Абанган, сантри, прияи и христиане в Индонезии

В. А. Цыганов   
История Индонезии. Часть 2. М. 1993.


Однако для понимания общественных процессов начала XX в., идейных побудительных мотивов, движущих индонезийцами, прежде всего яванцами, одной классово–социологической системы недостаточно. Необходимо также учесть как социоконфессиональные, так и социокультурологические императивы. Религиозные верования жителей «мусульманской» Явы носят синкретичный характер. На исконные анимистические верования, перемешиваясь с ними на всем протяжении ее истории, накладывались (в разных районах с разной интенсивностью) заимствованные религии. Одна из них, политеистический индуизм с культом даря–бога, особенно закрепился при дворах яванских феодальных владык, среди сановной бюрократии. Монотеистический ислам особенно глубоко внедрился в прибрежных территориях Явы и ряда других островов, вдоль международных торговых путей. Смешение в разных пропорциях этих религий и верований обусловило складывание трех социокультурных стереотипов, выделяемых самими яванцами и в конечном счете опирающихся на три социальных слоя. Один из первых западных исследователей проблемы американец К. Герц характеризует их так: «Абанган — … течение, делающее упор на анимистический аспект всеобъемлющего яванского синкретизма и широко соотносимое с крестьянскими[8] элементами населения; сантри—… подчеркивающие исламские аспекты синкретизма и в целом принадлежащие к торговым элементам (равно как и к определенным[9] слоям крестьянства), и прияи, подчеркивающие индуистские аспекты и относящиеся к бюрократическому элементу, — вот три эти суб–традиции».

Лица, считающие ислам руководящим началом во всех (в том числе политических) деяниях человека, сведущие в мусульманской догматике, обрядности, морально–правовой системе ислама (шариате), неукоснительно их придерживающиеся и воинствующе требующие того же от других, получили на Яве прозвище сантри. Многие из них окончили мусульманские школы (песантрены), совершили хадж, были имамами, служками при мечетях и т. п. Сантри представляли преимущественно буржуазные, отчасти мелкобуржуазные слои деревенских эксплуататоров, кулачество, средних и часть мелких национальных торговцев.

Более многочисленна социокультурная группировка абанган, Это номинальные, «статистические» мусульмане, лишь эпизодически отправляющие обрядовые ритуалы, пренебрегающие шариатом ради обычного права — адата — и тяготеющие к анимизму, культу духов предков, часто к мистицизму. Их мировоззрению присущ примат мирского над религиозным. Абанган представлены пролетарскими и промежуточными слоями (предпролетариат, ремесленники, городские низы) и крестьянством, преимущественно бедным.

Противоречия, между сантри и абанган обычно принимали острый, нередко антагонистический характер. Воинствующие сантри клеймили своих оппонентов как маловеров и даже еретиков, лжемусульман, грешащих политеизмом и мистицизмом, и стремились «повернуть их к истинному исламу». Абанган же насмехались над «начетничеством, фарисейством, арабофильством» сантри, их высокомерием и верой в собственную непогрешимость; осуждали их как «отступников» от обычаев и традиций родины.

Что касается прияи, то это была узкая, как правило, получившая начатки западного образования аристократически–чиновная прослойка, в основном образующая среднее и низшее звено яванской колониальной администрации. В постколониальном обществе они воспроизводили себя уже как служилая интеллигенция, «люди свободных профессий» — словом, часть «новых средних слоев». При схожем с абанган «поверхностном исламизме» они тяготели к культивировавшейся в прошлом индуистско–яванской религии. Как и абанган, они нередко склонялись к «кебатинан» — мистическим, часто неисламским учениям и сектам, которые были еретическими в глазах ортодоксальной мусульманской религии. В противоборстве сантри и абанган, естественно, прияи стояли ближе к последним, хотя и не упускали возможности подчеркнуть свой более высокий социальный и культурно–образовательный статус.

Христиане (католики и протестанты), проживающие преимущественно на окраинах архипелага, составляют четвертый социокультурный тип; Противоборствуя с воинствующими мусульманами–сантри, они выступали естественными союзниками абанган. Опираясь в общественных низах на крестьянина, мелкотоварного производителя, они вместе с тем выдвинули (ввиду более высокого уровня образованности) относительно больше представителей новых средних слоев, гражданской и военной интеллигенции, чем яванцы.

Но разграничительная линия между социально–политическими и культурно–религиозными ориентациями индонезийца пролегала не только по классово–конфессиональной линии, но и но антиномии традиционалист–модернист. Первый воспринимает сложившийся общественный, политический, религиозный и общинный порядки как нечто данное, естественное и должное; склонен повиноваться традиционным авторитетам, настороженно относиться к переменам, особенно привнесенным извне.[10] Модернист же рассматривает общество как подверженное переменам, склонен ставить под сомнение установившиеся авторитеты и ценности, полагаться на рациональные решения, обращаться к опыту Запада, «более цивилизованных» европейских или арабских стран[11].


Рецензии