытки) был суровым. Пищу вкушали один раз в день – хлеб и воду помалу, праздных разговоров между собой не вели. Постепенно молва о мудром настоятеле стала распространяться и к нему чередой потянулись люди, так как обладал  святой  Харитон даром исцеления, врачуя недуги телесные и изгоняя бесов.
    Наладив жизнь  обители и выбрав из братии себе замену, он  удалился в пустыню, стремясь в самые труднодоступные и удаленные места. После долгих  странствий    Св.Харитон обосновался в пещере вблизи Иерихона, где  пищею ему служила зелень, произраставшая поблизости,  но более всего питала его Слово Божие. По прошествии времени, убежище святого Харитона было явлено миру, так как пришло для него время вновь послужить людям. Ученики нашли своего учителя,  и вокруг Св.Харитона  опять стали собираться братья по вере.
    Постепенно образовалась новая обитель с тем же суровым укладом. Как  только все устроилось и наладилось, святой Харитон вновь почувствовал тягу к уединению для молитвенных трудов. Попрощавшись с братией и взяв свой посох,  вновь ушел в пустыню.  Вскоре прошел слух, что где-то за Вифлеемом святой Харитон обустраивает новую обитель – Сукийскую или Старую Лавру. Несмотря на преклонный возраст, святой Харитон  избрал для себя на этот  раз самый трудный  молитвенный подвиг –столпничество. Весьма вероятно, что жильем ему служила деревянная башня, которую пастухи используют для наблюдения за стадами.  Вокруг были  неприступные скалы, и воды поблизости не было, но по молитве святого из сухих камней забил источник. Теперь с высоты он как бы надзирал над всеми тремя основанными им обителями, где вера в Господа укреплялась. Годы щадили святого Харитона, но в возрасте за 90 он почувствовал приближение смерти и завещал похоронить себя в той самой пещере, где со встречи с разбойниками началось его служение на Святой земле.
       За долгую историю, много раз обитель разрушали варвары, но через годы запустения, она снова возрождалась. В 1903 году место, где был заброшенный монастырь, и где когда-то подвизался св.Харитон Исповедник, было выкуплено Русской Духовной Миссией. Теперь это одно из немногих мест на Святой Земле, где слышна русская речь.

       Двигаясь  на транспорте дальше по шоссе,  на одном из холмов нельзя не заметить огромный железный крест – это один из путеводных  знаков,  которые  в  прошлом служили  указателями дороги для паломников.


         На северном склоне этого же ущелья, чуть поодаль ещё одна обитель - древний греческий ортодоксальный монастырь св. Георгия Хозевита.

        Постройки монастыря, созданы в конце пятого века н.э. египетским монахом Иоанном. Преемником Иоанна стал уроженец Кипра – преподобный Георгий Хозевит, решивший покинуть мирскую суету и полностью посвятить себя служению Богу.
      Когда Георгий осиротел, он отправился к брату и принял постриг в расположенном недалеко от Каламона мон-ре Хозива в ущелье Вади-Кельт.
        Он был «нестяжателен, воздержан, кроток, любовен ко всем и чрезмерно сострадателен».
       В отличие от своих собратьев он «не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба», но делал из остатков еды других иноков шарики, которые сушил на солнце и принимал их в пищу раз в три-четыре дня. Он исполнял также послушания: пек хлеб, работал в саду и ухаживал за домашней птицей.
    Уже новоначальным иноком Георгий стал совершать чудеса и, избегая славы, удалился в Каламон. Там он много лет вел строгую аскетическую жизнь и своими подвигами стал известен во всей округе. После смерти брата, когда игуменом в Хозиве стал Леонтий, Георгий переселился туда в одну из келий.
       Георгий умер в 625 году, пережив разрушившее монастырь кровавое нашествие персов. Захватив обитель, персы перебили часть иноков, других увели в плен и только Георгия отпустили, удивившись его изможденному аскезой облику.
       Сейчас голова святого хранится в специальном ковчеге в церкви Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре, а в приделе во имя Георгия и Иоанна Хозевитов находится его гробница.

      Мне не довелось побывать в ущелье, мимо которого я проезжала.  Рассматривая внимательно фотографии   монастыря в интернете, на одной, на фоне  вырубленных в скале  стен обители, позировало красивое пушистое существо с хвостиком, ушками,  лапками и острыми коготками на них. Умные спокойные глазки.
            Во всем её самопредставлении чувствовалась аскетичность и послушность.     Животные перенимают от хозяина некий дух…



 


Рецензии