Одна, две, три... четыре четверти пути

Кальпа («порядок», «закон») – такова единица измерения времени, господствующая в индуизме, однако справедливости ради надо сказать, что индийцы совсем не уделяют хронологии исторических событий сколько-нибудь достойного внимания, и стоит им только задать вопрос на эту тему, как они тут же смущаются, и начинают рассказывать «сказки». 

Эти самые сказки получили название Пураны («Древняя былина») или Итихасы (дословно «так было») и с научной точки зрения больше всего походят на то, что западная наука считает историческими свидетельствами. Согласно индийской традиции пураны, итихасы и ряд других категорий текстов (сутры, тантры, шастры) принято относить к канону смрити («то, что надо запомнить») и по своему содержанию напоминают своего рода «народные энциклопедии», где наряду с фантастическими сюжетами о богах и героях, содержатся сведения о событиях, которые теоретически были возможными. Не говоря уже о больших вставках из текстов Вед и Упанишад.

В целом, индийская традиция не приемлет какую-либо историчность. «Принцип древности» - вот её отправная и вместе с тем конечная точка, где сходятся всё и вся. Чем древнее, тем лучше, именно поэтому считается, что древние тексты содержат в себе абсолютную истину, которая существовала всегда, вечно, во все времена, никогда и никем не была сформулирована, а равно и древние подвижники, и святые мудрецы (риши)  были могущественней нынешних.

Согласно этому воззрению, любое событие имело свой прецедент в глубоком прошлом, а посему нет никакой необходимости в составлении чёткой хронологии. Всё циклично и многократно повторяется, проходя заранее уже известные четыре периода (юги), начиная с возникновения праведного, «золотого» века (Сатьяюга), где господствует добродетель (дхарма) и не остаётся места пороку, плавно переходящего в век «серебряный» (Третаюга), где дхарма уменьшается на четверть и возникает потребность в жертвоприношениях богам, дабы компенсировать недостаток добродетели. Затем следует «медный» век (Двапараюга), в котором добродетель убывает еще на четверть, и уже одними жертвоприношениями не обойтись, поэтому к ним добавляется соблюдение закона (дхарма) и нравственных предписаний. Финальным этапом этой космической игры является переход в век «железный» (Калиюга), когда от дхармы остаётся лишь малая её часть – 25%, и тогда ни добродетель, ни жертвоприношения, ни закон не играют уже решающей роли, но главенствует только личная польза.

В конце Калиюги, Бог Разрушитель Мира (Шива) в своём неистовом танце уничтожает всю проявленную Вселенную и наступает временный период «небытия» или растворения всего сущего (пралая). Согласно «Бхагавата-пуране», весь космос входит в тело Бога Хранителя (Маха-Вишну), прекращая своё существование. Однако, через некоторое время, из пупа Вишну, покоящегося на кольцах Мирового Змея Шеша (олицетворение вечного времени) произрастает цветок лотоса, в котором рождается Бог Создатель (Брахма), творящий Вселенную, и весь цикл кальп начинается вновь.


Рецензии