Изр. гл. 4 Трактовки раввинов

    Хочется больше знать, больше. Но не домыслы и пресные перетирания событийности,  а подлинные события и их  всевозможные  трактования. Но не в угоду власти, а по-богословски.
        У нас, христиан, с  иудеями общая часть священного писания. Следовательно, по моему разумению,  трактовки  событий Ветхого Завета должны совпадать.
     Поэтому  оправдан смысл послушать, что раввин говорит еврею о Торе.  И что говорят их  мудрецы  о ветхозаветных событиях, сравнивая с христианской традицией - разве это не заслуживает внимания? Получить понимание как бы из первых рук. Ведь  праотцов признают и иудеи, и христиане, и мусульмане.
         Слушая лекции  известных, почитаемых в Израиле раввинов  Замира Коэна, Ашера Кушнира, я  получаю  для себя недостающие звенья  в познании  ветхозаветного Писания.
       Интересны трактовки вокруг другого ветхозаветного патриарха, Авраама,    особо почитаемого в иудаизме, столпа трех религий, называемых его именем - "авраамистические".

     Институт пророчества основывается на фундаментальной предпосылке, что из поколения в поколение Бог открывает Свою волю через тех, кого Он избирает для этой цели. Пророк — харизматическая личность, наделенная даром восприятия Божественного послания и способностью сообщать это послание людям. Будучи как бы устами Бога, он не избирает своей миссии, а избран Богом, зачастую вопреки собственному желанию, чтобы донести Его волю своему народу, не всегда готовому внимать ей.
       Поэтому пророчество — не ремесло, которым можно овладеть.

         Ветхий Завет нигде не объясняет, почему Бог избрал для  миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времен Ноя. Сам отец Авраама, Терах, содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вло¬жил молот в руку уцелевшего идола. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и раз¬бил их. "Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться", - закричал отец. "Если они не могут защитить сами себя, - ответил Авраам, - значит, мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?" Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие"
          Наследием Авраама и стал этический монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и что Его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно. В одном известном случае, когда Бог, казалось бы, поступает не вполне справедливо, Авраам упрекает Его: "Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?"    


       Монотеизм Авраама известен христианам, поскольку является праобразом монотеизма Христа. 
Авраам не только сам приходит к осознанию, что у мира должен быть единый Творец, но и проходит долгий путь, где в конце ему раскрывается часть секретов творения. Эти знания он передает сыну Исааку.
Но это были истинные знания о скрытом. Только когда многочисленные потомки Авраама, выйдя из Египта, образуют еврейский народ, тогда на горе Синай Творец в полноте раскрывает все секреты сотворения мира. Смысл и цель,  чтоб еврейский народ смог   осуществить цель творения.

        Но еврейская традиция имеет рассказать ещё очень много интересного, о чём молчит традиция христианская. 
      Так, например,  евреи считают, что самый добрый человек на земле был  именно  праотец Авраам. Он  был необыкновенно, непостижимо для нашего человеческого понимания  добр. В какой-то момент, когда Авраам в очередной раз задумался о смысле жизни и о своем служении Творцу, Творец раскрылся ему,  благословив его.  И  после некоторых «происшествий было слово Господа к Авраму в видении, ночью, и сказано: "не бойся, Аврам; Я твой щит».   Речь идет о главе 15 стих 1 Бытие.

   Казалось бы, смысл прост и   понимается одинаково: "Я - щит тебе, Я тебя защищаю".   Но от кого? Ответ кажется очевидным: от  многочисленных бед и потерь, обыкновенно переживаемых каждым человеком: отражение атаки врагов, стихийные бедствия, голод,  скитания, осквернение веры иноверцами -   "Я твой щит. Я тебя защищаю от напастей и недугов", - как бы говорит Бог.
 Таково привычное понимание  этой фразы.

Однако мудрецы каббалы, как комментирует Эстер Сегаль, говорят, что совсем не это имеется в виду. Всевышний как бы хочет сказать: «Я - щит тебе, Авраам. Я являюсь щитом, который защищает этот мир от тебя. Потому что самый опасный человек в этом мире - это ты, Авраам.  Я щит тебе, Я заслон между тобой и миром».

 Но зачем  щит между миром и Авраамом?
Каббала говорит так: Авраам - великий человек, и поэтому ему ни в чем не было отказа. Всевышний не мог отказать в просьбах дать потомкам того или этого. Поэтому приходится изначально ставить щит между миром, собой и  ним, чтобы не слышать его просьбы, чтобы потом не отказывать в них. Потому что Авраам настолько добр, он настолько щедр, что он готов дать всем и всё. А исполнение его просьб о благе ближних может вносить  незапланированные Творцом коррективы в  план развития мира. 

  Но его дети, как и современные потомки,  никогда не жили в мире друг с другом: потомки  незаконнорожденного  Измаила всегда досаждали потомкам законнорожденного Исаака.
И тогда всевышний  раскрылся Аврааму и сказал, что даст наследника, который будет прародителем избранного народа,
«И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» Бытие ( гл.17, 17-18)
Авраам никогда ничего не просил для себя. Поэтому Всевышнему приходилось защищать мир от него.
          И в Каббале написано, что каждое утро Авраам думал о новых проектах по усовершенствованию этого мира и пытался вложить их  в уши Всевышнему. И тогда Всевышнему придется сделать, как  хочет Авраам. Но  мир в таком случае имеет все шансы  разрушится, потому что если всем все давать без ограничений - это будет самая большая катастрофа.
     Каждый день во всех синагогах в молитвах постоянно несколько раз в день вспоминают именно того праотца. Почему именно его? Ведь были герои больше, чем Авраам. Но  Авраам, в отличие от иных, выполнял Тору еще до того, как она была дана народу через Моисея.
         В Талмуде мудрецы предполагают еще одну важную роль пророка.
        Как известно,  часто разным людям в разных концах света, на разных континентах  приходят одинаковые идеи.
        В научном мире  хорошо известен механизм продвижения новой идеи или открытия.  В начале некоторая  идея долгое время как бы витает в воздухе    и через какое-то время озаряет голову  конкретного ученого конкретным открытием. Информационное поле, содержащее  всё обо всём,  пробивается в этот мир и спускается в сознание  некоего человека, наиболее готового принять  в себя озарение.   После чего в разных уголках мира происходит дублирование данного открытия другими учеными.
      Хрестоматийный  пример с изобретением радио, когда с 1885 года ученые по всему миру:  Н. Тесла  Г. Маркони и А.П. Попов. Г.Герц  независимо друг от друга за один-два года дублировали открытие.
         Однако  у любой идеи только один автор, первым уловивший искомую информацию.
       И подвиг Авраама заключался в том, что он первым  спустил идею  самопожертвования в мир.
       Принести в жертву ребенка труднее, чем принести в жертву самого себя. В этом величие   поступка Авраама.
         Если бы Авраам  не согласился на это испытание, никогда ни один человек не смог бы пройти это испытание.  Он  обеспечил мужеством и героизмом своих потомков.  И они выдерживали только потому, что Авраам это выдержал.

        Какое неожиданное, глубокое и необходимое   нам всем толкование!    Какова  харизматичность фигуры! Многогранность! Сила! Как в каждом серьёзном деле!

В каждом серьёзном деле, // Кто-то обязан быть первым.
Но далеко не каждый  // Хочет мотать себе нервы.

Кто-то же должен, кто-то же должен, // Кто-то обязан быть первым.
Кто-то же должен, кто-то же должен, //Первый мотать себе нервы,
Мотать себе нервы, мотать себе нервы...

Бросить перчатку смерти //Сможет наверно не каждый.
Только под силу первым //Вызов ей сделать однажды.

       А ведь, действительно, и рок группа «Круиз», которой принадлежит авторство и исполнение песни,  в свое время очень убедительно доносила до молодежи эту мысль. Кто-то должен быть первым.  Кто-то первым   подвергается  новым  испытаниям, в великом множестве припасенным для рода человеческого,    остающиеся на памяти потомков как подвиги, легенды, былины.
          В быту каждый знает, что  трудности надо преодолевать. Надо уметь жертвовать собой. Совершить поступок. Героический поступок. Подвиг. Между первым и последним широкая шкала возможностей по прилагаемым  усилиям. По мере возможности  для каждого. Ведь подвиг - самый трудный поступок.
           И его совершали.  Александр Матросов, например. А затем его подвиг повторяли другие. 
       Испытания   неотъемлемой частью жизни  отражены и  в классике.
       Часто  писатели  перерабатывают   фактический материал,   на котором строят литературные образы, включая в их жизнь   тяжелейшие испытания.     Человека ведут по краю лезвия, на крайней грани возможного.
       Таков  шолоховский  Андрей Соколов из  рассказа  «Судьба человека». Его семейная жизнь и трудовая деятельность началась  вполне неплохо, но вскоре наступает  нескончаемая череда  испытаний  и лишений:  война, ранение, плен, побег и снова плен, тяжелый труд, голод, известие о гибели  семьи.
       Так раз за разом каждый из нас оказывается перед испытанием  и выбором.

      И  в   любое время, если хорошие сильные, героические примеры  для поддержания собственного духа иссякают, всегда удобно открыть  в 22 главе Книги «Бытие»:
2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
14. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16. и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.


      И хотя  жертвоприношение Авраамом сына должно было произойти на горе Мория, что в Иерусалиме, здесь, в свободном от ежесекундного  мелькания сотен  людей, в тихом пространстве пустыни   проще и удобнее предаваться размышлениям именно о пророках.

       Вот эта пустыня передо мной, которая, вероятно, во времена Авраама выглядела по-иному, а может,  и не была пустыней вовсе. Тем не менее земля у меня под ногами та же, что и пять тысяч лет назад.
Время здесь не подчиняется обычным законам мироздания. Прошлое, настоящее и будущее - это одно целое,  вечное, хранящееся   и в земле тоже.  Монолит этого «целого» не дробится  под ногами   временных жильцов мира сего,   не зависит от чинов, ни от курса волют. Вне категории продажного  «товара».  Из категории  ценностей вечных.
               
           Вот я стою монументально на вершине одного из многочисленных  холмов и, простерев руки в стороны, направив взгляд в небеса,  с развивающимися на ветру волосами,  транслирую всему миру: Смотрите! Снимайте! Слушайте! Снизу, сверху, сбоку – отовсюду на меня направлены кинокамеры…  Снимайте! Я свидетельствую всему миру! Всем человекам, расам, религиям! Верующим и атеистам, агностикам и язычникам!   
     Эта земля   испускает, производит, генерирует, воспроизводит!

      Здесь  другая среда, требующая раскрытия своей сути, приводящая к пониманию индивидуальности и неповторимости.  Как  при входе в воду первый раз требуется время для осознания природы этой стихии, её влияния, свойства, приложимые в  жизни  возможности.  Собственно говоря, это такое, эта вода?
        Так и здесь.   Только  иная стихия, не водная, а каменная.
        Камни. Камни. Кругом – одни камни.
        Смотрю через окно автобуса, в прошлое в историю  и мне представлялось, что вот я сейчас выйду на ближайшей остановке,  выйдут другие туристы, рассеются по сторонам, зайдут новые, купят билеты, пройдут на места. И как только  автобус с туристами отъедет, сделаю несколько шагов прочь, от трассы, и  упаду  бездыханно на эти камни, прямо тут, в двух шагах от обочины, пусть даже на глазах у всех проезжающих мимо: у водителя, у пассажиров, мне все равно,  и мне больше ничего, ничего не надо.

                Конечный   пункт   жизненного   пути  достигнут.
                Замри  и благоговей...


 Замри  и благоговей святостью,  облаченной в камни. Божественная субстанция, осязаемая тактильно и в духе.
 Ее можно потрогать. Пройтись по ней ногами. Присесть на нее. Положить ее кусочек на память в свой карман.
Ее можно видеть. Она   наполняет  огромный кратер Рамон,  заповедник Хай Бар, в котором живут  пятьдесят  видов животных, когда-то упомянутых в Библии.  А весной, которая наступает здесь в феврале, в этой пустыне распускаются чудные анемоны, маленькие яркие красные цветочки, как лепестки крови солдат национальной армии  ЦАХАЛ, проливших кровь в многочисленных воинах за свободу Израиля.   
К ней можно припасть –  всем своим бренным телом вначале медленно  опуститься на четвереньки,  на одну ногу, затем на вторую, затем опереться   ладонями, растянуться, замереть     и услышать звук иерихонских труб, звуками которых на пути из египетского плена в Палестину были разрушены стены осажденного Иерихона.   
Наконец, эту святость  можно вдыхать всеми тончайшими фибрами души. Напрямую. Без посредников. Без толкователей и интерпретаторов: источник – приемник, как в физике движение направленных частиц в проводе  от передатчика прямо к приемнику, и без помех. 
         И эти  слова, помещенные на огромный камень вдоль одной из трасс, пересекающих каменистость, как памятник пустыни самой себе,  открывающий изнуренным жарой путникам свою  душу:  «Пустыня – магия сна и мечты, красота молчания, нежная хрупкость, почти пустота, бриллиант солнца»
     The desert –
  The magic of sleep and dream,
  The beauty of the silence,
The delicate fragility of the nearly void,
  The brilliance of the sun.
  awakening -To know these,
  To stretch amongst them with care.

      Это скалистые горы,  которые видела, и каньоны, и лунные кратеры, ирисы, лаванды, акации и финики, горные козлы и перелетные птицы, немногочисленные оазисы, которые никогда не видела, навсегда в моем сознании влились в образ пустыни. 
       И этот самый обыкновенный  межгородской  автобус  Volvo, который вез меня обратно в Иерусалим,  приобретает иной смысл  только потому, что он исколесил эту страну вдоль и поперек, и уже этим причастен к святыне. И все эти туристы в этом автобусе кажутся не случайными,  а богом занесенными в эту страну именно сейчас, со мной, и они тоже  видятся как особые смыслы,    каждый по-своему   породненные со мной на этой земле.

        Здесь прочитывается каждое мгновение в глубину.  Биение сердца  сочетается с пульсом земли.

Британские аристократы окружают  себя  особым видом пейзажного парка, получившим название «английский парк».    Часть быта, устройство уюта, жизненного пространства в частных домах, виллах, усадьбах сопровождается благоуханием и пестрой гаммой цветов. Люди выходят утром на встречу с прекрасным на своем участке земли, на встречу  с розами,  ирисами, орхидеями. 

А здесь, в иудейской пустыне,  я хочу выходить каждое  утро  на встречу с… камнями.

И если здесь такие притягательные камни, то каковы должны быть здешние цветы, расцветающие  пышным ковром каждый февраль на этих камнях?

   


         До сей поездки мои встречи со святынями происходили точечно.
         Проедешь, бывало, полстраны родной,  попадёшь в храм, куда направлялся, предварительно перед этим томясь в длинных, порой многочасовых очередях, и - вот она,  например, Стопочка Пресвятой Богородицы в Успенской Почаевской Лавре,  или мощи Матроны Московской в Покровском монастыре.         
     Но чуть отойдешь от иконы, выйдешь из храма, окажешься за пределами монастыря – и всё,  моментально оказываешься в светском водовороте, захватывает мирское, поглощает суета.  Благодатные переживания    сжимаются  в каплю и остаются лишь очень глубоко в сердце.
      С таким богатым паломническим опытом, как у меня, я и не предполагала, предположить не могла, что святость может ощущаться на такой огромной территории. На всей территории страны. По крайней мере, все те места, где я успела побывать,  везде хочется передвигаться только пешком. Всюду храм под открытым небом. Не надо никуда занимать очередь, не надо торопиться успеть или не успеть к каким-то святыням, не надо узнавать расписание богослужений. Везде ощущается благодать.  И эти камни-то камнями назвать трудно. Скорее, свидетели и носители благодати.   

       Хочется ещё и ещё раз взять в руки Ветхий Завет, найти события, происходившие на этой земле, на которой стою, и перечитать их как бы погрузившись  в них во времени.

      А может,  есть смысл послушать больше от самих раввинов, как бы из первых рук?

Раввины в своих проповедях берут внимание более ударными аргументами, чем православные священники,  и оперируют интересными ходАми  в защиту истинности своей религии.
Иудаизм, христианство и  ислам - три монотеистические религии, имеющие общий корень. При том  каждая претендует на истинность.  Но как можно отрицать истинность какой-либо религии? Как её проверить?
 По мнению раввина Йоси  Мизрахи, сделать это очень просто. В книге, претендующей на божественное происхождение, не может быть ошибок. 
Если существует высшая сила, создавшая этот мир, то мы знаем точно - она никогда не ошибается. Почему? Мы видим, что если Бог смог создать мозг человека, Он знает что делает. Ни мусульмане, ни христиане не отрицают истинность иудаизма. Действительно, религии, выросшие из иудаизма и провозгласившие свою "истинную веру" должны были бы сказать, что все, что происходило до них - выдумка. Они все выдумали, а мы носители истинного знания. Однако никто из них так не сказал. Ни одна религия, ни одна секта ни разу не объявила иудаизм ложным учением. Все признают: иудаизм это истина. До определенного момента. Как только Аллах или Бог выбрали нас, мы стали избранным народом. Обратите внимание с чего начинаются их книги: они являются продолжением иудаизма. То есть, они пользуются теми же именами.  Все, что у них есть, взято из нашей Торы. Иудаизм начался на глазах тысяч мужчин  женщин. Все, стоящие на горе Синай, видели Божественное присутствие и слышали: «Я - Бог, выведший вас из Египта". Это видели все и слышали.

Ислам был основан 1400 лет назад группой людей,    чувствующих, что их жизнь пуста без великой цели.  Некий человек  из группы потомков Исмаила по имени Мохаммед  заявил, что ему явился ангел Гавриэль. Сколько свидетелей был у него? Ни одного. Нет ни одного свидетельства его рассказа. А в Торе сказано, что ни одна группа людей больше не придет и не скажет, что удостоилась Божественного откровения. Это обещание на все времена. Другие религии будут, но ни одна из них не начнется с истории, касающейся нескольких человек. Когда есть десять свидетелей, опровергнуть уже тяжело.

  При том если вы найдете хоть одну ошибку в священном тексте, математическую или географическую,  все пойдет прахом.
  Моисей получил Тору во время странствования в Синайской пустыне. Талмуд говорит, что Моисей получил Тору как бы под диктовку: Всевышний говорил,  а Моисей записывал.  Тора была записана как пишут диктант под диктовку. Таким образом,  Моисей не был автором, сочинителем, он был ее записчиком. Тора вся происходит из источника абсолютного божественного знания. Моисей получил сам план, по которому мир был сотворен в форме последовательности кодов, их принято называть буквы. Около трехсот тысяч букв.
        Мудрецы говорят, что в Торе есть более глубокие слои, чем обыкновенный текст, понятный всем при первом прочтении. Самое простое – буквальное понимание. Затем  намек. Затем экзегетика. И тайное внутреннее понимание или пророчества. В каждом их них есть еще по четыре. Каждый из пластов может трактоваться с семидесяти разных сторон.
Моисей получил сам план, по которому мир был сотворен в форме последовательности кодов, их принято называть буквы. Около трехсот тысяч букв.

Подробный план мира совершенно скрытый от непосвященных глаз. Письменная Тора представляет собой план мира и все в мире. От способа рассмотрения полностью меняется и понимание.     Множество не связанных друг с другом пластов понимания, которые составляют единое целое истинной реальности мира. Единство разного, их духовные корни зашифровано в Торе на многих пластах ее понимания.

Например, профессор  Элиягу Рипс - израильский математик, родившийся в Латвии, известный своими работами по геометрической теории групп, стал известен широкой публике как соавтор статьи о закодированной информации в Библии.
     Текст Торы при определенном рассмотрении представляет собой  коды - подряд без пропуска между словами,  и в каждой строке одно и то же количество букв.
       Профессор обнаружил в такой последовательности математическую закономерность, указывающей на  глубинную внутреннюю структуру, и при помощи компьютера вскрылись  намеки на современные  события, которые  при иных способах исследования текста обнаружить не возможно. 

       В Талмуде приведена красивая метафора, там  сказано, что Тора - это приправа для злого начала в человеческой душе. Иначе говоря, в каждом человеке есть два начала - доброе и дурное. И Тора является приправой для дурного,  имеющего нехороший вкус. Будучи сваренным и приправленным,   злое и дурное становится  удобоваримым и даже вкусным и приятным. 
       Некоторые считают, что евреи живут  ради Торы.  Наоборот. Тора дана для того, чтобы исправить зло в этом мире. Она является приправой для превращения несъедобного зла во что-то доброе и хорошее. Иначе говоря, Тора - это инструмент по превращению не очень удачного мира.  Он  построен по  определенному чертежу, но оказался не очень удачным. Потому что жильцы подпортили. Тора - это средство исправления этого плохого и невкусного мира во вкусный и прекрасный.

       Не ссоря никого ни с кем, хочется заметить, что  Великие Законы Вселенной, содержащиеся в Библии, зашифрованы, и ключ к этому шифру у каждого человека свой. Этот шифр определяется уровнем духовного развития человека. И Истины Библии не будут доступны тем, кто не должен ими владеть.

       Некогда,  шагнув в храм,  за входной дверью    мне   открылись  двери  познания.
  Выдержав первоначальную атаку агрессивных ревностных церковных бабушек как необходимое условие, как  проверку на некую готовность, зрелость устремления  к самостоятельному,  без посредников богопознанию,  за внешними свечами, иконами, церемониями, ритуалами    обнаружились    секреты мироздания, изнанка жизни, суть которой духовные процессы, - недостающие звенья в   полноте миропонимания.

      Не испугавшись узкого коридора и тесных врат,   
«Входите тесными вратами, потому что широки' врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны' врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матфей гл.7, 13-14) заложила тем самым начало к долгой дороге сюда, на эту землю.
       Знакомство с  территорией непознанного началось в обыкновенной приходской церкви, продолжалось годы и годы, изучалось, рутинно исполнялось и красиво подытожилось  здесь, на  святой  земле, чудесность которой заиграла для меня  непостижимыми ощущениями и углубленным  миропониманием; на земле, из которой исходят лучи бриллиантового перелива.   
      Как такое возможно?
       Что ж, с течением времени, накоплением собственного жизненного материала проявляется не случайность фрагментов  прожитого,   разрозненные события оформляются в единую систему. В которой осмысляется предназначение. 

Но
            
         Рано или поздно,   из путешествия во времени, пространстве и размышлений надо возвращаться назад,  «моя» иудейская пустыня заканчивалась, промелькнули последние пустынные поселения бедуинов, их верблюды  не  дефилировали более  вдоль трассы в ожидании очередного  любителя верховой езды меж двух горбов.               
 Более по этой дороге я не поеду.  Это направление закрывается в моей поездке.
  И  вот за окном  автобуса показались  окраины  Иерусалима.
Глядя  на эти кварталы,  повсюду наблюдала ходячий  электрический разряд высокой мощности,  носителями которого являются черные жуки. Я хочу видеть  здесь этих жучков на улицах  и вокруг них зону высокого напряжения.  Пренепременный местный атрибут  -


Рецензии