Мбвана. Цикл Кристаллический базальт

Есть у меня лепший кореш - Саня Мбвана. Мбвана - это была не фамилия, а его погремуха. Редкая и необычная. Прочитали мы как-то всем двориком книгу о диких племенах Африки. Самых сильных белых людей они звали "мбвана". Что означало "вождь-хозяин". Сашка полностью соответствовал этому прозвищу. Очень крепкий, плотный, приземистый, широкий и надёжный. Занимался серьёзно и вдумчиво тяжёлой атлетикой и самбо. Решительный и упёртый, если что-то решил для себя - не своротишь. Летом мы гоняли на яхтах в городском яхт-клубе. Я матросом на "Кадете", Мбвана соло на "О Кее". Мы не расставались с детского сада. Жили в одном доме. Я на первом, Саня на втором этаже. Ходили в одну школу, потом в одну учагу в одной группе. Вместе дрались на районе. Самбо занимались тоже вместе. Читали одни книги и увлечения всякими разностями были тоже совместными. Сейчас у Сашки свой большущий дом и целый парк при доме токарных станков по дереву, где он и пропадает все вечера безвылазно. А началось всё с невинного увлечения резьбой по дереву, которое переросло у обоих в нечто большее и в результате которого в 90-е мы взяли под себя небольшую мебельную фабрику. Просто для души. Денег хватало и так. И клепали там, наравне с прогонными диванами и софами, штучную мебель с резными спинками и подлокотниками. Было дело.
 У Сани батя был свёрнут на деревяшках. Крупный инженер с оборонного завода, он ко всему подходил основательно. Советская школа. Сам сделал резцы для резьбы по дереву, сам осваивал навыки и инструмент. Самоучкой научился вполне себе прилично вырезать. У него был очень меткий глаз и точная рука. Плюс неплохо рисовал. И Сашку затянул. Но Мбвана рисовал так себе, зато упорство имел невероятное.

Я же рос балбесом, но у меня был взрослый знакомый художник-оформитель Юрка Кокшаров. Здоровый бугай отслуживший срочную в десантуре в Афгане, который когда-то неплохо боксировал, но теперь ещё более успешно пьянствовал. Что не мешало ему прекрасно рисовать. Юрка умел всё. Он прекрасно резал по дереву, травил гравюры на цинке, гравировал, писал замечательные картины. И учил меня потихоньку. Меня завораживали скупые, точные движения его обожжёных кислотами рук. Все в шрамах, с остатками ногтей, они, казалось, не имели отношения к бедовому хозяину, шмыгавшему не единожды перебитым носом, и жили своей какой-то потрясающе прекрасной жизнью.

Рисовал я тоже неплохо и Юрка постепенно научил меня основам, дал понятие перспективы и пропорций, припёр мне домой старенький выжигатель и гравёр. Потом сделал мне пару универсальных резцов из напильника и надфиля, показал, как затачивать и прочёл лекцию о породах и свойствах древесины, перемежаемую ненормативной лексикой, чтобы было более доходчиво. Так же он притащил мне сухой липовый чурбачок и показал, как правильно наносить трёхмерную проекцию на деревяшку, чтобы вырезать фигурку. И понеслось. Я буквально заболел резьбой. Вырезать узор мне не нравилось. Это была кропотливая работа, требующая точности. Я никогда не был усидчивым. Мне нравилось вырезать фигурки, лица, что-то непонятное даже мне. Какие-то вычурные подсвечники и подставки, контуры которых я потом находил на картинах Дали, когда открыл его для себя.
 Мы с Саней объединили усилия и дело пошло. Придумывали вещь, расписывали и обговаривали детали. Потом я рисовал и начиналась проработка. Всю мелкую и точную работу делал Мбвана. Тут ему не было равных. Я оформлял общие линии и прорабатывал настроение. Как-то раз Саня пришёл и попросил придумать интересную рукоятку под нож. Я долго думал, пока Сашка сам не подкинул мысль - сделать в форме женского тела. Было нам лет по 16 и воспитание у нас было достаточно пуританское. Понимали, что если спалимся с этой рукоятью - нас взгреют. Но именно это и подогревало . Я долго ломал голову, как изобразить ? Понятно, что представление о женском теле мы имели. Не последнюю роль сыграл здесь Юрка, который завалил меня альбомами с набросками Да Винчи и Микеланджело. Но нужно было сделать максимально деликатно. И я нашёл.

Я набросал на листке эскиз. Девушка сидит на коленях, максимально согнувшись и плотно прижавшись к ним грудью. Руки вытянуты вперёд и прижаты к земле. Голова опущена вниз. Только волосы разметались по плечам. Сашке понравилось. Он притащил откуда-то плашку ясеня и я перенёс проекцию на брусок. Мбвана унёс его и пропал . Через неделю прибежал с загадочным видом и сунул в руку свёрток : " Гля, Митька !" Я развернул и увидел прекрасно выполненную фигурку из дерева. Сашка был всё ж таки мастером. Он сделал её точно по руке. Было что-то очень интимное в этой вещи, которая ложилась в мужскую ладонь всеми женскими изгибами как влитая. И только кокетливо выглядывали из-под мизинца гладкие ягодицы, поджатые к узким изящным маленьким пяткам. Спереди, из-под распростёртых рук и буйной копны волос , вытекало холодным родником зеркальное острое жало ножа. С материалом Мбвана угадал абсолютно. Тёплый красноватый светлый ясень давал естественный цвет кожи. Попадание было настолько точным, что вещь не хотелось выпускать из рук.

Я только головой потряс : " Ну, ты даёшь, Саня !" Потом было много всяких поделок, но эта вещь была вне конкуренции. Мбвана сделал ножны и прятал нож на чердаке, под стрехой. Но однажды он зачем-то приволок его в учагу. И мы попали в наворот. Кто-то поднял деньги из портфеля у Лии Палны. Так звали одну из самых вредных училок в учаге. Она заперла нас в классе и ломанулась за директором. Директор у нас был мужик не страшный и мы как-то не испугались, но вернулась она с его замом Гришей, а тот был настоящий Цербер. Надо отдать должное - справедливый.За это и уважали. Скидывать нож было поздно. Гриша методично перетряхнул все сумари и вытряхнул Сашкину "прелессть" на пол.

Увидев нож, Гриша побагровел, но рассмотрев рукоять просто лишился дара речи. И понеслось ! Чтоб Мбване не страдать в одинокого я тоже сознался, что нож мой. Сначала нас потащили к директору, потом быстро соорудили комсомольское собрание и страшно удивились, что я не комсомолец. Хотели изгнать с собрания, но я упёрся и остался с лепшим корешем. Мы вяло отругивались два дня, пока нам шили распущенность и порнуху. Потом Лия притащила в учагу целого ментовского капитана. И вот тут наступил момент истины ! Думаю, если бы капитан оказался каким-то кабинетным службистом, то неизвестно, чем бы всё обернулось. Но капитан оказался честным "опером". Он глянул на нож и удивлённо вздёрнул брови. Потом , уже более внимательно и остро, посмотрел на нас. И припечатал : " Хорошая вещь. Эти и в тюрьме не пропадут. Там такие на вес золота."

Нож, конечно, изъяли. Было потом у Мбваны много ножей. Да и у меня тоже. Но этот вспоминаем до сих пор. Странное дело вот. И Юрку Кокшарова давно уж убили в пьяной драке, и отца у Мбваны давно нет, а резцы Юркины до сих пор у меня дома живут. Сточены под ручку уже, а режут. И Сашка без дерева жить не может. Целую столярку себе смайстрячил. Захожу, бывает. Вспоминаю детство.

И ещё висит у меня дома на стене картина. Церковь полуразваленая в снегу и рядом старый тополь. Вроде, просто всё, а сердце щемит. Память о Юрке Кокшарове - бузотёре, матерщиннике и талантливом человеке, которому было на нас, шпану, не наплевать.


Рецензии
Художественным рассказом это назвать трудно, но как житейская история, рассказана хорошо. Желаю автору дальнейшей работы, особенно по дереву.

Яцук Иван   30.01.2021 21:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Спасибо.)

Дмитрий Бутко   31.01.2021 08:51   Заявить о нарушении