Изр. гл. 5 Александровское подворье

            Русское Александровское подворье,  первый русский храм, построенный на Святой земле.  В 1896 году храм был освящен в память о почившем Государе Александре Третьем, создателе Палестинского общества.
                Земля, на которой стоит подворье,  была приобретена у эфиопского духовенства и первоначально предназначалась для здания русского консульства. Консульство, однако, для удобства было построено не здесь, а на Русских постройках, за пределами Старого города.
             В ходе строительства  наткнулись на множество  древностей: Иерусалимская стена периода Ирода Великого, порог Судных врат, были обнаружены остатки городских ворот, в которых по обычаю ведомому на казнь последний раз зачитывался приговор, который после ворот обжалованию не подлежал, фрагменты стен и каменный престол базилики Храма Вознесения времен правления императора Константина Великого, фундамент базилики храма Гроба Господня, и останки других сооружений.  После завершения раскопок прямо над ними началось строительство подворья.
                Захожу.
             По обыкновению зашел в храм, пусть даже самый большой, и сразу, увидев его архитектурную форму, понимаешь, где что, и по какому маршруту двигаться.  Всегда при входе  сразу угадывается архитектурная форма строения: или это храм в форме круга, который, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность, или  в форме восьмиконечной звезды, символизирующий Вифлеемскую звезду; или форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания.
                Здесь  же  помещения подворья встраивались в свободное от исторических  артефактов пространство, не совсем храм в привычном понимании, куда зашёл, и сразу сориентировался - вот свечной ларек, вот там солея, за ней - алтарь,  - все как на ладони.
 Зашел вроде как в храм,   но оказался  у кусочка стены древнего Иерусалима.  И где искать сам  привычный храм с его алтарем, пределами - не понятно.
         Длинный коридор подворья   распадается на два направления. Повернула направо.
         Двенадцать древних  ступеней ведут вниз к  арке на двух колоннах огромной базилики, как считают некоторые археологи, воздвигнутой над Гробом Господним Святой Еленой и Святым Константином Великим. Другие же историки и археологи относят ее к еще более древнему памятнику - одному из пролетов арки, которая вела к храму Юпитера.
            Дальше,  за аркой, поворот налево - еще древности.
             При строительстве археологи наткнулись на остатки массивной стены, камни которой свидетельствовали о том, что ее возраст более двух тысяч лет. Сохранилась она высотою в два с половиной метра. Между двумя ее пилястрами уникальная святыня, порог, - порог от городских ворот, через которые предположительно прошел Иисус по пути на Голгофу.   Потертый, с четкими следами выбоин и петель бывших некогда здесь врат. В обе стороны от ворот тянутся неровные плиты древнейшей мостовой. Это третья по значимости христианская святыня Иерусалима.

             Присела на ступени.
            На стене над порогом Судных врат установлены двадцать три черные мраморные доски с золотыми буквами   имен благотворителей храма.

             Подняла глаза под потолок.   Никакого купола. Горизонтальные   плиты перекрытия. Наверху три арочных окна в  красивой яркой мозаике, изображающей распятие. Слева на стене  небольшие иконы.  Прямо у стены живые  цветы на тумбочках, хотя по   архитектурной логике храма, по привычной логике должна быть солея или алтарь.   Трудно понять,    где что. 
               Перед этими воротами приговоренному в последний раз зачитывали приговор, после этого он уже не подлежал обжалованию. Далее осужденного к распятию сопровождали только легионеры-охранники и палачи. 
              Нынешняя стена, отделяющая с запада Старый Иерусалим от Нового (между Дамасскими воротами и цитаделью) во времена Спасителя не существовала. В то время она проходила совсем близко, но восточнее и имела ворота в этом же направлении под названием "Судные врата".   Воздвигнута же была стена Иудейским царем Езекией при наступлении на город ассириян в 8 веке до РХ и два века спустя восстановлена Неей, наместником Иудеи под властью Персии. В 445 до н э он прибыл в Иерусалим и ему удалось побудить народ восстановить городскую стену в кратчайший срок. В этом виде стояла стена  в те дни, когда Спаситель  шел через на  суд через эти врата.

               Фрагмент порога с мостовой закрыт стеклянной витриной и обнесен с трех сторон чугунной ажурной решеткой, за которой возвышается высокий камень Голгофы, выкупленный у греков за огромные деньги.

               В самой стене  как бы прореха. Пока я сидела и сидела на древних ступенях и изучала врата с порогом,  через нее  протаскивались люди. Медленно, аккуратно просачивались  за стену, потом обратно.

                Через  то самое «ушкО»!

                Каких только небылиц ни слыхала об  том самом ушке и верблюде!
 Все-таки до сих пор во многом у православных мифологизированное мышление.  И объясни, что  ушко - это название ворот, приведи  факты, рассей туман - все равно будут верить в игольное ушко  у иголки для шитья и верблюда, способного протиснуться через него, буквально.
                Слушатели на катехизаторских  курсах, с которыми затеялся разговор на эту тему,   хотели помимо истинного понимания ушка  воспринимать его еще   как  красивую метафору непонятного происхождения, и некоторые,  наиболее рьяные верующие   понимали термин   буквально, логично мотивируя, что не существует ничего невозможного для бога.
                "Удобнее верблюду пройти сквозь игольный уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное". (Мф. 19, 23, Лука 18:25).
                С заходом солнца ворота в древний город закрывались, и припоздавшему путнику попасть в Иерусалим можно было только через "игольное ушко", - так называлось отверстие в городской стене.  Узкое, чуть расширяющееся кверху отверстие,  достаточное, чтобы человек мог пройти согнувшись.  Использовалось для прохода в город в ночное время запоздалых путников  и  пастухов.

                Самое просторное помещение подворья занимает Церковь Святого Александра Невского  с необыкновенно впечатляющим  деревянным резным иконостасом  с двумя ярусами икон на золотом фоне.
                Дорогой стиль. Внешний аристократизм.
Высота зала десять метров, длина двадцать два метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который ученые и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведенного им в 4 веке.
                Около Распятия в Храме находилась картина И.Е.Репина "Несение Креста". На обратной стороне надпись: "Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме. приношу в дар Иерусалимской русской церкви "На раскопках". Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещен на левой стороне при пороге ворот. Прошу на литургиях помнить имена моих родителей Евфимия и Татияны. И.Репин 1898".

                В притворе храма находится памятная доска с надписью: "Церковь во имя св. благоверного Александра Невского основана на месте останков храма, сооруженного св. равноапостольным царем Константином .1887-96г г."

                Жаль, что не могу, как Иван  Репин, преподнести в дар свою иконопись! А как бы могла сотворить окладную икону, но не из традиционных латуни, жести, шитья или жемчуга. Мне нужны малахиты, лазуриты, амазониты,  родониты,  ювелирно обточенные,   с живым цветом, дышащие жизнью, пусть даже своей  каменной жизнью. (Ведь в камнях больше жизни, чем в иных человеческих сердцах). 

                Для любого входящего здесь два центра притяжения - православная реликвия и историческая реликвия.  И обе от этого сосуществования увеличивают в разы свою значимость и приобретается  первое - для души, второе - для ума, история. По сути это место  -  археологический комплекс с храмом Александра Невского, а так же жилые и рабочие комнаты Императорского Православного Палестинского Общества. Вот куда я попала. Сразу несколько парадигм под одной крышей. Естественно создает ауру, до селе мне не знакомую.
   Вплотную к церкви примыкает музей, хранящий  небольшие предметы, обнаруженные при раскопках: подвесные светильники, подсвечники и дверные замки с львиными головами.  Многие глиняные поделки в виде ламп, чаш и привесок имеют коптское происхождение. Зашла, лишь окинула взглядом.
  Стены церкви украшены иконами и картинами кисти Н.А.Кошелева, специально посетившего Палестину для того, чтобы написать их для этого храма.
           Еще раз взглянув на последнюю остановку - Судные врата, перед которыми осужденному в последний раз зачитывался приговор, который после этого уже не подлежал обжалованию, оставила за спиной подворье.  Начало   обратному отсчету «скорбного  пути» было положено.


Рецензии