Кругосветка. Две беды

 Месяц мы жили на судне и готовились: знакомились с людьми, порядками, обычаями, обстановкой; разыскивали и доставали медикаменты и имущество, обустраивались, изучали судно, выходили в море на ходовые испытания и приёмные (то есть познакомились и с морем)… За этот месяц успел  узнать Кронштадт и насладиться видами Санкт-Петербурга. За кажущимся обилием дел это был всё же месяц ожидания и, казалось, он никогда не кончится…
  Однако в кругосветку отправились, несмотря ни на что, в установленный срок.
  А ещё через время, хоть и продолжительное, и в быту и в работе почти все наладилось.
  Правда предстояло, как выяснилось, преодолеть ещё две беды, сыгравшие очень значительную роль: морскую болезнь и… запахи.
  Сначала были запахи. На, более чем год, нормально необитаемом,  плохоубираемом и очень старом судне, поселились люди, стали топить помещения, готовить пищу и осуществлять иные аспекты жизнедеятельности. От тепла, перемещений и прочих явлений обитаемости появились запахи, вот не сказать что смрад, но очень сильные и очень неприятные: то сильнее, то чуть слабее, но непрерывные, ни с чем несравнимые: раньше ничего подобного не ощущал. То ли это были запахи разложения накопившегося по всем щелям мусора, то ли старых канализационных коммуникаций, то ли подгнивающих неметаллических конструкций судна то ли ещё чего, но первые несколько недель они лишь усиливались и сильнее всего проявлялись именно в нашей каюте. Ещё, именно наша каюта, была как-то кармически связана с камбузом и он, нередко (по нескольку раз в день), добавлял обонятельного колориту и в так с трудом переносимую обстановку: то горелым, то кислым, то застоявшимся, то мокрой ветошью, то сточными водами - это чувствительно оттеняло и без того непереносимый фон. Деться, от этого, было некуда. На этом «торте» была своя вишенка. Мой идеальный сосед. Он деликатно делал так, что его было и невидно, и неслышно и спать ложился во время и почти не храпел, и не шумел, и разговорами нудными не досаждал, и вредных привычек не имел (я старался быть таким же - ведь впереди пол года бок о бок). Но он был полноват и тоже пах. Ох, он не виноват, он этого даже и не замечал. Но когда он приходил с улицы или со спортивной каюты с капельками пота на лбу это означало, что все вышеперечисленные запахи на несколько ближайших часов отодвигаются на второй план…
  За несколько недель, этим каютным букетом, полностью пропитался сам: этот запах сопровождал меня и вне судна: пахла одежда, выдыхал эту вонь из себя, как пьяный выдыхает перегар, даже если случалась отрыжка (а она стала случаться), то и из желудка вырывался наружу этот же застойный аромат.
  Но всё (и неприятности) познается в сравнении. Буквально через пару часов, после начала нашего дальнего похода, про запахи на некоторое, время забыл. Их на какой-то период заслонило новое яркое впечатление – качка. Как только мы вышли за  знаменитую питерскую кольцевую автомобильную дорогу, морскими, естественно, воротами, в борт ударили первые волны и нас сразу же стало качать. Болтало сильно и ещё сильнее очень долго и постоянно. К тому ещё было пасмурно, подул ветер, пошли дожди и на палубу, чтобы вдохнуть чистого воздуха, удавалось выбраться крайне редко. Качка периодически доходила до апогея – летали предметы и стулья по каюте, где-то мерно громыхали какие-то незафиксированные двери и люки, в каюте назойливо что-то стучало, перекатываясь и плавно перебираясь долбить прямо в мозг. Ни ходить, ни стоять, ни что-либо делать не было никакой возможности, даже если бы хотел. Но не хотел ничего – одолела морская болезнь. Мог только лежать. Даже не спать. Потому что когда человека будят, его трясут за плечо. Нас же не то чтобы трясло, а валяло с боку на бок бортовой качкой, тут, не до сна; стояла насущная задача не слететь с кровати - лечь на неё поперек (да-да поперек) чтобы было устойчиво. Я тоже сначала криво улыбался (смеяться не мог) когда советовали ложиться поперек односпальной кровати. Но через какое-то время, стал это делать бессознательно легко и непринужденно. Днём же спасал диван. О, каютный диван! Он стоял поперек и бортовая качка, на нем, перекатывала не с боку на бок, а от ног к голове и обратно. Этот предмет роскоши сделан был, наверное, нарочно так, чтобы никому не приходило в голову на нем спать: составленный из трех «подушек» соединяющимися между собой весьма жесткими ребрами, между которыми можно сесть, но если тебе вздумалось принять горизонтальное положение, то ребра не давали забыть, что этот диван не для лежания. Но на нём хотя бы не надо было думать о сохранении устойчивого положения и это несколько облегчало ситуацию… И вот качаешься ты на этом диване день за днём, неделю за неделей и не о чём ни думаешь. Мозг взбалтывает так, что теряется способность мыслить и это хорошо в данной ситуации – дезориентируешься  в пространстве и времени и морская болезнь не так мучительна. Было бы ещё лучше, но тебя, как нашатырь человека потерявшего сознание, назойливо возвращает к действительности каютный «аромат», который в связи с плотно задраенными иллюминаторами и невозможностью покинуть помещение лишь усиливался день ото дня. Так проходили дни: ты лежишь, не будучи в силах встать, тебя качает с головы к ногам и обратно – от морской болезни и полузабытья к полуреальности и непередаваемой вони. То одно берет верх, то другое и лишь короткие светлые промежутки прорезают эту действительность. Вставал лишь по крайней необходимости: на прием пищи и по служебным делам.
  Проходит десять суток испытания и краткая передышка – первая заграница – Португалия. Это событие окупает и затмевает собой все неприятности до такой степени, что про них просто забыл. Европа, Португалия, Лиссабон - экскурсии, прогулки, магазины, впечатления!!! Три дня пролетают, оставляя на память самый яркий след.


Рецензии
Михаил, сильно и интересно написано. Про запахи особенно! Мне довелось на одном корабле служить 10 лет и никаких проблем с запахами не было. Наверное Вы не могли сразу принять условия обитания... Впрочем, я себе не хочу противоречить: когда приходил с корабля домой, супруга говорила, что от меня пахнет железом... С уважением

Анатолий Дудник   18.11.2020 19:24     Заявить о нарушении
Добрый вечер. Выдвинутые мною предположения откуда запахи, думаю верны. По мере обитания на судне, работы кондиционеров и проветривания они исчезли все... кроме кухонного, он периодически "радовал" моего бывшего соседа. Судно старенькое. Вообще каюты, почти как люди, были с характером. Например, в моей кондиционер кое как дул, а в каюте наротив, парнишка даже на экваторе сидел в свитере. Говорил, что когда кондер на минимум и иллюминатор (большой, квадратный) на полную открыт, можно и в жилетке посидеть)))
С уважением,

Савельев Михаил   18.11.2020 20:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте, соседи по сайту. Разрешите мне, сухопутному бродяге, примкнуть к вашему открытому обсуждению морского рассказа.

В моём загашнике есть подобная тема, надеюсь она вам покажется созвучной и интересной. Ответа и рецензий не жду - это бескорыстный литературный гостинец-цитата:

(мой рассказ "Доблестная профессия подводника" http://proza.ru/2018/02/25/788)

Желаю приятного прочтения. С уважением, Виктор

*****

"Доблестная профессия подводника"

(Дилетантский взгляд со стороны, рецензия на блестящий рассказ-очерк Альберта Храптовича «8. Освоение профессии. Первые уроки»)

Особенная это Профессия - подводник. Не каждому дано в ней состояться. Есть аналогия с ратным шахтёрским трудом - напряжение нервов и сил в замкнутом ограниченном пространстве, где можно рассчитывать прежде всего только на себя, удачу, ангела-покровителя и ближайшее плечо товарища. Остальные "плечи" находятся ОЧЕНЬ далеко от тебя, там, где-то аж на поверхности, а то и того дальше - на ДАЛЁКОМ берегу (это для подводников). И это ещё не всё. Подводники живут в особенном измерении. Постоянный своим однообразием и монотонностью, замкнутый железный пейзаж, заполненный искусственным воздухом, находится в окружении враждебного очень подвижного внешнего мира, за которым приходится неустанно следить, а то и пугать его своим оружием, или бороться со стихией.

Профессия имеет досадный парадокс - рядовой матрос-подводник может любоваться морем ТОЛЬКО в порту и при ремонтных работах во время аварийного всплытия. В походном положении в иллюминатор не посмотришь, по палубе не прогуляешься, как это делают все остальные труженики моря. Из спортивных упражнений, которые можно себе позволить, чтобы не повышать понапрасну содержание СО2 – шахматы, шашки, книги. Физические и психические силы личный состав вынужден очень бережно расходовать. К этому можно добавить полное отсутствие личного пространства. Хотя, врачи рекомендуют человеку, для поддержания нормального психического самочувствия, минимум один час в сутки, побыть наедине. Словом, нелёгкая это миссия – жить и служить под водой, выполняя технические, бытовые и боевые задачи. И так может длиться несколько месяцев подряд в атмосфере строгого порядка и жёсткой дисциплины.

Мой отец служил срочную службу на Балтийском флоте в должности моториста подводной лодки. Вспоминая армейские будни, он рассказывал, как его командир проверял белоснежным носовым платком чистоту в машинном отделении!? Флот приучил отца к абсолютному порядку. Он до фанатизма стал аккуратен в одежде и в обустройстве быта. Это всё пригодилось ему, когда он, после армии, стал вертолётчиком Северной авиации. В этой профессии принято, перед началом ремонтных работ, инструменты и крепёж получать под роспись, а по их окончании, нужно было отчитаться по крепежу и вернуть все инструменты, согласно списку.

Альберт Храптович в своём рассказе «8. Освоение профессии. Первые уроки» затронул любопытную тему о том, что человек пропитывается запахом своей профессии. Он пишет, что: «…мы, подводники на дизельных подводных лодках тоже ведь пропитывались запахом машинного масла, солярки, тавота и еще черт знает чего. (У нас ведь тогда не было специальной рабочей одежды, в чем ходили на берегу, в том были и на подводной лодке)…». Спустя годы, из озорства, он спросил свою жену: «…Ну, так как тебе тот запах?», а она ему здорово ответила на это: «А мне он нравился!».

Продолжая тему своего рассказа о лучшем «Мужском одеколоне», отмечу следующее. Есть теория о том, что люди, создавая семью, выбирают себе спутника на всю жизнь не только визуально, на слух и в общении, но ещё и с помощью обоняния. Проводился даже статистический опрос счастливых семейных пар с продолжительным сроком совместной жизни. По его итогам, выяснилось, что все они ответили утвердительно на вопрос: «нравится ли вам запах вашего партнёра?». Приходится согласиться, с тем, что мы не настолько люди, чтобы очень далеко уйти от наших братьев зверюшек. Несмотря на наше сильно атрофированное обоняние, в ответственные минуты своей жизни мы прибегаем и к его помощи.

Альберт написал как-то в рецензии: «…И, похоже, нам обоим............";

".....Я бы Вам подарил другую выдержку из Р. Киплинга, она мне очень самому нравится и мне кажется, что к Вам она очень подходит, как характеристика: "...пей с глубины, но не со дна...", хотя применительно к Вашей профессии подводника, это высказывание-пожелание дополнительно приобретает тройной смысл:))))......."

Виктор Комосов   28.12.2021 13:18   Заявить о нарушении
"Мужской одеколон" http://proza.ru/2018/02/19/599 Виктор Комосов

(Ответная рецензия на комментарий к моему рассказу «Тропинка босяка. Зимняя куртка «московка» – силища в драке!».)

Васильевич, здравствуйте.

Вы и Виталий Сундаков правы:"Обычно в жизни бывает по всякому". Особенно у таких неугомонных субъектов активной жизни с шилом в попе, как вы.
Я, кстати, уши прижал, когда увидел ваш комментарий к этому рассказу ("Тропинка босяка. Зимняя куртка «московка» – силища в драке!"):))) Ну, думаю, сейчас Лётчик Чечель разберёт по полочкам мои полёты в ночном парке после поджопника, пройдётся по моему "высокому уровню бойца":)), рассмотрит через лупу соблюдение мною техники безопасности ночных прогулок-пилотирования:)) в неблагоприятных "погодных" условиях:)) с ограниченной видимостью в буйной молодецкой головушке:))
И правда, в жизни каждого пацана есть вещица заветная, которая запомнилась на долгие годы. У меня энта "московка", до сих пор, в деревенском домике ждёт приключений. Умели же раньше шить! Ей сносу нет! Только сейчас у неё рукава немного коротковаты для меня. Можно сказать, что это моя личная лётная авиационная куртка:)) До этого, ещё в детстве, мерил на себя кожаную лётную куртку отца, так она мне тогда была, как полноценное пальто, а самый страшный элемент лётной одежды - мохнатые унты с пряжками, они словно живые зверюги стояли у печки для просушки, и мне для детских страхов:))) В три года они были почти с меня ростом и их было двое, а я один:)))
Своё раннее детство я провёл на аэродроме отца, поэтому, до сих пор, считаю самым лучшим Мужским одеколоном - авиакеросин:))) Чуть позже, в авиамодельном кружке, специально подставлял свой халат и рубашку под выхлоп работающего мотора своего самолёта - для форсу и правильного запаха пацанской одежды:))

Вот мои пару ответных слов по этой теме".

Виктор Комосов   28.12.2021 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.