Доказательство существования мира идей Платона

Платон, ученик Сократа и учитель Спевсиппа Афинского, Ксенократа Халкедонского, Аристотеля, Евдокса Книдского, Эраста и многих других известных личностей, вошел в мировую историю философии, в первую очередь, как основатель идеалистического направления.

Бытие в своей онтологии, по Платону, сформировано идеями. Эти идеи - не ментальные (умственные) понятия, формирующиеся в уме человека, а вполне самостоятельные сущности-объекты, которые существуют автономно и составляют подлинное бытие – мир идей.
Идеи из мира идей Платона сохраняют своё бытие безотносительно пространства и времени. Именно бытие мира идей составляет основу бытия мира вещей.

Мир идей состоит из множества конкретизированных идей-эйдосов для всех феноменов: материальных тел, вещей, математических и геометрических фигур и формул, моральных и эстетических норм и др. Умопостигаемый мир (мир идей) - вечный и внесубъективный. Чувственный мир существует в пространственно-временном измерении. Его характеризует постоянное вечное движение, приводящее к рождению и смерти объектов сущего мира.

В последней книге "Государства" Платон предельно понятно излагает свою теорию идей, или форм. По Платону, когда ряд феноменов относится к определенному классу и имеет общее название, то все элементы ряда имеют общую "идею", или "форму", как формальное обобщение множества однотипных феноменов. Например, в случае, когда рассматривается множество кроватей, существует "идея" одной единственной обобщенной кровати. Точно так же, как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не "реальным", так и разные отдельные кровати нереальны, а являются лишь копиями одной единственной "идеи", которая представляет собой одну единственную реальную кровать, созданную богом. Об этой одной единственной кровати, созданной богом, возможно знание, но в отношении многих других кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение. На основании таких рассуждений, Платон приходит к выводу, что формирование мнения о мире – прерогатива чувств, тогда как знание относится к сверхчувственному вечному миру.

В диалоге «Тимей» Платон говорит:

"Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно".

Для пояснения своих взглядов Платон прибегает к аналогии с пещерой, где люди способны видеть только в одном направлении, поэтому они принимают тени на стене за реальные предметы и не имеют представления о самих предметах, которые порождают эти тени. Познание, по Платону, – это воспоминание (анамнез) той истины, которая всегда жила в душе и которая оживает в нас, когда мы осуществляем какой-либо конкретный опыт. Вступая в контакт с миром, душа извлекает из себя истину.

Проблема существования мира идей вне разума субъекта вызвала соответствующую критику. Например, мусор и грязь - это субъективные понятия, поэтому слишком странно было бы предположить, что для мусора или грязи существуют какие-то идеи в мире идей Платона (об этом пишет сам Платон в диалоге "Парменид").

Докажем, что мир идей Платона существует на самом деле. Для этого рассмотрим в определенном месте сущего мира, в котором существует человек, самый большой различимый объект и разложим его на составные части по пространственно уменьшающемуся материальному параметру. Например, галактика состоит из звездных систем; звездная система состоит из звезды и планет; звезда/планета состоит из атомов; атом состоит из нуклонов и электронов(?); нуклон состоит из элементарных частиц; элементарная частица состоит из элементарно-элементарных частиц............ И т.д. Получаем бесконечный ряд, стремящийся к нулю. Почему он стремится к нулю, а не заканчивается на какой-то супер-пупер элементарной частице? Если ряд разложения заканчивается материальной частицей, имеющей форму, то эта частица должна иметь и содержание. Но тогда получаем противоречие, поскольку содержание такой частицы будет иметь статус элементарности, а не сама частица. Перейдя к содержанию этой частицы и рассмотрев его, мы неизбежно придем к выводу, что содержание содержания является более элементарным. И этот процесс будет бесконечным: что-либо материальное, имеющее форму, ведет к холархической структуре, более известной, как куклы-матрешки, вложенные одна в другую.

Таким образом, материальная непрерывность мира, как и непрерывность движения в апориях Зенона, ведет к бесконечному сущностно-сущему ряду, имеющему предел.
Но предел бесконечного ряда не является элементом ряда, поэтому предел будет иметь совершенно иное качество, чем любой элемент ряда. Недостижимость элементами ряда своего предела хорошо иллюстрирует график для гиперболы и ее асимптоты.

Мы бесконечный ряд строили по материальному параметру. Каким качеством должен обладать предел ряда, причем, отличным от материального качества? Как известно, противоположным материализму является идеализм. Качеством, противоположным материальному, будет идеальное качество. Предел ряда, разложенного по материальному параметру, в связи с этим, будет обладать идеальным качеством.

Итак, наш бесконечный ряд стремится к нулю. Это значит, что в пределе материальных объектов нет. Мы не уничтожали мир, а разлагали его на составные сущности. Дойдя до предела по разложению, этот мир нужно построить в обратном направлении. Предельная точка разложения мира не должна выпадать из такого процесса. Она не должна быть точкой разрыва - эдаким абсолютным "ничто", поскольку из абсолютного "ничто" ничего нельзя построить в обратном движении по элементам ряда. Отсутствие материи в предельной точке должно компенсироваться чем-то другим. Как в законе сохранения полной энергии отсутствие кинетической составляющей компенсируется максимальным значением потенциальной составляющей. Следовательно, в предельной точке разложения сущего мира на составные сущности должен присутствовать аналог потенциальной энергии для создания мира - идея. Это не только доказывает существование мира идей Платона, но и теологическую основу христианства:

Евангелие от Иоанна

1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог.
1:2. Оно было в начале у Бога.
1:3. Все чрез Него начало быть

А также доказывает существование интеллектуального Оператора всего сущего мира, как вечного двигателя, функционирующего по периодическому закону (теория отскока).


Рецензии
Я тоже заметила, что большинство мыслителей являются неполноценными копиями одного настоящего

Джули Софи Байрон   30.11.2020 07:52     Заявить о нарушении
Вы и имя его знаете?

Владимир Физик   30.11.2020 10:44   Заявить о нарушении
Не просто имя, я воспринимаю его тонкие духовные поля
Вроде тех же мыслительных форм, то есть идей
Не нужно придумывать название для того, чтобы сущность явилась в мир восприятия
Есть восприятие интуитивное, не связанное с интеллектом
Придумывание закона тяготения не заставило яблоки падать с деревьев, они падали и до этого сочинения-констатации, они будут падать всегда, пока находятся в поле восприятия наблюдателя
Вы понимание, о чём я? Я о наблюдении как фиксации натуральности: не описание, а наблюдение, фактаж полного объёма сущностного поля
Что мог реально сделать тот же Платон... Ничего, потому что всё по сути сделано изначально, а универсализация деталей происходит ценой уничтожения некоторых иных, не столь заметных узлов всей схемы
Улавливаете...?
Аборигенам не нужна идея идеи, они и без неё знают смысл своей жизни, он у всех одинаков, хотя мало кто осознаёт краткую минималистичную его формулировку
Это тоже уловите, если сможете
Сама идея физики как некой отличной от сознания и - что самое важное - восприятия сущностной схемы обработки имеющихся в наличии материалов смешна и наивна
Вне наблюдения ничто не может вообще существовать... Вообще, полный ноль, нет зрителей в зале - подиум пуст, кто бы там, теоретически, не исполнял стриптиз или читал лекцию марксизма
Поэтому мышление как максима существования может протекать сугубо и даже исключительно индивидуально в закрытой мёбиусообразной системе, то есть в рефлексивном поле самости - не в аудиториях или кружках любителей йоги, а в закрытой схеме, вне какого-либо синергетического коллективного хозяйства, потому что самость имеет свойство существовать в абсолюте, то есть она не может быть более чем одна, это закрытая система вне аналогов, "самостей" не бывает, да и в принципе быть не может, это невозможно опровергнуть - подумайте хорошо, если не уловили сразу)

Ева София   30.11.2020 12:01   Заявить о нарушении
Если вне наблюдаемого ничего нет, и вас нет. Махровый солипсизм.

Владимир Физик   30.11.2020 12:48   Заявить о нарушении
Солипсизм это детские игрушки...)
Как это меня нет... Вы сообразили, что такое рефлексивная самость и в чём её уникальность в ключе познания?
Нет, не понимаете
Ну, упрощу - для самости она всегда есть и не может не быть, для самости самость всегда есть, это я уточняю, чтобы вы поняли
Относительно же отсутствия объекта вне его наблюдения можно сказать только одно - само наличие генерируется наблюдением, неужели вы не в состоянии понять такой элементарной истины
Когда вас нет в - например - вашей квартире, то есть ли она(квартира)в реальности(вне вашего наблюдения)или нет уже вопрос чистой веры...
Или это тоже непонятно?)

Ева София   30.11.2020 12:58   Заявить о нарушении
Ага. Это нет конкретного бытия, как СО-существования вас и чего-то другого. А по отдельности все прекрасно существует, если за время вашего отсутствия не произошел катаклизм. Одним словом, как все запущено: и солипсизм, и бытие...

Владимир Физик   30.11.2020 13:47   Заявить о нарушении
Да вы просто ребёнок...)
Нет ничего вне наблюдения, ничто по отдельности не существует
Всё есть только благодаря констатации наблюдением, никаких отельностей не существует
Естественно, можно тупо убеждать - да как же, там же(или там, или там...) можно поставить видеозапись или что-то типа того ещё...
Но запись не наблюдение факта, запись это наблюдение записи
Увеличивайте уровень интеллектуальности(сейчас, я имею в виду, а не вообще), вы мыслите как унылый плебей, используя наивную терминологию, забывая или не понимая, что она существует не для использования себя в качестве стриптизёрши, типа и так и этак можно повернуть, она часть наблюдения сознания и с ней нужно обращаться уважительно

Ева София   30.11.2020 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.