Изр. гл. 4 Черные жуки на теле Иерусалима
ИЛЛЮСТРАЦИЯ авторская
Рано или поздно, из путешествия во времени, пространстве и размышлений надо возвращаться назад, «моя» иудейская пустыня заканчивалась, промелькнули последние пустынные поселения бедуинов, их верблюды не дефилировали более вдоль трассы в ожидании очередного любителя верховой езды меж двух горбов.
Более по этой дороге я не поеду. Это направление закрывается в моей поездке.
И вот за окном автобуса показались окраины Иерусалима.
Глядя на эти кварталы, повсюду наблюдала ходячий электрический разряд высокой мощности, носителями которого являются черные жуки. Я хочу видеть здесь этих жучков на улицах и вокруг них зону высокого напряжения. Пренепременный местный атрибут -
ЧЁРНЫЕ ЖУКИ НА ТЕЛЕ ИЕРУСАЛИМА.
Хасиды - религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине 18 века за очень короткое время охватило еврейское население восточной Европы.
Первые хасиды появились на территории Израиля еще в 1777 году. Антисионистическое движение внутри образовавшееся отказалось признать государство Израиль и стало занимать проарабскую позицию отклонения от службы в армии.
Хасидизм основывается на Каббале, которая трактуется под углом зрения нравственного совершенствования и судеб еврейского народа.
Многие хасиды с большим скепсисом относились к сионизму еще до появления государства ИЗРАИЛЬ. Смотрели на евреев как на народ в ряду других народов.
Сионисты желали построить светское, националистическое государство. Они отказывались понимать мистическое значение изгнания евреев, призванных ждать прихода Мессии, который должен их освободить от ига иноплеменников и воцариться в Иерусалиме на горе Сион. Сионисты пытались своими силами создать Израиль, брали на себя миссию Мессии. При этом антисионизм хасидов не имеет ничего общего с антисемитизмом. На основе Каббалы хасиды учат, что каждый еврей является носителем божественного начала.
Говорят на идиш. Без идиша там невозможно стать своим. Противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы и языка Торы и полный отказ от традиционного молитвенного расписания. Именно поэтому их можно видеть идущих, стоящих, ползущих, висящих – всюду и вечно с открытой книжонкой в руках.
Именно они круглогодично носят черные брюки, старомодные черные пиджаки. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков. Почти всегда на голове хасида черная фетровая шляпа, из под которой видны пейсы, усы и борода. В торжественных случаях надевают меховые шапки. Особую символическую роль играет черный пояс, который завязывается на уровне живота или бедер. Галстуки стараются не носить, так как он напоминает им форму креста.
Кажется, они настолько срослись с этой незамысловатой пожизненной одеждой, по моему мнению давящей на психику любому нормальному человеку, и, видимо, чтоб не быть подверженному гнетущему влиянию черного, при любой погоде, по любой жаре, следует в ней сразу родиться.
Некоторые незамужние хасидки бреют голову и носят парики. Не трудно представить, что определенное направление парикмахерского искусства очень востребовано в Израиле. Особо ценятся натурального цвета, чуть вьющиеся тридцатисантиметровые волосы, обычно срезанные с подростков и молодых девушек. Самые выгодные территории по скупке волос для париков - Россия и Украина. Безвизовый режим располагает к такого рода бизнес проектам, а себестоимость на волосы в этих двух странах не сподвигнет на этот бизнес разве что самого ленивого. "Купим волосы, дорого", - пестрят через каждые полгода объявления на наших столбах. На самом деле для посредников цена смехотворная. А конечный продукт стоит очень больших шекелей.
Еврейское движение Хаскала (вторая половина 18 века) сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:
Спрашивает какой-то еврей у хасидов:
-Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
-Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.
-А откуда вы знаете, что это правда?
-Как откуда? Разве Господь, благословенно имя Его, станет разговаривать с обманщиком?
Чёрных жуков в избытке на улицах. Но уж очень необычные. Немного комично выглядящие как спички ноги из под брюк. Сутулые, не знающие ни спорта, ни физкультуры спины.
Не служащие в армии, занимающие политическое лобби для получения общественных средств для существования своих членов, создавшие для своих членов широкую сеть взаимопомощи, помогающую решать проблем повседневной жизни - беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, юридическая защита и многое другое – таковы фишки ортодоксальных евреев.
А детей их, коих шесть, а то и восемь, мне немного жаль. Хотя если подумать, жизнь их ожидает довольно беспечная в чем-то и очень ограниченная. Потому что религиозных евреев обеспечивает государство, и единственная их обязанность, которую они сами себе выбрали - это молиться и жить в соответствии с их религией.
P.S. Удобная позиция для социального паразитического балласта, оправдывающая безделие перед всеми остальными, не ортодоксальными евреями, создающими материальные блага для страны – «А мы за вас молимся!».
Если слово «Хасиды» так-сяк проскальзывает на слуху, то слово «Хареди» вообще никто слыхом не слыхивал.
Название и в некоторой степени самоназвание общины, строго соблюдающих заповеди ортодоксальных евреев. Община сформировалась после возникновения государства Израиль. Ее члены видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению неизменны или почти неизменны как минимум с талмудических времен.
В пищу они употребляют только особо кошерные продукты. Многие Харедим (на иврите - то же название только во множественном числе грамматически выражается в окончании -им в мужском роде) не используют интернет. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет общения во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов. Идеал мужчины - постоянное "профессиональное" изучение Торы. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими ее изучали сто лет назад. Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Большинство общественных мероприятий предназначено для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении. Браки заключаются преимущественно по сговору. Ни о каких добрачных отношениях речь не идет. Образование девочек и мальчиков - раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены.
Члены общины получают государственные пособия, участвуют в выборах, но практически не служат в армии, поскольку видят в ней источник разврата и повод прервать изучение Торы. На выборах голосуют так, как укажут раввины. Стремятся занять министерские и парламентские посты, на которых смогут работать на благо своей общины.
В самом Центре Иерусалима есть район, в котором живут Харедим. Это иерусалимский Гарлем. Мусор из квартир выкидывается где попало. Они считают, что в том забота государства. В их домах крохотные никогда не моющиеся окна, надежно заставленные от посторонних глаз. А проход по их кварталам любому иноверцу грозит непредсказуемыми проблемами.
Так 30.07.2013 полиция Ашдота начала расследование случая оскорбления и дискриминации со стороны представителя религизной общины в отношении несовершеннолетней девушки. 15-летняя жительница Ашдота возвращалась домой после того. как забрала из детского сада свою младшую сестру. Девушка была одета в юбку и майку, чем вызвала гнев религиозного мужчины. Он потребовал от нее, чтобы она ушла с улицы, где находится Ешива, религиозная школа, и шла за забором, который ограждает стоянку. "Здесь есть люди, изучающие Тору, а ты нескромно одета", - сказал ей мужчина.
Девушка не хотела вступать с мужчиной в конфликт, а потому ускорила шаг, но отказалась прятаться за забором, о чем сказала мужчине. На что тот отреагировал словами:"Почему ты такая упрямая?" и, вдобавок, плюнул в нее.
Испугавшись не столько за себя, сколько из-за того, что свидетелем этой неприятной сцены стала ее младшая сестра. девушка как можно быстрее отправилась домой и позвонила матери, рассказав о случившемся. Мать девочки вызвала полицию, однако, прибывший наряд на месте происшествия никого не застал. Расследование ведется.
Мать пострадавшей рассказала, что они живут в светском районе города. Детский садик и Ешива находятся рядом, на одной улице. Однако подобных инцидентов ранее не происходило. Следует отметить, что Ашдот преимущественно является светским городом.
В крупных мегаполисах мира каких только «национальных особенностей» ни увидишь – мелькают как ингредиенты в melting pot. (Так иногда называют Нью-Йорк - котелок, в котором всё перемешалось. В самом деле, кого там только нет!) От всех национальностей, этносов, субэтносов, от многообразия мишуры в виде расцветок, стрижек, походок устаешь.
Здесь же нет никакого ранообразия среди местного населения. Иерусалим – очень аскетичный город. Как внешне, так и внутренне. Здесь скорее однообразие многообразия, которое при ближайшем рассмотрении является обратной стороной медали страны.
Я хочу, чтобы были эти жучки. Эти хасиды. Эти харедим. Но в разумных пределах. Они как непременный атрибут Иерусалима.
Хоть они ведут паразитический образ жизни, паразитизм как таковой предусмотрен в живой природе. Он вносит баланс сил и позволяет не расслабляться.
******
Между тем вечер неминуемо приближался. Становится прохладно. Ветерок.
Немного запутавшись с дорогами и нужным мне направлением в районе «Арфы», решила, не мешкая, спросить любого первопопавшегося человека, поскольку выбирать было не из кого. Прохожих не было видно. Пройдя немного в указанном первым встречным направлении поняла, что меня намеренно ввели в заблуждение.
-Так-так, значит у местных жителей на улицах лучше ни о чем не спрашивать. Город-то какой… очень религиозный. Я тоже, молодец, додумалась у кого спросить… Но я же не виновата, что мне хоть еврей, хоть араб все на лицо одинаковые. Мне кажется, в моем случае араб был бы лучший вариант. Поскольку не понимала наверняка во внешности, можно нарваться и на ортодокса. По-моему, именно это со мной и произошло.
Все ж у нас как бы ни было, но таких отношений нет. Напротив, во все времена и везде «язык до Киева доведет». А здесь получается, что наоборот, от Киева уведет в противоположную сторону.
Вот тебе и «толерантные собратья» по авраамистическим религиям!
Села в автобус. Местное население можно увидеть в скоплении только в транспорте.
Только сейчас начинаю понимать, сколько у них детей. Половина из заходящих в автобус – многодетные семьи, трое-четверо маленьких детей, вполне даже норма. Если один ребенок – родители совсем молодые. Дети ведут себя спокойно. Не кричат. Не хулиганят. Младшие под присмотром старших. Садятся всего на несколько остановок. Видимо, не любят прохаживаться пешком.
Ну а мне очень в удовольствие пройтись по Bayit Vagan Street до гостиницы Rimonim.
Свидетельство о публикации №220101200360