Анастасия Астафьева. Безнадёга. ру

На презентации книги «Для особого случая» её автор, Анастасия Викторовна Астафьева, сказала, что в каждом своём рассказе она пытается оставить надежду для читателя, какой бы мрачной ни была описываемая действительность. Нет сомнений в искренности автора, но за спинами её героев, в основном, героинь, проглядывает полная безнадёга: разваленная, как после большой войны, страна. Где-то существует цивилизация, туда уезжают учиться, работать, жениться. Но вряд ли там лучше – точно так же спиваются, разводятся, теряют работу. Пожалуй, там ещё трудней – картинка в телевизоре, как оказалось, не совпадает с реальностью.
Вот героиня рассказа, одноимённого с названием книги, едет за наградой в Москву и получает её из рук самого президента. Уж на что «особый случай» – просто из ряда вон! А у неё, оказывается, и платья нет. «В рванье ведь не поедешь…» Покупка злосчастного платья – целая трагикомедия, совсем не смешная. Женщине за нескончаемой работой некогда вспомнить, что она женщина. И не радуют её ни обновка, ни поездка в столицу, потому что после будет ещё тяжелей – без неё ферма в «навозе утонет», а пьяница-муж в «грязной измазученной спецовке» превратит жильё в хлев. Да и злополучное платье, стоившее две зарплаты доярки, понесёт урон – дырку от медали. С какой радостью возвращается героиня к своей фуфайке! И не от скудоумия – она сельхозтехникум на пятёрки закончила, но жизнь отвела ей вот это место. И она, как и полагается отличнице, добросовестно отрабатывает свой хлеб. И детей хороших вырастила…
Ещё одно подтверждение, что на бабе Россия держится. И реально ли что-то поменять в судьбе вот этой конкретной бабы? Допустим, президент, вместо медали, удвоит доярке(ам) зарплату… Тогда платье будет стоить не две зарплаты, всего лишь одну? А молоко в магазине не подорожает? Или в молочных пакетах окажется ещё больше воды? И не выстроится ли производственная цепочка таким образом, что нефть и конечный её продукт, синтетическое платье, станут ещё дороже?.. Тут такая политэкономия, что ни писателю, ни читателю лучше не вникать!
Невозможно требовать от автора картину процветания, если в жизни он наблюдает противоположное. Деревня, разваленная заодно с советским строем. Каким художественным методом можно её описать – неореализм, постсоветский реализм, пост-соцреализм, «постмодернизм + соцреализм»?
И герои все неблагополучные, по разным, конечно, причинам. Героиня рассказа «Измена» не в силах ни простить неверного мужа, ни развестись с ним и получает от переживаний инсульт, становится зависимым от мужа инвалидом. Не слишком ли страшная цена за доказанную им человеческую – пусть не супружескую – верность?
Человекообразный паук, в рассказе «Дом», купивший будущую жену ещё ребёнком… Правда, она сумела избежать его «тенёт», пусть и неблаговидным путём, что нивелирует отвращение к герою.
Старики-ветераны, пережившие общие страдания на войне и не поделившие в юности возлюбленную, доживают во вражде – рассказ «Тёмная ночь».
«Иветта, Лизетта, Мюзетта…» – многодетный отец без постоянного заработка. Возможность выручить какие-то деньги на сдаче клюквы гонит его на болото. И не оказалось рядом брата, чтобы выхватить бедолагу из гибельной топи – из-за алчности, нежелания даже брату показать ягодные места…
Беспросветная драма «жениха» с ребёнком в рассказе «Давай поженимся». Стрелки, вроде, в сторону ведущих этой популярной телепередачи. Но – многочасовая съёмка с чередой героев способна сделать взгляд «знаменитой ведущей… жёстким и холодным». Гораздо важнее для героя осознать собственную жестокость! Его любимая женщина перенесла психическое потрясение от вида крушения поезда и жертв, притом сама она проводница и постоянно в зоне риска… А что он сделал, чтобы привести жену в чувство? Избил её по щекам.
Пьющий и безобразный во хмелю сын – рассказ «Непутёвый» – вышел, неожиданно для матери, в люди и так же неожиданно сорвался назад. Одинокая и нищая, но тихая жизнь кажется ей счастьем в сравнении с бедами, которые готовит его приезд. Но сын оказался закодированным. И не отсрочка ли это – что делать сорокапятилетнему мужику в деревне, где осталась пара старух?
Страшная история под названием «Живёт моя отрада» – и ни малейшей отрады для послушной сорокалетней дочери, оставшейся и без мужчины, и без ребёнка. А деспотичная мамаша даже вину сумела с себя свалить.
И бесконечно терпеливые женщины, независимо от их положения – цирковая «звезда» и сельская продавщица, вся жизнь которых – терпение и труд, которые «всё перетрут» – рассказ «Слеза Кабирии».
Но самый беспросветный рассказ – «Ненависть». Там не без садо-мазо, в одном флаконе, хотя перенесённая в детстве психическая травма не могла не аукнуться в героине. Даже её ребёнок заикается. Валентине кажется, что ею движет ненависть к отцу, она же даёт силы. На самом деле это гордыня – стремление доказать, что она другая, не такая, как отец, бросивший умирающую жену на перепуганных детей. Что бы ни двигало героиней, сколько бы ни желала ему смерти, продолжая ухаживать наперекор себе, он выкарабкивается. Но кому и зачем нужна его бессмысленная жизнь? Разве что попользуется «бойкая сиделка-молдаванка», если захочет прибрать к рукам старика с домом.
Отдельно стоит история «До полного». Надо сказать, что детективы автору удаются (припоминается ранняя книга «Сети Арахны»). Читатель до развязки не догадывается о криминале, наблюдая лишь супружескую драму. И пойдёт ли сознаваться Толик? Слишком он восхищён криминальными способностями жены.
«Хуже татарина», то есть древнего разорителя-врага, только незваный гость. К сельской поэтессе, учительнице в прошлом, заявляется бомжиха, одновременно почитательница её стихов. Иметь поклонников всегда лестно, а не помочь убогому – не комильфо для советского, а ныне православного интеллигента. Отзываются на просьбы заслуженной учительницы и глава местной администрации, и участковый, и бывшая ученица. Только кому они все помогают? Аферистке.
Благотворительность без адреса, в пустоту, которая возвращается поношением благотворителя. Бескрайнее терпение и безграничная обида. Скопидомство, граничащее с полоумием. Алчность по причине бедности. Разрозненные, забытые Богом люди, живущие ради живота (именно живота, а не жизни) – без любви, без надежды и без веры.
Астафьева А.В. Для особого случая: Рассказы. - Вологда, 2020. - 161с.


Рецензии
Вы замечатльный читатель и справедливо оозвались о каждом сюжете..А какие=гтудь литературные черты в сборнике обнаружиди? И их нет, по-вашему? Сколько процентов автора в кажлом расказе.? КАк изменился язык автора по сравнению с предыдущими книгами?

Галина Щекина   04.11.2020 19:43     Заявить о нарушении
Я намеренно не разбирала литературную составляющую книги - другую тему взяла, поспорив с устным утверждением автора о попытке в каждом рассказе оставить нечто положительное (надежду) для читателей. Отсюда выбранное мной название статьи: "Безнадёга.ру". Безусловно, рассказы А. Астафьевой являются произведениями литературы, имеющими в основе реальные факты, с которыми встречалась писательница, но далее, в процессе творчества, получившими значительную долю художественного вымысла и домысла (что и не скрывается автором). Язык А. Астафьевой пока не устоялся, в разных произведениях он разный, тем не менее, это уже авторский (узнаваемый) язык - периодически меня раздражает "разжёвывание" мелких подробностей, словно читатель - неразумное дитя...

Нина Писарчик   04.11.2020 23:17   Заявить о нарушении